Каи были открыты руны (легенда)



Колесов Е., Торстен А. – Руны. Футарк Классический и Арманический

 

 

РУНЫ

ФУТАРК

Классический и Арманический

Евгений Колесов (Met Monster) Александр Торстен

Издательство “Золотое сечение”

Пенза 2007 г.

ББК 86.391 К 60

УДК 1.14

Е. Колесов, А. Торстен

Руны. Футарк классическим и арманпческпй

П.. Издательство “Золотое сечение” 2007 -264 с.

 

Авторы предлагаемой книги практики, рунологи- консультанты, посвятившие этой работе полтора десятка лет. За это время им удалось понять, как резонируют руны с конкретным человеком, какую информацию можно извлечь из рун при гадании, а какую нельзя и, что самое главное, как пользоваться ими для корректировки возникающих ситуаций, то есть как и зачем следует изготовлять талисманы, составлять заклинания и проводить рунические ритуалы. В современной литературе о рунах, как русской, так и зарубежной, основное внимание уделяется классическому фу- тарку (24 знаковых руны плюс одна пустая), тогда как остальные его разновидности (16, 18, 33 и более рун) лишь едва упоминаются. Авторам книги довелось поработать со всеми руническими системами, так что практикующему ру- нологу пригодится и этот накопленный опыт.

 

ISBN 978-5-91078-025-9

© Е. Колесов, А. Торстен 2007

© Издательство “Золотое сечение” 2007

 

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ВВЕДЕНИЕ

Предостережение б История руи 10

А что же друиды? 15

Гвидо фон Аист и его теории 23

ФУТАРК КЛАССИЧЕСКИЙ И АРМАНИЧЕСКИЙ

Как были открыты руны (легенда) 29

Рунический алфавит 30

Классический ФУТАРК (24 знака) 31

Иггдрасиль и Эц а-Каим (Древо Жизни) 34

Руны и нумерология 36

Структура Арманических рун 38

РАБОТА С РУНАМИ

Ваши руны 40

Атрибуты 42

Ритуалы 44

Знаки Портала 47

Каллиграфия 49

Анализ рунических имен 50

РУНИЧЕСКИЕ ТАЛИСМАНЫ

Как и зачем делаются талисманы 53

Подготовка и освящение 55

Рунескрипт 57

Смысл рунических надписей 60

Палиндромы 63

Слова-заклинания 64

Бпндруны 65

Примеры связанных рун 67

Тевтонские связанные руны 69

Ведьмины знаки 69

Гальдры 73

Чистые символы 75

Кодовые и календарные знаки 78

Дополнительные знаки 80

РУНИЧЕСКАЯ ЙОГА

Мантры 83

Мудры 85

Асаны 86

ДИВИНАЦИЯ

Три вида рунической дивинации 87

Расклады 89

ЗНАЧЕНИЯ РУН

Старший Футарк 102

Младший футарк (английский) 148

Викинг-Футарк (исландский) 154

Арманические руны 157

Значение дополнительных рун

Колоды Генриха Хейндля 198

Архетипы Артурова цикла 208

ПРИЛОЖЕНИЯ

Происхождение мира и богов 224

Ритуал защиты помещения 232

Примеры 239

Значение чисел 250

Таблицы алфавитных знаков 253


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Интерес к рунам возобновился, а точнее, впервые возник у нас на волне возрождения эзотерики после краха диалектического материализма, то есть в 90-е годы. В отличие от Таро или, скажем, хиромантии, руны в России раньше вообще не были известны немцев и все "немецкое" у нас не любили после многочисленных войн с ними. Да и на Западе интерес к ним вплоть до 50-х годов был невелик, и отчасти по той же причине.

В современной России первой публикацией о рунах стала статья в журнале "Наука и Религия", N 1/1990, представлявшая собой сокращенный перевод книги американского рунолога Ралфа Блума. Далее (там же, 1992, NN 10-11) последовали статьи Хета Монстера. С тех пор появились и продолжают появляться как переводные, так и уже самостоятельные работы о рунах на русском языке, перечислять которые здесь нет смысла, потому что они упоминаются в тексте самой книги.

Если книг о рунах уже так много, зачем понадобилась еще одна? Большинство книг на русском языке, вышедших о рунах до настоящего времени, лишь излагают теорию и дают более или менее подробное толкование рун "в целом", не обращаясь ни к возможным вариациям в каждом отдельном случае, ни к работе с рунами как с важнейшим магическим инструментом - не считая книг американского норвежца Эдреда Торссона, которые без знания скандинавской культуры или по крайней мере большого опыта работы с рунами мало понятны. Авторы же предлагаемой книги - практики, рунологи-консультанты, посвятившие этой работе полтора десятка лет. За это время нам удалось понять, как резонируют руны с конкретным человеком, какую информацию можно извлечь из рун при гадании, а какую нельзя и, что самое главное, как пользоваться ими для корректировки возникающих ситуаций, то есть как и зачем следует изготовлять талисманы, составлять заклинания и проводить рунические ритуалы. Кроме того, за эти годы мы смогли проследить и долговременные результаты нашей работы (катамнез), выяснив, что происходило с нашими клиентами через год, два или десять после применения рунической магии.

