Дифференциация «Г» – «К» – «Х»



Го-…, ко-…, ох-…, гал-…, год-…, кад-…, ко-…, мох-…, сок-…, гре-…, кух-…, хо-…, хруп-…, гон-…, схо-…

Дифференциация «Ч» – «Т»

Поч-…, чел-…, чи-…, чу-…, точ-…, черес-…, чисто-…, пче-…, соч-…, привыч-…

 

Обратный вариант игры:  ведущий, стоя напротив игроков, сообщает, что будет называть последнюю часть слова и бросать мяч. Перед броском ведущий может повернуться к игрокам спиной, «подсказав» таким образом схему слова. Игроки должны придумать начало и сказать все слово, отбросив мяч ведущему. Игра завершается, как только один из игроков набирает 10 баллов. Начали!

Дифференциация «Р» – «Л»

…– рал,…-рол,…-рыл,…-лит,…-лер,…-люр,…-рел,…-тер,…-риг,…-карь,…-тор.

Дифференциация «С» – «Ц»

…– ница,…-цепить,…-цы,…-са,…-яс,…-сы,…-сяц,…-сик,…-сит,…-лась,…-цать,…-сом,…-ец,…-ее,…-сот.

 

• УТОЧКА НЫРЯЕТ, ХВОСТИК ОСТАВЛЯЕТ •

 

Игровое упражнение развивает пространственное представление, логическое мышление, способствует формированию образа слова.

 

I вариант . Материал:  фрагменты текстов для чтения (по количеству игроков).

Количество игроков:  1–3.

Возраст игроков:  от 7 лет.

Правила игры:  ведущий предлагает игрокам читать вслух в течение 5 минут фрагмент текста. В каждом слове нужно прочитать только последние две буквы. Если слово – предлог и в нем только одна буква – игрок тоже должен эту букву читать. В первый раз ведущий дает текст для чтения, где концовки слов выделены другим цветом или подчеркнуты. Можно ведущему заранее напечатать в текстах концовки другим шрифтом.

 

Новые заботы

 

На другое утро дядя Федор, пес и кот дом в порядок приводили. Паутину сметали, мусор выносили, печку чистили. Особенно кот старался: он чистоту любил. Он с тряпкой на все шкафы, под все диваны залезал. Дом и так был не очень грязненький, а тут совсем заблестел. (Э. Успенский)

 

II вариант . Этот вариант игры не только способствует закреплению образа слова, формированию произвольности, но и предупреждает ошибочное «угадывающее» чтение.

Правила игры:  в следующем фрагменте текста ведущий дает задание игроку: выделяй концовки слов (две буквы) – обведи их маркером, а затем прочитай выделенное вслух.

 

А от Шарика пользы мало было. Он только носился, лаял от радости и чихал во все углы. Дядя Федор не выдержал и послал его в огород картошку окучивать. И пес так заработал, что только земля летела во все стороны. (Э. Успенский)

 

Игроки чаще всего говорят потом ведущему: «Получился новый язык какой-то. Интересно!»

III вариант  (усложненный) направлен на развитие внимания, способствует развитию контроля действий.

Правила игры:  ведущий предлагает игроку быстро прочитать вслух только последние две буквы следующих 4–5 предложений, но без «помощника» – без выделения маркером.

 

Весь день они так трудились, И морковь пропололи, и капусту. Ведь они сюда жить приехали, а не в игрушки играть.

А потом они мыться на речку отправились и, главное, Шарика купать. (Э. Успенский)

 

IV вариант. «Лось, что тебе снилось…»  Правила игры:  ведущий предлагает: «Попробуй понять рассказ лося Можжевельника из сказки и угадать начало каждого слова, где вместо букв (буквы) стоит черточка».

Побеждает игрок, «узнавший» наибольшее количество слов.

