Позиция «Они не благополучны»



Если человек стремится сваливать все на других, обвинять всех, кроме себя самого (экстрапунитивная реакция), то получает от этого облегчение, но, увы, ненадолго. Если проблема не нашла своего разрешения в реальной жизни, если не выдернуто ее ядовитое жало, если вновь и вновь человек возвращается к негативным мыслям и сопутствующим им эмоциям, его чувство обиды или разочарования, ненависти или унижения растет, перерастая конкретных обидчиков, увеличиваясь порой до обобщений, вплоть до глобальных масштабов (вспомним извечное «ВСЕ мужчины подлецы...» или более современное — «ВСЕ коммерсанты жулики и спекулянты... ВСЕ эти фирмы ихние - мыльные пузыри, кругом сплошные пирамиды, надувательство...»). Кстати, многие политические лозунги и опираются на восприятие таких невротизированных, отчаявшихся людей. Говоря словами Гегеля, человек, вместо того чтобы мыслить конкретно, начинает мыслить абстрактно. Он переносит свою обиду, разочарование, несбывшиеся надежды на окружающих, на семью; переносит свои претензии, ожидания в отношениях с одним человеком на другого, совершенно к тому непричастного. Это явление переноса было открыто еще Фрейдом и, хотя обычно без помощи терапевта-аналитика не осознается, играет огромную роль в жизни каждого из нас, в наших отношениях с близкими, в выборе спутников жизни... и создает нам кучу проблем. Осознав это, человек может освободиться из плена негативных чувств, отказавшись и от ненависти, и от обиды, и от бесплодных ожиданий, и от необоснованных притязаний.

Уместно заметить, что обида, ненависть, жажда мести и тому подобные чувства, обычно сопровождающие человека всю жизнь - никудышные помощники и плохие советчики. Даже в боевых искусствах, чтобы одержать победу, рекомендуется относиться к противнику хладнокровно. Ненависть, как и обида, непродуктивна. В Библии сказано: «Возлюби врага как ближнего своего». На наш взгляд, это рациональная, сугубо практическая рекомендация, вытекающая из соображений экономии своей душевной энергии и рациональной организации физиологических процессов собственной нервной системы. Латинская поговорка «Ты сердишься — значит, ты не прав» имеет глубокую физиологическую основу и актуальное повседневное значение. Человек должен ясно осознавать, что таить злобу, накапливать невысказанные обиды просто вредно для его же собственного здоровья. Вредно, ибо это означает создание и поддержание в мозге на подсоз-нательном уровне образа обидчика (изменника, предателя, недоброжелателя и проч.).

Психологические механизмы этого явления мы рассмотрим позже, при обсуждении закономерностей работы подсознания. Пока же только подчеркнем, что подобный негативный образ может длительное время, буквально годами сохраняться не только на психологическом, но и на фи-зиологическом уровне, представляя собой устойчивое объединение, «ансамбль» нервных клеток («нейронная модель» образа). Раз возникнув, подобный комплекс может начать жить собственной жизнью, не подчиняясь контролю сознания, конкурируя за ресурсы с другими нейронными ансамблями (феномен доминанты) и внося разлад в собственное же душевное равновесие его носителя. Единственный выход для мозга — изолировать этот паразитический, негативный образ, окружить его защитным барьером («психологическая защита»). А на это расходуются мозговые ресурсы, которые отнимаются у других, полезных и жизненно важных процессов (в медицине это называется «синдром обкрадывания»).

Позиция «Я не благополучен»

