ГЛАВА 3. Археологическое изучение замков



Мирский замок

В 1972 г. Мирский замок изучал М.А.Ткачев, который раскопал остатки полукруглого оборонительного сооружения возле центральной замковой башни. В 1969 г. в Специальных научно-реставрационных производственных мастерских Министерства культуры БССР начата работа по созданию проекта консервации и дальнейшей реставрации Мирского замка. С 1982 г. в замке ведутся восстановительные работы. Им предшествовали археологические раскопки, которые проводились в 1980-1984 гг. архитектурно-археологической экспедицией СНРПМ. За эти годы вскрыто более 4400 кв. м культурного слоя.

В было заложено 23 шурфа и 3 раскопа общей площадью 158 кв. м. Культурный слой, толщина которого колеблется от 1 до 3,5 м, состоит из трех основных напластований. Самые древние наслоения, черного цвета, имеют толщину от 40 до 90 см. Они выявлены в западной части поселка и залегают на материковом плотном желтом песке. Основной датирующий материал - керамика позволяет отнести их к концу 14-16 в. Над черным слоем залегает темно-серый слой мощностью от 0,15 до 1 м. В нем встречаются прослойки песка и глины. Основная масса находок из этого слоя относится к 16-17 вв. Это большое количество бытовой керамики, изразцы, стеклянные и металлические изделия, черепица, бороздчатый кирпич[18, c.107].

Самый верхний, светло-серый пласт простирается на глубину от 0,6 до 1,45 м. В нем очень часто встречаются прослойки глины, песка, битого кирпича. На уровне границы между светлым и темным слоями обычное явление - остатки булыжных мостовых. Сразу под дерном во многих местах обнаружен слой булыжной мостовой конца 19 - начала 20 в. Материал из верхнего пласта датируется второй половиной 17 -20 в. Это поливная и неполивная бытовая керамика, изразцы, металлические изделия, стеклянная посуда. Уточнить датировку помогли два монетных клада конца 17 в., найденных на границе первого и второго слоя. В районе бывшей городской площади обнаружены подвалы большого кирпичного здания 17 в., предположительно ратуши. Вещевой материал из раскопок свидетельствует о высоком уровне материальной культуры позднесредневекового белорусского города. Коротко охарактеризуем основные категории находок.

Керамика поселка делится на три большие группы: неполивную, поливную и мореную. Мы ограничимся перечислением ассортимента посуды, поскольку керамика является объектом специального исследования. Это горшки, макотры, тарелки, миски, крышки, рынки, кувшины, кружки, стопки. Время их бытования конец 14-20 в. Собрано небольшое количество фрагментов рейнской керамики конца 17-18 в. Изразцовый материал находит аналогии прежде всего в Мирском замке, а также в Новогрудке, Лиде, Гродно[6. c,38]. По месту в лицевой поверхности печи терракотовые и зеленые поливные (полихромных найдено лишь несколько небольших фрагментов) изразцы делятся на стенные, угловые, карнизные, поясовые, коронки. Выделено пять видов орнамента: растительный, геометрический, зооморфный, геральдический, религиозный. Подавляющая масса изразцов датируется XVII в. Небольшое количество фрагментов горшковых изразцов с круглым и фигурным устьем относится к 16 в.

Металлические изделия представлены подковами, обувными подковками, ножами, коваными гвоздями. Два монетных клада из западной части поселка датируются концом 17 в. Первый состоит из медных солидов Речи Посполитой эмиссии 1660-1666 гг., второй - из двух талеров 1633 и 1647 гг. антверпенской чеканки, шестигрошовика Речи Посполитой 1665 г. и шестигрошовика прусского 1683 г.

