История становления и развития социологии



 

Становление социологических идей

 

Развитие социальных идей тесно связано с развитием философии. Именно в недрах философского знания, а конкретнее, в сфере социальной философии необходимо искать предтечу современной социологии. Зарождение социальной философии происходит в Древней Греции. Платон и Аристотель первыми подошли к проблеме функционирования и устройства государства и общества. В это же время появляются социальные утопии – описание несуществующих, идеальных типов общественного устройства.

Значительную роль в становлении социальной философии внесли работы средневековых теологов – Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Особую роль в формировании социологии сыграли мыслители эпохи Просвещения. Работу Ш.Л. Монтескье «Дух законов» (1748 г.), многие ученые считают социологической, а самого автора – основоположником социологии. Монтескье анализирует политические проблемы общественной жизни, уделяя внимание принципу разделения властей, в дальнейшем ставшему основой устройства буржуазно-демократических государств. К Монтескье восходит формирование социологической теории «географического детерминизма», связывающей социально-политическую и экономическую жизнь людей с влиянием климата, географической среды и численности населения.

Результаты революции 1789 г. привели к пересмотру рационалистических теорий Просвещения. Возник вопрос о необходимости реформирования учения об обществе и поиске новой методологии изучения общества. Естественным казалось обращение к методологиям точных наук. К.А. де Сен-Симон и его секретарь О. Конт в 1822 г. составили «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», где отстаивалась необходимость создания науки об обществе, на базе методологии физики. Новая наука именовалась «социальной физикой». В науке появилось новое направление – позитивизм. Позитивизм можно понимать двояким образом, как доктрину, согласно которой только истинное знание является научным, т.е. способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных; это социологический подход, базирующийся на возможности перенесения методов точных наук в социальные.

В 1839 г. О. Конт предложил новый термин для обозначения науки, изучающей общество «социология». В основу научной базы социологии легли теории клеточного строения живого организма (Шлейден и Шванн - 1838–1839 гг.) и эволюционная теория Ч. Дарвина. В XVII–XIX вв., уже были разработаны методы количественного исследования социальных процессов (Э. Галлей - XVII в., Лаплас - XVIII в.), а также методика эмпирического выведения статистически рассчитанных закономерностей (А. Кетле - 1835 г.). К формированию социологии как самостоятельной науки привело развитие политики, права, политической экономии, истории и социальной философии. А.Р. Тюрго (1727–1781) - экономист, социальный философ, политический деятель и Ж.А. Кондорсе (1743–1794) – историк и философ-просветитель, рассматривая историю как постепенное совершенствование человеческого рода, утвердили в европейском социальном мышлении идею прогресса, причем прогресса, совершающегося в противоречивой форме «неравенства прогресса народов».

Социология возникла на этапе перехода от традиционного к индустриальному обществу (быстрый рост городов, промышленного производства, научно-технического прогресса, новых социальных групп и классов). В обществе усиливается антагонизм между богатыми и бедными и возникает новый, средний класс, заинтересованный в общественном порядке и стабильности. Средний класс выступил своеобразным "заказчиком" социологических исследований. В это время складываются два основных направления социологии — эволюционное, реформистское (О. Конт) и революционное, (К. Маркс), предложившие конкретные решения проблем развития общества.

 

Классическая социология 19 века

 

В истории социологии XIX в. можно выделить три основных направления развития научной мысли: позитивистская социология (классическая социология), марксистская социология, «понимающая» (неклассическая) социология.

Позитивистская (классическая) социология. Наиболее яркие представители: О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Можно выделить четыре принципа классической методологии:

— социальные явления подчиняются законам, общим, как для общества, так и для природы;

— социология должна строится по образу естественных "позитивных" наук;

— методы социального исследования должны быть столь же точными, как и методы изучения природных явлений;

— важнейший признак научности - объективность содержания знания, т.е. его свобода от ценностных суждений и идеологий.

