I. ПЕРВОИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О САМСКАРАХ 4 страница



13* Ахута: декламация Ведических гимнов (брахма-яджна); хута: предложение гхи жертвенному огню (дева-яджна); прахута: подношение пищи, рассыпанной по земле на улице, животными и духам (бхутам), ( также известна как бхута-яджна); брахма-хута: поднесение пищи огню пищеварения брахманов (пуруша-яджна); пращита: предложение предкам ежедневных подношений, тарпаны, чтобы утолить их жажду (питри-яджна).

14* Обычно их называют домашними обрядами.

15* Гаудия-кантхахара описывает 48 самскар со ссылкой на Махабхарату (Шанти-парва 189.2): гарбхадхана; пумсавана; симантоннаяна; джата-карма; нама-карана; нишкрамана; анна-пращана; карна-ведха; чауда-карма; упанаяна; самавартана;виваха; антьешти; дева-яджна; питри-яджна; бхута-яджна; нара-яджна; атитхи-яджна; дева-врата-чатуштая; ашттхака-шраддха; парвана-щраддха; щравани; аграяни; прауштхапади; чаитра; чатурмасья; ваджпея;атиратра; апторьяма; раджасуя; агньядхея; агнихотра; дарща-паурнамасья; аграянешти; щауча; анаяша-мангалачара;ашкарпанья-асприха.

16* Это значит, что он очень привязывается к принципам, регулирующим данный этап развития.

17* Бхактивинода Тхакура, Шри-Бхактьялока, Враджрадж Пресс, Индия, 1996, стр. 25, 105.

18* см. Шримад-Бхагаватам, Пятая Песнь, глава третья.

 

Ниже приводится перечень песен, которые можно исполнять как бхаджаны или киртаны перед церемониями 19*.

# Шри Гуру-вандана (поклонение духовному учителю) из Према-бхакти-чандрики Шрилы Нароттамы даса Тхакура.

# Шуддха-бхаката, из Шаранги Шрилы Бхактивинода Тхакура

# Сапаршада-бхагавад-вираха-джанита-виплава из Прартханы Шрилы Нароттама даса Тхакура

# Охе вайшнава тхакура, из Шранагати Шрилы Бхактивиноды Тхакура

# Манах-шикша из Прартханы Шрилы Нароттамы даса Тхакура

# Саварана-шри-гаура-пада-падме, из Прартханы Шрилы Нароттамы даса Тхакура

# Нама-санкиртана Шрилы Бхактивинода Тхакура

# Гая гора мадхур сваре, из Гитавали Шрилы Бхактивинода Тхакура

# Манаса Деха Геха, из Шаранагати Шрилы Бхактивиноды Тхакура

# Шри нама-киртана, из Гитавали Шрилы Бхактивиноды Тхакура

# Бхаджата-гита Шрилы Говинды даса Кавираджа

# Шри Враджа-дхарма-махимамрита

# Харе Кришна маха-мантра

 

19* Бхаджаны и киртаны следует всегда начинать с вознесения молитв духовным учителям, затем Гаура-Нитай и Их спутникам, и заканчивать пением Харе Кришна маха-мантры.

I. ПЕРВОИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О САМСКАРАХ

                                              

                                                          ом тад вишнох парамам падам

                                   сада пашйанти сурайо дивива чакшур ататам

                                      тад випрасо випанйаво джагривамсах

                                   саминдхате вишнор ят парамам падам

       “Подобно тому, как распространяющийся по небу солнечный свет доступен невооруженному глазу обычного человека, так и высшая обитель Господа Вишну всегда доступна взору мудрых и сведущих преданных. И поскольку эти досточтимые прозревшие брахманы могут видеть эту высшую обитель, они способны открыть ее другим”.

                                                                                              (Риг Веда, 1.22.20)

 

 Перед тем, как совершать какой-либо обряд, необходимо понять его значение, его цель, его строение и способ иполнения.

Иначе говоря, необходимо иметь доскональное знание. И получить его необходимо из авторитетных писаний. The reason is that kinds of knowledge: soun and unsound knowledge. (?)

Первый вид знания называется прама, а средство обретение такого знания - прамана. Существует десять праман, или десять способов обретения знания: арша (из высказываний мудрецов и полубогов); упамана (посредством сравнения); артхапатти (через предпосылку); абхава (из отсутствия чего либо или признака его отсутствия); самбхава (через включение в разряд подобного); айтхийа (по традиции); чешта (через жесты); пратьякша (через непосредственное восприятие); анумана (через умозаключения, основанные на опыте); шабда: (из богооткровенного знания).

