I. Еврейское судопроизводство 3 страница




щсствляя тем главную цель Моисеева законодательства — наиболь­шее развитие чувства свободы в народе. Отсюда и происходит то замечательное, наблюдаемое в истории израильского народа явле­ние, что в нем часто неизвестные личности вдруг являлись во главе народа и делались героями исторических событий. Здесь пророки эти великие деятели в истории израильского народа — находили защиту свободы слова и беспрепятственно бичевали пороки и пре­ступления не только обыкновенных людей, но даже и царей. Здесь способный человек — в каком бы он положении до того ни нахо­дился — мгновенно мог приобрести историческое значение; про­стой земледелец делался предводителем ополчения и освобождал народ от иноземного порабощения. Для пас были бы совершенно непонятны эти факты, было бы непонятно, как личность, даже жен­щина. вдруг становилась во главе народа, получала всеобщее при­знание в народе, если бы мы не знали устройства того живого обще­ственного организма, в котором все члены находились в органичес­ки нормальном отношении как к целому, так и между собою. Ко­нечно. такое патриархальное народное представительство было удоб­нее в немногочисленном народе, чем в больших нациях, но для нас в данном случае имеет главное значение идея этого представитель­ства, а нс применение се в новейших государствах. В тесной связи с такой основной идеей общественного строя стоят другие учрежде­ния Моисеева государства, составляющие и в настоящее время пред­мет стремления для социально-политических наук. Сюда относят­ся — всеобщая воинская повинность как выражение равного учас­тия всех членов государства в важнейших случаях его жизни; отсут­ствие сословных различий и привилегий, как выражение равенства всех пред законом и государством. Идея равноправия в Моисеевом государстве находила такое широкое применение, что даже и чуже­земцы нс исключались из пользования его наравне с членами госу­дарства. Это политическое равноправие находило для себя прочную опору в экономическом равенстве, в равном распределении матери­альных благ. Это последнее вместе с другими учреждениями, имев­шими целью сохранять экономическое равенство, препятствовать его нарушению, есть замечательнейшее явление вообще в истории че­ловеческих обществ, и ввиду того, что многие законодатели тщетно стремились к его установлению, даже рассматриваемое только как опыт законодательной мудрости, имеет глубокий интерес. На почве этого установления нс имело места ненормальное явление нашего времени — крайности богатства и нищеты, и страшный вопрос на­шего времени — устранение развития пауперизма, угрожающего потрясти и ниспровергнуть весь общественный строй, там находил счастливое разрешение. В общественно-семейных отношениях в Моисеевом государстве осуществлен также принцип новейшей со­циологии — равенство полов и нормальных отношений родителей к детям. Особенно обращает на себя внимание юридическое опре­деление положения женщины. Здесь она нс была бесправной рабы­ней деспота-мужа, нс заключалась в гаремы, а считалась полно­правной госпожой дома наравне с мужем и потому была так же са­мостоятельна, как и муж, открыто принимала участие в торжествен­ных собраниях народа и даже в политических событиях, — вообще пользовалась беспримерною на Востоке свободою, почти такою, ка­кую новейшая социология считает нормальною для новейших госу­дарств. И ряд замечательных фактов еврейской истории показыва­ет. как благородно и с какою пользою для государства пользовались они этой свободой. Наконец, Моисеево законодательство единствен­ное на Востоке, которое нс знает рабства в собственном смысле (древнем и новом) этого слова. рабства, которое унижало челове­ческое достоинство, отвергало естественную равноправность людей, создавало из людей целые массы каких-то средних существ между людьми и животными, вообще представляло собой вопиющую не­справедливость, полное попрание достоинства и прав человеческой личности. Божественный гений законодателя сумел это позорное явление рабства возвысить до нормальных, необходимых в обще­ственной жизни служебных отношений, почти до той степени, как они существуют теперь. Все эти замечательные по времени права личностей и классов народа находили для себя крепкую опору во всеобщем законоведении, которое достигалось самыми простыми средствами, как, напр., публичным чтением закона на народных со­браниях. Такое широкое по тогдашнему времени юридическое об­разование делало всех членов народа нс только способными отсто­ять свои права, но и давало возможность образованию и существо­ванию чисто народного суда, суда присяжных заседателей в его про­стейшей форме. Отсюда Моисеево законодательство и в судебном отношении является выразителем истинно человеческого суда. Оно, начиная с глубокой древности вплоть до прошлого столетия, пред­ставляет единственный пример суда, нс знавшего пыток и вообще жестоких, позорных казней. Полнейшее беспристрастие и строжай­шая неподкупность были высшим долгом и достоинством этого су­да. — следовательно, и здесь Моисеево законодательство служит представителем нормы, имеющей вечное значение и потому усво­енной новейшей социологией. Одним словом, все начала этого за- конодатсльства, в их общих идеальных выражениях, суть начала нор­мального развития общественных отношений, и как такие неизмен­но сохраняют и сохранят свое значение и для новейшей социоло­гии.