Огюст Конт (1792–1857) считал, что социология является конкретной, актуальной наукой, основанной на фактах, доступных эмпирическому наблюдению, т. о., социология является позитивным знанием. Конт считал, что социология должна исследовать взаимосвязь фактов, и специфику их функционирования в рамках больших систем (общество, человечество). Конт ввел иерархию наук – поступательное развитие наук от простых к более сложным: математика – астрономия – физика – химия – биология – социология. Конт сформулировал предмет социологии, и закон трех стадий социального и интеллектуального развития. В своем развитии общество проходит через «теологическую», «метафизическую» и «позитивную» стадию. «Теологическая» стадия характеризуется господством в обществе религии и религиозного (некритического) типа мышления. «Метафизическая» стадия характеризуется господством в обществе философии как умозрительного и бездоказательного типа мышления. «Позитивная» стадия характеризуется господством науки, рационального типа мышления, используемого для практического преобразования общества.

Конт ввел в социологию понятие социальной статики и динамики. Социальная статика изучает социальный порядок и структурные элементы социальной системы. Социальная динамика исследует социальные процессы и изменения. Динамика - социальный прогресс, в основе которого, по мнению О. Конта, лежит духовное, умственное развитие человечества. Основой общества является всеобщее согласие, солидарность. Сущностью социальной динамики является прогресс, как развитие в обществе социального порядка. Основными методами социологии являются наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Не все идеи Конта были адекватными (гигиена ума), а некоторые были утопичны (социократия).

Г. Спенсер (1820–1903) был родоначальником эволюционно-органистского направления, характеризующегося применением аналогии общества с биологическим организмом. Общество, как и живое существо, развивается от простых форм к сложным по определенной схеме. 1. Общество как организм наращивает свою массу в ходе развития, т.е. растет численность населения, увеличиваются материальные ресурсы. 2. Рост массы приводит к усложнению структуры, что проявляется в росте числа социальных групп, социальных институтов и других компонентов общества. 3. Усложнение структуры сопровождается дифференциацией (разделением) функций, которые выполняются отдельными составными частями общества. 4. Дифференциация функций ведет к постепенному усилению взаимозависимости и взаимодействий частей общества. 5. Если этот порядок нарушается, то начинается регресс.

Наиболее устойчивыми являются простые примитивные общества, их составные части однородны и взаимозаменимы. В развитом обществе экономический кризис может привести к краху всех сфер жизни. Уязвимость современного общества - в его сложности, и взаимозависимости частей. С развитием общества увеличивается роль политики как регулирующей и контролирующей системы (аналог мозгу и нервной системе). Вмешательство государства в жизнь общества ведет к его деградации, т. к. развитие человека происходит в результате "естественного отбора", эволюционно.

По Спенсеру существует три вида эволюционных процессов: 1) неорганический (камень – песок);

2) органический (всё живое);

3) надорганический (общество).

Э. Дюркгейм (1858–1917) является основателем современной социологии. Он первым выделил предмет социологии — социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Общество есть совокупность социальных фактов, являющихся элементами социальной реальности. Социальные факты это способы мышления, чувствования и деятельности, определяемые нормами и правилами, находящимися вне индивидов, и наделенные принудительной силой по отношению к конкретному человеку. К социальным фактам относятся законы, обычаи, языки, денежная система, религия и т.д.

Дюркгейм развил идею социальной солидарности, понимая ее как совокупность условий и факторов, способствующих интегрированию индивидов в сплоченные социальные общности путем создания системы прав и обязанностей, связывающих людей друг с другом. Социальная солидарность основывается на принципе разделения труда. Существует два вида солидарности: механическая солидарность (принудительная) – доминирует в архаических обществах, основывается на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность (естественная) – характерна для современного общества и основывается на разделении труда.

Дюркгейм разработал теорию аномии – состояния общества, для которого характерна слабость или отсутствие социальных норм. Теорию аномии Дюркгейм развивал в русле социологического объяснения самоубийства. Он выделил 4 вида самоубийств: 1) эгоистическое – человек изолирован от сообщества (Я-основная ценность); 2) альтруистическое – от чрезмерной привязанности, любви к людям; 3) фаталистическое – связано с чрезмерной зависимостью от общества; 4) аномическое – связано с недостатком социальных норм. В центре внимания Дюркгейма стояло взаимоотношения индивида и общества. Общество выступает как внешний фактор, осуществляющий контроль над действиями индивида, но общество должно быть организовано, а индивид – воспитан. Общество, по Дюркгейму, существует в индивидах и через индивидов. Оно является композицией и идеей верований, чувств, которые реализуются индивидами. Дюркгейм разработал правила социологического метода. Общее требование к методике – методы должны быть объективными. Социальные факты должны изучаться на основе наблюдения.