При этом в современной литературе о рунах, как русской, так и зарубежной, основное внимание уделяется классическому футар- ку (24 знаковых руны плюс одна пустая), тогда как остальные его разновидности (16, 18, 33 и более рун) лишь едва упоминаются. Нам же довелось поработать со всеми руническими системами, так что практикующему рунологу пригодится и этот накопленный нами опыт.

В двух предыдущих абзацах мы уже перечислили две из трех целей, ради которых писалась эта книга: мы хотели рассказать об опыте работы с классическим футарком и возможностях футарков неклассических. Третья цель - предостеречь начинающего руноло- га от опасностей, которых при серьезной работе с рунами возникает гораздо больше, чем при работе с картами или любыми иными гадательными системами.

На обложке книги обозначено двое авторов: Александр Торстен, рунолог по призванию, более 10 лет специализирующийся именно на рунах, и Евгений Колесов (Het Monster), "эзотерик широкого профиля", для которого руны лишь один из многих элементов Системы оккультных знаний, применение (или неприменение) которого зависит от поставленной задачи.

Однако у нас есть и третий соавтор, или, точнее, вдохновитель - Олег Муриан, имя которого не вынесено на обложку, потому что он не считает себя вправе писать о том, что узнал, и действительно не написал для этой книги ни строчки. Хотя именно он первым из нас начал изучать руны, потому что знает скандинавские языки, жил там и учился у традиционных рунекеннеров, получив доступ к уникальным источникам знаний. И еще потому, что он первым прошел через все "круги ада", связанные с опасностью работы с рунами, и успел предостеречь нас. Так что, публикуя теперь эту книгу, мы не можем не выразить самую глубокую благодарность нашему другу и коллеге.

В нашей книге, таким образом, нашли свое отражение не только история и теория рун, но также техника безопасности при работе с ними и примеры их применения на практике. Мы собрали в ней весь наш опыт, все свои выводы и соображения, но ясно, что еще очень многое осталось за пределами нашего внимания. Поэтому авторы будут благодарны всем читателям и особенно практикующим рунологам, если они дополнят эту книгу своими предложениями и замечаниями или просто продолжат нашу работу.

Е.К., А.Т.

сентябрь 2000 г.

ВВЕДЕНИЕ Предостережение

Лишь знание рун дает настоящее владение мастерством волшебника.

Урсула Jle Гуин, "Волшебник земноморья ".

Руны, в отличие от Таро, система не столько мантическая, сколько магическая. То есть гадать на них, конечно, тоже можно, однако главное их достоинство - это почти идеальная приспособленность для выполнения самых разнообразных магических операций, начиная от подбора эзотерического имени и кончая изготовлением талисманов, охранных и “благопожелательных” надписей, защиты помещения, автомобиля, дачного участка, медитации, оздоровления и изменения хода событий.

Гадать на рунах труднее, чем на картах Таро, потому что вместо рисунка, сюжета, сразу порождающего цепочку ассоциаций, мы имеем дело с чистым символом, смысл которого далеко не так очевиден и скрыт гораздо глубже, на уровне мифологического, то есть очень древнего сознания, в эгрегорах родовой и кармической памя-

Поэтому курс, а точнее, даже два семинарских курса по руно- логии, материалы к которым собраны в этой книге, требуют прежде всего практики, упражнений, работы руками, а не просто теоретического ознакомления. Ведь магические действия основываются на ощущении, а ощущение чаще всего невозможно передать словами.

Тому, кто желает овладеть этим древним искусством, нужно шаг за шагом проделать описываемые здесь операции, опроОон; их дважды и трижды, чтобы понять принципы, лежащие и их основе. Зная принцип, вы всегда сможете сами потом сконструирои; нужный знак, составить магическую надпись, изготовить лік м; и истолковать выпавшие руны, не повторяя чужие толкошпшм I см более, что один из главных принципов эзотерики гласит: наибольший эффект дает то, что ты сделал сам.

Отсюда рекомендация: заведите себе тетрадь, куда вы будете записывать однажды найденные знаки, варианты начертания имен и надписей. Они могут пригодиться впоследствии, когда вам нужно будет помочь другому человеку, столкнувшемуся с аналогичной проблемой.

Туда же можно заносить и наиболее полезные заклинания, найденные в книгах или у других практикующих рунологов. При этом как знаки, так и заклинания не обязательно копировать “один в один”- они и сами будут у вас модифицироваться, образуя новые формы, принадлежащие уже только вам.

Руны как система, даже такая относительно новая, как Арманический футарк, имеют гораздо более древнюю основу, чем все современные карты Таро, и работают с энергиями, которые могут стать опасными и для современного человека. Поэтому рунолог должен, во-первых, соблюдать общие правила техники магической безопасности[1], а во-вторых - обращаться к каждой отдельной руне с уважением и осторожностью. Некоторые предостережения по этому поводу даются в описаниях конкретных рун, однако всего не предусмотришь, поэтому главное и здесь - помнить принцип: если в чем-то не уверен, то лучше не рисковать, а выбрать, может быть, менее действенный, но зато более безопасный вариант.

