ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ ИЗ ЧУГУНА



НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ ИЗДАНИЕ

И.В.Лямин

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ

 

Издательство «Машиностроение», 1978

Издательство «Машиностроение», 1988, с изменениями

Введение

«У меня

     растут

                     года, будет мне

семнадцать. Кем

     работать

                     мне тогда, чем заниматься?»

                                                     В. Маяковский

 

Действительно, где единственная среди множества профессий та, которой стоит посвятить всю свою жизнь и которая соответствует твоим личным особенностям и наклонностям? Сможешь ли ты занять необходимое место в жизни, чтобы не испытывать потом горького разочарования. Наверное, нет людей, которых не волновали бы эти вопросы. Трудные для человека любого возраста, для вас, молодые читатели, они представляют особую сложность. И несмотря на это, ре­шать их надо в вашем возрасте, так как избранная в юности цель стано­вится смыслом всей жизни. Конечно, очень сложен выбор профессии. Сказочному витязю на распутье нужно выбрать одну из трех дорог, вам же одну из сорока тысяч, как утверждают статистики.

Можно, например, стать ученым-физиком, химиком-исследователем, летчиком-испытателем, но можно стать и рабочим. Кем бы человек ни захотел стать, для него самым важным должно быть правильное отноше­ние к делу; оно должно быть активным, целеустремленным. В любой профессии всегда найдется, над чем подумать, что поискать и попробо­вать. Главное — найти любимое дело!

Есть, конечно, среди нас такие, кто давно продумал вопрос о своем будущем, такие, кто имеет твердую цель в жизни и идет к этой цели. Эта книга поможет тому, кто не сделал еще выбора, кто не определил своего призвания.

Возьмите любую вещь домашнего обихода, большую или малую, будь она из дерева, глины или металла, вы непременно заметите, что ее коснулась рука художника; он проявил заботу, чтобы предмет был не только удобным, но и привлекательным по форме, окраске и характеру поверхности. Цель нашей книги — рассказать читателям, в первую очередь молодежи, о народном искусстве, художественных промыслах, о людях, связавших свою жизнь с любимым для них делом. Александр Степанович Грин говорил, что эти люди — романтики, постигшие простую истину, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

Мне довелось побывать на одном из предприятий народных про­мыслов, где издавна занимаются гончарным делом. В мастерской стоял гончарный круг — самый древний станок на земле. Повсюду — на полу, полках — готовые нарядные изделия: керамические вазы, кувшины, куманцы, бочата. Мастер берет комок смоченной водой глины и начинает вращать круг. Точные движения его ловких рук на моих глазах творили истинные чудеса. С кажущейся легкостью из куска бесформенной массы стали появляться пластические очертания будущего сосуда. Кусок глины стал обретать новое состояние, получая задуманную мастером форму. Всего три минуты понадобилось, чтобы изготовить кувшин. Но чудеса продолжались! На подсохшую глину кисточкой мастер стал наносить яркие невиданные цветы и необыкновенных, фантастических птиц с огромными глазами. После пребывания в гончарной печи краски на расписанном кувшине заполыхали то напряженно яркими, то нежными оттенками.

Не это ли чудеса, о которых говорил А. С. Грин, чудеса, сделанные своими руками. Каким тончайшим вкусом и безупречным мастерством надо обладать, чтобы на простейшем станке из простого материала осуществить это необыкновенное превращение.

Народное искусство в своем развитии было тесно связано с вещами быта, которые сопровождали человека в течение всей его жизни. Из простых материалов, несложными инструментами, ручным способом мастер делал сам каждый предмет от начала до конца. Создавали вещи похожие друг на друга, но всегда отмеченные неповторимым своеобра­зием. Народный мастер умел приноровиться к особенностям материала и подчинить его своим задачам.

Любой мотив орнамента на предмете, будь то геометрический или растительный, располагается не случайно, а в строгом соответствии с тем, как построен сам предмет. Произведения народного искусства замечательны прежде всего своей целесообразностью. Они дают нагляд­ное представление о том, что люди, которые их создавали и ими поль­зовались, ощущали во всем меру прекрасного. Забота о целесообраз­ности форм бытового предмета не исключала необходимости в их укра­шении, что и придает красочность и нарядность всему народному искус­ству, начиная от избы и кончая небольшими предметами домашнего обихода.

Народное искусство сложилось в результате работы многих поколе­ний; опыт обработки материала, переходивший от учителя к ученику, приводил к совершенству. Мастерством овладевали целые семьи, дерев­ни, селения. Так зарождались народные художественные промыслы. Здесь мастерство каждого отдельного исполнителя является частицей творческого труда целого коллектива. Но в народе всегда отмечали особо искусных и мастеровитых, их высокохудожественные образцы служили как бы эталоном, которому следовали остальные. О них ходили легенды из поколения в поколение.

В зависимости от местных условий и наличия материала каждый народный художественный промысел имел и поныне имеет свои люби­мые темы, орнаменты, цветовой колорит, особенности формы изделий, свою специфику производства.

Сложен и разнообразен окружающий нас мир предметов, ежедневно, ежечасно появляются все новые и новые формы, используются новые материалы, сменяются моды. И как на этом фоне замечательны своей самобытной красотой предметы народного искусства! Они ценны тем, что сделаны вручную, никогда точно не повторяют одна другую. Своей фор­мой, своеобразием узора, яркими, сочными красками они акцентируют и дополняют обстановку наших квартир, внося в них особый, неповто­римый колорит.

Все шире используется богатейшее наследие народного творчества; стало обычным явлением, когда на предприятиях художественных про­мыслов художник-профессионал работает в содружестве с мастером, а архитекторы все чаще привлекают народных мастеров к оформлению создаваемых ими сооружений. Расширился и спрос на изделия народ­ных промыслов, он уже давно не ограничивается пределами наших рес­публик. Потребность в них огромна не только в нашей стране, но и за ру­бежом.

Обогатились функции изделий, изготовляемых в художественных промыслах, утилитарные в традиционном быту эти предметы становятся сувенирами и декоративными предметами. Произведения художествен­ных промыслов легко вписываются в обстановку современного интерь­ера, так как народное творчество сегодняшнего дня, как и профес­сиональное, отражает сегодняшние вкусы и эстетические потребности. Познакомившись с особенностями народного творчества и образованием художественных промыслов, коснемся истории создания и развития на­родных промыслов, связанных с обработкой металла. Знание историчес­кого прошлого поможет Вам лучше понять истоки этой области искус­ства, объяснить, как появились в нем определенные традиции, художест­венные приемы, сюжеты и темы.

01. Изображение оленя. Золото. Причерноморье. VI век до н. э.

Художественной обработке металла принадлежит исключительное место в истории декоративного искусства. Народные умельцы, используя различные металлы, эмали, самоцветы, применяя многие способы об­работки, сумели создать совершенные по красоте произведения. Металл обладает удивительными свойствами. Его можно плавить, лить, штамповать, волочить, скручивать, гравировать, чернить, делать на нем эмале­вые покрытия и придавать различные оттенки. Поэтому металл издавна привлекал человека своими возможностями. Национальные особенности художественного творчества в области обработки металлов появились еще задолго до образования русского государства. Для изучения рус­ского искусства большое значение имеет творчество тех народов, которые жили рядом с нашими предками, с которыми существовал обмен мате­риальными и духовными ценностями.

В первом тысячелетии до нашей эры обширные территории от пред­горий Алтая и до берегов Черного моря населял народ, который древние греки называли скифами. При раскопках греческих колоний и скифских курганов найдены художественные ценности и одно из самых драгоцен­ных сокровищ — «Скифское золото». Среди них найдены замечательные произведения ювелирного искусства: золотые серьги (подвески), золотой гребень, чеканные сосуды, богато украшенные золотые ножны мечей, роскошные украшения скифских царей и знатных людей того времени и другие драгоценные вещи.

Высокохудожественные произведения, созданные в античный период, говорят о необычайном подъеме декоративного искусства, о высоком уровне художественного мастерства и о разнообразии применявшихся способов обработки и украшения драгоценных металлов.

Племена, населявшие наши земли, — сарматы и затем анты и сла­вяне — до сложения у них государства в своем искусстве многое заим­ствовали у скифов, но создали яркое самобытное искусство. Многочис­ленные раскопки на территории СССР, в курганах Куль-Оба, близ Киро­вограда, в Келермесе на Кубани, в селе Мартыновка к югу от Киева, в Старой Ладоге и других местах, где были найдены образцы произве­дений декоративного искусства из металла, раскрывают нам предысто­рию древнерусского искусства.

