Входит о т е ц. Подходит к вешалке, мать помогает ему снять пальто и шляпу.



Тэффи Н. А. «Женский вопрос»

Гротеск. Комедия-фарс. Женщины меняются ролями с мужчинами. Женщины, получив возможность «править миром» и командовать мужчинами, стали мужланами и волокитами. В целом произведение предвосхищает разрешение гендерных противоречий в современном обществе. В наше время мало кого удивит, если женщина имеет «мужскую» профессию, а мужчина выполняет «женскую» работу. Гендерное движение и феминизм практически уравняли мужчин и женщин. Но во времена Тэффи не было женщин-докторов или профессоров. Своей пьесой писательница сумела заглянуть в будущее и представить, как же будет выглядеть равноправие полов. А поскольку Тэффи, как никто другой, умела найти смешное в обыденном, то ее бытовые юмористические картинки в нашу эпоху биархата (равноправия полов) звучат предупреждением всем, желающим слепо доминировать над противоположным полом.

Основная мизансцена. Гостиная начало 20 века. В центре сцены диван (три стула накрытые покрывалом) подушка, справа за ширмой стол (круглый) со скатертью, самовар и чашки, три стула – два у стены, третий сбоку. На стене (задник сцены) муляж-буфет. На первой линии справа вешалка для одежды.

­

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

О Т Е Ц. (40-60 лет) 1 сцена: Одет строго, костюм, рубашка, брюки, жилет, галстук, ботинки. Борода и усы приветствуются. Возможно, носит очки. Портфель с бумагами, пальто, шляпа. 2 сцена: Рубашка, брюки, шаль на плечах, ботинки. Он «мать».

М А Т Ь. (40-60 лет) 1 сцена: одета по-домашнему, платье или юбка с блузкой, вязаная шаль на плечах, фартук, волосы убраны аккуратно, возможно очки, туфли, макияж скромный. 2 сцена: одета строго, костюм, рубашка, юбка, жилет, галстук, туфли. Образ «деловая женщина» читает газету, курит, разговаривает, как мужчина, госслужащая. Она «отец» в юбке.

К А Т Я. (20-30 лет) 1 сцена: одета по-домашнему, платье или юбка с блузкой, волосы распущены иди заплетены в косички, туфли, макияж скромный. 2 сцена: одета строго, костюм, рубашка, юбка, жилет, галстук, туфли. Образ «деловая женщина» читает газету, курит, разговаривает, как мужчина, госслужащая.

В А Н Я. (20-30 лет) 1 сцена: волосы взлохмачены, на голове шапка (кепка), одет неряшливо, рубашка, брюки, ботинки. 2 сцена: одет строго, рубашка, брюки, ботинки. Аккуратно причесан, на плечах вязаный платок.

Т Е Т Я М А Ш А. (30-40 лет) Военный мундир, эполеты, медали, сабля?, юбка, сапоги, яркий макияж, пышная, высокая прическа (начос).

А Д Ъ Ю Т А Н Т К А. (30-40 лет) Военный мундир (рубашка с погонами), юбка, сапоги, яркий макияж, пышная, высокая прическа (начос).

С Т Е П К А. (25-35 лет) Прическа аккуратная, на голове чепчик, одет в брюки и блузку, передник, ботинки.

 

Вступление. На сцене три стула стоят в ряд, на первой линии. Звучит музыка. «Женщины они ины», автор Сергей Шнуров. Все вместе за сценой поют: Женщины - они ины.

Первый выходит отец, с чемоданом или портфелем в руках, садится на стул в центре, поет:

Женщины - они ины,

ины чем мужчины

А мужчины так наивны:

ищут мели, где глубины.