Из представленного очерка основных форм Моисеева законода­тельства (подробное рассмотрение их будет дано ниже) с ясностью вытекает то заключение, что принципы Моисеева законодательства, ввиду того, что они совпадают с принципами новейшей социоло­гии. действительно представляют собой норму истинно человечес­кого развития, каким оно должно быть, чтобы человечество могло осуществить свое назначение, и потому в этом смысле они универ­сальны1. Эти начала живут до сих пор и лежат в основе новейшей цивилизации, хотя последняя и нс всегда сознательно пользуется ими. Сущность новейшего культурного развития и состоит именно в том. что она восприняла в себя начала, положенные в основу раз­вития Моисеевым законодательством, в их одухотворенной христи­анством форме, выведшей из их узкого одностороннего применения к жизни одного замкнутого народа. Собственно европейская (греко- римская) культура имеет значение лишь как придаточная сила, за­ложившая только материальную основу для новейшей цивилизации: а все, что выше материн, в чем выражается господство духа — глав­ной движущей силы истинного развития. — все это заимствовано из начал Моисеева права, на что. между прочим, указывает обяза­тельное значение дссятословия. признанного всеми нравственно­юридическими кодексами Европы. Такая универсальность начал Моисеева законодательства, оказавшихся в полном согласии с наи­высшею ступенью религиозного мировоззрения — христианством, окончательно восстановившим для всего человечества начала ис­тинного развития, всего яснее доказывается их указанною выше ро­лью во всемирной истории, как нормы среди всеобще заблуждавше­гося человечества, которая одна только могла привести человече­ство к осуществлению его цели восстановления потерянного пер­вобытного состояния. В этом заключается и философская сторона библейского тсократизма, одухотворяющего законодательство Мо­исея.

Таким Моисеево законодательство является в своих идеальных началах. В этом отношении оно универсально. Но эти идеальные начала предназначены были к осуществлению в жизни одного наро­да. который во всемирной истории, кроме своего общего значения.

Smith. Dictionary of the Bible. T. II. P. 68. a.

имеет и свой специальный характер, отличающий его от всех дру­гих народов. — народ со своеобразной историей, своеобразными местными обычаями и нравами, народ, носящий па себе неизглади­мую печать временных, местных и племенных условий и особенно­стей. Поэтому естественно, что и идеальные принципы, осуществ­ляясь в жизни этого одного народа, в своем применении терпели соответственное особенностям народа изменение: по идее остава­ясь всеобщими, на практике принимали форму временных, мест­ных, исключительных законов. Отсюда Моисеево законодательство, кроме рассмотренной общечеловеческой стороны, имеет другую сто­рону. с которой оно представляется частным законодательством, имеющим условное, местное, национальное значение.

