А. Маслоу ( Maslow A. H.): теория самоактуализации
Американский психолог Абрахам Харол ьд Маслоу (1908-1970) — один из основателей гуманистической психологии. Его родители-евреи эмигрировали в США из России. Маслоу получил психологическое образование, стал профессором психологии, являлся членом ряда профессиональных обществ психологов, был редактором-основателем "Журнала гуманистической психологии" и "Журнала трансперсональной психологии". Большинство его книг написаны в последние 10 лет его жизни: "По направлению к психологии бытия" (1968), "Религии, ценности и вершинные переживания" (1964), "Мотивация и личность" (1987) и другие.
А. Маслоу считал, что психоанализ является хорошей системой для анализа психопатологии, но психоанализ совершенно не пригоден как теория для объяснения всего человеческого поведения. Маслоу свое исследование основывал не на изучении больных людей, как это делал Фрейд, а на изучении биографий здоровых, наиболее зрелых, творческих и выдающихся личностей, полагая, что только при изучении лучших представителей человеческого рода можно приблизиться к границам человеческих возможностей и их исследовать.
Маслоу замечает, что хотя в его выборке "лучших из лучших" не оказалось абсолютно совершенных и идеальных людей, однако их всех отличала одна характерная особенность, которую он обозначил как самоактуализация (Self-Actualization).
Термин "самоактуализация" впервые был предложен Куртом Гольдштейном. Его представления значительно отличались от формулировок Маслоу. Будучи нейрофизиологом, занимавшимся пациентами с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который заключается в тенденции актуализировать все заложенные в нем индивидуальные способности, "свою природу". Не всегда этот процесс имеет только позитивные последствия для индивидуума.
|
|
Маслоу понятие "самоактуализация" определяет как стремление к самовыражению с наиболее полным использованием своих талантов, способностей и возможностей. Маслоу считает, что эта высокая
60
гуманоидная потребность в самоактуализации всегда присутствует у здорового человека. Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено от рождения, то, что он может. Если в нем заложены способности ученого или актера, то он обязан это реализовать. Если он этого не делает, если условия жизни мешают самореализации, то начинается конфликт неудовлетворенности, лежащий в основе неврозов.
В персонологии наиболее важным является вопрос о мотивации. Маслоу полагает, что люди мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь осмысленной. Потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета и доминирования ("пирамида потребностей"): физиологические потребности, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации (личного совершенствования). Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание и участие в мотивации поведения потребностей более высокого порядка.
|
|
Концепция самоактуализации — наиболее важный вклад Маслоу в психологию. Для приближения к ее пониманию он приводит ряд "типов поведения", ведущих к самоактуализации:
1. Свежесть восприятия. Обычно мы мало и поверхностно со
знаем, что происходит в нас и вокруг нас. Однако иногда у нас быва
ют краткие моменты повышенного осознания и интереса к своему
внутреннему и внешнему миру, когда мы наблюдаем особо краси
вые явления природы, человеческого творчества (закат солнца, кар
тина художника) или испытываем эмоциональное воодушевление в
любви — все это "самоактуализирующие моменты". Самоактуали
зация означает восприятие и переживание полное, живое, беззавет
ное, с максимальной концентрацией и впитыванием. Самоактуали-
заторы редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.
|
|
2. Личностный рост и центрированность на проблеме.
Маслоу считал, что все обследованные им личности были при
вержены какой-либо задаче, долгу или призванию. Другими сло
вами, все они были не эго-центрированы, а ориентированы на
задачи, которые стоят выше их личных непосредственных потреб
ностей. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуа
лизация означает решение в пользу личностного роста в каждом
выборе. Нам часто приходится выбирать между ростом и безо
пасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет
свои негативные и позитивные аспекты. Выбирать безопасное —
значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать
устаревшим и смешным. Выбирать рост — значит открыть себя
61
новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизвестном.
3. Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся
люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкри
тичны к своим недостаткам и слабостям. Самоактуализация — это
научение сонастроиться со своей собственной внутренней приро
дой, со своей самостью. Под самостью Маслоу понимает сердце
вину, собственную природу человека, его уникальные вкусы и цен
ности. Человек должен сам для себя решить, нравиться ли ему
самому та или иная пища, кинофильм и т.п., вне зависимости от
мнений и точек зрения других людей. Актуализироваться — значит
становиться реальным, существовать фактически, а не только в по
тенциальности. Подобным образом они принимают других людей
и человечество в целом.
|
|
4. Непосредственность, простота и естественность. В пове
дении самоактуализирующихся людей нет искусственности или же
лания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно
ведут себя вразрез традициям. Однако, когда этого требует ситуация,
они могут быть непримиримыми даже под угрозой осуждения. Чес
тность и принятие ответственности за свои поступки — существен
ные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует не позиро
вать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворить своими
ответами других. Нужно «екать ответы внутри себя, и каждый раз,
когда мы это делаем, мы соприкасаемся опять со своей самостью.