Начиная исследования Мирского замка в 1980 г., архитектурно-археологическая экспедиция СНРПМ стремилась к разрешению нескольких задач: максимальному изучению культурного слоя, так как при реставрационных работах он, как правило, уничтожается; изучению всех утраченных в ходе перестроек и разрушений архитектурных частей Мирского замка; классификации и исследованию всех строительных материалов и других находок - исходных данных для реконструкции древних интерьеров дворца и конструкций кровли замковых башен и стен[18, c.110].

Культурный слой Мирского замка состоит из наслоений преимущественно светло-серого цвета, перемешанных с битым кирпичом, черепицей, известью, глиной, песком, камнями. Различные прослойки отличаются одна от другой степенью насыщенности строительными остатками. Довольно редко встречаются относительно чистые линзы земли светло-серого и темно-серого цвета. Толщина слоя колеблется от 20-30 см возле валов до 2 м у стен замка и в юго-западной части двора. В стратиграфическом отношении наиболее перспективны раскопы и шурфы, расположенные вдоль северной замковой стены и въездной башни. Нижние пласты у восточной стены уничтожены во время ремонта в первой половине 20 в. и использованы для досыпки восточной куртины. Культурный слой у южной и западной стен сильно перемешан во время возведения и разрушения более поздних пристроек к замку. Замковый двор постоянно убирался, поэтому слой здесь имеет, как правило, незначительную толщину. Здесь на материке залегает прослойка темно-серого цвета толщиной 20-60 см, оставленная поселением второй половины XV в[18, c.111]. Эта прослойка лучше всего прослежена в раскопе на замковом дворе, а также в раскопах возле въездной башни. Поселение погибло во время пожара, о чем свидетельствует наличие в прослойке большого количества угля. На замковом дворе найден развал глинобитной печи с горшковыми изразцами конца 15 - начала 16 в., а возле въездной башни - фрагмент шпоры этого же времени.

Строительство Мирского замка начали на глиняной подсыпке, которая перекрывает прежнее поселение. Создание таких подсыпок из глины, песка или гравия - явление, характерное в средневековом замковом зодчестве Беларуси. Это позволяло создать повышенную площадку в заболоченных труднодоступных местах. Исследование фундаментов замка проводилось около северной грани северо-восточной башни и восточной стены замка. Глубина залегания фундамента башни 4,5 м, стен - 3,5 м. В обоих случаях фундаменты сложены из бороздчатого кирпича (29-30*14,5*8,5-9,5 см) и камней на известковом растворе. В технике смешанной кладки сложены и замковые стены на высоту до 10 м. Выше начинается чисто готическая кладка (тычок - ложок) из кирпича красного цвета. Кроме того, в кладку включен клинкерный кирпич, который в готических сооружениях применялся для декорировки фасадов. Но в Мирском замке клинкерный декор обнаружен лишь на внутренней поверхности западной стены между надвратной и северо-западной башнями. Из кирпича здесь выложены ромбовидные композиции. В настоящее время этот участок стены скрыт пристроенным северным корпусом дворца. Наличие здесь декора не случайно. Это лишний раз доказывает, что первоначально в этом месте возведение жилых построек не планировалось.

По верху стен между башнями проходила боевая галерея. Часть ее при строительстве трехэтажного жилого дворца была утрачена. Стены несколько повысили и пробили в них оконные проемы. Отверстия бойниц были заложены кирпичом.

На западной стене около северо-западной башни произведена расчистка небольшого участка галереи до уровня ее пола. Со стороны помещения до уровня основания оконной ниши стена надложена в один кирпич. Между этой закладкой и внешней стеной сделана забутовка из извести и битого кирпича, в которой обнаружен разбитый горшок второй половины 16 в. После расчистки забутовки в кирпичном полу галереи прослежен прямоугольный паз (0,34*0,45 м), в котором сохранился сосновый брус на длину 2,03 м (толщина его 0,27, ширина 0,20 м). Брус запущен во внешнюю часть стены на глубину 0,83 м. Пол галереи кирпичый. Имелся ли здесь другой настил, сейчас говорить трудно. Возможно, что на кирпич могли настилаться доски. Несколько их фрагментов обнаружено в забутовке[18, c.124].