В X — XII веках художественная обработ­ка металла получила всестороннее и повсе­местное развитие не только в городах, но и в селах. Повсюду кузнецы были первыми юве­лирами, ковавшими и отливавшими различ­ные предметы украшения. В кузнечном про­изводстве применяли холодную и горячую ковку, литье. Оружие украшали инкрустацией из серебра и золота. Из меди делали украше­ния, подвески к ожерельям и одежде. Из лис­тового металла для многих изделий применя­ли тиснение и чеканку.

02.Турий рог. Серебро. Чеканка, чернь. Деталь орнамента. X век

Особенно велики были успехи киевских мастеров-эмальеров. Эмаль применяли в украшении самых разнообразных предметов из золота, се­ребра, бронзы и меди, чаще всего эмаль использовали в сочетании со сканью, чеканкой и гравировкой. Однако эмаль иногда являлась вполне самостоятельным видом украшения.

03. Предметы Старорязанского клада. XII — XIII века

Русская эмаль этого времени известна в двух ее видах — выемчатая и перегородчатая, одноцветная и многоцветная. Наиболее сложной по исполнению является перегородчатая Многоцветная эмаль. Тонкие золо­тые перегородочки по задуманному рисунку припаивали к золотой пла­стинке, а промежутки заполняли цветной эмалью.

Красочная эмаль, заполнявшая отдельные участки поверхности таких металлических изделий, как серьги, подвески, диадемы, ожерелья, пряж­ки, значительно оживляла последние и придавала орнаменту большую выразительность. Великолепно выполненные роскошные диадемы найде­ны в Киеве и Рязани; они восхищают своей прекрасной техникой исполнения и чистотой тонов эмали и по праву считаются вершиной юве­лирного искусства.


04. Жиковница (дмерная петля) железная

05. Бердыш. Изделие московских ремесленников. XVI — XVII века


 

Не меньшее мастерство и тонкость художественного вкуса проявили киевские мастера черни. Чернью долгое время заполняли фон изображе­ний, на котором четко выделялись светлые контурные рисунки, выпол­ненные резцом. Несколько позже появляются черневые изображения на светлом золотом или серебряном фоне. Технику черни применяли при украшении различных ювелирных вещей. Чернь использовали и в сочета­нии с другими видами художественной отделки. Так, в Чернигове в курга­не «Черная могила» были найдены два турьих рога, оправленных в се­ребро. Местные мастера наравне с чернью применяли чеканку контурным приемом по тонкому листовому серебру и золоченый фон, обработанный мелкими рельефными шариками.

В Киевской Руси были распространены металлические изделия с украшениями из филиграни (скани) и зерни. Декоративные ажурные детали изготовляли из золотой, серебряной или медной проволоки, мель­чайших зерен, колец и посредством пайки соединяли между собой и основой изделия. Высокое мастерство и знание технологии позволяли мастерам тонкие и сложные узоры деталей и отдельные части предметов соединять почти невидимым припоем. Искусство Киевской Руси знаменует блистательный расцвет русского худо­жественного творчества.

Татарское иго принесло страшное и дли­тельное разорение основным культурным центрам страны. Однако художественная дея­тельность многих городов не была полностью нарушена. В таких городах, как Новгород, Псков, Смоленск, Галич сохранились памят­ники культуры прошлых веков и продолжали развиваться замечательные традиции древне­русского ювелирного искусства.

В XIV — XV веках началось возрождение многих видов художественной обработки ме­талла. Одним из первых возродилось искус­ство скани; оно не требовало сложного обору­дования и поэтому получило широкое рас­пространение во многих городах России. На­ряду с чисто сканными изделиями встречают­ся предметы, где сканный узор местами рас­цвечен мастикой, окрашенной в разные цвета. Особое развитие декоративное творчество получает в Москве: здесь организуются ху­дожественные мастерские, в которых помимо ювелирных украшений со сканным орнамен­том изготовляют парадное оружие, посуду, кубки, церковную утварь. Для производства изделий из драгоценных металлов привле­кают лучших русских мастеров и приглашают художников и ремесленников из других стран. Наиболее выдающимися русскими ма­стерами середины XV века были два замеча­тельных сканщика — Иван Фомин и инок Амвросий.

06. Царь-пушка, Мастер Андрей Чохов. XVI век

 

В XVI веке ювелирное дело вновь стало занимать одно из ведущих мест. Новый подъем в развитии художественного творчества и мастер­ства не был случайным; XV — XVI века — это пора дальнейшего объеди­нения и укрепления русских земель. По мере роста могущества русского государства и расширения международных связей росла потребность в произведениях прикладного искусства.

Для создания высокохудожественных образцов нужны были мастера ювелирного дела. Учрежденная в начале XVI века при Московском Крем­ле Оружейная палата в середине столетия значительно расширяется. Кроме оружейной, открывают самостоятельные мастерские — палаты, в том числе Кузнечную, Золотую и Серебряную, где работало много ис­кусных мастеров.

Москва становится крупнейшим центром художественной обработки драгоценных металлеа В мастерских Московского Кремля мастерами зо­лотого и серебряного дела созданы разнообразные изделия, предназна­ченные как для царского и патриаршего дворов, так и на продажу.

В это время широкое распространение получают чеканка и тиснение. Чеканные работы отличаются сдержанной простотой форм и выразитель­ной обработкой каждой детали. Растительные узоры — вьющиеся стеб­ли, травки, изящные по форме листочки и цветы образуют спокойный и плавный ритмический строй, придавая всей орнаментальной композиции уравновешенность и декоративную цельность.

В чеканке и тиснении кроме богатого растительного орнамента встре­чаются изображения человеческих фигур, целые сцены, многофигурные композиции. Особенностью этих изображений является мягкость и обоб­щенность форм, отсутствие мелкой деталировки.

Особой тонкостью отличаются изделия с чернью глубокого цвета. На золотых предметах (чашах, блюдах, кубках, стаканах), украшенных чер-невыми рисунками, очень красиво сочетается тонкий черный графичес­кий узор с золотой поверхностью фона; они являются замечательными образцами графики XVI века. Русские мастера-эмальеры осваивают но­вые способы наводки эмали по скани и по чеканному рельефу и успешно применяют при украшении изделий.

XVI век — время расцвета московского золотого и серебряного дела. Не утрачивая прекрасных древних традиций художественного мастер­ства, московские мастера-ювелиры достигают высокого совершенства в технических приемах обработки и украшениях драгоценных изделий.

В XVII веке, помимо Москвы, такие города как Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Великий Устюг, Сольвычегодск становятся значи­тельными центрами художественной культуры. Каждый из этих местных центров имел свои особенности и традиции.

В конце XVI и начале XVII веков постепенно меняется характер укра­шений, они приобретают большую пышность и усложненность. Стремле­ние к пышности проявляется в большом количестве жемчуга и драгоцен­ных камней, изделий из золота и серебра. Эмали приобретают более яр­кий цвет и контрастность. Все это соответствует декоративному убран­ству дворцовых помещений, где яркость, многоцветье, жизнерадостность стали занимать главное место.

Значительное развитие получают гравирование и чернь. В собрании Государственного Исторического музея хранятся работы русских масте­ров-серебряников со сложными сюжетными рисунками, выполненными в технике гравюры. Появились новые декоративные приемы в характере черневых рисунков. Вместо тонких и чистых графических линий, услов­ных плоскостных фигур на золотом фоне предметов появляются крупные резные цветы, плоды, травы, птицы, животные. Они подчеркнуты грави­рованной линией и обработаны мельчайшими бархатистыми штрихами. Наряду с техникой наводки эмали по чеканному и гравированному метал­лу в Москве в это время создают изделия со сканной цветной эмалью.

07. Патиры. Псков. XVII век

08. Ковш царя Михаила Федоровича. XVII век

 

Помимо Москвы знамениты также эмалевые изделия мастеров, ра­ботавших в Сольвычегодске. Здесь еще в XVI веке было организовано производство изделий с расписными эмалями, в том числе серебряной посуды, основным украшением которой являлась декоративная роспись по эмали. В XVII веке в Сольвычегодске изготовляли простой формы чаши, стопы, блюда и украшали их по светлому фону мотивами растительного орнамента желто-оранжевых, красных, зеленых и синих цветов. На изделиях сольвычегодских мастеров также можно встретить портре­ты и сюжетные изображения, заимствованные из рисунков книг и гра­вюр того времени.

Развитие нового художественного направления в творчестве русских эмальеров завершилось появлением на рубеже XVII и XVIII столетий ми­ниатюры на эмали, которая вскоре стала наиболее популярной разновид­ностью этого искусства.