Посредством этих различных праман дживы получают знания языков, форм, и предметов этого и другого мира. К сожалению, дживам свойственны четыре основных недостатка, заложенных в природе обусловленной души, не позволяющей ей самостоятельно обрести совершенное знание. Эти четыре недостатка таковы: бхрама (склонность впадать в иллюзию); прамада (склонность совершать ошибки и невнимательность); випралипса (склонность к обману); каранапатава (несовершенство чувств). Источник совершенного знания должен быть абсолютно свободным от этих недостатков, то есть, это должна быть Абсолютная Истина. В противном случае нет никакой возможности увидеть вещи в истинном свете. А Абсолютную Истину можно постичь только из Ее же чистого и безупречного послания.

 

I.1. Шабда Прамана: Совершеное Знание

 Таким образом, из десяти праман совершенным, непогрешимым является лишь один: шабда прамана, боготкровенное знание. Все ортодоксальные философские школы Индии признают шабда праману высшим авторитетом. Шабда прамана - это Веда, знание, явленное Шри Нараяной. Тогда как остальные праманы могут грешить вышеперечисленными недостатками.

Следуя по стопам Шрилы Дживы Госвами и Мадхвачарьи, Вайшанвы и Шри Вайшнавы, в особенности, принимают за праманы пратьякшу (непосредственное восприятие), ануману (вывод) и шабду (боготкровенное знание). Но пратьякша и анумана только помогают подтвердить шабду. И если между пратьякшей, ануманой и шабдой возникает какое-либо противоречие, то последнее слово остается за шабдой.

Признание трех этих праман не подразумевает автоматическое отвержение остальных семи. Как объясняет в своей Таттва-сандарбхе Шрила Джива Госвами, упамана (сравнение), артхапатти (предпосылка), самбхава (включение) и чешта (жест), - входят в ануману (вывод). Абхава (отстутствие), включается в пратьякшу (непосредственное восприятие). Ариша (то, что дано мудрецами и девами) и айтхийа (традиция) - включаются в шабду.

В буквальном смысле шабда означает “звук”, но когда речь идет о шабда-прамане, то подразумевается звук речи, содержащий смысл, поизнесенный или записанный безупречной личностью (апта-пуруша). Таким образом, шабда - это богооткровенная Истина. Это знание исходит из чистого трансцендентного источника и потому называется апаурушея шабда: непосредственно произнесенное Богом и низошедшее по цепи ученической преемственности (парампара).

Мы убедились в том, что, в отличие от Вед, умозаключения и логика не являются достаточно надежным средством для постижения выходящего за рамки нащего понимания, и потому не могут соперничать с ними (Веданта-сутра 2.1.11). Без шабда праманы, логика и умозоключения всегда будут оставаться неполными. И потому не один философ не может заявлять, что пришел к Абсолютной Истине с помощью одних только своих умозаключений и логики. Даже высказывание святого старца Томаса: “Я верю только тому, что вижу”, - не может, строго говоря, считаться искренним поиском Истины, ибо больше походит на умозаключения, основанные на непосредственном чувственном восприятии, которое несовершенно. Какие бы мудрые мысли не сходили с уст таких философоф, всем им необходимо подтверждение из богооткровенных писаний. Тем не менее, справедливо и то, что без логики и умозаключений не может быть и речи о философском восприятии Абсолютной Истины. Но и то другое необходимо применять вместе с “тонким пониманием основополагающих духовных истин”. И тогда человек сможет осознать, что “тот скудный запас знания, который можно извлечь из материальной локики, не способен помочь ему постичь Абсолютную Истину, выходящую за пределы досягаемости несовершенных чувств. Поэтому в Махабхарате говорится: ачинтьях кхалу йе бхава на тамс таркена йоджает (Махабхарата, Бхишма-парва 5.22). Как к тому, что находится выше понимания или измышлений, основывающихся на опыте чувств материалистических существ, возможно приблизиться посредстом одной лишь логики?22*”

 

I.2. КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С ВЕДАМИ.

