Спенсер – у всех есть способность к саморазвитию.
Социальная и культурная антропология как наука. Методология антропологических исследований
Антропология как наука о народах делится на 2 субдисциплины:
• Этнография (народ, описание)
• Этнология (систематизация, классификация)
Антропология появилась в середине XIX в. Главный представитель ЭДВАРД ТАЙЛОР.
Антропология – изучение народов (в физическом и духовном (не религиозном) плане), живших в прошлом и живущих в настоящем в разных уголках земного шара.
В США антропология как целостная дисциплина включала в себя комплекс дисциплин:
1. Физическая антропология
2. Культурная антропология
3. Археология
4. Лингвистика
Антропология изучает ТОЛЬКО прошлое и настоящее.
К XV в. Европа определилась народно, идейно сформировалась.
В России этнография как описание народов зародилась в конце XVIII века, в русле географии. Антропология в нашем государстве появилась в 1983 года.
Антропологов интересовала культура как вторая природа, созданная человеком. Повседневная жизнь.
Объект: культуры народов
Предмет: конкретные народы, этносы.
Объектом изучения до второй мировой войны были дописьменные сообщества.
Запад – родовая принадлежность (китаец, индус). Не влияет на культурную идентичность. Например: негры из Африки и Афроамериканцы не имеют ничего общего.
Россия – культурное значение, должен нести свою культурную принадлежность (русский – значит православный, казах – значит мусульманин)
|
|
В России этнос тождественен нации
ЭТНОС=НАРОД=НАЦИЯ
Социальная антропология (Малиновский)
Возникла в Великобритании и использовалась для власти над колониями, т.к. политика Великобритании в 19-20 вв. – «разделяй и влавствуй»
(Идея национального единства уже возникла в 15 веке, поэтому не было нужды изучать культурную антропологию)
Культурная антропология (Э. Тайлор)
Возникла в США. Т.к. в США много культур, их нужно было изучить, чтобы в каждой культуре найти идею, которая будет помогать поддерживать единство во всей стране.
Методы антропологических исследований:
· Метод сравнительный/метод сопоставления
· Нарративные источники (от носителей культуры)
· Метод полевых исследований/метод Малиновского (жить в культуре не меньше года, наблюдение, узнать т.з. местного жителя, его видение мира)
· Метод описательный/метод внешнего наблюдения
· Метод включенного наблюдения (нужно быть участником культуры, напр: танцевать с ними)
· Метод эмпатии – метод вживания в чужую культуру (проявляется бикультурность – одновременное владение двумя культурами)
· Метод когнитивных исследований (когнитивн – познавательный, исследуется человеческое познание)
|
|
· Метод опроса
· Метод символический (изучает символы и знаки культуры) НЕ СЕМИОТИКА (Антропологов интересовали не сами знаки, а их влияние на повседневную жизнь, то как их используют)
Эволюционизм
Вв.
Основатель – Эдвард Тайлор
1) Между народами существует различие не расовое, а только лишь по уровню развития народов (В России об этом говорил Миклуха Маклай)
2) В культуре и между культурами существует преемственность
НО общение между культурами считалось второстепенным
Адольф Бастиан:
1.Человеческая психика на начальных этапах адаптации одинакова для всех народов (это доказывается идеями, схемами для всех народов). Вывод о единстве основы человеческой культуры и верования.
2.Заложен генетически потенциал к развитию. По мере развития, человеческие группы начинают отличаться друг от друга: обусловлено климатическими и территориальными условиями. Формируется своя картина мира, и укореняется в менталитете
3. Чем меньше контактирует культура со средой, тем более она становится неконтактной. контакты являются стимулом для развития.
Полная изоляция невозможна.
Эдвард Тайлор отстаивал считал, что:
|
|
1. Между народами существуют различия не расовые, а в уровне культуры
2. Преемственность существует как внутри культуры, так и между культурами
3. В основе всех культур развития лежит анимизм
Спенсер противоречил: концепция креационизма:
Бог населяет землю людьми, появляются полуцивилизационные люди, встречают дикарей (от обезьян), и некоторые полуцивилизационные люди стали деградировать, другие – эволюционировать.
Спенсер – у всех есть способность к саморазвитию.
Льюис Генри Морган: вывод: родовой строй разный
· Аборигены Австралии – низшие
· Ирокезы - средние
· Античность, греки и римляне – высшие
Морган:
1. Дикость
2. Варварство
3. Цивилизация – зарождение государства
Разделил семьи на несколько этапов:
1. Кровно-родственная
2. Патриархальная (гарем)
3. Моногамная (1 на 1)
Эволюционисты рассматривали различные явления культуры разных народов как стадии культурной эволюции, выстраивали их единую линию эволюционного развития.
Основные идеи эволюционизма состояли в следующем:
-в природе существует единство человеческого рода, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности
-непрерывный прогресс, от простого состояния к более сложному
-развитие любого элемента культуры изначально предопределено
-развитие культуры происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире;
- все народы по единым законам развития должны прийти к высоте европейской культуры
- у всех народов генетический потенциал к развитию
|
|
Диффузионизм
80ые годы XIX века. Затрагивает Запад, развилось в Германии.
В Великобритании проявился как гипердиффузионизм
Основатель: Фридрих Ратцель.
Основа диффузионизма – идея распространения (круги на воде)
Климатические условия, территория и тп разные, а значит народы не могут быть похожи.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!