Небольшой исторический экскурс.

Неделя 32-я по Пятидесятнице.

Порядок чтений, согласно календарю: Лит. –1 Тим., 285 зач. (от полу́), IV, 9-15.

 

Русский перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева):

9 Это верно сказано, и сомнений в этом быть не может. 10 Вот почему мы и трудимся, потому нас и бранят[1], что мы возложили нашу надежду на живого Бога. Он есть Спаситель всех людей, но особенно верных.

11 Возвещай это и этому учи. 12 Пусть никто не пренебрегает тобою по причине твоей молодости, но будь для верующих примером в слове и в деле, в любви, в вере и в чистоте. 13 До моего прибытия читай людям, наставляй их и учи. 14 Не пренебрегай тем даром, который был дан тебе с пророчествами при возложении рук пресвитеров. 15 Будь старательным и стойким во всем этом, чтобы все видели твои успехи.

Указания Тимофею о порядке в Церкви и призыв к учению и учительству в его личном примере.

Посредством откровения Святого Духа Павел предвидит наступление времени отступления от веры, которое будет отмечено лжеучением и аскетической практикой (1 Тим 4:1-5). Затем он дает подробные наставления Тимофею, как противостоять лжеуче­нию: он должен искать поддержку братьев; он должен отвращаться басен; он должен упражнять себя в благочестии, чтобы быть образцом в слове, в поведении и в деле; он должен прилежно выполнять свое общественное служение, и он должен развивать данное ему дарование. Павел надеется, что личный пример Тимо­фея будет иметь более сильное влияние против лжеучителей, чем любые попытки борьбы с их негодными баснями.

 

Ст. 9: Эти слова относятся к предшествующему отрывку послания. До этого апостол говорит, что аскеза это хорошо, но этого мало, это ограниченно когда мы говорим об отношениях с Иисусом. Суть же Евангелия  в том, что оно послано для всех.  Апостол опирается при аргументации видимо на поговорку того времени: «Есть определенная польза в физических упражнениях, но благочестие полезно во всем, ведь оно обещает жизнь и в настоящем, и в будущем» (1 Тим 4:8).

Ст. 10: Здесь автор послания говорит, что проповедники слова Божия трудятся до изнеможения (κοπιώμεν) и борются (άγωνιζόμεθα) в чудовищных условиях для проповеди Евангелия прилагая неимоверные усилия. Всё это возможно, потому что мы закрепились в своей надежде на Господа, ибо Бог жив, следовательно, способен давать жизнь теперь и нам.

Ст. 11: Павел повелевает Тимофею продолжать учить в церкви то, что ему написал в послании.

Ст. 12: Здесь говорится о молодости Тимофея. Дело в том, что по иудейской традиции мужчина мог учительствовать в возрасте от 30 лет, хотя совершеннолетним становился в 20 лет (ср. Лев 27; Чис 1:3; 1 Пар 23:3, 24). Так один рабби сказал, что человек созревает для власти в 30 лет, а для проницательности — в 40. Та же тенденция наблюдалась и в греко-римском мире. Таким образом, Тимофею видимо не было ещё и 30 лет, когда Павел призывает его к епископству. Это было редкой привилегией в культуре не только иудейской, но и греко-римской. Но даже если Тимофей был моложе, чем положено для учительства, он должен был взять на себя роль зрелого руководителя и являть собой образец для религиозного сообщества. Павел здесь ободряем Тимофея, говоря, что не возраст будет решать, а твой личный пример: « о́бразъ бу́ди вѣ́рнымъ сло́вомъ, житiе́мъ, любо­́вiю, ду́хомъ[2], вѣ́рою, чи́стото́ю», именно эти слова находятся на обратной стороне обычного иерейского креста. Тем самым Церковь напоминает, кем должен быть пастырь, а именно типосом (образом) для верных. Тимофей, беря на себя такую роль учителя, должен был стать образцом, как отец становится для сына.