 Понимая, что в большинстве своем люди утратили разум, Вьясадева разделил изначальную Веду на множество ветвей и ответвлений (Бхаг.1.3.21). Он видел, что жертвоприношения, описанные в Ведах, могли очистить деятельность людей. И чтобы облегчить эту задачу, он разделил единую Веду на четыре части, чтобы они смогли распространиться среди людей (Бхаг. 1.4.19). Изначально существовала одна Веда, называющаяся Яджур, о ней говорит традиция, и в ней описывались четыре вида жертвоприношений. И Вьясадева разделил эту Веду на четыре части: Саму, Яджур, Риг и Атхарву, - в соответсвии с четырьмя видами жертвоприношений, а затем, для упрощения понимания, разделил каждую из них еще на более мелкие подразделы.

  После этого разделения разные части Веды были поручены для дальнейшего раскрытия нескольким мудрецам. Так Пайла Риши стал просветителем в Риг Веде, Джаймини - в Сама Веде, Вайшампаяна - в Яджур Веде. Атхарва Веда была передана Ангире (Суманту Муни) (Бхаг. 1.4.19-22). Все эти мудрецы передали Веды далее своим многочилсенным ученикам. И эти ученики, в свою очередь, передали их своим ученикам; таким образом, в ведической традиции образовались разные ветви (Бхаг.1.4. 23). И ведическое знание было разделено по разным ученическим преемственностям. Каждый риши получил от Вьясадевы по одной из частей изначальной Веды, и каждый учил своей специфической части ведической литературы. В результате, появились различные школы, называемые щакхами.

 По традиции, Веды были разделены на 1, 130 ветвей (Курма Пурана 52. 19. 20). Риг Веда была разделена на двадцать одну ветвь, Яджур Веда - на сто ветвей, Сама - на тысячу ветвей, а Атхарва - на девять. Каждая ветвь содержит четыре подраздела: Самхиту, Брахману, Араньяку и Упанишаду. Таким образом Веды составляют 1.130 Самхит, 1.130 Бхарман,1.130 Араньяк и 1.130 Упанишад - всего 4.520 подразделений. Но со временем многие тексты были утеряны, и до наших дней дошли только 11 Самхит, 18 Брахман, 7 Араньяк и 220 Упанишад (из которых выделяются 108 основных). Это сотавляет менее 6% изначального объема Веды 24*. В настоящий момент индологи признают, что Риг Веда, порученная Пайле Риши, насчитывает пять шакх, пять школ; Сама Веда, насчитывает в настоящем 12 шакх, берущих начало от Джаймини; Яджур Веда, передаваемая Вайшампаяной - 86 шакх, а Атхарва, порученная Ангире Муни, - 9. Эти сведения о различных ведических школах содержатся в чарана-вьюхе Шаунаки Риши.

 Никто не в состоянии постичь суть ведического знания, не пройдя через обучение в цепи ученической приемственности и принятие строгих обетов. Стремящийся к духовному совершенству должен поклоняться Ведам, духовному учителю и жертвенному огню *26.

I.2.1. САМХИТЫ, БРАХМАНЫ, АРАНЬЯКИ И УПАНИШАДЫ

Текущий текст Вед составляет антологияю гимнов или молитв, известных как Самхита (антология). Поэтому, когда мы обычно говорим о станцах Риг Веды, мы имеем в виду Риг-веда-самхиту. Риг-веда-сахита состоит из деяти книг, более известных как мандалы (круги).

 Каждая Самхита соответствует определенной Брахмане, трактату, представляющему правила и предписания для совершения жертвоприношения и повторения мантр в определенной ритмическом размере, а также их источник и значение. Вместе с аналитическим рассмотрением обряда, там также приводится объяснение того, почему та или иная мантра должна произноситься с теми или иными жестами, или почему такое действие следует совершать вместе с тем или иным ритуалом. Щатапаха Барахмана (что означает “Сто Путей”), являющаяся частью белой Яджур Веды*27, - одна из наиболее известных Брахман. Брахманы и Самхиты формируют раздел Вед, называемый карма-канда.

Араньяки (трактаты о жизни в лесу) считаются дополнением к Брахманам. В этих текстах, преставляющих различные объянения обрядов, содержится веское филосовское учение.