Стучит в ритм музыки по портфелю, положив его на колени. Пока отец стучит, выходит Ваня с гитарой в руке и садится справа от отца (вид из зрит.зала), Ваня поет:

Тани, Нади, Люси, Зины

Ставят сети, грузят мины

Голоса звучат их дивно

Ты ловись-ловись мужчина

Делает вид что играет на гитаре, в это время выходит Степка с кастрюлей и крышкой, садится слева, (вид из зрит.зала), Степка поет:

Женщины - они ины,

ины чем мужчины

А мужчины так наивны:

ловят сети, рвутся мины

Все вместе стучат: Степка крышкой по кастрюле, Отец по портфелю, Ваня играет на гитаре.

На последней фразе встают и вместе смотря в зал:

Женщины - они ины!

Уходят со сцены убирая стулья. Входит Катя с газетой в руках, за ней Ваня с гитарой.

Сцена

Гостиная. У стены большой старинный диван. Вечер. Через ширму виден стол; м а т ь у стола вытирает чайные чашки. В а н я в шапке садится на диван и играет на гитаре, разучивает песню: «женщины они ины», у него не получается, он пробует снова и снова, напевает. К а т я ходит по комнате читая газету.

К А Т Я (волнуясь). Возмутительно! Прямо возмутительно! Точно женщина не такой же человек. (ходит по первой линии сцены туда-сюда, говорит в зрительный зал)

В А Н Я Значит, не такой. (не смотрит на нее, продолжает играть и напевать)

К А Т Я Однако во многих странах существует женское равноправие, и никто не говорит, что дело от этого пошло хуже. Почему же у нас этого нельзя? (обращаясь к Ване садится на диван рядом с ним, отворачивается)

В А Н Я Значит, нельзя. (смотрит на нее, говорит раздраженно, она ему мешает)

К А Т Я  Да почему же нельзя? (повышает голос поворачиваясь к нему)

В А Н Я  Да вот так, нельзя, и баста.

К А Т Я Баста потому, что ты дурак. (пытается выхватить у него гитару, кричит)

М А Т Ь (из-за ширмы, громко). Опять ссориться? Перестаньте. Как не стыдно...

К А Т Я Он меня нарочно дразнит. Знает, что мне тяжело... что я всю жизнь посвятила... (Плачет, отвернувшись от него в другую сторону.)

В А Н Я Ха, ха! (Поет громко, издеваясь.) Жизнь посвятила и жертвою пала. И жертвою пала.

Слышится звонок.

М А Т Ь Перестаньте, вы там. Кто-то звонит. (идет открывать дверь)

Входит о т е ц. Подходит к вешалке, мать помогает ему снять пальто и шляпу.

О Т Е Ц  Ну-с; вот и я. Что у вас тут такое? Чего она ревет?

В А Н Я  Она жизнь посвятила и жертвою пала. (продолжает играть и напевает)

М А Т Ь Ах, замолчите, ради Бога. Отец усталый пришел...(нежно обнимает его)

Мать и Отец стоят в центре сцены вполоборота к зрителям.

О Т Е Ц (хмурится, грозно говорит). Действительно, черт возьми. Отец целый день служит, как бешеная собака, придет домой, и тут покоя нет. И сама, матушка, виновата. Сама распустила. Катерина целые дни по митингам рыскает, этот болван только ногами дрыгает. (подходит к Ване и дает подзатыльник, так, что шапка падает на пол, Мать поднимает шапку и вешает на вешалку) Отец кричит): Сними шапку! Ты не в конюшне! Отец целый день, как лошадь, над бумагами корпит, а они вместо того, чтобы...

М А Т Ь  Пойди, Шурочка, попей чайку. (ласково, заискивающе)

О Т Е Ц  Иду, Шурочка. Я только один стаканчик. Опять бежать нужно.

М А Т Ь (подводит его к столу, передавая ему чашку, которую он выпивает стоя). Бежать?

О Т Е Ц (раздраженно). Ну да, очень просто. Что это, первый раз, что ли? Верчусь, как белка в колесе. Для вас же. У нас сегодня вечернее заседание. Ах да - совсем и забыл. Я ведь для того и зашел. Позвольте вас поздравить, душа моя. Дядя Петя произведен в генералы. Нужно будет устроить для него завтра обед. Ты распорядись. Вино я сам куплю.