Если же человек приходит к выводу: «Виноват я сам» (интрапунитивная реакция), то это самообвинение, начавшись с конкретной ситуации, распространяется на другие события, которые весьма услужливо подсовывает память, и негативные мысли по ассоциации нанизываются одна на другую. Приведем условный, но достаточно близкий к реальной жизни пример подобной цепочки ассоциаций: «Опять я погорел по собственной глупости ... вот и в прошлый раз было так же... опять не повезло... впрочем, мне никогда особо-то и не везло... мне всегда не везет... всю жизнь так... говорил мне отец (мать, друг, жена, учитель в школе, сержант в армии, начальник, кореш-собутыльник и проч. - выбирайте сами), что я неудачник... Я НЕУДАЧНИК...» Далее следует эмоциональная реакция, сопровождающаяся агрессией против себя либо против окружающих, в явной или скрытой форме. Возможны разнообразные вариации: «Я несчастный человек, меня девушки не любят» (помните трагикомическую фигуру Паниковского в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова? Не так уж редко современные молодые мужчины страдают подобным «комплексом Паниковского», стараясь всеми доступными способами доказать себе обратное — свою мужскую состоятельность). Или комплекс самообвинения женщины, у которой не складывается семья: «Я беспросветно одинока... я никому не нужна, на меня не обращают внимания... они все просто сбегают от меня, ни один долго не задерживается... они чувствуют во мне что-то такое... как будто на мне какое-то проклятие...» Или комплекс самообвинения женщины, узнавшей об измене мужа, но обвиняющей себя в том, что «...я его не удержала... Я ему совсем не нужна... Даже не общаемся... Приходит домой, молчит... Это из-за меня он так... Я хочу ему как-то помочь, но ничего неполучается... Я боюсь, что он заберет у меня и детей, они ближе к отцу...»

Естественно, подобное самообвинение не проходит даром. И вот уже появляются негативные эмоции — то орудие пыток, с помощью которого в данном случае человек сам себя мучает и истязает. И вот человек, вместо того чтобы вернуться к реальной жизни, активными действиями решать свои проблемы, автоматически становится на пораженческую позицию, настраивает себя на худшее, пассивно ждет плачевного исхода, окончательного провала, фатальной неудачи.

Так как же справиться с этой напастью, может ли человек сделать это самостоятельно?

В конечном счете обе вышеописанные позиции «Я не благополучен» и «Они не благополучны» представляют собой проявление недостаточной личностной зрелости, инфантильности. По мнению Д. Осгуда (1992), подобная жизненная позиция основана на идеализации действительности, приводящей в итоге к крушению нереалистичных надежд. А следствие этого — либо пассивная капитуляция перед действительностью («Я не благополучен»), либо агрессия, деструктивное наивно-бунтарское неповиновение ей с перекладыванием ответственности на окружающих («Они не благополучны»).

Когда мы говорим, что эти незрелые личностные установки связаны с нереалистичным восприятием действительности, то имеем в виду, что человек реагирует на окружающую ситуацию, исходя не из настоящего, а из прошлого (Макаров В.В., 2000), руководствуясь механически усвоенными стереотипами, копирующими поведение других людей. Как правило, это фрагменты чужого опыта, «непереваренные», некритически усвоенные человеком в детстве (родительское программирование), не переосмысленные самостоятельно в период взросления. Связанные с ними нерациональные, не поддающиеся логической коррекции убеждения представляют собой источник конфликта между сознанием человека и его подсознательными установками. (На этом внутреннем конфликте мы подробно остановимся в дальнейшем.) Они лежат в основе неадаптивного поведения и представляют собой негативно-пораженческие неосознаваемые жизненные планы — «сценарии» и психологические «игры», в которых мнимый выигрыш (удовлетворение инфантильных потребностей) достигается ценой неоправданных жертв и несоизмеримых потерь — как материальных, так и психологических, и духовных.

Противоположностью этому служит зрелая — активная или продуктивная жизненная позиция, к которой человек приходит в результате осмысления своего отношения к жизни, сознательной «работы над собой». Она основана на оптимистичном, убежденно-реалистичном подходе к действительности. Отсюда и осознавание ее возможных ограничений, а наряду с этим — своих собственных недостатков. Здесь нет места односторонним оценкам «не благополучен», напоминающим приговор, который не подлежит отмене. Еще одна основа активной позиции — чувство персональной ответственности. Реалистичный взгляд на мир признает наличие в нем проявлений несовершенства и нерешенных проблем, которые являются не чем иным, как материалом для работы по их исправлению. Тем самым данная позиция включает в себя основополагающую готовность человека к практическим действиям по преодолению внешних, жизненных барьеров и коррекции своих внутренних проблем. Это проявляется, по Д. Осгуду, в формулировке конкретных, практически достижимых жизненных целей и активной деятельности по их достижению.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!