Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ



Это текст готовила для переиздания книги в 2017 году

 

В. И. ЛОБАЧЕВ, Л. П. ПАВЛОВА

 

   ПАРАДОКСЫ     Т ВОРЧЕСКОГО         МЫШЛЕНИЯ

 

 

Аннотация,.

Эта книга необычна по своему замыслу и исполнению, она написана в диалоге инженера-изобретателя В.И. Лобачева и психофизиолога Л.П. Павловой. Авторы каждый со своей стороны рассматривают творческие акты -  интуицию - как познаваемый и самоуправляемый процесс. И приводят в защиту своей необычной позиции факты, раскрываемые на основе психофизиологической концепции доминанты А. А. Ух­томского. Цель книги -  помочь любому желающему и ищущему человеку раскрыть в себе природные творческие силы и овладеть процессом творчества. Эта трудная задача посильна лишь себе самому, но главное — она реальна, решаема.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов.

 

 Введение: Человек как объект познания:…….….. 3

 

 

 Глава 1. Исследование мышления: отчет изобретателя.                              

1.1 Найден « телескоп интуиции».........................6 ( 1.2 Парадоксы творчества.....……………. 14    

Глава2. Доминанты мозга и творчество

               (парадоксы дееспособности)

2.1 Доминанты - «рабочие органы» мозга ………..   38

2.2 Эволюция доминанты: «творческий акт» мозга ….. 43

2.3 Следовые реакции: «заряжение энер­гией»……  

2.4 Смена доминант в «системе многотемья»…… 65     

 

Глава 3. ВНЕДРЕНИЕ В ТВОРЦА: метод В.И. Лобачева

3.1 Постановка вопроса ……………………….. 80      

3.2Метод «включенного наблю­дателя»……….. 85  

3.3Особен­ности  мышления многотемника…..   . 89   

3.4  Оценка продуктивности…………. …….. …105  

 

Глава 4. О «языках» мозга человека.

Психофизиологический аспект)

4.1 Доминанты мозга в биопотенциалах……………….144

4..2 Доминанты и сознание: типы реагирования ……. ..151

4..3 Индивидуальный «хронотоп» мозга человека:
    «мыслители», «художники» и «эвристы»........ 153

4.4 О механизме смены «языков» мозга ..........      155

 

Глава 5. Разговор изобретателя  с интуицией.

5.1.Что было известно об интуиции....................... 113

5.2.Образно-аналитическое мышление ...        121

5.3.Система мотиваций «многотемника» .................. 127

5.4.Возможность массового освоения ....................... 131

5.5.Место «многотемья»............................................. 139

Глава 6. О доминанте личности в творчестве

7.1.Доминанта и пассионарность …………………………161

7.2.Об истине и вере ………………………………………167

7.3.Закон«За­служенного собеседника»......................... 169

 

 

Приложение.

 

 

От авторов

Книга «Парадоксы мышления» была издана впервые в 1991 г.

 В планируемом издании сохранен общий замысел книги, и переработаны некоторые главы, сокращены наиболее сложные научные разделы, требующие профессиональных знаний. Авторы рассчитывают не только на интерес читателей, но и полезность предлагаемой книги. О творчестве было высказано немало суждений, поэтому сама по себе претензия на новое видение может быть встречена осведомленным читателем с недоверием. Имеющиеся литературные ссылки позволят заинтересованному читателю более глубоко ознакомиться с новыми представлениями о психофизиологических механизмах творческого мышления с позиции учения о доминанте А.А. Ухтомского. 