Интересно отметить, что в каноны Церкви в итоге и вошло, что диаконом человек может стать в 25 лет, а пресвитером в 30 (Правило 14 Трулльского Собора). На практике, однако, и в древности, и в новое время от этого правила допускались и допускаются отступления. Во всяком случае, почти неизвестны факты применения санкций.

«В чистоте» (греч. έν άγνείςι) имеется в виду не только сексуальная непорочность, но невинность и непогрешимость сердца, которая обозначена родственным словом в (2 Кор. 6:6). Это слово обозначает чистоту действий и помыслов.

Ст. 13: В синагоге по обычаям, принятым и в Палестине, и у евреев диаспор, публичное чтение Писания было центральным моментом христианского собрания; чтение из Закона обычно сопровождалось и чтением пророческих текстов. Затем следовало их разъяснение (увещевание и обучение) через проповедь. Эта иудейская практика отражена в книге Неемии: «Они читали из книги Божьего Закона, поясняя (т.е переводя с древнееврейского на арамейский) и истолковывая, чтобы народ мог понимать прочитанное». (Неем. 8:8) была понятна и в греко-римском контексте. В греко-римских школах дети переводили тексты с классического греческого, затем разъясняли их, отвечая на вопросы. В середине II в. наряду с ветхозаветными текстами во время церковной службы читались и апостольские писания. Позднее эти апостольские послания были официально признанные как часть новозаветных писаний.

Павел даёт наставления о чтении Тимофею, для того чтобы тот лично подготавливал себя, но так же был готов к постоянному действию для чтения в слух (άνάγνωσις). В этом стихе грамматическая конструкция говорит о том, что Тимофей должен делать мудрый выбор отрывков для чтения в собрании верных для составления правильного плана изложения.

В те времена учительские функции заключались в чтение людям Писания (книга была только у предстоятеля, или даже он у кого-нибудь переписывал её). Но первая обязанность всё же была в продолжение миссии апостолов - проповедь. Вторая обязанность: административная - поставление помощников, наблюдение за порядком в общине.

Фраза «до моего прибытия» означает, что Павел наделял Тимофея полномочиями и подтверждал его авторитет. Его разъяснения Писаний имели такую же ценность, как если бы Павел говорил лично.

Ст. 14:Пророческие высказывания издавна считались надежным свидетельством божественных полномочий царей и других представителей власти. Видимо Павел, не называя пророков по именам, тем самым хочет показать связь пророчества с духовным даром Тимофея учительства. Такие доводы могли успокоить оппозицию, которая выступала против слишком молодого возраста главы общины.

«Дар» (греч. χάρισμα) - дар благодати, безвозмездный дар, свободный дар. Это особое дарование от Духа Святого, которое позволяет человеку выполнять какую-либо задачу в общине. Дающим этот дар является Бог.

«Возложение рук» - особый обряд, в котором руководители общины возлагают руки на человека, посвящаемого к особому служению (ср. 1 Тим 5:22; 2 Тим 1:6). Зрелые иудейские учителя назначали других иудейских учителей путем возложения рук на их голову, впоследствии эта практика закрепилась как официальная аккредитация на должность старейшиной или раввином. В контексте христианства это может значить приказ старейшин или формальное назначение на должность.

Небольшой исторический экскурс.