Развитие человеческого сознания исторически идет от простого к сложному, и к магии это тоже относится. Поэтому не следуйте слепо указаниям древних книг, что и как делать: если тысячи лет назад людям надо было выполнять все операции на материальном уровне, то теперь нам достаточно проделать их "на невидимом плане", в астрале и ментале.

Приведу пример. Один современный рунолог, учившийся по старинным источникам, выполнял все указания буквально. Сказано, что надо руны рисовать кровью - он руку ножом резал и рисовал. Сказано танцевать нагишом при полной луне - он танцевал. Сказано предпринять путешествие в Валгаллу - ну, он и отправился туда на собрание богов незваным гостем.

 

Но мы-то, на рубеже эры Водолея, стали тоньше, чувствительнее, а те эгрегоры остались такими же, как были! Они очень мощные, это правда, но еще и грубые, и опасные тоже. И этот человек заболел, еле вылечился, и на фирму его был крупный “наезд” и жена чуть не ушла. Слава Богу, он вовремя одумался.

Еще пример: начинающая ведьма, решив поправить свою финансовую ситуацию, разрисовала рунами бумажку в один доллар (тоже собственной кровью), а потом пришла к нам узнать, почему этот талисман не работает.

Потому и не работает, что люди стали другими.

Тем более, что многие рунические ритуалы теперь христиани- зованы, и на первых порах лучше пользоваться такими, а не чисто языческими, то есть проводить инвокацию, например, “во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”, а не во имя древних богов. Так будет безопаснее.

И не следует путешествовать никуда в видимом облике, чтобы избежать возможной негативной или просто резкой реакции со стороны древних информационных полей, они же эгрегоры или боги. Хотите посетить Валгаллу - не забудьте стать невидимкой.

Так что серьезная работа с рунами требует соблюдения правил. Вводный ритуал, инвокация, конфигурация пространства, разложить атрибуты, медитация, после этого приступаем к выполнению нужной операции. Выполнили - благодарность, закрыли пространство, атрибуты убрали.

Можно и без этого, но тогда и эффект будет не тот. А когда результат важен, то ради него стоит потрудиться.

Как уже говорилось, книга включает два курса - Классический и Арманический футарк. Первый дает знакомство с основной системой рун, состоящей из 24 знаковых и одной пустой, а также краткие указания по использованию Исландского и Англосаксонского футарков. Все они используются главным образом для магических операций, но хорошо работают и как гадательные системы.

Второй, Арманический футарк, имеет, помимо этих двух функций, еще и третью - оздоровительную или гармонизирующую. Он включает мантры - тексты или распевы для медитации, которые можно использовать и как заклинания, мудры фигуры из пальцев рук, и асаны - позы человеческого тела, восирои шодящие форму алфавитных знаков.

В принципе третьей функцией обладают и древние футарки, и опытный рунолог сумеет выстроить на них свою систему медитаций, но Арманика, созданная в начале XX века, специально задумывалась с этой целью, поэтому мантры-мудры-асаны в ней просто лучше разработаны. Недаром она легла в основу многих учебников и даже колод Таро (например, Таро Хейндля).

Некоторые, особенно западные рунологи предпочитают использовать "за один раз" какой-либо один футарк, оставаясь в сфере действия определенного эгрегора. При гадании это и в самом деле единственно возможный вариант, хотя бы потому, что смешивать два или три набора рун в одном раскладе технически неудобно. Однако в магической работе, при составлении надписей и талисманов, это скорее неудобно, так как в вашем любимом наборе может и не найтись средства для решения данной конкретной проблемы. Поэтому мы - и в практике, и в этой книге - часто используем сочетания рун разных футарков, обращаясь тем самым к энергии не одного, а нескольких эгрегоров. Об этом мы потом еще поговорим подробнее.

В любом случае, самое важное в работе рунолога - практика. У разных авторов приводятся разные заклинания, мантры, мудры и асаны, но и тут главное - понять принцип, а не копировать рисунки из книг. Выработайте свою систему, научитесь лавировать между требованиями магической безопасности и свободным экспериментированием, и у вас в руках будет прекрасный инструмент для корректировки своей жизни и для помощи другим людям.

История рун

Само слово runa означает ходя к древнейшему индогерманскому корню со значением "пряті скрыв; Гл о следы сохранились и в современных языках, сравни, например, немецкое raunen - "нашептывать", латышское runat - "говорить" или финское runo "стихотворение, заклинание" Кстати, русское "хранить" связано, по всей вероятности, с тем же корнем.

Руны магические и алфавитные знаки, использовавшиеся народами Европы от черноморского побережья до далекой Гренландии. Руны высекали на камнях или вырезали на дереве, ими украшали оружие, посуду, различные предметы, писали заклинания над входом в дом и на носах кораблей. Первые из сохранившихся рунических надписей относят к III в. н.э. однако многие знаки имеют гораздо более древнее происхождение.