5. Автономия: независимость от культуры и окружения. Все
предыдущее помогает развить в человеке способность быть незави
симым в своих действиях от своего физического и социального окру
жения, он способен к "лучшим жизненным выборам" не только в
искусстве, музыке, пище, но и в серьезных проблемах жизни, таких
как брак или профессия. Мы научаемся верить своим суждениям и
действовать в соответствии с ними.
6. Креативность. Самоактуализация—это также постоянный и
непрерывный процесс развития своих возможностей и талантов.
Большой талант или ум не то же самое, что и самоактуализация.
Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои
возможности, другие же, может даже со средним талантом, сделали
невероятно многое. Самоактуализация — это не вещь, которую
можно иметь или не иметь, не единичное достижение, а процесс без
конца, способ проживания.
7. Более эффективное восприятие реальности. Дальнейший
шаг самоактуализации—это обнаружение своих "психологических
защит" и работа по отказу от них. Психологические защиты — это
62
механизмы искажения реальности в угоду самомнению. Нам нужно сознавать, как мы искажаем образ себя и образы внешнего мира посредством вытеснения, проекций и других механизмов защиты.
8. Вершинные, мистические переживания. "Пик-переживанием" (peak-experiences) называет Маслоу особо выраженные и достаточно продолжительные самоактуализирующие моменты, длящиеся несколько минут (редко часы). Они вызываются сильным чувством любви, переживаниями исключительной красоты природы или произведений человеческого разума. В такие моменты мы более интегрированы в мир, больше его осознаем, действуем и чувствуем более ясно. Наиболее значительные "пик-переживания" редки. Поэты описывали их как моменты экстаза, а люди религии — как глубокого мистического переживания. По Маслоу, эти вершинные переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы—люди просто чувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего "Я" или выходят за его пределы, утрачивается чувство времени и места.
В отличие от вершинных переживаний, "плато-переживание" более устойчиво и длительно. Маслоу описывает его как новый, более глубокий способ видения и переживания мира. Сам Маслоу пережил подобное в конце жизни, после сердечного приступа.
Состояния, сходные с описаниями "пик-переживаний", часто встречаются в психопатологии в виде своеобразных измененных состояний сознания — аура перед эпилептическим припадком, во время приступа мигрени, при приеме наркотиков и др. Маслоу находит подобные состояния у здоровых людей и считает их существенным свойством самоактуализации.
Он обнаружил, что некоторые из самоактуализирующихся индивидов стремились испытывать много "пик-переживаний", в то время как другие сталкивались с ними редко. Первых он называет "транс- цендирующими самоакту ализаторалпГ', и они вносят чаще мистичность в происходящее, мыслят более хаотично, способны транс-цендировать (от лат. transcendere — переступать) категории прошлого, настоящего и будущего, добра и зла, воспринять единство за кажущейся сложностью и противоречивостью жизни. Они являются более новаторами, чем систематизаторами идей других, коими является другая половина самоактуализаторов из его выборки.
Маслоу считал гуманистическую психологию, психологию "третьей силы" (после психоанализа и бихевиоризма), переходной и подготовительной к еще более высокой, четвертой психологии — трансперсо нальной психологии, центрированной на космосе, а не на человеческих интересах и потребностях. Она будет выходить за пределы человеческо-
63
го самоопределения, самоактуализации. Энтони Сутич, основатель и первый редактор "Журнала трансперсональной психологии" (основан в 1989 г. при участии А. Маслоу) определил ее как "исследование предельных способностей и возможностей" человека. Эта психология включает изучение религиозного опыта, медитацию и другие способы получения измененных состояний сознания, феномены парапсихологии и т.п. К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся учения средневековых мистиков (особенно Майстеро Экхарта, XIII-XIV вв), восточная философия (главным образом индийская), аналитическая психология К. Юнга. Современным представителем направления является Станислав Гроф.
Сущность теоретических представлений здесь сводится к тому, что детерминанты человеческого поведения и источники психологических проблем находятся за пределами индивидуального, прижизненного опыта. Человек с его прижизненно сформированной психикой, опытом и качествами традиционно обозначается как "persona". Кроме этого, в человеке существует нечто вне его индивидуального опыта, вне его "персоны", т.е. трансперсональное. Этим "нечто" является, по концепции мистиков, частица Бога, у К. Юнга — архетипы.
Маслоу полагает, что самоактуализация является высшей потребностью человека, реализация которой возможна после удовлетворения потребностей более низшего порядка—в уважении, любви и принадлежности, безопасности, а также физиологических потребностей ("пирамида" потребностей). Невроз в понимании Маслоу — "болезнь лишенности" удовлетворения фундаментальных потребностей, подобно тому, как недостаток витаминов вызывает физическую болезнь.