В 1984 г. был обнаружен фрагмент булыжной мостовой конца 16 - начала 17 в., которая вела в замок с запада. Сразу под мостовой найдены горшковые изразцы начала16 в. с круглым устьем и развал печи для обжига кирпича этого же времени.

Во всех замковых помещениях были разнохарактерные по материалу и форме полы. Первоначальных полов во дворце не обнаружено. Лишь на первом этаже восточного корпуса и на первом и втором этажах юго-восточной башни сохранились полы из квадратных и шестигранных керамических плиток. Считать их в полной мере первоначальными вряд ли можно, так как известно, что при ремонтных работах в 20-30-х годах 20 века изготавливался строительный материал, аналогичный примененному при возведении замка в различные периоды. Но при раскопках были обнаружены фрагменты и целые керамические плитки, отличающиеся от выявленных в помещениях характером глиняного теста и внешней обработкой, но схожие размерами. Похожие плитки сохранились в основании оконных ниш на втором этаже восточного корпуса.

В 1983-1984 гг. обнаружено несколько фрагментов декоративной коньковой черепицы, покрытой зеленой поливой.

В Мирском замке в 1982-1983 гг. обнаружено несколько изразцов-медальонов, которые не имеют румпы. Следы закопченности на их тыльной части отсутствуют. Все они найдены в раскопах возле северного корпуса дворца. Два медальона имеют сзади небольшие крепежные шипы. Один из них полихромный, другой покрыт зеленой поливой. На обоих изображен орел с гербом Радзивиллов на груди. На двух фрагментах полихромного медальона прямоугольной или квадратной формы имеется рисунок лошади. Вероятно, на лошади сидел всадник. Не исключено, что это остатки государственного герба Великого княжества Литовского. Эти медальоны могли украшать интерьеры помещений. Подобные геральдические медальоны, но больших размеров обнаружены при раскопках Нижнего замка в Вильнюсе[1, c.76].

На основании анализа всего изразцового материала можно утверждать, что в хозяйственных помещениях для слуг были скромные печи из неполивных изразцов, в служебных - из зеленых, а в самых богатых комнатах на втором и третьем этажах стояли роскошные печи из многоцветных изразцов. Причем довольно часто рисунок на изразцах был один и тот же и изготовлялись они в одной и той же форме.

Кроме изразцов, в культурном слое городского поселка и замка собрано много изделий из металла и стекла. Коллекция стеклянной посуды обработана пока частично, а из металлических изделий мы приводим наиболее характерные и хорошо датируемые экземпляры. Из всех металлических изделий лучшим датирующим материалом являются подковки на обувь. От самых ранних экземпляров высотой 1,5-3 см с тремя шипами на ребре они эволюционировали к плоским подковкам, которые крепились гвоздями. Весьма характерная находка для культурного слоя замка - фрагменты дверной скобянки. В слое 17 в. найдены два фрагмента шпор и один целый экземпляр, небольшое металлическое ядро, бубенчик и обломок ножа с костяной ручкой. Наиболее близкие аналогии металлическим изделиям из Мирского замка известны в Литве и Латвии.

Тракайский замок

Попытки отреставрировать разрушившийся с годами Тракайский замок предпринимались ещё в конце XIX века, однако основные работы не столько по реставрации, сколько по консервации приходятся на начало XX века. В 1901 году археолог В. Шукевич взял у городского магистрата Трокский островной замок в аренду на двенадцать лет, обязуясь охранять его от дальнейшего разрушения. С 1926 года уход за замками стал постоянным. Руины на острове были измерены, было решено их законсервировать, а замки объявлены памятником. Основное внимание уделялось Островному замку: в 1935 году начали восстанавливать репрезентативный зал, башни, стены призамка. Из-за недостатка средств работы в некоторые годы не проводились. После того, как в 1939 году Виленский край, а значит и Тракай, был передан Литве, для продолжения работ снова был приглашен инженер-архитектор И. Боровский (руководил работами в 1929—1941 годах), который подготовил первую модель реконструкции Островного замка[1, c.82]. После Второй мировой войны работы были возобновлены, и в 1949 году наконец была покрыта крыша репрезентативного зала дворца.