 

Марксистская социология

 

Важный вклад в развитие мировой социологии внес К. Маркс (1818–1883). К. Маркс вместе с Ф. Энгельсом разработал теорию общественно-экономических формаций на основе материалистического понимания истории. Материалистическое понимание истории исходит из положения, что способ производства и обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. История объясняется развитием производительных сил общества. Исторические эпохи соответствуют общественно-экономическим формациям (ОЭФ), главной характеристикой которых является способ производства материальных благ. ОЭФ - это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Каждая формация - особый социальный организм, функционирующий и развивающийся на основе двух типов социальных законов - генетических и структурных. Экономические отношения объясняют все социальные процессы и явления. К. Маркс ввел понятие базиса – как способа производства. Он состоит из двух компонентов:

1) производительные силы (люди и средства производства);

2) производственные отношения.

Производственные отношения включают в себя:

1) форму собственности на средства производства;

2) отношения распределения и обмена;

3) отношения потребления.

От базиса зависит и им определяется надстройка. В надстройку входит вся социальная жизнь общества (политика, государство, церковь, мораль, наука, право, эстетика, социальные отношения).

Существуют следующие законы марксизма:

1. Соответствие производственных отношений к характеру и уровню развития производительных сил; если это соответствие нарушается, т.е. производительные силы опережают сложившиеся производственные отношения, то возникают революции.

2. Закон первичности базиса по отношению к надстройке.

3. Закон классовой борьбы и социальных революций.

4. Закон естественноисторического развития общества, в процессе смены.

5 ОЭФ: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической.

К. Марксу удалось создать теорию общества, легшую в основу развития теоретической социологии XIX – н. XX в. Маркс считается основателем конфликтологии. Марксистская социология в своей основе является позитивистской, но в ней присутствует определенный перекос, связанный с историческим интересом эпохи, под которым понимаются интересы пролетариата, как передового и прогрессивного класса. Поскольку пролетариат прогрессивен, постольку его интересы совпадают с общечеловеческими, т.о., пролетариат заинтересован в объективном анализе общественных процессов. С развитием марксистского социалистического и коммунистического политических движений появились представления о том, что только обществоведы-марксисты могут дать объективную картину общества и его развития. Произошла идеологизация социологии, результаты исследований которой ставились в зависимость от интересов политической верхушки коммунистических партий социалистических стран.

Основные разновидности марксизма ХХ в.:

- советский марксизм, развивавший жесткое «научное» и материалистическое представление о социальной реальности, видя в естественных науках основной метод познания;

- троцкизм – критические исследования характера СССР и изменяющейся природы капитализма ХХ в.;

- западный марксизм – главное и наиболее влиятельное течение в современной науке. Ведущие его представители – А. Грамши, Д. Лукач, Г. Маркузе, Франкфуртская социологическая школа, структуралистский марксизм Л. Альтюссера и т.д.;

- марксизм «третьего мира», исследующий капитализм в метрополиях, колониях и неоколониальных странах и возможности создания социализма с ведущей ролью крестьянства и т.д.

В настоящее время марксизм является важным измерением социального научного и социологического мышления, изучающим многие вопросы, не затронутые другими подходами.

 


Понимающая» социология

 

Неклассическая социология была разработана немецкими мыслителями В. Дильтеем (1833–1911), Г. Зиммелем (1858–1918) и М. Вебером(1864–1920). Они считали, что законы общества и законы природы принципиально противоположны, единых, универсальных законов развития общества не может существовать хотя бы потому, что человек обладает свободой воли, и общество развивается во многом благодаря личностному, индивидуальному «произволу» человека. Социология расположена на границе естествознания и гуманитарных наук, поэтому она и заимствует у них все лучшее. У наук о природе заимствуется приверженность к точным фактам и методология, у гуманитарных - метод понимания и отнесения к ценностям.

Немецкие социологи полагали, что социология должна исследовать индивида и его действия, потому что именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Социолог должен объяснять реальные действия людей на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Только подобный подход превратит социологию в понимающую и объясняющую науку.