В мотивационной сфере личности Маслоу различает мотивацию, которая ориентирует поведение на устранение дефицита чего-либо необходимого организму, т.е. удовлетворения какой-либо потребности, которая не удовлетворена или фрустрирована (Д-мотивация), и мотивацию роста, бытия (Б-мотивация). Примерами мотивации первой группы (дефицентная мотивация) являются голод, боль, страх. Но когда организм не испытывает ни голода, ни боли, ни страха, появляются новые мотивации, такие как любопытство или желание игры. Эта деятельность может приносить удовлетворение сама по себе как таковая. Она относится к миру бытия, удовлетворению и наслаждению в настоящем (бытийная мотивация). В соответствии с этим Маслоу различает Б- и Д-познание, Б- и Д-ценности, Б- и Д-любовь и тому подобные. Например, в Д-познании объекты рассматриваются исключительно как удовлетворяющие потребности. Голодный замечает пищу, а нищий—деньги. Б-познание более точно и эффективно, меньше искажает свое восприятие в соответствии
64
с потребностью или желанием, оно не судит, не оценивает, не сравнивает. Б-любовь к природе выражается в умении ценить цветы, наблюдать их рост. Д-любовь скорее выразится в срывании цветов и устроении из них букетов. Б-любовь—это любовь к сущности, "бытию" и существованию другого.
Психологическая утопия: Эупсихея. А. Маслоу, как и многие другие психологи — создатели психологических теорий личности, не обошел вниманием устройства общественных отношений. Он мечтал об утопическом обществе, которое называл Эупсихея. По его мнению, хороший человек и хорошее общество — это одно и то же. Общество, как полагал Маслоу, должно находить пути для реализации возможностей своих граждан: "просвещенное управление" предполагает, что работающие хотят быть творческими и продуктивными, они лишь нуждаются в поддержке и одобрении, а не в ограничениях и контроле администрации. Принуждение себя к действию всегда указывает на определенный конфликт мотивов, а в идеале человек делает то, что ему следует делать, потому что он хочет делать это.
Карл Роджерс (С. Rogers): феноменологическая теория личности
Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) — американский психолог, работы которого получили широкое признание в области клинической психологии. Главным его трудом является книга "Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и история" (1951). В ней изложена теория, которая наиболее полно отражает феноменологическое направление в изучении личности. Роджерс также является автором многих книг по психологическому консультированию.
Феноменологическое направление в психологии подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности — с точки зрения его внутреннего, субъективного опыта. Внешний мир есть лишь та реальность, которая сознательно воспринимается и интерпретируется человеком в данный момент времени.
Другая важная идея феноменологического направления заключается в признании того, что люди свободны в решении своей судьбы. Если люди считают, что они живут, подчиняясь каким-то силам, которым не могут сопротивляться, то это происходит потому, что они потеряли веру в свободу самоопределения, которая заложена в их природе.
3 Сидоров П. И. и Ир. Т. II 65
Последний важный тезис феноменологического направления заключается в том, что человек по своей природе добр и стремится к совершенству, реализации своих внутренних возможностей.
Точка зрения Роджерса на личность сформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате своих клинических наблюдений, в отличие от Фрейда, который в инстинктах усматривал движущие силы личности, Роджерс пришел к выводу о том, что человек по своей внутренней природе добр и его сущность ориентирована и направлена прежде всего на движение вперед—к позитивным целям. Человек стремится реализовать себя, если дать ему возможность раскрыть свой врожденный потенциал. Конечно, Роджерс допускал, что у людей бывают иногда злые чувства и аномальные разрушительные импульсы, но тогда человек ведет себя не в соответствии со своей внутренней природой. Роджерс утверждает, что его точка зрения на природу человека не является наивным оптимизмом, а основана на 30-летнем опыте работы психотерапевтом.
К. Роджерс, как и А. Маслоу, главным жизненным мотивом поведения человека считал его тенденцию к актуализации, представляющую собой стремление развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность. Эта фундаментальная тенденция (единственная, которая постулирована автором) может объяснить все другие мотивы — голод, половое влечение или стремление к безопасности. Все они являются только специфическими выражениями основной тенденции — сохранить себя для развития, актуализации.
Реально для человека, его мыслей и чувств, является только то, что существует в пределах его внутренних координат или субъективного мира, включающего все, что осознается в данный момент времени. Говоря феноменологически, каждый человек реагирует на события в соответствии с тем, что он чувствует, субъективно воспринимает в данный момент. Поскольку разные люди одну и ту же ситуацию могут воспринимать диаметрально противоположно, феноменологическая психология отстаивает доктрину, согласно которой психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они видятся, воспринимаются конкретными людьми. Роджерса в психологии интересует именно эта психологическая реальность, а объективная реальность, по его мнению, удел изучения философов. Если мы хотим объяснить, почему человек чувствует, думает и ведет себя определенным образом, то нам следует постичь его внутренний мир, его субъективный опыт, т.е. психологическую реальность.
66
Поведение человека определяется не прошлыми событиями его жизни, а только тем, как человек воспринимает свое окружение здесь и сейчас. Разумеется, прошлый опыт влияет на восприятие настоящего, однако поступки человека определяют, каким это прошлое воспринимается сейчас, в настоящее время. Более того, Роджерс считал, что на поведение в большей степени влияет не прошлая история человека, а как ему видится его будущее. И наконец, он подчеркивал, что личность должна рассматриваться не только в контексте "настоящее—будущее", но и как единый, целостный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям личности. Приверженность Роджерса к холистическому направлению видна практически в любом аспекте его теоретической системы.