В 1951 году начались масштабные археологические исследования и работы по консервации. Одновременно были начаты археологические раскопки Полуостровного замка, башни которого уже находились в аварийном состоянии. Руководители работ по реставрации замков, архитекторы Бронюс Круминис и Станисловас Микулёнис (работали в Островном замке в 1955—1987 годах), восстановили боковые башни призамка, что изменило объёмно-пространственную композицию всего замка в целом. Символу города — Островному замку — был возвращён тот вид, который он имел, по предположениям реставраторов, в XV веке.

Лидский замок

Строительство Лидского каменного замка - одного из самых больших на территории Белоруссии (размеры двора составляют приблизительно 80Х80 метров) относится к 30-м годам XIV столетия. Тогда во главе Великого княжества Литовского стоял князь Гедимин, который вошел в историю как талантливый полководец, борец против крестоносцев. Он понимал, что остановить наступление отрядов крестоносцев могут только каменные замки с укрепленными гарнизонами. Поэтому, использовав временное перемирие с Орденом, весной 1323 года князь разослал приглашения на работу разным ремесленникам, в том числе и каменщикам в ганзейские (северно-немецкие) города, которые не очень жаловали крестоносцев. Есть предположения, что ганзейские мастера приняли непосредственное участие в возведении Лидского замка.

Для строительства была выбрана небольшая песчаная дюна в болотистом слиянии двух рек - Лидеи и Каменки. Дюну преобразовали в искусственную прямоугольную площадку: местами насыпали гравий, камни, крупную речную гальку до высоты 5-6 метров. С севера, на расстоянии 7 метров от нее, проходил широкий (около 20 метров) ров, который соединял две реки и отделял укрепление от самого города. Белорусский ученый Михаил Ткачев подсчитал, что для строительства стен Лидского замка понадобилось около 23 тысяч кубических метров камня, около 1,5 миллиона кирпичей, большое количество известняка и песка. Разные летописные источники свидетельствуют, что работы велись 5-7 лет. Замок имел три входа. В южной стоне на расстоянии 22 метров от башни - небольшой полуциркульный проем на высоте 4 метров от первоначального уровня двора. Он, видно, считался запасным (на случай разведки или побега), и попасть туда можно было только с помощью длинной приставной лестницы. Два входа находились в восточной стене: малый, сделанный на уровне обреза фундамента стены, и большой (по всей видимости, более поздний), расположенный возле северо-восточной башни на высоте 2,5 метра. Попасть в замок через большой вход можно было только с помощью подъемного моста. О его наличии свидетельствует большая разгрузочная остроконечная ниша, которую прорезал входной проем меньших размеров[27, c.63].

Малый вход был тоже полуциркульной формы, высотой 2,45 метра. Сохранились остатки от бегунков ворот. Это два больших камня в основе арки с круглыми гнездами-отверстиями. Со двора малый вход защищало подковообразное в плане строение, от которого остались незначительные следы фундамента, сложенного насухо из камней средних и небольших размеров.

Наружные поверхности стен замка сделаны из больших, частично обтесанных валунов, что уложены горизонтальными, точно обозначенными рядами. Камни хорошо подобраны один к одному. Промежутки между ними заполнены каменными осколками на известковом растворе (кирпичные клинья встречаются очень редко). Забутовка между "щеками" стен - из мелких камней. Кирпич использовался только для основных конструктивных элементов и архитектурных деталей. Из него выложены углы замковых стен и башен, декоративные пояса на фасадах восточной и северной стен, арки, своды, бойницы и наружные поверхности парапета боевой галереи (кренеляжа).