   Прежде всего, следует отметить основную причину сложности объективного изучения творчества. При том, что человек-творец является самым близким для себя, он оставался не доступным науке в таких ускользающих проявлениях как озарение и интуиция. Можно с уверенностью сказать, что если бы Механика как наука имела бы столь же закрытый предмет исследования, то едва ли человечество вышло бы из пещеры, да еще создало летательные аппараты Дело в том, что научный ме­тод предполагает объект вне исследователя – от микромира и до Космоса. И в отношении человека наука преуспела не только в установлении миллиардов нейронов коры головного мозга и в изучении морфологических и функциональных особенностей систем организма. Но как только наука пере­ходит к человеку мыслящему, творческому и духовному, она явно теряет свой предмет. Ибо для науки необходимы фиксиро­ванные факты, а как, какими средствами исследовать сам процесс интуиции? Фиксации в лучшем случае доступен конечный результат – момент озарения. Только внешние проявления дея­тельности доступны наблюдателю, и по ним судят о протекании процессов психических. В то же время современные методы изучения биопотенциалов коры головного мозга помогают сравнивать индивидуальные особенности работы мозга во время решения различных задач, и здесь намечаются определенные перспективы, о чем читатель узнает в нашей книге.     

 Но как изучать творческие процессы, разверну­тые в значительном временном интервале в реальных жизненных ситуациях? Ведь сам-то человек, творит, а не фиксирует внутренние свои состояния! Технология творческих достижений «умирает» вместе со своим творцом. Много теряет человечество из-за этого! Сама по себе фиксация случаев внезапных озарений не раскрывает процесса творчества, которым можно было бы управлять. Наука обретает предмет исследования, когда появляется возможность фиксации внутренних проявлений протяженной во времени творческой деятельности, о чем пойдет речь в этой книге.

 Вот в чем наша тайна — появился предмет исследования многолетнего процесса творчества, наблюдаемый самим творцом-изобретателем Владиленом Ивановичем Лобачевым, открывшим метод «включенного наблюдателя». Это позволило психофизиологу Люции Петровне Павловой дать научное объяснение наблюдавшихся парадоксальных феноменов реального творческого процесса на основе концепции доминанты выдающегося отечественного ученого-мыслителя акад. А. А. Ухтомского.

______________

1.Лобачев В.И., Павлова Л.П. Парадоксы мышления. Культ-информ-пресс. Санкт-Петербург.1994.175с.

Более того, удалось записать биопотенциалы мозга самого изобретателя В.И. Лобачева непосредственно в процессе решения нестандартной задачи, требовавшей эвристического подхода, и тем самым обнаружить доминантные состояния коры головного мозга непосредственно в моменты, предшествующие озарению.

Фундаментальные основы творческой функции мозга, как природного явления, свойственного каждому человеку, представленыА.А. Ухтомским в концепции доминанты. Именно законы доминанты по существу раскрывают психофизиологические механизмы наблюдавшихся В.И. Лобачевым «парадоксов» изобретательского творчества.

Главы 2,4,5 написаны инженером-исследователем Владиленом Ивановичем Лобачевым, который необычным методом «включенного наблюдателя» описал технологию собственной многолетней творческой деятельности изобретателя.

Введение и главы 2,3,6,7 написаны психофизиологом Люцией Петровной Павло­вой, научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного университета, в течение 50 лет исследовавшей доминанты мозга в творческой деятельности человека.

Авторы предлагают для осмысления заинтересованного читателя фак­ты и выводы, идущие из противоположных полюсов знания: реальной практики изобретательства и фундаментальной отечественной науки о работе мозга человека. С этой целью в нашей книге кратко излагаются представления университетской научной школы И.М. Сеченова – Н.Е. Введенского – А. А. Ухтомского.

 

  Введение. Человек как объект познания.

                

                                                      «Природа человека «делаема» —                       

                                                                          результат труда и подвига над собой».