С течением веков начертание и значение рун менялись. Долгое время они служили только для магических целей и для гадания: древние кельты, скандинавы и готы не знали письменности. Значение букв алфавита руны приобрели относительно поздно, после вторжения кельтов в Италию (IV в. до н.э.). Одни знаки были переосмыслены, другие добавлены в подражание знакам латинского или, возможно, даже этрусского письма. Третьи так и не вошли в алфавит и для письма не использовались: их значение осталось чисто магическим и держалось в секрете от непосвященных.

От кельтов рунная грамота перешла к германским, а потом и к скандинавским племенам. Знатоки рун были магами и врачевателями; они носили особую одежду, учили молодежь и пользовались всеобщим уважением. Впрочем, в той или иной мере рунной грамотой владели все представители племени.

Каждая руна имела собственное имя и связывалась с тем или иным божеством, предметом или явлением. Выкладывая руну из деревянных палочек или нанося ее изображение на березовую кору или камень, на древко копья или на поверхность глиняного сосуда, врачеватель, воин или охотник обращался непосредственно к той сущности, которую руна обозначала, чтобы воздействовать на нее определенным образом. Врачеватель изгонял болезнь, воин просил победы в бою, охотник привлекал добычу. Для усиления воздействия имя руны произносили или распевали в особой песни. Желая вызвать бурю, наслать болезнь или гибель па вр"злую песнь" или совершали зейд - магический обряд, включавший пение и танец.

С приходом христианства рунические алфавиты был признаны "языческими” и быстро вытеснены из употребления. Попытка (вест-) готского епископа ВульфильГ использовать руны для передачи текстов Священного Писания (IV в. н.э.) не помогла: его труд был забыт даже раньше, чем погибло вестготское королевство. Латинский алфавит был удобнее.

В среднем от принятия христианства до полного забвения рунных знаний проходило от трех до пяти столетий. Принципы "языческой" магии и древние легенды объявлялись вредным колдовством, дьявольским наущением и истреблялись всеми доступными средствами. Дольше всего знание рун, как алфавитных, так и магических, сохранялось в Исландии: христианство проникло туда лишь в X в. Однако и там к концу XV в. не осталось ни одного "рунекеннера" (мага). Легенда гласит, что они стали эльфами, духами, кобольдами, изредка посещающими людей, чтобы помочь (или, наоборот, помешать) им выбраться из сложных жизненных ситуаций. Но эльфы не делятся своими тайнами со смертными: с последним живым "рунекеннером" ушло и знание.

Лишь в конце XIX - начале XX века, вместе с возрождением эзотеризма, возрождается и интерес к наследию древних (“Рыба- Оаннес в эпоху Рыб всплывает дважды - в ее начале и в конце”). Учение Е.П. Блаватской и созданные ею во всем мире Теософские общества “разбудили” оккультное сознание многих образованных людей, заставив их заняться историческими исследованиями. Так, уже в 1879 г. англичанин Ян Тэйлор выпустил книгу о надписях на камнях, в которой сравнивал рунические надписи с магическими письменами древних греков[2] Однако если в англосаксонском мире, под влиянием местных мистических лож в целом и могучей личности Алистера Кроули в частности (вспомните его видение 1904 г. в Каире) эти исследования чаще были посвящены Каббале и Палестине, Древнему Египту, Атлантиде и вообще южным пра- материкам, то в странах немецкого языка (Германия, Швейцария, Австрия) и европейского севера они были направлены на поиск местных корней, на изучение мистицизма лангобардов и готов, данов и свевов, на мечты об Арктогее и Ультима Туле. Немцы, мучимые “комплексом неполноценности” после поражений в нескольких войнах, нашли в этом опору своего национального духа. И хотя, как известно, это выродилось потом в расовую теорию, ставшую одной из составных частей нацизма, все же в работах этих исследователей было много и ценного, давшего толчок исследованиям следующих поколений.

Первым исследователем такого рода считается австрийский немец Гвидо фон Лист (1848-1919). В 1903 г. ему тоже было видение - рунический алфавит из 18 букв[3], ставший основой той системы, которую мы называем “классической”, хотя теперь она состоит из 24 и даже 25 рун, если считать и пустую.

Рунические гадание и магия быстро завоевали популярность. Один только фон Лист за период с 1903 по 1914 год опубликовал около двух десятков книг и статей о рунических письменах[4] За ними последовали работы Карла Хейзе, Фридриха-Бернхарда Мар- бю, Фроди Ингольфсона-Бергмана, Вольфганга Краузе и многих других - о священных рунах, о рунической медитации, рунической гимнастике, рунической йоге...[5]

 

А потом были нацизм и вторая мировая война. Уже первая мировая сделала руны в глазах всех не-немцев символами германской агрессии, расизма и антисемитизма. До 1945 года рунами практически нигде больше не занимались: работ на английском и французском языках этого периода почти нет. Зато после разгрома и раздела Германии союзниками сами немцы, наоборот, стали открещиваться от рун, превратившихся для них из символа светлого арийского будущего в символ темного нацистского прошлого. Зато в Голландии и Швеции, в Англии и Америке начался по их поводу настоящий бум.