В конце XVII и начале XVIII веков наблюдается бурное развитие ме­таллургической и металлообрабатывающей промышленности. Мастера художественной обработки металла группируются при крупных заводах на Урале — в Нижнем Тагиле, Кушве, Касли, Кусе и при других чугуно­литейных заводах, где занимаются выпуском художественного литья. В это время складываются основные традиционные промыслы художест­венной обработки металла на территории России. В этот период основаны действующие сейчас фабрики «Северная чернь», Красносельская ювелир­ная фабрика, филиал Бронницкой ювелирно-художественной фабрики в подмосковном селе Синькове. Нельзя не назвать и такие предприятия, как художественная фабрика «Ювелир», приволжская фабрика ювелир­ных изделий «Красная Пресня», Казаковский завод художественных из­делий, «Ростовская финифть», где творческие коллективы мастеров и стилистические традиции сложились после Великой Октябрьской социа­листической революции.

09. Нагрудный знак пушкарей. XVII век

 

Народные художественные промыслы являются особой отраслью со­временной художественной промышленности, выпускающей изделия бы­тового и сувенирного назначения. Предприятия промыслов объединяют мастеров и художников народного декоративного искусства. На этих предприятиях наряду с применением различных вспомогательных при­способлений и средств малой механизации используется высококвалифи­цированный ручной труд.

10. Я. С. Гореликов. Сталевар и школьник. Чугунное литье. Касли. НИИХП. 1956 г.

В современных промыслах, связанных с художественной обработкой металла, бережно сохраняются и совершенствуются традиционные фор­мы и приемы, относящиеся к далекому прошлому народной культуры, отличающиеся яркой национальной самобытностью.

В первые годы Советской власти художественные промыслы по обработке металла оставались небольшими разрозненными кустарными предприятиями. Позже меняются масштабы производства, некоторые из предприятий становятся крупными производственными объединения­ми с большим числом высококвалифицированных мастеров и художни­ков. При крупных промыслах существуют профессиональные техничес­кие художественные школы. Здесь прививают любовь к рабочей профес­сии, традициям, молодые мастера получают художественное образова­ние, учатся профессиональным приемам, приобретают различные знания.

Для повышения уровня профессиональных знаний, оказания твор­ческой помощи в создании новых образцов изделий молодыми мастерами некоторых промыслов созданы экспериментальные творческие группы и группы индивидуального ученичества. Много замечательных художни­ков и мастеров подготовили профессионально-художественные школы промыслов.

Труд народного мастера высоко ценится в социалистическом общест­ве. Только в Российской Федерации тридцать пять художников про­мыслов были удостоены звания лауреатов республиканской Государ­ственной премии имени И. Е. Репина. А сколько мастеров во всех союз­ных и автономных республиках отмечены почетными званиями народно­го художника, заслуженного мастера народного творчества; нескольким мастерам народных промыслов присвоено Звание Героя Социалистичес­кого Труда.

В 1930 г. создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности, во многом помогающий творческой деятельности промыслов. В лаборатории художественной обработки металла, камня и кости ведется большая экспериментальная работа, которая дает хоро­шие результаты. Научные работники совместно с художниками инсти­тута на основе традиционных форм и приемов того или иного промысла создают новые образцы изделий, помогая сохранению самобытных ос­нов искусства промысла.


Виды

Художественных работ

 

11. Ружейный замок

ЮВЕЛИРНЫЕ РАБОТЫ

 

Ростовская эмаль. В конце XVIII века в одном из монастырей Росто­ва была организована небольшая мастерская. Ростовские эмальеры укра­шали различные изделия церковного характера. Нам известны мастера миниатюрного письма, владевшие высокой техникой исполнения: Тара­сов, Буров, Всесвятский, Чайников, Архаров. На выполненных ими ми­ниатюрах яркие краски эмали прекрасно гармонировали с гладкой и блестящей золотой и серебряной поверхностью изделия, чеканным рельефом и драгоценными камнями.

Ростовские мастера для получения красочного изображения брали тонкую металлическую пластину прямоугольной, круглой или овальной формы, зачищали ее, а затем покрывали эмалевой массой. После обжига в муфельной печи эмаль приплавлялась к пластине и образовывала твер­дую и гладкую поверхность (грунт или фон). После нанесения рисунка на грунт выполняли роспись эмалевыми красками, разведенными на ла­вандовом масле или скипидаре, затем пластинку обжигали вторично.

После Великой Октябрьской социалистической революции ростов­ские мастера начали работать над созданием разнообразных ювелир­ных изделий и предметов быта: брошей, пудрениц, коробочек, шкатулок с орнаментальной и сюжетной росписью по эмали. Творчество извест­ного в то время художника С. В. Чехонина сказалось на работах мастеров артели. Они успешно стали применять темный, черный или синий фон эмали, на котором располагали разнообразные узоры из цветов в виде венчиков, букетов и гирлянд.

В 30 — 40-е годы в ростовской артели образуется большой творческий коллектив, возглавляемый старейшим мастером А. А. Назаровым. В это время, кроме цветочной миниатюры, мастера промысла много работают над миниатюрными портретами, а также успешно решают декоративные композиции. В этот период складываются новые принципы, в основе ко­торых лежат приемы пунктирной эмалевой росписи, придающие живопи­си прозрачность и звучную красочность цвета.

Мастером А. А. Назаровым в этой манере была выполнена круглая крышка для коробки с росписью. На светло-розовом фоне расположена гирлянда из цветов, в центре которой помещена эмблема серпа и молота и цифра XX. Одной из лучших портретных миниатюр можно считать миниатюру работы М. А. Хрыкова, изображающую девушку-пряху с извест­ной картины В. А. Тропинина. Миниатюра написана мастером в пунктир­ной живописной манере.

В 1936 году финифтяной цех механической артели был преобразован в самостоятельную художественную артель «Возрождение», переимено­ванную впоследствии в артель «Ростовская финифть». Значительно рас­ширяется ассортимент ювелирных изделий, становятся более разнооб­разными художественные приемы оформления. Наряду с цветочным орнаментом получили дальнейшее развитие сюжетная тематика, портрет­ная миниатюра. Часто используют виды городов Москвы, Ленинграда, Ярославля, Ростова; выполнены они в лучших традициях эмальерной живописи.

Высокими художественными достоинствами отличается роспись се­ребряного ларца, выполненная мастером Н. А. Карасевым в 1938 году. Ларец имеет многогранную форму, на его сторонах помещены эмалевые пластины с изображением гербов союзных республик. На крышке рас­положен государственный герб Советского Союза. Хорошо найденные пропорции предмета и цветовое решение орнаментальных мотивов гово­рят о талантливости исполнителя1, о богатстве живописной палитры.

12. Чаша царя Алексея Михайловича. XVII век

13. Е. П. Чемисов. Автопортрет. Резцовая гравюра

 

В 50 — 60-х годах художники Научно-исследовательского института художественной промышленности М. А. Тоне, 3. М. Зенкова и другие совместно с мастерами ростовской артели провели большую работу по созданию и освоению в массовом производстве новых образцов с рос­писью по эмали. Коробочки-сувениры, выполненные по проектам худож­ницы М. А. Тоне, из позолоченного серебра украшены вставками с деко­ративной росписью архитектурных памятников Подмосковья (Коломенского и Царицына). М. А. Тоне создает простые по форме броши с выра­зительной подачей рисунка в виде силуэтной живописи, близкой к народ­ной росписи. Орнаменты расположены на белом традиционном фоне.

Броши 3. М. Зенковой также имеют белый фон, на котором помеще­ны дветочные мотивы, выполненные в условной манере, в плане декора­тивной кистевой росписи. Благодаря контрасту белого фона и темного изображения, оживленного несколькими яркими цветными пятнами, до­стигнуто необычайно декоративное решение колорита эмали.

Эти опыты, принесшие успех, получили свое развитие в других изде­лиях, выполненных мастерами промыслов В. В. Горским, И. И. Солдато-вым, А. М. Кокиным. В. В. Горским была сделана брошь, серебряная оправа которой в виде сканого узора с зернью хорошо сочетается с оваль­ным медальоном, украшенным орнаментальной красочной росписью. На­рядное сочетание скани с красочной росписью можно видеть на овальной коробочке этого мастера.

Табакерка. XVIII век

И. И. Солдатов и А. М. Кокин, украшая свои изделия (коробочку и браслет), на отдельных пластинках-вставках хорошо сочетают роспись с позолоченной сканью и зернью. На крышке коробочки расположена гирлянда из полевых цветов, выполненная мастером в светлых и нежных тонах. Красочная орнаментальная роспись на пластинках, образующих звенья браслета, с позолоченной сканью представляет собой яркие, цветные пятна красных ягод смородины и зеленых листьев на глубоком черном фоне эмали. В декоративном убранстве этих вещей гармонично сочетаются эмаль и скань.