 

_рошло два _аса, и лось _роснулся от _ого, что у _его затекло все тело от рогов до _опыт. Обычно Можжевельник любил спать в _ругой позе – _тоя. А тут он _очему-то лежал, да еще на чем-то _вердом. Во сне ему привиделось, что он лежит на крыше музея, а _округ летают _лобные птицы с _обачьими _ордами. (Матюшкина Е., Оковитая Е.)

 

 

• «МЕЛЬКАНИЯ» И ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ •

 

Упражнения в виде игр, объединенные единым способом «мелькания», помогают формированию образа слова и одновременно направлены на повышение концентрации внимания. Один из самых распространенных примеров «мелькания» – это чтение с помощью плотного листа картона размером 5 на 10 см с прорезанным «окошком», равным по длине 2 слогам, высота которого должна быть равна примерно высоте строки. Двигая такой лист, ученик глазами «пробегает» вслед за карточкой и читает.

Правила выполнения:  можно двигать линейку сверху вниз (скорость «передвигания» – примерно одна строка в секунду). Позже линейку заменяем короткой указкой, простым карандашом, палочкой. А с теми, кто очень любит рисовать, вместо палочки для чтения можно использовать кисточку и читать, а иногда мысленно раскрашивать «длинные» или малопонятные слова. Кисточка поможет и в том случае, если ребенок неверно (невнимательно) читает концовки слов: можно кисточкой закрывать на 1 секунду в каждом слове текста последние 1–2 буквы.

 

 

• ИСЧЕЗАЮЩЕЕ ПИСЬМО •

 

Материалы:  доска, влажная тряпка, тетради, ручки.

Количество игроков:  от 2.

Возраст:  от 7 лет.

Правила игры:  ведущий мокрой тряпкой (узким кусочком поролона) быстро пишет на доске печатными буквами фразу, пока запись высыхает, игроки должны прочитать ее и затем записать в тетрадях.

 

• СЛОВА НА ВЕРЕВОЧКЕ • И ПО КРУГУ

 

Материалы:  тесьма, круговой каркас (маленький хула-хуп), таблички со словами – 16–25 штук, орфографический словарь (список слов в конце учебника русского языка для учеников 2-го, 3-го, 4-го классов).

Количество игроков:  1–2.

Возраст игроков:  от 7 лет.

I вариант . Правила игры:  на небольшом плотном листе бумаги или картона ведущий заранее пишет или печатает слово, делает маленькое отверстие близко к правому краю листа бумаги, картона, затем продевает через отверстие кусок тесьмы, веревочки или шнурок, закрепляет его с обратной стороны листа.

Ведущий протягивает за веревочку по столу получившиеся таблички со словами и предлагает игрокам прочитать, что написано на табличке. Побеждает тот, кто правильно читает слова. А тот, кто еще и быстрее всех делает это, получает дополнительный приз – выбрать для всех игру!

Сделайте столько «слов на веревочке», сколько нужно ребенку для чтения в течение 1–2 минут (16–25 слов). Слова для такой работы легко найти в любых дидактических сборниках для 1–4 классов.

II вариант . Правила игры:  ведущий предлагает игрокам прочитать слова, которые он расположил «по кругу». Ведущий вращает слова, а игроки должны успеть их прочитать. Победил тот, кто прочитал больше всех слов.

 

Зрительные диктанты

 

 

• ТРОЯ – НЕ «ТРОЯН» •

 

Такие диктанты призваны расширять поле зрения ребенка, увеличивают словарный запас и, наконец, пробуждают любопытство. Выясняется, например, что Лувр имеет много общего с Эрмитажем, а Троя – это… город, а не фамилия человека, придумавшего компьютерный вирус!

Правила игры:  глядя на цифры в центральных окошках, ученик должен «ухватить» глазами слог в левом и правом окошке, просмотреть слово вертикальным, а не горизонтальным движением глаз. Группы слов подбираются или по тематике (например, математические термины, лингвистические термины, фамилии полководцев, названия городов мира, устаревшие слова, названия музеев стран Европы) или в алфавитном порядке. Конечно, в 1-м классе зрительные диктанты начинаются с коротких слов (состоящих из одного-двух слогов).


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!