Самым значительным элементом психологической реальности, индивидуального опыта человека является его самость, или Я-кон-цепция. Я-концепция—это система взглядов человека на свою сущность, на то, что он из себя представляет. Кроме истинной самости (Я-реальное) и идеальной самости (Я-идеальное), Я-концепция может включать целый набор Я-образов: родителя, супруга, студента, музыканта, руководителя и т. д.
Я-концепция является продуктом социализации человека, и в процессе ее формирования ребенок, а потом уже и взрослый человек, всегда нуждается в позитивном внимании к себе со стороны своего окружения. Это внимание, по Роджерсу, должно быть безусловным, т.е. без всяких "если" и "но". Человек должен восприниматься таким, какой он есть на самом деле. Именно такое безусловное позитивное внимание мы видим в любви матери к сыну вне зависимости от его проступков. Обусловленное позитивное внимание мы видим тогда, когда ребенку говорят, что если он получит отличные оценки за полугодие в школе, то ему купят какую-либо интересную для него игрушку. Такое обусловленное позитивное внимание широко распространено и в повседневной жизни взрослого человека. Роджерс утверждает, что обусловленное позитивное внимание причиняет ущерб личностному становлению, ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определять для себя, кем он сам хочет быть и чего добиваться.
Роджерс полагает, что поведение человека в большей своей части согласуется {конгруэнтно) с Я-концепцией или, по крайней мере, человек стремится к этому. Все переживания, которые согласуются с Я-концепцией, хорошо осознаются и точно воспринимаются. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с "Я", к осознава-нию и точному восприятию не допускаются. В теории Роджерса тревога и угроза благополучию начинает возникать только тогда, когда
3* 67
люди начинают сознавать несоответствие Я-концепции своему актуальному реальному состоянию. Так, если человек считает себя честным, но совершит нечестный поступок, он будет ощущать тревогу с замешательством, чувством вины. Весьма вероятна и такая ситуация, когда человек испытывает тревогу, но причин ее не осознает. Тревожный человек — это человек, который смутно осознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к нарушению целостности его теперешнего Я-образа. Психологические личностные защиты и призваны к сохранению целостности Я-структуры.
Если переживания человека совершенно не согласуются с Я-кон-цепцией (неконгруэнтность), то появляется сильная тревога и у него возникает невротическое расстройство. У "невротика" психологическая защита все-таки достаточно сильна и, хотя он и нуждается в помощи психотерапевта, Я-структура у него не является значительно нарушенной. При неэффективности психологической защиты и значительном разрушении Я-структуры у человека развивается психоз и он нуждается в помощи психиатра. Роджерс предполагает, что личностные расстройства могут возникать как неожиданно, так и постепенно. В любом случае, как только появляется серьезное несоответствие между "Я" и переживанием, защита человека перестает функционировать адекватно и ранее целостная структура Я разрушается.
Клиен! -центрированная недирективная психотерапия. В терапии личностных расстройств, по Роджерсу, для осуществления конструктивных личностных изменений требуется наличие следующих условий:
1. Наличие психологического контакта между психотерапевтом
и клиентом.
2. Клиент неконгруэнтен, уязвим и тревожен, поэтому он и об
ратился за помощью.
3. Психотерапевт должен быть конгруэнтным, гармоничным и
искренним во взаимоотношениях со своим клиентом.
4. Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внима
ние к своему клиенту. Атмосфера процесса психотерапии должна
создавать уверенность у клиента, что его полностью понимают и
принимают.
5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внут
ренних переживаний своего клиента. Психотерапевт чувствует внут
ренний мир пациента так, как если бы он был его собственным внут
ренним миром.
6. Должна произойти передача клиенту эмпатийного понима
ния и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Бес-
68
смысленно испытывать подобные чувства к своему клиенту, если последний знать об этом не будет. Психотерапевт должен каждым словом, жестом стараться передать это отношение клиенту.
Роджерс утверждает, что именно клиент, а не психотерапевт ответственен за личностный рост и результаты психотерапии. Использование автором понятия "клиент" вместо "пациент" подчеркивает именно признание этого. Данный подход понятен всем, кто разделяет оптимистический взгляд Роджерса на человеческую природу — при наличии правильных условий человек сам стремится к движению в сторону личностного роста, актуализации и здоровья. Психотерапия, центрированная на личности, предназначена для того, чтобы устранить несоответствие (неконгруэнтность) между переживаниями и самостью.
Группы тренинга. Группы тренинга создаются для занятий со здоровыми людьми. Речь идет об использовании групповых форм взаимодействия людей не с терапевтическими целями, а для приобретения жизненного опыта и роста личности. Появление такого рода психокоррекционных групп обусловлено стремлением к самовыражению, характерным для гуманистического направления. Среди таких психокоррекционных групп могут быть выделены группы организационного развития (решения определенных проблем); группы подготовки руководителей, обучения межличностным умениям (социально-психологический тренинг); группы личностного роста и другие. Особенно большое внимание оказанию психологического содействия росту личности групповыми методами уделял К. Роджерс (1947). Его концепция "групп встреч", фокусированная на поиске аутентичности (подлинности) в выражении чувств, мыслей и поведения, тесно связана с его работами в области клиент-центрированной психотерапии.