Искусство ростовской эмали ярко выражено в одной из наиболее удачных работ художницы М. А. Тоне — комплект ювелирных изделий, состоящий из двух кулонов, броши, браслета, ожерелья, украшенных сканью и пластинками с росписью по эмали. Этот комплект был рекомен­дован к освоению в массовом производстве. На нем знакомые мотивы красочно написанных цветов на темном фоне эмали. Красиво прорисо­ванный орнамент тончайших стебельков и нежных лепестков цветов хорошо гармонирует с узором обрамляющей их филиграни. Все ювелир­ные изделия, входящие в этот комплект, относятся к числу высокоху­дожественных. Они выполнены с большим вкусом.

В последнее время ростовские мастера представили новые работы, свидетельствующие о дальнейшем развитии искусства финифтяной росписи. «Ростовская финифть» является единственным у нас в стране пред­приятием, где выполняют декоративную роспись по эмали. В просторных, светлых помещениях фабрики трудятся мастера живописного и сканного дела. Изделия ростовских мастеров можно увидеть в Музее народного искусства в Москве, Государственном Историческом музее, Государ­ственном Русском музее, Государственном Ярославском и Ростовском историко-архитектурном музее-заповеднике. Образцы изделий с ростов­ской финифтью были показаны на отечественных и зарубежных выстав­ках. Мастера промысла неоднократно были удостоены высоких наград.

Красносельская скань. Своими сложившимися художественными традициями выделяются потомственные красносельские ювелиры. Цент­ром старейшего и самого большого промысла является село Красное на Волге, расположенное на левом берегу в 35 километрах от Костромы. Еще в XVI веке начинается здесь производство изделий из серебра. В конце XIX века село Красное становится крупным центром ювелирно-металлического промысла. В то время почти все жители занимались че­канкой, гравировкой, эмальерным и другим мелким ювелирным делом.

После Великой Октябрьской социалистической революции красно­сельские кустари стали объединяться в артели. Уже в 1918 году в трех артелях работали 1200 человек. Однако к созданию разнообразных худо­жественных изделий из металла приступили лишь в тридцатые годы. Заметное место в искусстве красносельцев с этого времени заняла фи­лигрань, называемая иначе сканью.

Причудливые узоры из тонких плотно скрученных медных, золотых и серебряных нитей словно причудливое кружево стелются по поверх­ности кубков, шкатулок и многих других предметов, изготовляемых на фабрике. Типична для красносельских мастеров сложная ажурная скань. Ее богатый, плотный и сочный узор органически вписывается в форму предметов. В орнаментальных нитях скани почти не видно следов припоя, отчего она кажется чрезвычайно хрупкой. Красив ажур скани и в сочета­нии с глухими участками.

Техника выполнения филигранных изделий за сотни лет не измени­лась. Орнамент изделия воспроизводят на бумаге. По нему выкладывают и приклеивают контур будущего узора из толстой проволоки, заполнен­ный затем заранее заготовленными мелкими деталями. Набранные на бумаге проволочные детали посыпают измельченным припоем, и под огнем они спаиваются в ажурный узор. Иногда филигрань напаивают на металл. Для получения объемных предметов филигрань набирают на же­лезные формы.

Несложная, но трудоемкая техника имеет богатые возможности раз­нообразить приемы набора филиграни и создавать многочисленные орна­ментальные композиции. Применение золочения, серебрения, оксидиро­вания, сочетания филиграни с чернью, эмалью, гладким или чеканным ме­таллом еще больше расширяет эти возможности. Почти непременным спутником филиграни является зернь — мелкие литые шарики, которые припаивают к готовому изделию в заранее заготовленных ячейках.

Старинную технику филиграни используют при производстве различ­ных изделий — брошей, браслетов, пряжек, подстаканников, сухарниц, ваз и других предметов, больших выставочных кубков, ларцов. Одной из лучших работ красносельских мастеров можно считать кубок «Со­циалистическое строительство», выполненный в 1951 году по проекту А. Удалова и А. Щепелкина при участии талантливого мастера А. В. Ва­синой. Кубок отличается строгими формами, хорошо найденными про­порциями, его поверхность обработана филигранью, чеканкой и гладко отполированным металлом. Набор филиграни в сочетании с зернью создает необычайно красивый узор. Крупные и упругие завитки скани выигрывают от контраста с гладким металлом и великолепно сочетаются с чеканкой кубка.

К этому же времени относится замечательная по своей отделке по­золоченная ваза А. В. Васиной и А. Голикова. Композиция рисунка вазы построена также на контрасте филиграни и гладкого металла. Тулово вазы, почти сплошь состоящее из узорной скани, чередуется в отдельных местах с гладко отполированными полосками. Филигранные розетки вы­пуклой формы замыкаются кольцами гладкого металла.

Высокими художественными качествами отличается кубок, по­священный 300-летию воссоединения Украины с Россией. Тончайший узор из филиграни в виде веток с узкими листочками, располагаясь на позолоченной поверхности изделия, походит на металлическое кружево.

С большим изяществом выполнены салфеточное кольцо мастером Н. С. Грустливым и декоративный лоточек И. Д. Орловым. Витой сканый узор с мягкими изгибами, завитками, кружочками приобретает порой большую выразительность в сочетании с блестящей зернью. Такой прием декоративной отделки встречается и в вещах П. И. Чулкова.

В 40 — 50-е годы экспериментальная группа художников и мастеров работает над новыми образцами изделий для массового производства. В технике филиграни создают украшения (броши, кольца, серьги), посуду (вазочки, конфетницы). Для украшений применяют латунь, медь, сереб­ро, золото. В изделиях из серебра и золота используют корунды и при­родные поделочные камни.

В 60-е годы на красносельской ювелирной фабрике построены галь­ванический цех, цех по заготовке деталей, инструментальный и другие. Организованная ранее экспериментальная группа выросла в крупный творческий коллектив с собственной художественной лабораторией. В эти годы различного вида посуда (стопки, рюмки, бокалы, солонки, ложки, подстаканники) принимает наиболее красивые формы, орнамен­тация их проста и выразительна. Умело используется фактура материала, поверхность изделия делают то матовой, то гладко отполированной. Не­дорогие, но декоративно выразительные вещи, изготовленные в технике филиграни, выполнены с большим художественным вкусом и являются подлинными произведениями русского декоративно-прикладного искусства.

Художественное качество изделий повысилось благодаря созданию Научно-исследовательского института художественной промышлен­ности. Помощь института отразилась на эстетической стороне культуры производства, на творчестве художников и мастеров промысла. В изго­товлении новых изделий принимали участие не только старейшие и опыт­ные мастера-ювелиры, но и молодежь, получившая специальное образо­вание в Красносельском училище художественной обработки металла. Училище, а также профессионально-техническая школа при нем растят кадры мастеров-ювелиров не только для красносельского промысла, но и для других ювелирных производств.

В настоящее время Красносельская ювелирная фабрика выпускает изделия из серебра, меди, латуни, бронзы, мельхиора, томпака, богато украшенные сканью и зернью, гравировкой и чеканкой. Старинное нацио­нальное искусство филиграни, сохранившееся в Красном селе на Волге, продолжает развиваться, и нет сомнения, что изделия, созданные руками мастеров промысла, долго будут радовать нас своей оригинальной кра­сотой и совершенством техники исполнения. Изделия Красносельской ювелирной фабрики демонстрировались на многих выставках в нашей стране и за рубежом и были отмечены дипломами и медалями. Коллекции изделий фабрики хранятся в Музее народного искусства в Москве, Госу­дарственном Русском музее, Костромском областном краеведческом му­зее и др.

Северная чернь. Чернь — это своеобразная гравюра по металлу. Го­товый, чаще всего серебряный, предмет гравируют, очищают и покрывают чернью. Затем изделие нагревают, чернь плавится и заполняет гравиров­ку. Остывший предмет очищают и полируют. На его поверхности появ­ляется прочный черневой рисунок, который в зависимости от состава сплава может быть светло-серым или более темных оттенком (до черно-бархатистого).

Одним из старейших центров является промысел художественной обработки металла в Великом Устюге Вологодской области. Серебряные с чернью изделия, выполненные замечательными мастерами этого про­мысла, отличаются высокими художественными качествами. Здесь на реке Сухоне в 1761 году возникла первая фабрика черневых серебряных изделий. Сменявшие друг друга стили нашли отражение во внешнем облике изделий. В период стиля барокко серебряные устюжские ларцы, табакерки, различной формы туалетные коробочки, флаконы украшали прихотливыми завитками, картушами и др. В пору классицизма появ­ляются более строгие, уравновешенные формы изделий и орнаменты в виде всевозможных розеток, пальмет и др.

В гравюре по металлу появляется новая манера исполнения, близкая к книжной графике.