Первые книги появились уже в конце сороковых годов; в 1959 году в Америке издал свою книгу Ралф Эллиотт, добросовестный исследователь, давший первое описание рун в терминах современной оккультной науки. В 80-е годы число таких книг исчислялось уже десятками. Перечислить все имена здесь нет возможности; назовем лишь авторов важнейших трудов, использованных в нашей работе.

Далее, конечно, следует назвать американского рунолога Ралфа Блума, которого современные специалисты считают скорее популяризатором, однако именно он первым ясно и четко, хотя и несколько упрощенно, описал классический футарк и дал простые правила его толкования. Его книга The Book of Runes вышла в 1982 году, а теперь имеется и русский перевод (2000 г.).

Есть еще английский шаман Кеннет Медоуз, автор книги Магия Рун, вышедшей на русском языке еще в 1997 году; он рассматривает руны как средство духовной работы, предлагает методы медитации и магических операций, составления т.н. связанных рун (Binderunen) и талисманов. Перевод местами неточен, имеет пробелы, однако книга в целом неплохая.

И, наконец, английский же рунолог-оккультист Тони Виллис, рассматривающий руны с точки зрения их связи с мифологическими архетипами и символами других систем (нумерология, Каббала и т.д.), а также дающий интерпретацию “неклассических” рун, доводя их список до тридцати трех (Англосаксонский Футарк). Его труды у нас еще не переведены.

Работами немцев начала века во главе с Гвидо фон Листом мы пользуемся лишь отчасти - по причине их теоретической устарелости и излишней идеологической нагрузки, а оригинальных современных работ на немецком языке почти нет. Работы скандинавов.

 

к сожалению, трудно доступны; впрочем, в Москве живут и работают рунологи-скандинависты, об одном из которых рассказывается в предисловии: благодаря им нам удалось познакомиться с работами С. Янсона, Э. Торссона, Б. Кинга и других[6] Очень неплохой сборник материалов по рунологии выпустила Анна Кай а: Руны. М. Локид, 1998. Практический опыт и хорошее знание древних эгрегоров показал Антон Платов, издавший уже несколько книг по рунологии[7]

Мысль о расширении списка рун приходила в последние годы многим. В качестве примера приведем “систему РУНТАР” В. Амфитеатрова, очерки о которой были опубликованы в газете “Астролог”0

Московский маг Владимир Амфитеатров, занимающийся гаданием на картах Таро и рунах, в ходе работы убедился, что значение рун в книгах разных авторов различается, как теперь говорят, с точностью до наоборот. Чтобы избавиться от этой путаницы, он решил “разнести” отдельные оттенки значений каждой руны по нескольким ее производным.

Эти производные он получал, связывая вместе несколько рун или, наоборот, деля одну руну на составные части; в некоторых случаях он придумывал и совершенно новые руны. Всего их у него, включая “старые”, классические, получилось 108.

В этом в принципе нет ничего плохого, тем более, что сама система рун не только допускает образование “связок” но и включает, как известно, гораздо больше знаков, чем мы используем при письме или гадании. В ходе работы мы рассмотрим и некоторые из этих добавочных знаков, однако основное внимание посвятим, конечно, основному набору рун - классическому Германскому или Старшему Футарку. В отличие от карт Таро и многих других гадательных символов руна не картинка, не сюжет, а знак, чистый символ, как и гексаграмма Ицзин, путь от которой до скрытой за нею сущности труден. Руна - не окно в иной мир, а лишь ключ к ставням, его прикрывающим...

А что же друпды?

Друиды, они же жрецы у племен кельтов, прямого отношения к исследуемой тематике не имеют, потому что древние руны как магические, а потом и как алфавитные знаки - стали важнейшим элементом эзотерического обихода только у германоскандинавских племен, с мифологией, языками и обрядами которых они тесно связаны. Можно даже сказать, что они связаны с их менталитетом - недаром в новое время (конец эры Рыб) интерес к рунам возродился именно в странах, языки и традиции которых имеют германо-скандинавскую основу (Австрия, Англия, Германия, Дания, Норвегия, Швеция). И именно в этих странах современная рунология получила наиболее полное развитие.

Современные “достройки” рунических конструкций, точнее, попытки возвести историю эзотеризма своего народа к самоизо- бретенному (или некоему общему) руническому алфавиту имеют под собой не историческое, а лишь логическое основание: первые графические знаки всех народов, в сущности, были рунами, если трактовать руны в понимании древних как “знаки на камнях” Таковы “русские руны” индейские, китайские “руны”, да даже финикийский алфавит по начертанию, значению и мистическому символизму представляет собой не что иное как руны, хотя и возник раньше.

Ясно, что все эти знаки, и древние, и новые, опираются на совершенно иную предысторию и обращаются к иным эгрегорам, поэтому нам в нашей магической работе не стоит смешивать одно с другим: руны так руны, эгрегор есть эгрегор.