При проведении занятий в группах тренинга считается, что группа — это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же жизненные проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений, разрешения конфликтов и т.п. Отличие от реальности заключено лишь в том, что в этой "лаборатории" каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента. Прежде всего группа тренинга человеческих отношений (Т-группа) учит тому, как учиться. Все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, и они при этом научаются в большей мере полагаться друг на друга, чем на руководителя. Обучение тому, как учиться, включает в себя прежде всего процесс самораскрытия (расширения представлений о самом себе). Наиболее эффективной моделью для понимания этого процесса является "окно Джогари", названное так в честь его изобретателей Джозефа Лаф-та и Гарри Инграма.
69
Арена | Видимое |
Слепое пятно | Неизвест ное (скрытое) |
Окно Джогари
В соответствии с моделью "Джогари" можно представить, что каждый человек заключает в себе четыре личностные зоны:
1) "Арена" — это то, что знают обо мне другие и знаю я сам, или
личностное пространство, открытое для всех;
2) "Видимое" — это то, что известно только мне (например, мои
страхи или любовные приключения), от других я это тщательно скры
ваю;
3) "Слепое пятно" — это то, что знают обо мне окружающие, мне
это не видно (как в пословице: "В чужом глазу щепка видна, а в своем
полена не замечает");
4) "Неизвестное" — это скрытое от всех (зона подсознательного), в
том числе и латентные резервные ресурсы для личностного роста.
"Окно Джогари" наглядно демонстрирует необходимость расширять контакты, увеличивать "арену". В начале занятий "арена" обычно небольшая, но по мере нарастания сплоченности и взаимопонимания в группе она увеличивается, активизируются все лучшие личностные ресурсы. Получая сигналы обратной связи друг от друга, участники группы могут откорректировать собственное поведение, становятся более естественными в выражении своих чувств. Важным условием работы группы является сосредоточение внимания на принципе "здесь и сейчас". Актуально в группе только то, что в ней происходит. Создание различных экспериментально-групповых ситуаций позволит применить полученные знания и навыки социального взаимодействия и в реальной жизни (в семье, на производстве).
Раздел 5
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
И ВОЗРАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Глава 20
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Предмет и методы возрастной психологии
Возрастная психология изучает особенности психического развития человека в онтогенезе. Предметом ее исследования является возрастная динамика, ведущие закономерности и факторы развития и формирования личности на разных этапах его жизненного пути — от рождения до старости. В возрастной психологии обычно выделяют следующие разделы: детская, подростковая и юношеская психология, психология взрослого человека и геронтопсихология (геронтология — наука о старости).
В своем развитии человек проходит несколько возрастных периодов, каждому из которых соответствует расцвет определенных психических функций и свойств личности. Изучение в сравнительно-возрастном аспекте основных параметров нормального развития психики имеет большое практическое значение. Например, педагог получает возможность "расшифровывать" многие факты детского поведения, причины устойчивых ошибок определенного типа у некоторых учеников, особенности взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, причины рассеянности внимания и др. Важное значение приобретает возрастная психология в выработке возрастного нормирования — готовность к школьному обучению, брачный возраст, выход на пенсию и т.п.
Возрастная психология тесно вязана с медициной, так как психическое развитие неразрывно связано с физическим развитием. Для врача знание основных закономерностей становления психических процессов позволяет понять предпочтительность возникновения симптомов и синдромов нервно-психических расстройств и особенности качества их кли-
71
нических проявлений у детей и подростков, а также видоизменение психопатологических синдромов при заболеваниях у лиц пожилого возраста. Знание основных закономерностей возрастной динамики психики важно и для создания научно обоснованной системы профилактики и охраны психического здоровья.
В возрастной психологии (психологии развития) используются те же методы исследования, которые приняты в общей психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, тесты и социально-психологические методы. Однако получение научных данных о возрастном развитии психических функций имеет свои особенности. Исследования в возрастной психологии могут проводиться по трем основным направлениям.
1. Большинство исследований в психологии развития проводится
по принципу "поперечных срезов". В этих случаях определенные
психологические характеристики изучаются в сравнительном аспек
те в нескольких группах испытуемых, специально подобранных по
признакам возраста и пола. Положительным в этом подходе является
то, что за короткое время можно получить достоверные показатели о
возрастных особенностях самых различных психических процессов.
Однако при этом трудно учесть индивидуальные особенности испы
туемых и мало можно узнать о самом процессе развития, его приро
де и движущих силах.
2. Продольное (лонгитюдное) исследование предполагает изу
чение одной и той же группы людей на протяжении длительного
времени, что дает возможность установить качественные измене
ния в развитии психических процессов и личности. Швейцарский
психолог Жан Пиаже выдвинул свою теорию интеллектуального
развития (греч. "генезис") ребенка на основании многолетнего
лонгитюдного исследования одной группы детей. Только с помо
щью этого метода можно понять, что из чего вырастает и образует
ся, можно установить генетические (причинные) взаимосвязи
между фазами развития. Недостатками этого подхода является его
трудоемкость, и возможность изучения лишь небольшого количе
ства испытуемых, что затрудняет распространение выводов на всю
популяцию. Обычно рекомендуется сначала изучить общую тен
денцию методом "поперечных срезов", а потом проводить про
дольное исследование.