На самом раннем этапе появления христианских общин разницы между должностью пресвитера и епископа не существовало, эти служения были харизматичны. В (Деян 20:17) те же самые люди, которые в данном стихе названы епископами, именуются пресвитерами. Поскольку в дальнейшем эти должности в церковной иерархии стали различными, то их идентичность в (Деян 20) стала некоторыми церковными писателями ошибочно отрицаться (ср. Ириней. Против ересей, 3.14.2), однако в комментарии Феодорита Кирского на Послание к Филиппийцам (PG, 82, 560) и у Поликарпа Смирнского таких различий нет. Но почему ап. Лука называет одних и тех же лиц и пресвитерами, и епископами? Двойная терминология, по-видимому, объясняется тем, что в еврейских христианских общинах пользовались более привычным для иудаизма обозначением «пресвитер» (Деян 11:30), а в общинах, состоявших из бывших язычников и основанных Павлом, — «епископ» (характерно, что в Посланиях, автором которых, без сомнения, был Павел, термин «пресвитер» не употребляется). Из данного стиха следует также, что поначалу в общине было несколько епископов и статус их всех был одинаков — это находится в разительном противоречии с Кумранской общиной, где существовал только один епископ — смотритель стана. Но уже в начале II в. коллегия епископов заменяется одним епископом, который единолично правит общиной, что и вызвало непонимание у Иринея, который, подгоняя текст Луки под норму своего времени, говорит, что Павел пригласил епископов из Эфеса и других городов.

Хотя эти утверждения могут быть несостоятельными. Возможно, все были пресвитерами, но так как некоторые пресвитеры проповедовали, вправляли и учили в общине, тогда, вероятно, что они и были епископами. Утверждение, что стремящийся к епископству, желает доброго дела (1 Тим 3:1), показывает, насколько высоко оценивалось это положение. Предостережение епископам не быть заносчивыми (1 Тим 3:6) приобретает особый смысл в такой ситуации.

Сопоставление этих мнений показывает, что Священное Писание Нового Завета не проводит четкого различия между пресвитерами и епископами. Вероятной причиной этого является либо нестабильность терминологии для обозначения различных церковных служений, либо то, что в ту эпоху высшую ступень в церковной иерархии все еще занимали апостолы.

Ст. 15: «Успех» - продвижение, прогресс (греч. προκοπή ср. Флп. 1:12). Это любимое слово писателей-стоиков для обозначения успехов учеников в философии. Это стандартный философский термин для описания достижений ученика в обретении нравственных философских воззрений на определенном этапе познания истины — как иудеями (Гал. 1:14), так и христианами (Флп. 1:25). Совершенно очевидно, что внимательное отношение Тимофея к процессу обучения — чрезвычайно важный фактор: его успехи в познании истины должны были помочь людям услышать о спасении (1 Тим 4:16; ср.: 2 Тим. 3:15). Сам Тимофей полностью должен быть поглощён в данный процесс. Ум должен быть погружен в замыслы, как тело — в воздух, которым оно дышит.

 

«Пастырские послания» датируются одними из последних в корпусе Павловых, авторство которых оспаривается, но всё же признаётся, что это продолжение богословия Павла его учениками, для которых Павел - святой. В этот переломный период Церковь всё больше институализируется, что связано её ростом, по этой причине «Пастырские послания» всё больше сосредоточены не на Парусии (скором Пришествии Христа), а на устроении внутренней жизни Церкви в настоящих исторических реалиях (1 Тим. 4:8; 5:24; 6:7; 2 Тим. 2:10-12; 4:18). Это и отражается в церковном устроении служений. Если раньше в посланиях о служениях говорилось больше как о харизматическом даре (1 Кор 12), то теперь всё более как об иерархическом служении.

С воплощением такой твердой базы в Церкви установится церковная иерархия во главе с епископом. Очень скоро, уже в век апостольских мужей, из этого логически будет выведен тезис, кратко формулируемый как «где епископ – там Церковь» священномученник Игнатий Богоносец, или в более ясной отрицательной формуле: «Церкви нет без епископа».

Все это дает право говорить, что Пастырские послания отражают следующий, по сравнению с первоначальным более зрелый этап исторического развития Церкви – этап, которому свойственны уже более четкие формы церковной организации и стремление к как можно более строгому и чинному порядку. В библеистике закрепился термин «ранняя кафоличность», имеющий в виду появление в раннем христианстве тенденции к усилению «вертикали власти» в лице церковной иерархии, отраженной, как мы видим, уже в Новом Завете.


[1] Во многих древних рукописях сказано «состяза­емся».           

[2] В большинстве древних рукописей эти слова отсутствуют.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!