Г. Зиммель и М. Вебер сформулировали основные принципы «понимающей» социологии.

1. Устранить из научного мировоззрения представления об объективности знаний. Социальное знание не должно претендовать на объективность и универсальность своих теорий.

2. Социология должна изучать свершившиеся события, воздерживаясь от т. н. "научных прогнозов".

3. Социологические теории должны строиться по правилам формальной логики и в соответствии с общечеловеческими ценностями. Это избавит науку от субъективного произвола.

4. Отнесение к ценностям, задающим общее направление всему человеческому мышлению должно лежать в основе интеллектуальной деятельности ученого.

5. Изменение ценностных предпочтений социологов определяется социально-историческими обстоятельствами, в которых они действуют.

Г. Зиммель стал основателем формальной социологии, проведя различие между формой и содержанием в серийном анализе. Социология – это методология всех общественных наук. Социология не имеет своего собственного предмета, но выделяется своим методом. Основная проблема социологии – это изучение социальных отношений в их динамике, становлении, в их противоречивой природе. Социологию интересует не общество и социальная структура сами по себе, а динамичный момент их становления и воспроизводства. Важны микропроцессы, из которых складываются крупномасштабные явления.

Зиммель определял "понимание" как "вчувствование" исследователя в действия индивидов с тем, чтобы выявить в совокупном предмете социальных наук чистые формы "социации" или общения. Социация является главным предметом изучения социологии. Социации – это формы, благодаря которым индивиды на основании разных интересов образуют общность для реализации этих интересов. Затем их необходимо систематизировать, обосновать психологически, описать в их историческом развитии. Чистая форма – это отношения индивидов, социальные отношения, изолированные от конкретных мотивов и других психологических актов.

М. Вебер – крупнейший представитель социологии к. XIX - н. ХХ вв. Для М. Вебера цель социологии – достижение интерпретативного понимания субъективно значимой человеческой деятельности. Деятельность индивидуумов составляет единственную социальную реальность, Вебер выступал против использования обобщающих понятий, если они не связаны с этой деятельностью. Понимание – это систематическое и точное исследование социального феномена. Рациональность "понимания" созвучна рациональности социального. А социальные действия соответствуют некоему "идеальному типу" (образцу), который выражает суть общественного интереса эпохи.

Понятие "идеальный тип" было важным вкладом М. Вебера в социологию. Идеальный тип конструируется как теоретическая схема, и соотносится с эмпирической реальностью.

Важнейшей категорией социологии М. Вебера было понятие социального действия (действие, направленное на другого человека, конечная цель которого-взаимодействие). Социальное действие должно отвечать 3 признакам: 1. наличие действующего индивида; 2. осмысленность действия; 3. ориентированность действия на других людей. С точки зрения рационализации (осмысленности) и мотивации, социальные действия делятся на 4 типа. Целерациональное действие – поведение ориентированно на рационально осмысленную цель. Ценностнорациональное действие - поведение, ориентированное на рационально осмысленную ценность (долг, честь и т.д.). Традиционное действие – действия, основанные на длительной привычке, обычаях, традициях (степень рациональности низкая). Аффективное действие – рационально неосмысленное действие, связанное с сильными эмоциональными переживаниями. С социальными действиями связаны социальные отношения, понимаемые как поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом, и ориентированное на это.

С понятиями рационализации и социального действия связана теория власти и господства, выдвинутая М. Вебером. Господство и власть явления разнохарактерные. Вебер выделяет 3 типа легитимного (законного) господства. 1. «Традиционное» господство – базируется на авторитете власти, передаваемой по наследству. 2. Легитимное господство (целерациональное) – господство в силу веры большинства в законность власти, избранной путем голосования. Рациональный тип господства, получивший свое ярчайшее выражение в бюрократии. 3. Харизматическое господство – авторитет личного дара (харизмы), необычной способности человека оказывать воздействие на других людей и властвовать над ними.

«Понимающая» социология оказала огромное влияние на развитие мировой науки. На ее базе развились множество направлений: интерпретирующая социология, символический интеракционизм, теории элит, социологическая феноменология, некоторые теории постмодернизма и т.п.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!