А. Д. Ухтомский

 

Следует ли искать потусторонние силы, взирая на процесс твор­чества, одаренность, талант? Человек — результат творчества самой природы, он несет в себе все ее фундаментальные законы. Но и сам он способен быть творцом — создавать окружающую реальность с помощью своей познава­тельной и преобразовательной деятельности. При этом человек одно­временно изменяет и развивает себя через свою деятельность, какова деятельность, таково созна­ ние и личность.1  

Как писал акад. А. А. Ухтомский, человеком надо «делаться в активной борьбе с собой и за себя». И станет ли человек твор­цом, зависит не столько от врожденных свойств, сколько от среды воспитания и обуче­ния. Отсюда ясна правдивость описания В.И. Лобачевым (в конце гл….) своей собственной истории формирования активной творческой личности. Огромна роль не только условий, но и способа деятельности субъекта творчества, в нашем случае - исследована напряженная работа нашего изобретателя – «многотемника».

Несомненно, что важны не только получаемые знания, но воспитание духовных качеств человека-борца, высоко мотивированного исследователя. Еще в XVII веке философ Спиноза впервые определил человека как «мыслящее тело» — единый сплав духовного и телесного. Человек — новое природное тело, обладающее новыми форма­ми отражения действительности, свойствами ра­зума, совести и воли. Однако этот социобиологический «сплав» не врожден, он формируется на протяжении жизни индивида на основе его активной психической деятельности.

Это механизм взаимодействия впервые был открыт К. Марксом, выдвинув­шим положение о том, что человек «изменяет свою собственную природу»,   влияя в процессе труда на внешнюю природу. Правильнее говорить не о биологическом, а именно о природном в чело­веке, поскольку в своей наследственности человек  - это сложившийся в течение млн. лет «сплав» биологических и социальных факторов.  

Преобразование охватывает все биологические потребности  - в этом  степень очеловечения человека.  Хотя витальные потребности оста­ются неустранимым условием жизни человека, его высшие потребности (высокоразвитой личности), как правило, доми­нируют. Это закон обращения потребностей  -  человек удовлетворяет витальные потребности для того, чтобы действовать, а не наоборот.   Механизм такого «фундаментального переворачивания»создается деятельностью человека в системе общественных отно­шений -  появляются новые мотивы и социальные цели поведения, «идущие с силой инстинктов», как полагал акад. А.А. Ухтомский, трансформирующие чисто биологические потребности.

---------------------

1Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

2 К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 186.

 

 Но каков природный «механизм» формирования социобиологической природы человека? Имеется ли специальный природный «орган», который обеспечивает возможность воздействия социальной среды на биологические потребности?

            

Принцип доминанты А.А. Ухтомского.

 

Великое открытие было сделано выдающимся отечественным нейрофизиологом А.А. Ухтомским, открывшим доминанту как «рабочий орган» мозга. Дело в том, читатель,  что любая деятельность, поведение, мышление осуществляется доминантами мозга  — главенствую­ щими «очагами возбуждения»,  подкрепляющимися дополнительными воздействиями из среды, в том числе и социальной среды. И при этом доминанты сопря­женно тормозят другие нервные центры, тем самым подчиняя их текущей  главной задаче. В результате доминант­ного механизма создается направленность поведения и мышления  человека:

«Доминанты всегда стоят между организмом и средой, какие доминанты, писал А.А. Ухтомский, такие и мы сами, и, так или иначе, реагируем на события и других людей».

 К сожалению, человеку не врожденно знание особенностей собственных доминант мозга, это появляется, и то далеко не у всех, как результат жизненного опыта, который зачастую запаздывает. Однако доминанты мозга не только воспитываются средой, но и самостоятельно - «как результат подвига над собой», считал А.А. Ухтомский. В нашей книге речь пойдет об «исследовательской доминанте» - основы творчества, но в связи с более глубоким процессом – формированием личности человека.

……..

 Ог­ромную эвристическую ценность имеет принцип доминанты в исследовании творчества как природного явления. Секрет природы в том, что и психическая деятельность и жизне­деятельность человека в основе своей едины. Жизнь как тако­вая - постоянно идущий процес­ с новообразования,  за счет постоянной работы, «само структурированию», как доказывал русский биофизик Эрвин Бауэр. Глубинный механизм эволюционного развития живых организмов  рассматривается с позиций противоэнтропийной тенденции и принципа диссимметрии. 2,3.4  «Жизнь — асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении» (А. А. Ухтом­ский. Собр. соч., т. 1, 1950, С. 322). Бли­же всего к задачам нашей книги для объяснения парадоксов творческого мышления - законы доминанты.