15. Г. Гольтциус. Падение Фаэтона. Резцовая гравюра

Интересны изделия, на которых изображены виды Великого Устюга с его красивой панорамой со стороны реки Сухоны. Часто черневой рисунок усложняют золоченой гравировкой, которая усиливает тем­ный контур узора. В 1929 году в Великом Устюге была открыта мастерская по изготовлению серебряных изделий с чернью, на базе которой возникла кустарно-промысловая артель «Северная чернь». М. П. Чирков, под руководством которого стало постепенно возрождаться искусство великоустюжского черненого серебра, постоянно искал пути расширения ассортимента изделий, создания новых оригинальных форм предметов. Браслеты, коробочки, подстаканники, стопки, ножи для разрезания бумаги, салфеточные кольца, пудреницы украшают тончайшими расти­тельными орнаментами, тематическими композициями. Сплошной густой и плотный узор то целиком заполняет поверхность, то легкими штрихами застилает светлую серебряную гладь.

В 30 — 40-х годах в артель из Института художественной промыш­ленности были привлечены художники-профессионалы М. Д. Раков и К. А. Будкин. М. Д. Раков создает красивые черненые браслеты, броши, оправы для мундштука, ложки с изображениями птиц и зверей Севера, близкими по своим мотивам народному промыслу. Работы художника отличаются большой образностью, умением мелкой тонкой штриховкой передать богатую игру света и тени.

Художник К. А. Будкин стремился создать новые формы изделий с украшениями, состоящими из современных орнаментальных мотивов. Пудреницы, черневые ободки для костяных мундштуков, портсигары художник украшает видами Московского Кремля, летающими самолета­ми, эмблемами. Нужно отметить, что созданные художником в 1938 — 1939 годах некоторые мотивы орнамента, видоизменяясь, появляются и теперь.

Международную славу приобрела устюжская чернь при талантливом художнике Е. П. Шильниковском, руководившем промыслом в течение 25 лет. Е. П. Шильниковский является автором большого числа тради­ционных произведений, создателем сложных тематических композиций с архитектурными пейзажами, сказочными сюжетами и мотивами.

Одной из несомненных творческих удач художника является неболь­шой стаканчик «Хмель»; строгую форму предмета украшают изящные листья и золотые грозди хмеля. Е. П. Шильниковский использовал из­вестный по старинным изделиям того же Великого Устюга способ худо­жественной обработки серебра — чернь с золотой гравировкой, что зна­чительно обогатило художественные достоинства предмета. Этот спо­соб широко применяют в промысле.

В начале 60-х годов художница Научно-исследовательского института художественной промышленности М. А. Тоне создала образцы изделия для «Северной черни», в которых были возрождены декоративный характер великоустюжского серебра, плоскостная трактовка раститель­ных форм, лаконичность и простота композиционного узора.

В артели работает много граверов, которые выполняют орнамент не только по рисункам художника, но и по своим собственным. Перенося на изделие знакомый рисунок, мастера часто варьируют его в деталях, внося новую трактовку, по-новому располагают мотивы орнамента.

Стремление великоустюжских мастеров к самостоятельному реше­нию орнаментальных композиций имеет не только большое художествен­ное значение, но и положительно сказывается на творческой деятель­ности всего коллектива.

За годы существования промысла было создано немало интересных работ. Создавали их в связи с празднованием различных годовщин ярких исторических событий из жизни нашей Родины. К 800-летию Москвы мастера артели «Северная чернь» изготовили большой ларец, напоминающий своим видом костяные ларцы XVIII века, которыми когда-то славился наш Север; 40-летию Великой Октябрьской социали­стической революции посвящен искусный черневой кубок. Большими художественными достоинствами отличается кубок «Дружба народов», созданный в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, новый по своей форме и умело украшенный чернью и золоченой гравировкой.

В украшениях черневых изделий мастера Великого Устюга помимо растительного цветочного орнамента широко используют разнообразные сюжетные черневые рисунки. В юбилейных и выставочных работах темой является столица нашей Родины Москва: изображение панорамы

Московского Кремля со стороны Москвы-реки и Красной площади, архитектурные и скульптурные памятники города.

Искусство ювелиров Великого Устюга успешно развивается. Их изделия заслужили самое широкое признание как в нашей стране, так и за рубежом. Изделия великоустюжских мастеров неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках.

С изделиями из великоустюжского черневого серебра можно ознакомиться в Государ­ственном Историческом музее, Музее народ­ного искусства, Оружейной палате, Государ­ственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Загорском Государственном исто-рико-художественном музее-заповеднике, Великоустюжском краеведческом музее и др.

16. Сабяя генерала Черняева. 1812 год

Филигрань. Недалеко от традиционных центров металлообработки — города Павлово и поселка Вача, где издавна было развито кузнечное и слесарное дело, в селе Казакове из поколения в поколение передавались навы­ки по обработки металла. Чувство материала, умение подчинить его своему замыслу помог­ли мастерам-казаковцам овладеть искусством создания филигранных изделий. В начале 50-х годов мастера Казаковского завода ху­дожественных изделий (село Казакове, Вач-ский район, Горьковская область) в совер­шенстве овладевают техникой филиграни. Большую помощь в разработке новых образ­цов изделий оказала О. И. Тараканова — вы­пускница Красносельской профессионально-технической школы.

Казаковские мастера создают утилитар­ные, вполне современные изделия, отличаю­щиеся рациональностью и новизной орнамен­тальных украшений. В своем творчестве они исходят из кружевных узоров, которые своим видом близки скани. Среди мотивов преобла­дают геометрические узоры сложных криво­линейных очертаний, органично вписанных в конструктивные формы предмета. Умело со­четая сравнительно плотное расположение тончайших витых проволочек с наиболее раз­реженными, мастера добиваются оригинального красивого рисунка. Чистота отделки, делающая незаметными места спайки отдель­ных деталей, а также использование в изде­лиях неоксидированной серебристо-белой скани придают казаковским изделиям ориги­нальный вид, отличающий их от сканых изде­лий других промыслов.

17. Магнит в оправе

 

Интересны работы, выполненные в эти же годы по рисункам молодых мастерок фили­гранные корзиночки-конфетницы и сухарни­цы, напоминающие по форме то блюдо, то ча­шу, то цветок с узорчатыми лепестками. Фи­лигранный ажур этих изделий всегда отчет­лив и ясен, он то становится упругим и плот­ным, то превращается в легчайшую сеточку, напоминающую мягкий узор из паутины. Центр корзиночки замыкается цветочной ро­зеткой, от которой к краям разбегаются узор­чатые завитки, изящно и легко образуя форму предмета.

18. Машина, филигрань. XIX век

В последние годы на Казаковском заводе значительно расширен и обновлен ассорти­мент сканых изделий, улучшено их качество. Наряду с предметами быта (сухарницами, конфетницами, подстаканниками, туалетными лоточками и т. п.) стали изготовлять филигранные ювелирные украше­ния: серьги, броши, брелоки, колье. Материалом для изготовления филигранных изделий в основном является посеребренная медь, но часть продукщпг выполняют из серебра, некоторые изделия оксидируют и золотят. Кроме сканых изделий на заводе изготовляют штампованные вещи из алюминия: сахарницы, подстаканники, различного вида нагруд­ные значки. При отделке этих изделий применяют анодирование и хо­лодные эмали.

За образцы филигранных изделий, экспонировавшихся на ВДНХ в 1968 году, Казаковский завод награжден Дипломом III степени. Кол­лекции изделий завода находятся в Государственном Русском музее, Музее народного искусства в Москве и в музеях Костромы.

Еще в XIX веке художественная обработка металлов в Москве стала искусством, определяемым потребностями городской среды. Наиболее плодотворный период в развитии ювелирного дела наступил после Вели­кой Отечественной войны. Московский экспериментальный ювелирный завод — одно из немногих производств, выпускающих серебряные изде­лия с филигранью, отличающиеся сдержанной нарядностью, отсутстви­ем парадности, простотой и ясностью композиции, цветовой гармонией. Например, в филигранных работах мастера И. К. Ефимова (декора­тивные коробочки, перстни, броши) нашли отражение традиционные приемы русских ювелиров. Его изделия привлекают красотой, декоративностью, высоким мастерством исполнения. Вещи И. К. Ефимова прекрас­но гармонируют с современным женским костюмом.

Изящны ювелирные изделия мастера Б. И. Сергеева. Сочетая простую филигрань с искусственным камнем и резной костью, он умело исполь­зует богатство и красоту самого материала и с неистощимой фантазией создает все новые и новые варианты композиции.

Смело и эффектно сочетает разные материалы и художница О. Д. Дворяткина. В созданном ею браслете филигрань сочетается с рез­ной костью. Овальные звенья браслета, чередуясь с мотивами веток с цве­тами и листьями, соединены небольшими овалами с филигранным узо­ром. Браслет О. Д. Дворяткиной отличается нарядностью и компози­ционной взаимосвязью разных материалов.