Рассматриваемое с этой последней стороны, оно, прежде всего, имеет близкое отношение к состоянию еврейского народа в тот мо­мент истории, когда оно его застало. Это был момент перехода Из­раиля от состояния племени к состоянию нации, когда он опреде­ленно выступил на сцену всемирной истории, принял на себя опре­деленные задачи и занял определенное положение. В жизни парода, как и в жизни личности, сменяется несколько ступеней нравствен­ного и физического возрастания и развития. Для Израиля патриар­хальный период был периодом детства, когда он главным образом управлялся чувствами и силою естественного родства с прибавле­нием немногих, простых и отрывочных законов. Национальный пе­риод был периодом юности, в который законы родственного чув­ства уступают место определенным постановлениям права, системе точных законов, необходимых для того, чтобы контролировать ки­пучую и порывистую деятельность юности. Пятьдесят дней стран­ствования по безмолвной пустыне наедине с Богом могли служить достаточным средством для пробуждения в народе сознания важно­сти момента жизни, в который он вступал, и. таким образом, он мог сознательно вступить в период национального бытия. Законодатель­ство со строгими юридическими формами является, таким образом, знаком и печатью перехода израильского парода в состояние нацио­нального бытия.

Вместе с тем законодательство Монсея имеет близкое отноше­ние и ко всей прошлой жизни израильского народа. Разделяясь на периоды, история каждого народа есть тем нс менее один нераз­дельный организм, для нее различные периоды суть только различ­ные состояния одного и того же организма. Поэтому предшество­вавшие состояния по необходимости обусловливают последующие, служат основою, на которой и под влиянием которой вырабатыва- стся дальнейший момент развития. Отсюда в истории народа не­мыслима какая-либо непоследовательность в развитии, — не может явиться что-либо такое новое, которое нс имеет для себя опоры и соприкосновения в старом прошедшем. Моисеево законодательство нс представляет в этом отношении исключения. Являясь новым в своих принципах и форме, оно не вполне ново в своем содержании, которое часто заимствует из прежнего, выработанного прошлой ис­торией, обычного права. Как ни проста была история израильского народа до Синайского законодательства, она тем не менее имела свое право, свой закон, выработанный и утвержденный обычаем. В истории есть на него ясные указания. Так, задолго до Моисеева за­конодательства в истории встречаются указания на определенные наказания за убийство, за прелюбодеяние, на существование закона деверства, на различие чистых и нечистых животных и, по-видимо- му, на почитание субботы1. Все это такие факты обычного права, которые потом целиком вошли в Моисеево законодательство, со­ставив из себя ту историческую почву, на которой легче могло при­виться новое законодательство. Мудрый законодатель не мог оста­вить без внимания это древнее обычное право потому, что только то законодательное или государственное учреждение крепко, которое заложено на прочном историческом основании. Отличительная чер­та законодательного гения и состоит в том, чтобы произвести пре­образовательную работу уже над готовым, но сырым, необработан­ным материалом, выработать для него основные принципы и ожи­вить новым, высшим духом. В таком именно отношении к обычно­му праву стоит Моисеево законодательство. Законодатель пользует­ся данным материалом обычного права, полагает его в основу своей законодательной работы и на этой основе созидает чудное новое законодательное здание. При дальнейшем исследовании мы часто будем встречаться с законодательными постановлениями, которые или вполне, без изменения, заимствованы из обычного права, или с некоторыми изменениями и ограничениями, соответственно новым высшим началам законодательства. Факты обычного права часто находятся в такой связи с новым законодательством, что без них совершенно непонятно было бы это последнее, так как оно часто служит лишь разъяснением или дополнением их и выражается в со­ответственной форме, предполагая известным тот факт обычного права, разъяснением или дополнением которого оно служит.

В тесной связи с таким отношением к древнему обычному пра­ву и вообще к прошлой исторической жизни израильского народа, а