3. Экспериментально-генетический подход (греч. "генезис" —
происхождение, становление) в психологии развития означает
изучение психики ребенка в процессе активного формирования
тех или иных ее сторон. Здесь описывается и измеряется то или
иное психическое явление, которое стремятся сформировать,
72
предполагая закономерности его развития в обычных условиях. Этот подход дает возможность проверить эффективность методов обучения и воспитания детей.
Понятие возраста в психологии
Возраст—важнейший атрибут существования любого физического тела. Возраст в психологии — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, в психологии возраст обозначает определенную, качественно новую ступень онтогенетического развития. Психологический возраст опосредуется социальными и биологическими факторами. Возрастные "прибавки" являются в действительности суммацией разнородных явлений роста: общесоматического, полового и нервно-психического созревания. Этот рост имеет место и в период зрелости, и в период старения, так как он конвергирует и пересекается со многими сложными явлениями социального и культурного развития человека в конкретных исторических условиях его существования.
Обозначение определенных этапов в систематиках возрастного развития свидетельствует лишь о том, что для данного возраста новыми и наиболее типичными являются определенные психические качества индивида. Датирование сроков начала и особенно окончания этапа является также весьма искусственным. В систематике возрастных этапов оправданно использовать метод "перехлестывания" возрастных периодов, а главным является последовательность стадий. Каждая стадия является периодом эволюции психики и одновременно типом поведения человека.
В нашей стране принята следующая периодизация возраста:
1) младенчество — от рождения до конца первого года жизни;
2) раннее (преддошкольное) детство—от 1 до 3 лет;
3) дошкольное детство — от 3 до 6-7 лет;
4) младший школьный возраст — от 6 до 10 лет;
5) подростковый возраст — от 10 до 15 лет;
6) юность—от 15 лет до 21 года, включает:
а) первый период (старший школьный возраст) от 15 до 17 лет;
б) второй период — от 17 до 21 года;
7) зрелый возраст:
а) первый период — от 21 до 3 5 лет;
б) второй период — от 35 до 60 лет;
8) пожилой возраст—от 60 до 75 лет;
9) старческий возраст—от 75 до 90 лет;
10) долгожители—от 90 лет и старше.
73
Возрастная эволюция мозга и психики
Эволюция человека как биологического вида исключительно сложна. Из всех живых существ у человека новорожденный самый беспомощный, а детство у него — самое продолжительное. В то же время у человека самая высокая способность к обучению, к творчеству. В эволюционном плане обучаемость в животном мире тесно связана с увеличением размеров и усложнением функций коры больших полушарий мозга. Наибольшее развитие кора головного мозга получила у человека. Этот отдел мозга был наименее специализированным и, следовательно, оказался наиболее пригодным для фиксации личного опыта.
Динамика возрастного развития у человека наиболее интенсивна в раннем возрасте. Масса мозга новорожденного составляет 350 г, к 18 месяцам она увеличивается в 3 раза, а к 7 годам достигает 90% массы взрослого человека, т.е. 1350 г. В анатомическом отношении мозг новорожденного и мозг взрослого человека существенно отличаются. А это означает, что в процессе индивидуального развития происходит возрастное усложнение мозговых структур. Однако и после завершения морфологического созревания нервной системы у человека остаются огромные возможности для совершенствования, перестройки и нового образования функциональных систем на основе этой первичной структуры мозга как совокупности морфологически относительно неизменных нервных элементов.
Изучение развивающегося мозга позволяет условно говорить о "биологическом каркасе личности", который влияет на темп и последовательность становления отдельных личностных качеств. "Биологический каркас личности" — понятие динамическое. Это, с одной стороны, генетическая программа, постепенно реализующаяся в процессе взаимодействия со средой, а с другой стороны, промежуточный результат такого взаимодействия. Динамичность "биологического каркаса" особенно наглядна в детстве. По мере взросления биологические параметры все более стабилизируются, что дает возможность разрабатывать типологию темпераментов и других личностных характеристик.
Различные особенности мозговой деятельности генетически детерминированы, однако эта генетическая программа всего лишь тенденция, возможность, которая реализуется всегда с какими-то модификациями, зависимыми от условий внутриутробного развития и факторов внешней среды после рождения. И все же влияния этих факторов не беспредельны. Генетическая программа определяет этот предел, который принято называть нормой реакции. Напри-
74
мер, такие функциональные системы, как зрительная, слуховая, двигательная, могут существенно различаться в нормах реакции. У одного человека от рождения присутствуют задатки абсолютного музыкального слуха; другого нужно обучать звукоразличению, но выработать абсолютный слух так и не удается. Говоря о вариантах нормы реакции отдельных функциональных систем, следует указать на их относительную независимость друг от друга. Можно прекрасно понимать музыку, но плохо выражать ее в движениях. "Биологический каркас", таким образом, в известной степени предопределяет контуры того будущего ансамбля, который и зовется личностью.