Упанишады учат пути знания, можно сказать, противопоставляя его пути обрядовости (карма-канде), представленному в Брахманах и Араньяках. В Брахманах и Араньяках Веды содержится свод предписаний и ограничений; есть действия надлежащие и рекомендованные (видхи), а есть - порицаемые и нерекоммендованные, (нишеда). Это учение основано на таких понятиях, как долг, жертвоприношене и специальная деятельность. Несмотря на то, что Упанишады связаны с Брахмнами и Араньяками, они содержат знание только об Абсолютной Истине; Упанишады открывают наиболее сокровенное знание. Индологи утверждают, что Упанишады связаны со школами Айтарейи и Каушитаки, передающими Брахманы, и поэтому более уважительно называют их Айтрейа и Каушитаки Упанишадами. Те Упанишады, что относятся к школам Сама Веды - Танди и Талавакара, - называют Чхандогья и Кина (или Талавакара) Упанишадами. Те, что оносятся к школе Яджур Веды - Тайттирья,- называют Тайттирья Упанишадами и Маха-нараяна Упанишадами. Упанишады школы Катха, называют Катхака Упанишадами, а принадлежащие школе Майтраяни известны как Майтраяни Упанишады. Брихад-араньяка Упанишад непосредственно происходит из Щатапаха Брахманы школы Ваджасанейи 28*.

 Четыре части Веды можно сопоставить с каждым из четырех ашрамов, при этом Самхиты предназначаются для брахмачарий, Брахманы - для грихастх, Араньяки - для ванапрастх, а Упанишады - для санньяси.

 

I.2.2. Веданги, Упа-веды, Калпа-сутры и Гриьхя-сутры

Под Упа-ведой мы имеем в виду второстепенные ведические тексты, так называемую “суб-Веду”, а также Ведангу, “дополнительную Веду”. К примеру, некоторые знаменитые комментаторы Аюр-веды относят последнюю к Упа-веде, ко второстепенной составляющей Риг Веды, тогда как другие считают ее Ведангой Атхарва Веды. Традиция признает существование шести Веданг, изучение которых необходимо для правильного понимания Вед: шикша (наука произнесения ведических мантр), калпа (описание совершения предписанных жертвоприношений), вйькарана (грамматика), нирукти (словарь ведических терминов и их производных), джьотиша (астраномия и астрология) и чханды (метрики).

 Иногда в эту категорию дополнительных писаний включают Калпа-сутры. В них, почти так же как и в Брахманах, говорится в об обрядах и ягьях. Калпа-сутры, в свою очередь, подразделяются на щраута-сутры (описывающими священные обряды), и грихья-сутры (описывающими семейные обряды и различные самскары). Среди грихья-сутр Ашвалаяна и Санкьяяна Грихья-сутры составляют часть Риг Веды; Манава, Апастамбха, Хираньякеши и Вайкханаса Грихья-сутры представляют собой часть черной Яджур Веды. Катьяяна Грихья-сутра является частью белой Яджур Веды, тогда как Кхадира, Гобхила и Гаутама Грихья-сутры принадлежат школе Сама Веды.

  

I.2.3 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ВЕДАХ   

 

Риг Веду называют “Ведой славословия”. Большинство ее стихов восхваляют многочисленных полубогов. В этой Веде приводится Пуруша-сукта. Аюр-веда является Упа-ведой Риг Веды. Содержащаяся во многих стихах Риг Веды мантра ом тат сат следующим образом описывается в Бхагавад-гите (17.23): “С начала творения три слова: “ом тат сат” - использовались для обознаначения Верховной Абсолютной Истины. Они использовались брахманами во время декламации гимнов Вед и во время жертвоприношений, совершаемых для удовлетворения Всевышнего”. Жрец, исполняющий предписания Риг Веды, называется хотри (тот, кто предлагает приношения).

Гимны Сама Веды декламируются жрецом удгатри (чтецом).

Сама Веда - “Веда гимнов”, содержащая некоторы гимны из Риг Веды, хотя и отличающиеся по произнесению. Сама Веда исполнятеся во время совершения сома-яджны. Упа-ведой Сама Веды является Гандхарва-веда.

Известная как “Веда жертвоприношений”, Яджур Веда содержит тесксты, относящиеся к технике совершения жертвоприношений. Эта Веда разделяется на две части: Тайттирья-самхиту и Ваджасанейи-самхиту. Первая часть также именуется черной (Кришна) Яджур Ведой, поскольку в ней Самхита смешана с Брахманой. Вторая часть называется белой (Шукла) Яджур Ведой, поскольку ее Самхита довольно отчетливо отделена от Брахманы. Кроме всего прочего, в ней также можно найти описание жертвоприношений Ашвамедха и Дарша-пурна, (последнее проводится во время полнолуния). Упа-ведой Яджур Веды является Дханур-веда. Стхапатья-веда (наука архитектуры) и Шилпа-шастра (знание об искусстве) также косвенным образом связаны с Яджур Ведой. Жреца, исполняющего эту Веду, называют адхварью.