Среди современных изделий московских мастеров много вещей, вы­полненных с большим мастерством и вкусом. Это кулон с аметистом — крупным овальным камнем, охваченным сверху филигранными лепестка­ми. Кулон «Ягоды» выполнен как гроздь мелких светло-красных камней, виднеющихся из-под филигранных темно-золотых листочков. Нарядны серьги «Гранатовый цветок»; в венчике цветка чередуются темно-красные граненые камни и филигранные розетки. С большим искусством исполне­на серебряная коробка с филигранным украшением мастерами В. Коны-гиным и Б. Космачевским по проекту художницы 3. М. Зенковой.


19. Часы. Мастер М. Перхин. XIX век

20. Самовар. XIX век


 

В ювелирных изделиях, выполненных без применения филиграни, выявляется в основном красота граненого или полированного камня. Од­ной из лучших работ, выполненных в этом плане, можно считать позо­лоченную брошь с прямоугольным темным камнем художника М. Н. Фир-сова.

С приходом на завод мастера великоустюжской черни М. А. Угловской-Чулковой ассортимент предприятия пополнился изделиями в технике чернения по серебру. Созданы портсигары, подстаканники, туалет­ный гарнитур «Березка», декоративная ваза «Москва» и другие, черновой орнамент которых строг и прост, отличается высокими художественными качествами. Завод выпускает также изделия со штампованными рельеф­ными изображениями.

В творчестве мастеров ценно тонкое понимание особенностей совре­менного ювелирного украшения, использование и дальнейшее развитие традиционных приемов русского ювелирного искусства. Собрание изде­лий завода находится в Музее народного искусства в Москве.

В начале XX века в Мстере был открыт меднопрокатный завод, пре­образованный в 1925 году в Мсгерскую металлообрабатывающую артель, впоследствии получившую название «Мстерский ювелир» (поселок го­родского типа Мстера, Вязниковский район, Владимирская область). В 30-х годах артель производила латунные, а позже серебряные посудные изделия. Подстаканники, стопки, ложки и другие предметы украшали орнаментом, выполненным штамповкой и гравировкой с позолотой. С 1937 года мстерцы освоили технологию филиграни, переняв приемы красносельского промысла.

Мастерские ювелиры стремились создать собственный художественный стиль. В 50-х годах появились новые интересно задуман­ные вещи, в которых узорный ажур филигра­ни сочетался с гладко отполированным металлом. На предприятии усовершенствова­ны подготовительные и отделочные работы, строго разграничено выполнение основных операций. Элементы филигранного узора заготавливают маете ра-деталыцики; монтаж, заключающийся в сборке и подгонке деталей, выполняют специалисты более высокой ква­лификации.

Ассортимент изделий весьма широк; по­мимо филигранных изделий из мельхиора и серебра делают солонки, десертные и чайные ложки, вазочки, чашечки для кофе, винные и чайные сервизы. Отделывают предметы се­ребрением, позолотой, полированием и укра­шают штампованным или выгравированным орнаментом.

Филигранные изделия (конфетницы, су­харницы, туалетные лоточки, экранчики-суве-ниры) очень изящны по форме и ажуру ска-ного узора. Узорчатость и легкость серебрис­то-белой матовой филиграни иногда допол­няется зернью. В сканых предметах преобладают элементы орнамента несложной конфигурации (завитки, скобочки, колечки и т. п.), поддающиеся унификации,

В некоторых изделиях ажурное филигранное украшение сочетается с вкладышами из цветного стекла. Выпускают также латунные вазочки, простые по форме, но очень нарядные благодаря умелому использованию эффектного блеска гладко отполированной поверхности металла.

Ведущие мастера и художники предприятия периодически выпол­няют также отдельные образцы филигранных изделий выставочного и подарочного назначения: декоративные вазы, спортивные кубки. Изделия фабрики неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках и ярмарках. Коллекции изделий фабрики имеются в Государственном Русском музее, музеях народного искусства в Москве, во Владимире и других городах.

Ювелирно-художественные изделия. В XVI — XVII веках в подмос­ковном селе Бронницы делали кольчуги и разнообразные металлические военные доспехи. Создавая из кованых и сеченых стальных колец боевые доспехи и плетеные из золота, серебра или меди цепи, мастера применяли различные способы соединения и плетения самого узора. В результате конструкция цепочек и кольчуг приобретала декоративность.

Постепенно все большее .развитие получал цепочный промысел. Це­почки выполняли самого различного назначения: для ношения часов, на­грудных украшений светского и культового характера, для украшения костюма.

После установления Советской власти местные мастера объедини­лись в артель «Синьковский ювелир» и продолжали развивать навыки традиционного исполнения различного вида цепей, выполняли новые образцы сложных видов плетения. В ассортименте изделий наряду с це­почками появились браслеты для часов. На основе артели была создана Бронницкая ювелирно-художественная фабрика (г. Бронницы Москов­ской области, филиал в селе Синькове Раменского района). С 50-х годов, используя традиционное плетение, мастера фабрики разрабатывают оригинальные женские украшения — воротнички-ожерелья, подвески, браслеты, серьги, кольца. Подвижное соединение элементов, дополнение плетеной сетки зернью, накладками из металла или вставками из цвет­ного камня делают бронницкие изделия оригинальными произведениями ювелирного искусства.

В этих изделиях ценится не только прекрасное качество обработки. Знание свойств материала позволяет ювелирам разнообразно использо­вать его для создания художественной вещи. Золотая или серебряная цепочка-колье может быть в виде «Змейки» и образует рисунок, напоми­нающий плетение косы; цепь «Ленточка» — одна из наиболее нарядных, в ней соединены звенья, набранные каждое из отдельных колечек; «Якорная» цепь связывается из округлых и толстых гладких колец, плот­но прилегающих друг к другу.

Выполняют на фабрике украшения и обычного типа — металли­ческие штампованные кольца с цветными стеклами и камнями. Основной ассортимент изделий делают из золота, серебра и цветного металла. Не­которые изделия изготовляют из нейзильбера (сплава меди и цинка). Для серийного производства используют станки и автоматы. Цепочки фигурного плетения делают вручную. Изделия бронницких мастеров не­однократно экспонировали на выставках. На Всероссийском смотре-выставке в 1960 году фабрике присужден Диплом II степени.

Синьковские мастера сохранили свое оригинальное искусство и успешно развивают его. Изготовляемые ими золотые цепочки поражают изяществом рисунка, ювелирным совершенством техники исполнения. Коллекция изделий фабрики находится в Музее народного искусства.

Высокое мастерство синьковских умельцев роднит их с древними рус­скими потомственными кузнецами, чья слава была известна за пределами той округи, где жили бронницкие мастера.

Изучая традиции промысла, нельзя не отметить еще одну особенность их творчества. В изделиях промысла всегда высоко ценились не столько собственно декоративная сторона изделий, сколько профессиональная тонкость отделки, чистота и точность работы. Высокое техническое ма­стерство, передающееся из поколения в поколение, сохраняется и со­временными мастерами.

Знания декоративных особенностей металла позволили синьковским мастерам добиться высоких результатов в лицевой отделке всевозмож­ных видов цепочек и других ювелирных украшений.

В 1930 году в Приволжске основана артель, которая в 1967 году преобразована в фабрику. Фабрика «Красная Пресня» (г. Приволжск, Фурмановский район, Ивановская область) выпускает ювелирные укра­шения из металла и серебра со вставками цветного стекла: кольца, серьги, клипсы, кулоны, броши, брелоки, бусы, зажимы для галстуков, запонки. Вещи из цветного металла подвергают гальваническому покрытию се­ребром или золотом, кроме того, используют оксидирование. Стеклянные вставки искусно имитируют под цвет естественных. Сочетание элемен­тов филиграни и штампованных деталей позволяет добиться некоторого разнообразия художественных решений при монтаже изделий.

На фабрике есть экспериментальная группа, работающая над созда­нием новых образцов изделий. В 1 962 году на Конгрессе мод в Буда­пеште высокую оценку получили работы Ю. К. Волкова и М. П. Иконни­кова, отвечавшие современному направлению в моделировании одежды. Коллекция изделий находится в Музее народного искусства.

Известным центром художественной обработки металла в Россий­ской Федерации является Кубачинский художественный комбинат (аул Кубачи, Дахадаевский район, Дагестанская АССР). Дагестанские мастера всегда были не только прекрасными оружейниками, литейщика­ми, но и создавали высокую культуру орнаментального декоративного искусства.

21. Л. Голиков. Браслеты. Нейзильбер, медь, эмаль. Бронницкая ювелирно-художественная фабрика. 1967 год

 

Из всех видов декоративно-прикладного искусства дагестанских мастеров особенно многогранное развитие получило ювелирное дело. До­рогие образцы оружия украшали эмалевыми вставками, узорами чеканки или насечки. Чернь обычно являлась либо фоном, либо обрамляла медальоны чеканного и пасечного орнамента, а иногда густо покрывала крупный рельефный чеканный узор. Кроме оружия, мастера изго­товляли серебряные пряжки и накладки поя­сов, браслеты, серьги и другие ювелирные изделия.