Кирпичные пояса на внешней поверхности замковых стен выполнены в технике балтийской, или вендской, каменной кладки. Это чередование двух длинных сторон кирпича (ложков) и короткой (тычка). Кладка велась из красного кирпича двух размеров: 31x15x10 и 31х14х7 сантиметров. Более узкий шел только на внутреннюю облицовку кренеляжа[31, c.48].

Северо-восточная башня замка и фрагмент восточной стены XV ст. Реконструкция автора

На некоторых кирпичах сохранились слабые отпечатки пальцев древних мастеров, которые руками или специальными приспособлениями собирали остатки глины поверх формы. Перед обжигом кирпич сушился или просто на земле, или на посыпанной песком площадке, недалеко от жилища ремесленников, поэтому на нем встречаются следы лап домашних животных (собак, свиней, коз), "шрамы" от травы и отметины от дождя.

Археологические исследования позволяют утверждать, что в первой половине XIV столетия существовала только северо-западная башня замка, предназначавшаяся для жилья и укрытия от врага. Основная тяжесть обороны приходилась на каменные стены с боевой галереей, которые не были рассчитаны на применение огнестрельного оружия. Во время военной угрозы около бойниц стояли воины, вооруженные луками и арбалетами (самострелами). Последние появились в XIII столетии и широко употреблялись до начала XVI столетия. Короткая и тяжелая арбалетная стрела летела на меньшее расстояние, чем лучная, но ее убойная сила была значительно большей: граненые тяжелые наконечники могли пробить стальную броню тяжеловооруженных рыцарей[5, c.28]. Много разных по форме наконечников лучных и арбалетных стрел найдено в Лидском замке. В 1976 году археологи обнаружили и костяной "орех" - основную деталь спускового механизма самострела.

Историческая судьба Лидского замка чрезвычайно сложная. В XIV веке его стены не однажды выдерживали натиск крестоносцев. Впервые рыцарские орды подошли к оборонительному сооружению в 1384 году. После продолжительной осады и штурма враги захватили замок. Второй раз войска Ордена совершили набег зимой 1392 года, когда болото вокруг укрепления сковал лед. Они сожгли окрестные строения. разорили город и обложили замок.

Руководитель обороны, князь Корибут, который имел незначительное количество воинов, решил не ждать штурма и ночью через потайной ход вместе с гарнизоном оставил крепость. Рыцари захватили много военного снаряжения и оружия.

Через два года отряды крестоносцев опять напали на Лиду, но на этот раз замок выстоял. При поддержке жителей города воины гарнизона мужественно отбили все атаки неприятеля.

Следы упорных боев с крестоносцами остались в культурном археологическом слое па замковом дворе и внешних склонах каменных стен: толстые прослойки угля - свидетели пожаров, остатки разного оружия, а также снаряжения всадника и сбруи коня.

В 1977 году в окрестностях Лиды во время мелиоративных работ был найден короткий легкий меч - корд - длиной около метра. Датируется он XV столетием. В настоящее время экспонируется в Лидском краеведческом музее. На его лезвии есть два клейма: г. Пассау - "волк" и крест на дуге. Скорее всего меч изготовлен в Германии, так как такими знаками, как пассауский "волк", помечалось в те времена оружие, изготовленное в немецких городах. Кстати, похожее клеймо стоит на мече псковского князя Довмонта[5, c.31].

Недалеко от замка местный житель на своем огороде откопал кованый кинжал длиной 43 сантиметра. Круглое отверстие для кожаного ремешка в верхней части рукоятки свидетельствует о том, что носили его на ремне. Находка принадлежит к XIV столетию.

На замковом дворе были найдены обломанный наконечник копья, который застрял в конском черепе, и вток - металлическая оковка нижней части древка копья. (Вток крепился к древцу гвоздем и позволял воину при необходимости легко воткнуть тяжелое копье в землю.)