М А Т Ь Ты сегодня поздно вернешься?

О Т Е Ц Вот женская логика. Ну разумеется, поздно. (Берет портфель не за тот конец. Направляется к выходу. Из портфеля выпадает длинный женский шарфик.)

В А Н Я Папочка... ты выронил (подбегает и поднимает шарф держа за один конец, протягивает отцу)

О Т Е Ц (быстро хватает за другой конец, происходит «перетягивание каната» между Ваней и Отцом несколько секунд, Отец вырывает шарфик из рук Вани и быстро прячет его в карман или портфель). Ну да... ну да, разумеется. Это…деловая лента... Ну, до свиданья, Шурочка. (Треплет ее по щеке.) Спи, мамочка, спокойно. (Уходит.)

М А Т Ь (все это видела и поняла, но перед детьми не удобно, поэтому она , вздыхая, оправдывает Отца). Бедный труженик!

В А Н Я Ага, Деловая лента. (так я поверил, опять садится на диван и играет на гитаре)

М А Т Ь Что? (строго, не лезь не в свое дело!)

К А Т Я Вот тоска! Я прямо с ума сойду. (раздраженно, как можно терпеть измены!)

М А Т Ь Это от безделья, душа моя. Поработала бы, пошила бы, почитала бы, помогла бы матери по хозяйству, вот и тоски бы не было. (Уходит к столу за ширму.)

Катя стоит между ширмой и диваном.

К А Т Я (Маме) Не желаю. Я не кухарка. Я, может быть, тоже желаю служить в департаменте. Да-с. И на вечерние заседания ходить желаю. (Ваня громко хохочет) (Ване) Как я вас всех ненавижу. Теперь я равноправия не хочу. Этого с меня мало! (Маме) Нет! Вот пусть они посидят в нашей шкуре, а мы, женщины, повертим ими, как они нами вертят. Вот тогда посмотрим, что они запоют.

В А Н Я Ты думаешь, лучше будет?

К А Т Я (Ване) Лучше? Да, мы весь мир перевернем,

(в зал, это лозунг)  Мы, жен-щи-ны!!!

В А Н Я  Э, полно! Новой жизни жди от нового человечества, а пока люди те же, все останется по-старому.

К А Т Я (Ване) Неправда! Ты все врешь. Ты все нарочно. И во всяком случае, передай твоему Андрею Николаичу, что я за него замуж не пойду. Не намерена! (Маме) Повенчаемся, а он у меня на другой день спросит, что у нас на обед. Ни за что! Лучше пулю в лоб.

В А Н Я  Да ты совсем с ума сошла! (играет на гитаре)

К А Т Я (Ване) Кончу курсы, буду доктором, тогда сама на нем женюсь. Только чтобы он ничего не смел делать. Так только по хозяйству. (Маме) Не беспокойтесь, могу прокормить.

В А Н Я  Да не все ли равно.

К А Т Я (Ване) Нет-с, не все равно. Совсем другая жизнь будет. Не ваша, не дурацкая, потому что женщина не такое существо, как вы, а совсем наоборот.

В А Н Я То есть что наоборот?

К А Т Я (Ване) Да все наоборот. А вы все выродились. От продолжительной власти совсем одурели. Твой же Андрей Николаич умиляется над профессором Петуховым: ах, ученый! ах, милая рассеяность! чудак, не от мира сего... Просто старая калоша, и не моется никогда. Все вы друг перед другом умиляетесь. (Маме) Жен обманываете, в карты дуетесь, и все у вас очень мило выходит. Разве женщина могла бы себя так вести?

Г О Л О С М А Т Е Р И (из за ширмы) Катя! Я вздремну. Если услышите папочкин звонок, разбудите Степку - он так крепко спит. (засыпает сидя на стуле)

К А Т Я. (кричит ей за ширму) Хорошо! Я все равно всю ночь не засну.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!