22. Г. В. Драгун. Охотничий топорик «Тлулсорь». Златоустовский машиностроительный завод имени В. И. Ленина

23. Р. В. Алиханов. Вазочка декоративная. Серебро, чернь, гравировка. Кубачинский художественный комбинат


В наши дни комбинат выпускает серебря­ную посуду, украшенную чернью, гравировкой и просечными узорами: подстаканники, вазоч­ки, сухарницы, сахарницы, чайники, стопки, ложки, а также изделия, изготовляемые как в единственном числе, так и небольшими се­риями, украшаемые чернью, чеканкой, золо­той насечкой по кости и железу, ажурной резной костью и гравировкой.

Замечательные по своему орнаменталь­ному убранству работы мастеров старшего поколения — Алихана Ахмедова, братьев Бахмуды и Абдуллы Топчиевых, Сеида Маго-медова. На протяже нии нескольких лет на предприятии ведется большая творческая ра­бота по созданию новых образцов изделий, отвечающих эстетическим требованиям и за­просам сегодняшнего дня. Разнообразие ор­наментальных сюжетов и новизна техничес­ких решений находят свое отражение в по­следних изделиях ведущих художников Да­гестана: Гаджи Бахмуда Магомедова, Расула Алиханова и других, удостоенных Государ­ственных премий и получивших звания за­служенных деятелей искусства. Искусство художественной обработки металла Дагеста­на оказало определенное влияние на разви­тие русского искусства гравировки и черни на серебре.

24. И. И. Солдатов. Серьги, эмаль. Фабрика «Ростовская финифть». 1966 год

Изделия дагестанских ювелиров неодно­кратно экспонировались на отечественных и международных выставках. Коллекции изде­лий находятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Госу­дарственном Русском музее, Государствен­ном музее этнографии народов СССР, Госу­дарственном музее культуры народов Восто­ка, Музее народного искусства, республикан­ском Дагестанском краеведческом музее. Аул Гоцатль, находящийся в Среднем нагорном Дагестане, населенном аварцами, еще около 300 — 350 лет назад приобрел извест­ность как центр медночеканного искусства. Гоцатлинские металлисты ковали котлы, че­канили из меди и латуни водоносные сосуды и кухонную утварь.

В XVIII веке в Гоцатле и окружающих его селениях стали изготовлять массивные сереб­ряные украшения: подвески с чернеными узо­рами, витые и плоские браслеты со вставками из сердолика и цветного стекла, позже сереб­ряную оправку ножен для кинжалов и шашек, художественно оформленные пистолеты, га­зыри и накладки поясов, украшавших одеж­ду горцев.

В 1965 году был образован Гоцатлинский художественный комбинат (аул Гоцатль, Хунзахский район, Дагестанская АССР), ко­торый стал выпускать сувениры (небольшие кувшинчики, брелоки) и ювелирные украше­ния (броши, кулоны, кольца, перстни, брасле­ты и т. п.)

В развитии промысла заметную роль сыграл старейший мастер Магомед Джама-лутдинов. Большую известность получили мастера Базарган Гимбатов и молодой чекан­щик Магомед Нурмагомедов. Художествен­ные произведения Гоцатлинского комбината неоднократно экспонировались на отечест­венных и международных выставках.

Коллекции изделий предприятия хранят­ся в Государственном Эрмитаже, Государ­ственном музее этнографии народов СССР, Государственном музее культуры народов Востока, Музее народного искусства, Госу­дарственном Историческом музее, Махачка­линском музее изобразительного искусства, Дагестанском республиканском краевед­ческом музее.

Искусство златоустовской гравюры на металле (г. Златоуст, Челябинская область) зародилось на бывшем Косотурском заводе, основанном в начале XIX века, и было связа­но с оформлением холодного оружия. Заслу­женной известностью пользуются имена та­лантливых заводских художников XIX века — И. Н. Бушуева, И. П. Бояршинова, позднее С. А. Фетисова, М. С. Пе-тухова, А. П. Агаркова; многие из них являются авторами орнаменталь­ных украшений и их исполнителями.

Златоустовские мастера занимались в основном украшением сабель­ных клинков, используя при этом гравировку с последующим вытравле­нием узора, насечку золотом и серебром, золочение и серебрение, соче­тающееся с воронением.

В первые годы Советской власти златоустовские мастера начина­ют осваивать новые виды изделий: столовые приборы, ножи для бу­маги, топорики, корпуса для часов, настенные декоративные тарелочки-панно.

Мотивами украшений для гравировки по стали являются стилизован­ные растительные орнаменты, овальные клейма с тематической компози­цией, эмблемы нашего государства или характерные для Урала горные пейзажи и сцены охоты.

Большое влияние на формирование особенностей златоустовской гра­вюры оказало творчество художника М. Д. Ракова, выполнявшего образ­цы специально для этого предприятия. Произведения златоустовских мастеров неоднократно экспонировались на отечественных и междуна­родных выставках.

Коллекции изделий завода находятся в Музее народного искусства, Загорском государственном историко-художественном музее-заповедни­ке, Златоустовском краеведческом музее, Государственном Истори­ческом музее, Государственном Эрмитаже.

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ ИЗ ЧУГУНА

 

В середине XIX века в далеком уральском поселке Касли, затерянном среди гор и озер, на небольшом чугунолитейном заводе сложилось заме­чательное искусство, прославившее уральских умельцев на весь мир, — художественное литье из чугуна. Неподатливый, грубоватый с виду чугун под руками уральских мастеров приобретал удивительные качества, позволившие создать вещи, по своему художественному совершенству не уступающие лучшим образцам ювелирного искусства.

Примером их великолепного мастерства может служить отлитый це­ликом браслет, состоящий из 100 звеньев, или цепочка для часов, ве­сящая всего лишь 20 граммов. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году многие посетители с восхищением рассматривали различные ве­щи — узорчатые канделябры, кружевные блюда, миниатюрную скульпту­ру и многие другие художественные изделия каслинских мастеров. Велико было их удивление, когда они узнали, что эти превосходные вещи необычного глубокого черного цвета изготовлены из чугуна. Литой чу­гунный портсигар там же на выставке оценивался как равный ему по мас­се серебряный.

25. Неизвестный автор. Шкатулка ажурная. Чугунное литье. Касли. Вторая половина XIX века

Успех каслинских изделий был вполне закономерен, так как они отли­чались не только высокими художественными качествами, но и мастер­ством обработки вещи в целом. И сейчас искусство каслинских мастеров стоит в одном ряду с искусством народных художественных промыслов России.

Истоки мастерства каслинских умельцев лежат в богатейших тради­циях литейного дела, в освоении лучших образцов русской классической скульптуры. Превосходные произведения чугунного художественного литья каслинских мастеров получают признание как на советских худо­жественных выставках прикладного искусства, так и за рубежом. Приемы художественного литья из чугуна на Каслинском заводе в на­стоящее время мало чем отличаются от сложившихся ранее приемов. Технология изготовления скульптуры из чугуна, несмотря на некоторые особенности, близка к технологии изготовления изделий из других ме­таллов: бронзы, латуни, алюминия, серебра.

Над чугунной скульптурой в основном трудятся три разных специа­листа — формовщик, чеканщик и специалист по окраске готовых худо­жественных вещей. Формовка скульптуры требует от мастера больших знаний, мастерства и художественного вкуса. Прежде всего готовят опоку — металлический ящик без крышки и дна. Если скульптура имеет сложную форму, то собирают ее из нескольких опок. Каслинцы исполь­зуют главным образом литье в песчаные формы, реже прибегая к литью по восковым моделям.

Готовую гипсовую или бронзовую модель укладывают в опоку, напол­ненную смесью песка и глины. Укладывают модель как можно плотнее, стараясь расположить ее по центру ящика. Затем, разрезав опоку попо­лам, извлекают модель, после чего снова складывают части опоки вместе и заливают через питатель образовавшуюся пустоту металлом. Песча­ную форму разрушают, и получают готовую отливку. Если модель имеет сложную форму с резкими выступами или углублениями, то с такой фор­мы делают отпечатки на отдельных кусках песчаной формы, которые потом собирают в опоках в одну целую форму. Сложность формования состоит в том, чтобы поделить поверхность модели на наименьшее число кусков формы, от чего во многом зависит качество отливки. Крупные, многофигурные композиции отливают по частям (фигурам), которые собирают в груп­пы. Труд специалиста-формовщика — труд творческий, он требует не только большого технического мастерства, но и большого искусства. Стремясь к точному воспроизве­дению скульптуры, мастер проникает в за­мысел автора, стараясь понять пластические формы модели и сохранить их выразитель­ность.