На каждом возрастном этапе какие-то функциональные системы развиваются быстрее, другие медленнее. Если какой-то возрастной этап представить как финишную черту, то можно видеть, что к данному финишу различные функциональные системы приходят с разной степенью зрелости, совершенства. Одни уже почти оформились, а другие только начинают формироваться. В этом заключается принцип гетерохронности, неодновременности созревания отдельных функциональных систем мозга и психики. Зрительное восприятие, например, совершенствуется быстрее, чем слуховое или вкусовое, а способность понимать обращенную речь возникает раньше, чем умение говорить.
Несмотря на то что каждая функциональная система и даже ее отдельные звенья имеют собственные программы развития, мозг во все периоды работает как единое целое. Эта интегративность предполагает тесное взаимодействие разных систем и их взаимную обусловленность. Мозг, оставаясь единым в своей деятельности, на каждом этапе возрастного развития работает иначе, устанавливается иной уровень межсистемных взаимодействий. Появление новых форм реагирования сопровождается угасанием, редукцией старых. Причем оба процесса — обновление и редукция — должны быть тонко сбалансированы. Важная роль сбалансированности процессов редукции и обновления особенно наглядно выступает в двигательном развитии детей первого года жизни. У новорожденного имеются врожденные позотонические автоматизмы, влияющие на мышечный тонус в зависимости от положения головы в пространстве. К третьему месяцу жизни они угасают, уступая новым формам регуляции мышечного тонуса. Если они не исчезают в нужное время, то их следует рассматривать как аномальные, так как они препятствуют удерживанию головы и далее формируется целая цепочка патологических явлений: нарушается развитие зрительного и вестибулярного аппаратов; затрудняется выработка умения сидеть. В результате
75
искажается вся схема двигательного развития, и в итоге может пострадать и умственное развитие.
Редукция часто не означает полного исчезновения врожденных автоматизмов или приобретенных функций, а подразумевает их включение в более сложные функциональные ансамбли. Иногда могут возникать ситуации, когда первичный автоматизм еще сохраняется, но не нарушает общей схемы развития. Иная картина бывает в случаях, когда запаздывание редукции сочетается с замедлением формирования новых реакций. Тогда возникают реальные возможности для ненормальной гипертрофии каких-то отживших способов реагирования, регулирования функций. Таким образом, наряду с гетерохронностью развития отдельных функциональных систем необходима и определенная синхронность в их взаимодействиях: на каждом этапе возрастного развития отдельные системы должны находиться в определенной степени зрелости. Пусть эти степени различны, но различия должны быть согласованы, иначе не произойдет полноценного слияния систем в единый ансамбль.
Моменты, во время которых происходит оформление ансамблей, нередко называют критическими периодами развития, так как на данных отрезках времени еще не сформированная функция наиболее ранима. Например, способность к усвоению речи ограничена во времени. Если своевременно не распознана врожденная тугоухость, то интенсивность предречевых действий (гуление, лепет) снижается уже к концу первого года жизни, т.к. нет адекватного подкрепления их со стороны взрослых. Такой ребенок переходит на язык жестов и трудно усваивает разговорные навыки. Если речевая функция не оформилась к 4-5 годам, дальнейшее речевое развитие ставится под большую угрозу. В развитии других функциональных ансамблей существуют аналогичные критические периоды. Анализ критических периодов позволяет лучше понять сущность многих отклонений, с которыми встречается клиническая практика.
Основные теории взросления
Развитие является результатом параллельных процессов — внутреннего созревания (ЦНС, эндокринной системы, нервно-мышечного аппарата) и внешнего воздействия окружающей среды (например, родителей и учителей), которые могут либо способствовать, либо препятствовать нормальному развитию ребенка. Отсюда ядром большинства теорий психического развития является выявление его движущих сил, т.е. роли соотношения внутренних
76
(наследственных) и внешних (среды, научения) факторов в становлении человека.
В многолетней дискуссии по этим вопросам определилось несколько крайних точек зрения: 1) биологизаторское направление— главное значение в становлении психики и поведения приписывается эволюционным преобразованиям генетически заложенных в организме задатков; 2) социологизаторское направление—полностью отрицает значение генетических факторов в развитии и утверждает, что любые психологические и поведенческие свойства развиваются только под влиянием обучения и воспитания; 3) промежуточная точка зрения на процессы взросления — попытки объединить предыдущие теории, при этом более важным считается ответ на вопрос о соотношении биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии ребенка (теория конвергенции, стохастические и функциональные теории взросления).
Теории конвергенции — Вильямом Штерном выдвинут принцип конвергенции (сближения) генетических и средовых факторов при индивидуальном развитии. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две линии. Эти линии развития, т.е. созревание наследственных данных и развитие под влиянием воспитания, пересекаются. Следует, однако, отметить, что в теориях конвергенции чаще всего определяющая роль оставляется за наследственностью, а среда является только регулятором условий, в которых эта наследственность реализуется.
В стохастических (вероятностных) теориях развития утверждается, что конечный результат развития, достигаемый на каждой его ступени, изначально в генотипе не заложен. Изменения, происходящие на каждой ступени развития, связаны и с генотипом, и со средой, но сами по себе определяются случайным стечением обстоятельств в жизни индивида. То, что он приобретает на каждой ступени развития, зависит в основном лишь от уровня, которого организм достиг на предыдущей стадии развития.