 Читатель вправе самостоя­тельно прийти к правомерности этого утверждения. Доминанта, создавая за счет формирования доминантного «очага» неравновесное состояние деятельного мозга, отражает фундаментальную роль принципа диссимметрии Пастера – Кюри в живых системах. Сам А. А. Ух­томский сравнивал законы доминанты с законами тяготения Ньютона:

 «его можно не призна­ вать, но не считаться с ним нельзя, он сам о себе напомнит».  Он распространял принцип доминанты на все живые системы, вплоть до наиболее сложных форм психического отражения действительности и духовной жизни личности, включая об­ласть научного познания. Психика — свойство живой материи и как всякое свойство — это опре­деленная форма взаимодействия, результат усложненной жизнедеятельности. Отсюда, единство психики и деятельности.

1Ухтомский А. А. Доминанта. М.—Л., 1966.

2 Бауэр С. Э. Теоретическая биология. М.— Л., 1935.

 3 Тринчер К. С. Биология и информация. М., 1964, с. 118.

4 Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М., 1947.

 

   Этот вывод чрезвычайно важен для системной физиологии на ее пути к объек­тивному исследованию психических явлений, именно это открывает доступ законов физиологии к действенному внедрению в область психологии творчества.  Наиболее горячими сторонниками учения о доминанте был выдающийся советский психоло­г Л.С. Выготский и его ближайшие ученики - А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, а  также  С.Л. Рубинштейн и Б. Ф. Ананьев.  Принципиальное значение, ценность принципа доминанты Л. С. Выготский видел в том, что именно этот принцип отвечает на основной вопрос психологии - что придает единство и це­ лостность поведению, превращает сумму реакций в поведение, имеющее целый ряд новых свойств, не данных в его составных частях, и утерявшее целый ряд свойств, которыми обладали его составные части. Если интерпретировать это выска­зывание терминами общей теории систем, то доминантный механизм обеспечивает такие системные признаки, как целостность, интегральность, эквифинальность - конечную цель, и эмерджентность - появ­ление новых качеств, не имеющихся в элементах системы.

Доминантные состояния согласно А. А. Ухтомскому, могут складываться на любом уровне регуляции, однако: «Вполне исключительное значение должна иметь доми­нанта в высших этажах центральной нервной системы — в го­ловных сегментах» (1966, с. 9), к которым «приурочены рецеп­торы на расстоянии, отчего им должна принадлежать руково­дящая роль при иннервации прочих нервных этажей» (там же, с. 10).  Эта рольдоминант  возрастает в процессе филогенеза вплоть до человека. Причем именно доминанты высших этажей коры головного мозга человека, связанные с речемыслительной функцией способны создавать общую установку личности во всех проявлениях его организма - двигательных и вегетативных, вплоть до обмета веществ, как писал А.А. Ухтомский.

Как можно будет увидеть настойчивому читателю из последующих разделов, необычные сведения о творчестве изобретателя В.И. Лобачева, по его словам, человека обычного, однако владеющего секретом «включенного наблюдателя», могут быть научно раскрыты на основе принципа доминанты А. А. Ухтомского.

Причем это оказалось полезным обоим соавторам книги. Для психофизиолога наблюдения изобретателя - это реальные факты развития творческого процесса. А наш изобретатель получил возможность выйти за пределы только личного опыта, и обосновать свои наблюдения с помощью науки о доминантах мозга.  

О главной доминанте человека - на «Лицо другого», как «Заслуженного собеседника», которая ускорит творческое взаимодействие людей, и целых народов с целью скорейшего продвижения человечества к Ноосфере, подробнее будет сказано в последней главе книги.  

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!