Чугунная скульптура, как бы она хорошо ни была отформована и отлита, выглядит еще незаконченной, ее поверхность требует доработки. Но стоит чеканщику, применив свой инструмент, отработать поверхность неясно выраженных мест, подчеркнуть форму волос, глаз, а также удалить ненужные вы­ступы и впадины, как скульптура примет вид художественного произведения. Такие вы­дающиеся каслинские мастера-чеканщики, как М. О. Глухов, Н. А. Вихляев, П. Малыш-кин, Д. И. Широков и П. Козлов были не только великолепными исполнителями деталей, но и умело решали композицию в целом.

Полную законченность каслинская скульптура приобретает после окраски. Черный цвет органически связан с особен­ностями материала, с его пластическими и цветовыми свойствами. Правильно окра­сить отливку — очень большое и важное дело. Каслинские мастера, владеющие секретом окраски изделия в черный цвет, всегда были в почете и ценились как специалисты очень высоко.


26. С. Ф. Карпеченко. Лауреатка. Чугунное литье. Касли. 1938 год

27. Е. П. Шильниковский. Винный прибор и вазочка-конфетница. Серебро, гравировка, чернь. Фабрика Северная чернь». 50-е годы XX века


Профессии формовщика, чеканщика и специалиста по окраске чугун­ных изделий тесно связаны между собой, взаимно дополняя друг друга. Им каслинское искусство литья и обязано своей славой, всемирной из­вестностью. Искусство каслинского чугунного литья, в особенности скульптура, складывались в непосредственной связи с развитием рус­ской скульптуры XIX — XX веков.

Значительное место в истории каслинского художественного литья занимал местный скульптор М. Д. Канаев. Большой заслугой его была организация при заводе художественной школы, в которой обучали мо­лодых мастеров. Педагогическая работа М. Д. Канаева в этой школе оставила заметный след в творческой деятельности коллектива завода, что отразилось на художественных достоинствах чугунного литья.

Большое значение имело и то, что для массового выпуска изделий М. Д. Канаев предложил отливать некоторые образцы классической скульптуры. Реалистический путь в искусстве, начатый в каслинской скульптуре М. Д. Канаевым, нашел свое продолжение и в творчестве молодого талантливого скульптора Н. Р. Баха. Одно из первых мест в каслинском литье занимали и занимают произведения скульптора П. К. Клодта. Популярность произведений П. К. Клодта объясняется тем, что они выполнены скульптором с большим знанием литейного дела.

Этим можно объяснить близкую связь скульптора с особенностями подхода каслинских мастеров к чугунной скульптуре. На Каслинском заводе в малом размере отливали более двадцати работ П. К. Клодта, среди них: «Конь с попоной», «Упавший всадник», «Садящийся всадник», «Кони на воле», «Конь за изгородью», «Кобыла с жеребенком», «Бык» и др.

Творческому росту каслинских мастеров и улучшению технологи­ческого художественного литья способствовали произведения русского скульптора Е. А. Лансере, работавшего в мелкой камерной пластике. Верные реалистическим традициям творчества П. К. Клодта отлитые из бронзы и чугуна произведения этого скульптора принесли широкую славу каслинским мастерам.

Многие годы по моделям П. К. Клодта и Е. А. Лансере каслинские мастера изготовляют художественные вещи то в виде бытовых предме­тов, то в виде настольной скульптуры, и каждый раз из-под рук мастеров каслинского литья появляются произведения, новые, не похожие друг на-друга. У каждого мастера, будь то формовщик, чеканщик или отделочник, свой творческий почерк, свой вкус, своя полюбившаяся манера исполне­ния.

Одним из замечательных умельцев XIX века был каслинский мастер-художник В. Ф. Торокин. Являясь создателем многих моделей, он был и их исполнителем, сам лепил скульптуру, отливал и чеканил ее.

В. Ф. Торокин одним из первых художников обращается к теме труда; созданные им вещи («Старуха с прялкой», «Литейщик на работе», «Углевоз», «Крестьянин на пашне») приобретают социальную окраску и критическую направленность, свойственную русскому реалистическому искусству второй половины XIX века. В. Ф. Торокин был единственным скульптором, вышедшим из среды каслинских мастеров.

Наряду с замечательными сюжетными композициями, портретами и декоративно решенными предметами быта в Касли выполняли чугунное архитектурное литье: колонны, ограды, решетки, садовую мебель. Кас­линское чугунное литье до сих пор украшает парки, сады, набережные, особняки многих городов России, в том числе Москвы и Ленинграда.

28. В. П. Моисеев. Туалетный прибор. Накладная филигрань. Фабрика «Красносельский ювелир»


 

 

29. Верховинская. Браслет серебряный с чернью «Цветы». Фабрика «Северная чернь» НИИХП. 1*47 год

30. Е. Ф. Князъкина. Стопка «Виноград». Серебро, гравировка. Фабрика «Северная чернь». НИИХП. I960 год


Сразу после установления Советской власти началось восстановление и возрожде­ние народных художественных промыслов. По новым путям пошло развитие и каслинско­го чугунного художественного литья. Перед художниками и мастерами открылись новые широкие перспективы творческой работы. В 1934 году на заводе построен новый цех художественного литья. Для подготовки мо­лодых кадров организована школа фабрично-заводского обучения.

Во второй половине 30-х годов к работе начинают привлекать видных советских скульпторов, которыми созданы новые инте­ресные произведения. В этих работах с боль­шой убедительностью раскрыты образ совет­ского человека, его внутренний мир и дела. Искусство портрета становится глубже и много граннее.

Выпуск художественного литья увеличи­вается в Касли с каждым годом. На заводе отлиты детали для многих архитектурных со­оружений городов страны, канала имени Москвы, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 1937 году Каслинский завод участвует на Всемирной выставке в Париже. На выставке были представлены работы, вы­полненные по прежним моделям и по моде­лям советских скульпторов. В ней приняли участие лучшие мастера-исполнители, В 1940 году в Москве была открыта первая в стране выставка художественного чугуна, в которой принял участие и Каслинский завод. После Великой Отечественной войны в Касли от­крылось специальное профессионально-тех­ническое училище для подготовки молодого пополнения рабочих завода, в том числе фор­мовщиков, чеканщиков и специалистов по окраске литых изделий.

За годы Советской власти неузнаваемо изменился поселок, превратившийся в город. Появились новые жилые кварталы, дворцы культуры, учебные заведения, кинотеатры, библиотека и больницы. Значительное место после 50-х годов в работах каслинских масте­ров стали занимать произведения местных скульпторов: П. С. Аникина, А. С. Гилева и А. В. Чиркина. За последние годы ими создано несколько талантливых работ, посвященных прошед­шей войне, труду, советским людям: «Партизаны в тылу врага», «Заря изобилия» П. С. Аникина, «Девушка-лесовод» А. С. Гилева, «П. Бажов» А. В. Чиркина. Авторы этих работ — потомственные каслинцы, хорошо знающие литейное дело, умело использующие традиции каслинской скульптуры.

В настоящее время на Каслинском заводе сложился крепкий, твор­ческий коллектив — скульпторы и мастера-исполнители с большим опы­том и высокой квалификацией и талантливая молодежь, в том числе и вы­пускники местной профессионально-технической школы.

Каслинское художественное чугунное литье, возникнув на далеком уральском заводе, прошло большой и сложный путь своего развития и уверенно влилось в могучее русло русского народного декоративного ис­кусства. Изделия каслинских мастеров неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках.

С коллекцией изделий завода можно ознакомиться в Государствен­ном Историческом музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Каслинском краеведческом музее, Свердловском краеведческом музее и картинной галерее.

Эти краткие сведения говорят о сложной и многообразной жизни современных народных художественных промыслов, о большой, инте­ресной и захватывающей работе мастеров и помогающих им художников. Несмотря на то, что в их труде бережно сохраняются традиционные формы и приемы, относящиеся к далеким временам нашей культуры, народные художественные промыслы — это новая перспективная форма художественного производства, позволяющая приобщить на­шу молодежь к активной деятельности, полнее использовать их таланты и способности в коллективном творческом труде.

Если Вы, молодые читатели, прочтя эту книгу, живо заинтересуетесь русским народным искусством и Вам невольно захочется самим участ­вовать в этой большой и увлекательной работе, то можно Вам посовето­вать лично познакомиться с работой того или иного промысла по обра­ботке металла. Здесь интересно все, начиная от работы художников и мастеров и кончая самим процессом производства изделий.

Молодежь, которая придет на промысел из средней школы или проф­техшколы, из любого художественного училища, встретит теплый прием, коллектив мастеров окажет всяческую помощь в овладении профессией, поможет проникнуться традициями промысла, твердо определить свой путь в жизни.

 


Декоративные

Работы по металлу

31. Ендова. XVII век

 

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!