Однако тем не менее кельтская эзотерика стоит ближе к германо-скандинавской, чем какая бы то ни было иная, потому что эти племена тысячу лет, а то и больше, жили бок о бок, обычаи у них были хотя и разные, но сходные, и обмен информацией, естественно, тоже происходил.

Вот только менталитет у них был разный.

История же была такая: кельты (они же галлы, галаты, валлийцы, по наименованию самого крупного племени, хотя там были и бельги, и еще некоторые другие) пришли откуда-то из Азии, может быть, и вообще из Шумера - куда, кстати, делись шумерийцы? очень интересный вопрос, - и поселились сначала в Малой

 

Азии (теперешняя Турция)[8] Это было в эпоху Древнего переселения народов, около 2000 г. до н. когда в Грецию явились будущие греки (ахейцы), изгнав оттуда будущих палестинцев (филистимлян), когда праотец Авраам вывел из Шумера (!) свое многочисленное семейство и, после целого ряда перипетий, осел с ними в Палестине, положив начало евреям. Кельты, охотники и рыболовы, так и брели несколько столетий подряд все дальше на Запад, оседая в будущей Франции, Швейцарии, Австрии, Северной Италии[9] воюя с будущими германцами (находившимися еще на пещерной стадии развития), а около 700 года до н.э. наконец переправились через Ламанш и расположились в Британии, перебив более или менее всех из раньше них поселившихся там басков (пиктов).

Потом пришли римляне и “навели порядок”; галлы во Франции быстро “офранцузились” перейдя на легкий (по сравнению с их родным) латинский язык, этруски в Италии “объиталились” то есть попросту вымерли, в Швейцарии кельтов загнали в горы; до Британии легионы Цезаря добрались лишь в 55 г. до н.. Но там они опоздали, потому что на Британских островах кельтская культура успела укорениться прочно, и это римское нашествие уже ничего не изменило. Так римляне и ушли, и к 420 г. н.э. (как раз к началу истории короля Артура!) в Британии от них не осталось практически ничего, кроме каменных построек и военных команд в языках местных народов.

Мерлин на старости лет жаловался, что подзабыл латынь, потому что не с кем разговаривать, тогда как в его юности римских солдат кругом было больше, чем горожан- кельтов.

История - замечательная штука, поэтому продолжим. Уже при Артуре (V в.) в Британию стали поднабегать саксы (германцы) - начиналось Новое переселение народов, сыгравшее в конечном итоге решающую роль в становлении современных наций и языков. Тогда какие-то скотоводы сожгли Рим (венгр Аттила, 415), какие-то бродячие славяне изгнали первобытных, живших по бере-

 

гам Дона, Днепра и Волги (или договорились с ними) и, назвав себя вятичами да кривичами, сделались нашими предками. Саксам понадобилось два века, чтобы оттеснить кельтов (будущих шотландцев, уэльсцев и ирландцев) на самые окраины Британских островов или даже на территорию Франции (Бретань), где они благополучно и дожили до наших дней.

Христианизация тут мало что изменила уже Мерлин умел договариваться с католическими епископами, во много раз менее образованными, чем он сам; конец двоеверию положил лишь Вильгельм Завоеватель, норманн (викинг по происхождению, однако француз и ярый католик по воспитанию, 1066), так что теперь уже саксам приходилось довольствоваться должностями свинопасов и горничных, если их не отправляли на выселки в наименее обжитые места туманного Альбиона.

И все же от саксов осталась основа языка, а тем самым и мышления, которое мы наблюдаем и сегодня. Основа германоскандинавская, поэтому руны хорошо на нее ложатся, а огамика (кельтская культура) нет. Огамика сохранилась лишь именно в тех самых периферийных частях, до которых властителям около тысячи лет не было никакого дела, и там же она и возродилась, когда умирающая эра Рыб потребовала воздуха - эры Водолея.

Однако это, повторяю, два разных менталитета. Руническая культура, пантеон Одина и Валгалла - это мировой порядок, хотя и заканчивающийся “гибелью богов” однако предполагающий возрождение; отсюда представление о необходимости героизма в текущей, теперешней жизни, чтобы помочь богам в их работе и заслужить себе место на небесах. Огамика же есть необузданный хаос, и алфавит - лишь попытка найти в нем опору; боги кельтов сменяют друг друга в летописях с почти что кинематографической быстротой (что такое для богов два столетия?), их генеалогия туманна, их взаимосвязи необъяснимы, их роль двояка (если не сказать “многояка”) — где начало, где конец? В этом может разобраться только ирландец (или потомок любого другого современного кельтского племени).

Или Дж. Р. Толкин, у которого почти вся терминология кельтская.

Поэтому на сегодняшний день мы имеем: Лестницу Финна, она же Aradach Fionn (ирл.), она же Yr Graddfeydd (валлийск.)[10] то есть список букв магического алфавита, называемого Огамиче- ским. Название происходит от имени все того же бога Одина (кельтск. Огам), однако количество букв в основном варианте алфавита равно 18; с дополнительными буквами, обозначающими дифтонги и иные буквосочетания, их число меняется от 21 до 29.