Атхарва Веда состоит из молитв и магических мантр. Жреца этой Веды называют пурохита, или же брахмана. Некоторые из обрядов, описываемых в грихья-сутрах, исходят из Атхарва Веды.

 

I.2.4. ШРУТИ И СМРИТИ

Веда (состаящая из Самхит, Брахман, Араньяк и Упанишад) является частью шрути, (что буквально значит “слушание”), то есть, знания, непосредственно явленного Богом. Само по себе это название уже наводит на мысль о факте, что это знание вначале передавалось изустно, и только потом уже было изложено письменно, предварительно будучи воспринято на слух.

 Остальные тексты, позднее написанные духовными авторитетами, преставляют собой смрити (то, что запомнено), к ним относятся и дхарма-шастры. Смрити представляет учение шрути, то есть, является дополнение к Ведам и Упанишадам.

   

I.2.5. СУТРЫ И ШАСТРЫ

 Сутры представляют собой последовательность предельно сжатых наставлений, которые воспроизводятся в памяти человека, знающего их, проливая свет на самоочевидные для него истины или обобщая их. Собрание таких сутр - это, своего рода, заметка для памяти. Значение сутр зачастую бывает трудно понять, для этого необходимы определенные предварительные и вытекающие из них знания и культура. Если у нас нет такого знания, это проявится в том, что расшифровать значение сутр для нас будет очень трудно. Сутры формируются в своды наставлений, которые выражают сущность всего знания минимальным количеством слов. Сутра должна быть универсальной в применении и безупречной с точки зрения лингвистики 29*. Сутры обычно предназначаются для заучивания их наизусть и дальнейшего составления их растолкования. Собранные вместе и расширенные, они могут софрмировать шастру. Чаще всего, шастра представляет собой богооткровенное писание, охватывающее множество тем.

По словам Мадхвачарьи, четыре Веды, Махабхарата, первоначальный вариант Рамаяны и Панчаратры называются шастрами, священными писаниями. Труды, составленные с тем же назначением (Пураны, смрити и шастры), также считаются шастрами (учением закона Божьего).

  I.2.6. Веданта-сутра

Слово веда означает “знание”, а анта - “конец”. Таким образом, Веданта значит “конечное слово Вед”, или “вывод всего учения Вед”. Веданта-сутра - это дополнение к Ведам, содержащее комментарий на Упанишады.

Сутры Бадараяны настолько сжаты и кратки, и их значение так трудноуловимо, что понять их без разъяснений духовного учителя практически невозможно. И самым знаменитым вайшнавским комментарием на Веданта-сутру является Говинда-бхашья, которой мы обязаны Баладеве Видьябхушане. Основная сложность в изучении Веданта-сутры заключается в выявлении связующих звеньев между разными сутрами, также как и между разными словами, составляющими сутры. Сутры указывают на различные философские точки зрения или же различные их объяснения, содержащиеся, например, в Упанишадах. Стало быть, если мы хотим правильно растолковать Веданта-сутру, нам необходимо в совершенстве овладеть знаниями, по крайней мере, Упанишад.

Веданта-сутра подразделяется на четыре части (адхьяйи). Первая часть показывает нам, что все Ведические тексты говорят о Верховной Личности Бога (Брахмане), и все кажущиеся противоречия разрешаются в Нем (эти противоречия проясняются и разрешаются только когда на них проливается свет знания науки о Боге). Вторая часть доказывает, что между Веданта-сутрой и другими шастрами не существует антагонизма. Третья часть описывает средства достижения высшей цели, Вишну (Верховного Брахмана), тогда как четвертая описывает славу Освобождения, назначения тех, кто достих Верховного Брахмана. Подытоживая, можно сказать, что первые две части обсуждают взаимоотношения живого существа с Богом ( самбандха-гьяна), третья часть говорит об искусстве деятельности в соответствии с пониманием этих взаимоотношений (абхидея-гьяна), а четвертая - описывает плод такого преданного служения (прайоджана-гьяна).


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!