Свидетельством многочисленных набегов на Лидский замок является и большое количество каменных ядер разных размеров из известняка и гранита. Их диаметр колеблется от 7-9 до 34 сантиметров. Датируются ядра концом XIV - серединой XVII столетия. В основном они орудийные, но некоторые, особенно больших размеров, могли предназначаться и для камнеметов, что были на вооружении воинов до XV столетия. Пушки появились в Белоруссии в XIV столетии и долгое время из них стреляли исключительно каменными ядрами.

 Впервые археологические исследования па замковом дворе начались в 1970 году под руководством Михаила Ткачева. Около башен замка заложили шурфы. Выяснилось, что юго-западная башня более ранняя. Частично сохранился ее фундамент толщиной три метра. Ткачев высказал мнение, что другая башня была возведена или после 1384 года, или на рубеже XIV-XV столетий. Его датировка подтвердилась в результате дальнейших исследований. Ученый также предположил, что укрепленное сооружение стоит на насыпи из речного песка, камня и гравия. В 1974 году на территории замка 12 небольших шурфов заложил Ярослав Зверюго. Но тут последователю не повезло, так как во всех шурфах, сделанных по периметру стен на расстоянии 10 метров от них, находился перемешанный культурный слой. В 1977-1978, а также в 1980 и 1985 годах раскопки в замке проводил Трусов. В 1977 году полностью были вскрыты остатки обеих башен, а также некоторых деревянных строений па замковом дворе, обозначено место, откуда начинался ров перед северной замковой стеной. Все археологические и реставрационные работы выполняли студенты строительного отряда имени В. И. Пичеты (первого ректора БГУ), сформированного на историческом факультете университета. Будущие историки трудились самоотверженно. Особенно тяжело давались раскопки северо-восточной башни, остатки которой завалили большие валуны. Тысячи камней вынесла оттуда за два месяца бригада студентов из семи человек.

Выяснилось, что башня сохранилась на высоте от 4 до 8 метров. Во всех ее углах имелись остатки крестового нервюрного свода. Однако уцелевшие стены находились в очень плохом состоянии: кирпич крошился и осыпался прямо на глазах. Поэтому сразу была сделана консервация откопанных стен.

Значительные работы велись в замке в 1978 году. Вся территория древнего укрепления условно рассматривалась как один большой раскоп. Двор разбивался на квадраты (4Х4 метра), каждый из которых при необходимости раскапывался как отдельный шурф{23, c.71]. В разных местах замкового подворья определялись специальные охранные зоны, где культурный слой должен был сохраняться для будущих исследований. (Забегая вперед, надо сказать, что после того как в 1985-1986 годах здесь обнаружили большое количество артиллерийских снарядов, от первоначального проекта пришлось отказаться, и поэтому ранее обозначенные участки также были почти полностью раскопаны.)

В 1978 и 1980 годах во время расчистки остатков основных строений на замковом дворе откопали два колодца. Изучение культурного слоя двора позже (в 1986-1987 годах) продолжил Алесь Кравцевич. Он вскрыл часть сохранившегося фундамента деревянного строения, что стояло отдельно в северной части подворья.

При раскопках найдено много ценных материалов, что легли в основу проекта реставрации Лидского замка.

Летом 1978 года для ведения восстановительных работ был создан производственный участок. Сюда пришли местные рабочие, которых возглавил мастер Иосиф Матейко. И дело пошло. Одна за другой возрождаются стены древнего замка. В настоящее время уже восстановлена северо-восточная башня.