Функциональные теории развития утверждают, что формирование и преобразование той или иной функции определяется тем, как часто она используется в жизни организма. В них в качестве основного принципа выступает положение об определяющей роли образа жизни в развитии психики. Известным примером теории последнего типа является культурно-историческая теория развития высших психических функций отечественного психолога Л.С. Выготского. Он подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес
77
в них. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятий) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции практически полностью являются продуктом культурно-исторического развития человека. Чем сложнее психическая функция, тем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. Таким образом, психическое развитие здесь не определяется простым механическим сложением биологических и социальных факторов — их единство динамично, функционально и изменяется в процессе самого развития.
Биологизаторские теории. Биогенетические теории исходят из представления, что все психические особенности являются врожденными и все этапы развития наследственно предопределены. Они рассматривают развитие как поэтапное и последовательное раскрытие задатков. В их основе лежат эволюционные идеи Ч. Дарвина (1809-1882) и биогенетический закон Эрнеста Геккеля (1834-1919), согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) повторяет филогенез (историческое развитие). Эти представления были заимствованы психологией развития и педагогикой. Так, термин "детский сад", введенный педагогом Фребелем (1782-1852), отражает следующий ход мыслей: дети, подобно растениям в саду, растут и созревают в соответствии с врожденным планом при наличии подходящих условий (хорошая почва, солнце и дождь).
Биогенетические теории опираются исключительно на соматические данные, которые неоправданно обобщаются. Применимость моделей роста и созревания для характеристики развития мозга и двигательных функций сомнения не вызывает, однако уже в эмоциональной и когнитивной сферах они представляются слишком ограниченными. Ряд теорий даже утверждают, что социальные формы поведения представлены в человеке особыми генами, отобранными в процессе эволюции. Биологизаторские теории все недостатки воспитания списывают на "плохую наследственность", против которой человек бессилен.
Психоаналитические теории. Классический психоанализ рассматривает психическое развитие в связи с биологическими изменениями и созреванием мощной либидиозной энергии, под влияние которой попадает ребенок, обучающийся направлять эти силы по определенным каналам, причем при этом задействованы бессознательные защитные механизмы. С помощью последних "Я" защищает себя от подчинения силам "Оно", осуществляя процесс приспособления через идентификацию первоначально с родителями, а затем другими взрослыми и ровесниками, которые кажутся подходящими на роль образца. Если этот процесс протекает успешно, то взросление протекает без особых проблем. В противном случае энергия либидо может быть направлена против самого себя, что приводит к регрессии или неврозу.
78
Согласно классическим психоаналитическим теориям основное содержание процесса развития состоит в адаптации Я-функций (т.е. личности) к инстинктам, в достижении между ними равновесия. В конечном счете у этих теорий сугубо биологические корни. Социальные моменты учитываются лишь постольку, поскольку другие (взрослые или ровесники) становятся объектами перенесения на них либидиозной энергии.
Неофрейдистские концепции. В отличие от классического психоанализа, в неофрейдизме большое значение придается Я-функци-ям, причем последние связываются с влиянием социальных факторов. Большое внимание к процессам личностного развития уделяется в теориях индивидуализации П. Блоса(1967) и идентич ности Э. Эриксона (1959). В теории Блоса индивидуализация бывает успешна лишь в том случае, когда индивиду удается освободиться от привязанностей раннего детства, а взросление — как бы повторное переживание конфликтов, свойственных предыдущему переходному периоду. По мнению Эриксона, детское и юношеское развитие очень сильно зависит от социального окружения. В период взросления у человека закономерно наступают кризисы идентичности, т.к. перед ним встает множество задач (физическое созревание, усвоение роли взрослого, выбор профессии и т.п.), крайне затрудняющих поиск своего собственного "Я", собственную идентификацию. Центральной темой индивидуального развития и существования является постоянное стремление к собственной идентичности и ее сохранение. Большое значение Эриксон придавал ролям и ролевому поведению, что связывает его подход с социологическими теориями взросления.
Социологизаторские теории. Социологизаторское направление берет начало от теории "tabula rasa" ("чистая доска") философа XVII века Джона Локка, согласно которой психика человека при рождении является "чистой белой восковой доской", но под влиянием внешних условий появляются ("пишутся") все психические качества. Все люди рождаются одинаковыми по природным данным, а неравенство между ними по уму и нравственности определяется только воспитанием.
В социологических теориях взросления главной детерминантой развития считается окружение индивида. При этом социальным процессам приписывается решающее значение для развития человека, которое как бы отражает "состояние общества". Например, в теории ролей (Hofstatter P., 1957) развитие индивида заключается главным образом в формировании определенного ролевого репертуара, который и составляет значительную часть его "Я". "Роль" рассматривается как внутренне связанная последовательность разных форм поведения, настроенная на соответствующую последовательность действий других людей. Роли возникают, стабилизируются и дифференцируются в результате общественных процессов.
79
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!