Быт. IX, 6; XXXVIII, 8. 24; VIII, 20. Исх. XVI, 23. 27—29. большей частью и вследствие такого отношения к древности. Мои­сеево законодательство по необходимости стоит в тесной зависимо­сти от этнографических, исторических и других особенностей народа, выражающейся в приспособлении законодательства к этим особен­ностям, часто вопреки интересам чистоты и возвышенности закона. На такую зависимость и приспособление к особенностям народа указывает известное выражение Иисуса Христа о законе Моисее­вом о разводе1, который в той форме, как он дан в законодательстве Монсея, нс соответствует цели и святости брачного союза и основ­ным принципам Моисеева законодательства, а составляет прямую уступку характеру народа, низкому уровню его нравственного раз­вития, одним словом, его “жестокосердию'’. Влияние этих условий на законодательство настолько значительно, что во многих случаях оно скорее приспособляется к древним обычаям, чем вводит новые законы, и вообще они так обусловливают тон и характер самого законодательства, что без отношения к ним часто остались бы непо­нятными истинный смысл и значение того или иного закона. Так, наказание за сыновнее неповиновение родителям кажется жесто­ким[27] [28], но если мы примем во внимание вообще силу родительской власти в период патриархального состояния народа или вообще в ранние периоды национального существования (как, папр., в Римс), то закон Моисеев является уже значительным шагом вперед в обла­сти гуманности и справедливости, так как он ограничивает произ­вол родительской власти перенесением дела на общественный суд. Закон дсвсрства также в прежнее время существовал, по-видимому, в более широких размерах у азиатских народов, и в законодатель­стве Моисея скорее терпел ограничение, чем освящение. Закон кро­вавого отмщения представляет собой также пример разумного огра­ничения и ослабления древнего варварского обычая, который на­столько укоренился в обычаях и правах народа, что нс допускал возможности совершенного уничтожения. 11с менее замечательно то явление, что степень выработанности и законченности в системе законодательства в каждой его части соответствует тому периоду, в котором находился народ. Так. обрядовая часть отличается наиболь­шею ясностью, полнотою и законченностью; нравственный и су­дебный законы точны и определенны; даже гражданские законы, насколько они относятся к отдельным личностям, систематичны и полны: все эти законы имеют для себя прочную опору в прошлой истории народа и теперь нуждались только в упорядочении и более полном раскрытии и обосновании. Напротив, государственные за­коны нс имеют такой полноты и состоят только из общих начал без применения их к действительности. И это понятно: эти законы для народа, только что впервые вступавшего в период государственно­национального существования, были вполне новы и притом дава­лись в то время, когда народ еще нс составлял из себя государства, в котором бы законы могли найти себе практическое применение, а только готовился образовать из себя государство. Поэтому Моисее­во государственное право, определяя общие начала будущей госу­дарственной жизни народа, устанавливает и определяет только раз­личные органы государственной власти, почти нс касаясь их дея­тельности. Но и здесь оно частью признает уже существовавшие власти, как. напр., главы колен и семейств, частью установляет но­вые, как судей, царя и пророка. На них лежала обязанность вырабо­тать политическую систему для народа, пользуясь указаниями и ру­ководством данных законодателем общих начал. От уяснения такой зависимости и приспособленности законодательства к историческо­му развитию и характеру народа (а равным образом к физическим условиям страны) зависит истинное понимание сущности законода­тельства и точное разграничение в нем того, что в нем временно и местно и что универсально, т. с. имеет значение для всех времен и народов.

Наконец, Моисеево законодательство, рассматриваемое с его обыкновенной исторической точки зрения, нс дано сразу в том виде, как оно теперь представляется в Пятикнижии. Оно образовалось по­степенно и потому имеет свою историю развития. На Синае дано было нс все законодательство, со всеми его подробными примене­ниями к практической жизни, а только основные начала законода­тельства. Эти начала Синайского законодательства изложены в кни­ге Исход, XX—XXXI главы. Дальнейшая разработка законов про­изводилась на основании этих начал по требованию выдвигавшихся историей обстоятельств. Таковы постановления относительно нака­зания хулителей имени Господня, данное народу по поводу частно­го случая (Лев. XXIV. 10 16), относительно нечистоты от прикос­

новения к трупам (Числ. IX. 6—12), законы о наследстве, данные по частному случаю с дочерьми Салпаада (Числ. XXVII, 1 — 11) и пр. Отсюда самый порядок изложения законов у Моисея не системати­ческий, а исторический: законы не связаны между собою в строгий порядок по внутреннему их содержанию, а, за исключением немно­гих глав, разбросаны по всему Пятикнижию, обыкновенно привязы­ваясь к частным случаям, вызывавшим потребность в том или дру­гом законе. Нечто похожее на систему впервые встречается в книге Второзакония. Эта книга по самому своему назначению должна была служить полным, систематическим воспроизведением исторически накопившихся законов, отвлечением их от частных случаев и со­единением в общий кодекс права.