 

Заключение

Первые замки в Беларуси были общегородскими княжескими цитаделями, некоторые из них имели значительные размеры. Частновладельческие резиденции XVI-XVIII веков состояли из раздельных укреплений и дворца, которому отводилась главная роль в архитектурной композиции. Для большинства замков XV—XVI веков характерны черты готики и ренессанса, с XVII века наблюдается преобладание барочных элементов. В середине XVI века строятся замки с бастионной системой укреплений. С конца XVI века замковое строительство постепенно трансформируется в дворцово-замковое. Многие старые замки реконструировались, окружались парком. В конце XVIII века средневековые укрепления заменили крепости с многокилометровыми линиями обороны и элементами новейшей фортификации. литовские кастели имели несколько больший периметр стен, чем немецкие аналоги, предполагается, что они служили не только для размещения гарнизона, но и для защиты местного населения. Результаты археологических исследований замков позволяют установить, что мастерство их строителей было отнюдь не на высоте. В отличие от Западной Европы, в Великом княжестве Литовском кастели практически не перестраивались и сохранились в более близком к первоначальному виду. Так, Кревский и Лидский замки дошли до нас практически в том виде, который они имели после того, как в конце XIV — начале XV века к ним пристроили ещё по одной башне.

Замки Беларуси на протяжении XIV-XVI веков подвергались изменениям. Стоит сказать что, возведение замков типа «кастель» было важным шагом на пути развития местного военного зодчества. Здесь получил начало и развился принцип фланкирующего огня из башен, вынесенных за периметр стен. Плановая композиция четырехугольного оборонительного сооружения в дальнейшем станет характерной особенностью белорусского зодчества XV и XIV веков. Эти замки сыграли важную роль в защите Понеманья от крестоносного нашествия и внесли немалый вклад в дело окончательного разгрома Тевтонского ордена.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Абрамаускас, С. О некоторых вопросах развития каменных конструкций в Литве в XV-XVI вв.//Науч. Тр. высш. учеб, заведений. Сер.: Стр-во и архитектура. 1962. Т.2. с. 240

2.Абрамаускас, С. О. Развитие каменного строительства в Литве в XIII-XIV веках: Автореф. дне. … канд. архитектуры. Каунас, 1965. с. 28

3.Археологія Беларусі. У 4 т. Т.4. Помнікі XIV-XVIII стст. / В.М. Ляуко, М.Ф. Гурын, Ю. А. Заяц і інш .; Пад рэд. В. М. Ляуко і інш.-Мн.: Бел. навука, 2001.-597с.

4.Баравы, Р. Невядомы помнік беларускай готыкі // Помнікі гісторыі і культуры Беларусі. 1987. Кв 2. с. 39.

5.Беляев, Л.А. Архитектура Древней Руси: Конец X- начало XVIIIв.(по данным архнологии): Автореф. дне. … канд. ист. наук. М.. 1975.

6.Воронин Н.Н. Древнее Гродно. М. 1954// Материалы и исследования по археологии СССР. № 31. Материалы и исследования по археологии древнерусских городов. Т.III.

7.Второе рождение Лидского замка// Знамя юности. – 1983. - №.-24 с.

8.Вынікі архітэктурна-археалагічнага даследвання сакральнай архітэктуры Вялікага княства Літоускага XIII-XIV стст. / А. Куштярэвіч // Матэрыялы па археалогіі Беларусі. -2003.-№6.-с.41-46.

9.Гістарыяграфія абарончага культавага дойліцтва Вялікага княства Літоускага / А. М.Кушнярэвіч// Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Серыя гуманітарных навук.- 2008. - №2.- с. 59-68.

10. Гісторыка-архітэктурная тыпалогія мураванага дынастычнага дойлідства Вялікага княства Літоускага / Аляксандр Кушнярэвіч // Беларускі гістарычны часопіс. – 20056.-№12   

11. Гісторыя будаунічай тэхнікі Беларусі XI-XVIII стст. / Аляксандр Кушнярэвіч // Беларускі гістарычны часопіс. – 2002.-№4.