В разных исторических документах порядок и имена букв заметно варьируются; общим признанием пользуется схема, включающая 4 основных группы по 5 букв в каждой (Лестница Финна)'.

Эти алфавиты, в которых буквы-черточки позже были заменены значками, похожими на обычные буквы (и особенно - на буквы Енохического алфавита), получали название по первым буквам; так, вышеприведенный вариант назывался Бойбель-Лот по первым двум буквам (В и L), другой, также весьма распространенный, назывался Бейт-Луис-Нунн (В, L, N).

Само собой разумеется, что эти алфавиты получали привязку к мифологическим сущностям (божествам и героям), к деревьям и растениям, а в последнее время, когда интерес к старинным алфавитам возродился, и к Арканам Таро. Однако менталитет у кельтов все-таки иной, чем у германо-скандинавов, поэтому и эти привязки в имеющихся работах разнятся, как небо и земля.

Ниже мы приводим эти привязки в изложении Дугласа Мон-

И, что опять-таки само собой разумеется, приводимый здесь список деревьев и растений не совпадает ни с руническим (по К. Медоузу), ни с так называемым “календарем друидов” бывшим у нас одно время весьма популярным. Приведем для порядка и его, совместив на небесном круге с руническим календарем:

 

1.яблоня 9. липа 17. граб
2. пихта 10. орешник 18. имбирь
3. вяз 11.рябина  
4. кипарис 12. клен 19. дуб
5. тополь 13. орех 20. береза
6. картас 14. жасмин 21. маслина
7. сосна 15. каштан 22. бук
8. ива 16. ясень  

Если 24 руны идеально укладываются в 360-градусный круг, то о “гороскопе друидов” этого сказать нельзя. Впрочем, источники, по которым мы его приводим[11] не заслуживают особого доверия потому, что это явно “перевод с перевода” т.к. 18. Ingwer никак не может быть “инжиром” это имбирь, и еще потому, что, кроме инжира, в тех северных краях, где жили друиды документируемого времени, маслины и каштаны тоже не росли.

Однако такой календарь несомненно был, и его восстановление просто еще ждет своих исследователей.

Календарь же, приведенный выше (по крайней мере, его классический вариант, 24 руны по 12 знакам Зодиака) можно использовать в практических целях. Так, по нему можно найти свою руну рождения, которую можно использовать как "сигнификатор", то есть руну, обозначающую самого спрашивающего. В рунических раскладах сигнификатор вообще-то не требуется, но если вы будете использовать карточные расклады, там такая позиция может встретиться.

Кроме того, знать свою руну полезно, потому что она и сама по себе может служить вам охранным талисманом, гармонизато- ром, подписью-монограммой и т.д.

Так, если вы родились 24 сентября (последняя треть месяца, знак Весов), ваша руна - Маннас И- В принципе этого уже достаточно, но если вы занимаетесь астрологией, то можете найти не только руну Солнца (Весы), но и руны Луны и асцендента. Скажем, Луна 11° Водолея, а АС - 26° Льва. Тогда у вас есть еще две руны, Анзус F и Тейвас, он же Тир Т.

Из них можно составить биндруну или ведьмин знак - и носить в виде амулета:

Впрочем, о таких знаках мы поговорим позже.

"По периметру" зодиакального круга на календаре нанесены знаки:

- начиная с Овна. Это просто принятое обозначение самих 12 знаков, а не их половинок, соответствующих каждой отдельной руне (24). Вы можете использовать и их для обозначения знаков рождения - например, Весы тогда будут обозначаться руной Вуньо Г.

Гвидо фон Лист и его теории

В конце XIX - начале XX века в Вене жил человек, называвший себя Гвидо Карл Антон фон Лист (1848-1919). Его отец был купцом, и фамилия у него была просто Лист, без дворянской приставки “фон”[12] Юный Гвидо, как и многие эзотерики из низов, тяготился своим простонародным происхождением и, найдя в дворянских хрониках упоминание о благородном роде фон Листов, “предки которых пропили свои поместья еще в XVIII веке” как писал замечательный австриец Ярослав Гашек, кажется, всерьез уверовал в то, что его род восходит к фон Листам, пусть даже и через незаконнорожденных потомков.

Поэтическая натура Гвидо фон Листа влекла его к природе - и к германскому язычеству. Австрийцы вообще-то не любят, когда их называют немцами, особенно после двух мировых войн, тем более, что с этнической точки зрения они и вправду скорее славяне, чем немцы; однако в Австрии и прежде были, и теперь есть “дейчмейстеры” националисты, считающие германскую нацию самой одаренной, а германскую культуру - самой высокой.