Таковы характеристические черты Моисеева законодательства в его содержании и форме.

Как видно из изложенного. Моисеево законодательство в своей основе и по своему назначению носит в себе глубокий богословско- философский смысл, или лучше, имеет глубокий теократический ха­рактер. Оно является представителем мировой идеи истинного раз­вития человечества, которая вверена была народу Израильскому для хранения и распространения на все человечество с целью привести его к забытому им своему назначению. Это общая, принципиальная сторона. С этой стороны Моисеево законодательство вечно и уни­версально, оно до сих пор живет в наших понятиях, действует в нашей жизни и, как указано выше, до сих пор служит тем, чем оно служило в древнее дохристианское время, — нормой истинного раз­вития. хотя в ее просветленной и очищенной христианством форме. С другой стороны, рассматриваемое в его приложении к жизни од­ного народа, как частное, местное законодательство, — оно было связано с временем и местом и для нас теперь представляется архе­ологическим мертвым явлением. Этими двумя сторонами законода­тельства, а равным образом и формой его изложения в Пятикнижии определяется характер исследования его. Исследователь должен си­стематизировать находящиеся в разных местах законы известного отдела, подвести их под общий теократический принцип законода­тельства и указать соответствие или несоответствие каждого част­ного постановления с общим принципом. Такой порядок исследова­ния вызывается интересом стройности изложения и возможно ясно­го понимания каждого отдельного закона.

Основным источником для исследования Моисеева законодатель­ства, конечно, прежде всего служат тс книги Пятикнижия, которые по преимуществу заключают в себе изложение законов, именно книга Исход с XX главы и три остальные книги Моисея. Но одних этих книг было бы недостаточно для полного изложения и ясного пони­мания законов. Мы выше сказали, что Моисеево законодательство во многих случаях ссылается на древнее обычное право, часто пред­полагает его известным и свои постановления даст только в каче­стве разъяснения или дополнения постановлений древнего обычно­го права. Поэтому для ясного понимания таких законов необходимо знать смысл того обычного права, которое лежит в их основе. От­сюда источником для исследования Моисеевых законов может и дол­жна по необходимости служить и предшествовавшая законодатель­ству история, сохранившая факты, выражающие дух древнего обыч­ного права. — следовательно, вся книга Бытия и первая половина книги Исход. Обычное право в тех отношениях, когда Моисеево законодательство не давало для них своих определений, естествен­но. сохраняло свое значение и после издания законодательства и заявляло себя в последующей исторической жизни народа. Поэтому для определения юридического состояния таких отношений (а они. как увидим ниже, иногда очень важны и определение их часто не­обходимо для точного понимания того или другого писаного зако­на) можно пользоваться книгами и последующего времени, т. е. все­ми остальными книгами библейской литературы. Между ними осо­бенное значение для этой цели имеют книги поэтические и проро­ческие. За неимением положительного закона относительно извест­ных отношений, в них можно найти изображение идеального состояния этих отношений, вполне соответствующего духу законо­дательства. И в других случаях для определения известного юри­дического отношения важны нс все факты, представляемые истори­ей, а только тс, которые носят на себе печать идеальности, потому что жизнь всегда ниже закона, и только те факты этой жизни ближе к закону, которые выражают идеальное состояние. В этом отноше­нии юридическое исследование отличается от археологического: в то время как для последнего имеют значение все факты, представ­ляемые историей, для первого только тс, которые выражают собою закон, идеал. Археологическое исследование изображает факты и состояния так. как они представляются историей и жизнью, юриди­ческое, напротив, изображает их так. как они должны быть. Такое различение имеет важное значение в нашем предмете, так как мо­жет удерживать исследование в должных, свойственных предмету границах.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!