12. Гісторыя вывучэння беларускага культавага дойліцтва XIV-XVI стст. / А. Н. Кушнярэвіч // Весці Акадэміі навук БССР. Серыя грамадскіх навук.-1990.-№2. – с.73-80.

13. Гісторыя вывучэння культавага дойліцтва Беларусі XI-XIV стст. ленінградскімі врхеолагамі / Аляксандр Кушнярэвіч // Гістарычна-археалагічны зборнік.-2008. – Вып.24. – с.236-241.

14. Гнезнаускі кастел / У. Пярвышын, А. Кушнярэвіч, Л. Баркун // Помнікі гісторыі і культуры Беларусі. – 1989. -№2. – с.25-27.

15.Готыка у Ашмянах / Аляксандр кушнярэвіч, Антон Францішак Брыль //Беларускі гістарычны часопіс. – 2010.- №10 (135).- Кастрычнік. - с. 24-25.

16.Замкі тыпу кастэль Вялікага княства Літоускага у еурапейскім архітэктурным кантэксте / Аляксандр Кушнярэвіч, Мікалай Волкау // Беларускі гістарычны часопіс. – 2011. - №2(139). – Люты. – с. 13-21.

17. Здановіч, Н. І., Трусау А. А., Собаль В. Е. / Здановіч Н. І., Трусау А. А., Собаль В. Е. – Стары замак у Гародне XI- XVIII стст. / Старый замок в Гродно XI- XVIII вв. – 1993.

18.Здановіч, Н. І., Крауцэвіч А. К., Трусау А. А. Матэрыяльная культура Міра і Мірскага замка. – Мн.:Навука і тэхніка, 1994. – 152 с.

19. Крауцэвіч, А. К. Гарады і замкі Беларускага Панямоння 14-18 стст.: Планіроука, культурны слой. – Мн.: Навука і тэхніка, 1991. – 171 с.

20. Культавае дойліцтва Беларусі XIII-XIV стст. Гістарычнае і архетэктурна –археалагічнае даследаванне. – Мн.: Навука і тэхніка,1993. – 150 с.

21. Кушнярэвич, А. М. Культавае дойлицтва Беларуси 13-14 ст. 1993г.

22. Кушнчрэвіч, А., Маскалеу У. Цікавыя знаходкі з Гальшан / А. Кушнярэвіч, У. Маскалеу //Спадчына. – 1991. - №1.- с. 55.

23. Ткачев, М. А. Замки Беларуси. 1987г.

24. Ткачов, М. А. Абарончыя збудаванні заходніх зямель беларусі 13- 18 ст. 1978г.

25. Малевская, М. В. Зодчество заподнорусских земель второй половины XIII-XIV в. // Тез. докл. сов. делегации на IV Междунар. конгрессе славян. археологии. София, сент. 1980г. М.:1980

26.Мураваная дабастыенная фартыфікацыя Вялікага Княства Літоускага / А. М. Кушнярэвіч; НАН Беларусі, Інстытут мастацтвазнауства этнаграфіі і фальклору імя. К. Крапівы. – Мн.: Беларуская навука, 2011.- 230с.

27. Белова, Т.В. Города, местечки и замки Великого Княжества Литовского. 2009г.

28. Ткачоу, М. А. Вежы валынскага тыпу і іх распаусюджванне на Беларусі / Матэр. Канф. па археалогіі БССР і сумежных тэрыторый. АН БССР. Мн.:1972г.

29.Тыпалогія гатычнага абарончага кулітавага дойліцтва Вялікага княства Літоускага/ А. М. Кушнярэвіч; Мін-ва адукацыі Рэспублікі Беларусь, Мінскі дзяржауны лінгвістычны унівверсітэт. – Мн.: МДЛУ, 2007.-142с.

30. Чантурия, В. А. Архитектурные памятники Беларуси. Мн., 1982. с.223

31. Чантурия, В. А. История архитектуры Беларуси: В 2т. Мн., 1985. с.270


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!