Юный Гвидо всерьез уверовал в это и, увлекшись народным бытом и развалинами исторических памятников, лет в тридцать начал писать статьи и книги о великом прошлом германской нации. Он участвовал сам и привлекал своих друзей к участию в языческих ритуалах “встречи Солнца” и поклонения Вотану (Одину). И очень скоро приобрел известность как писатель, историк и “пангерманист”

В 1902 году, в 54 года, он начал слепнуть (катаракта); ему сделали операцию, и он прозрел, но ему пришлось 11 месяцев прожить в полной темноте. В это время ему ничего не оставалось делать, кроме как размышлять о любимой германской нации и о ее языке. В 1903 году ему было “видение” 18 рун истинного арийского алфавита.

Так возник новый футарк, восемнадцатирунный, названный автором Арманическим. Арманы - это облагороженное название древних германцев, к тому же намекающее на их арийское происхождение. Собственно, и сам Арманический футарк не просто

 

выдумка от вынужденного безделья: знаки этого алфавита совпадают с давно известными или отличаются от них ненамного. И, хотя исторических свидетельств о существовании в древности именно таких знаков нет, само их число свидетельствует об их неразрывной связи с германской мифологией, ведь 18 - это дважды девять, а девять, как мы помним, было для древних германцев священным числом.

Особенность этих рун состоит в их философском толковании и практическом использовании.

Свой футарк Гвидо фон Лист сразу же опубликовал. Тогда, в начале XX века, Германия набирала силы, мечтая получить свою долю колоний, отобрав их у более расторопных англосаксов и французов, и австрийские немцы спешили подстроиться к наступательному маршу “большого брата”, сдувая пыль с воспоминаний о великих победах “Римской империи” (Австро-Венгрии), официально просуществовавшей, как известно, почти тысячу лет, с 996 по 1918 год, когда распалось многонациональное царство кайзера Франца-Иосифа. А неофициально - по 1995 год, когда умерла Ее Величество Зита Габсбург, последняя коронованная императрица Австро-Венгрии.

Идеи Гвидо фон Листа о великом прошлом арманов-немцев и об их оккультном руническом алфавите нашли массу сторонников, и в 1904 году в Вене образовалось “Общество Листа”, поставившее своей целью изучение великогерманского прошлого и пропаганду идей Листа в свете популярного тогда оккультизма.

За период с 1903 по 1914 год Лист опубликовал около двух десятков статей и книг, посвященных этим вопросам: объяснение смысла и магической власти рун, эзотерические толкования фольклора и географических названий, германская лингвистика и симво- лология, обряды и ритуалы жрецов Вотана и т.п.

На русском языке материалов об этом пока не много. Как пишет, например, Антон Первушин[13], идеи Листа о глубоко оккультном смысле арийско-германского наследства породили так называемое “ариософское движение”, в конце 20-х годов получившее распространение в Германии (и отчасти вошедшее в идеологию национал-социализма), а также в конце 80-х годов в России (А. Дугин с его теорией “гиперборейцев”).

Но вернемся к практике. В те годы, 1903-1914, у Гвидо фон Листа появилось много учеников и последователей. Появились и самостоятельные авторы, начавшие на основе его рун разрабатывать системы медитации, гимнастики, мудр (фигур из пальцев) и мантр (распевок), заклинаний и поз (асан), танцевальных и ритуальных движений.

Имена их перечисляет, например, современный немецкий исследователь Клаус Вюртнер[14]: List, Gorsleben, Marby, Kummer, Jose, Spiesberger, Heinz, Dressier, Szabo, Florek, Glahn, Mohs и многие, многие другие...

Однако наряду с добросовестными исследователями нашлись, как водится, и дельцы, которым вся эта археология и эзотерика показались отличным средством для достижения политических целей.

Всех их упоминать здесь, конечно, не имеет смысла. Назовем лишь человека по имени Йорг Ланц фон Либенфельс (“фон” здесь такой же самозванный, как и у самого Листа), основателя “Ордена Новых Тамплиеров” (1907), принципы которого во многом восходили к теориям Листа, но требовали физического отбора своих членов (определенная форма черепа, рук, ног, четыре поколения арийских предков). Труды Либенфельса (журнал “Остара” и др.), посвященные планам завоевания мира белокурыми арийцами, внимания не заслуживают. Однако он разработал из рун настоящий язык символов, в котором можно составлять целые фразы, как из китайских иероглифов, что позволяет не только записывать "секретным письмом" ту или иную информацию, но и составлять очень точные магические формулы.

Можно назвать также барона Рудольфа фон Зеботтендорфа (который, конечно, тоже не был бароном, его настоящая фамилия была Глауэр), основателя “Общества Туле” (Thule), созданного ради объединения немецких националистов из всех стран мира и выродившееся в кружки “декламации расистско-теософских стихов” Увлекшись теориями Гвидо фон Листа, Зеботтендорф тоже сделал многое для осмысления рун и их использования, о чем у нас еще будет речь.

Дальше у Антона Первушина или, например, у того же Гуд- рун-Кларка (“Оккультные корни нацизма”), следует описание “черномагического” пути становления Гитлера. Хотя это не совсем точно: Гитлер, конечно, увлекался оккультизмом в годы своей удачи (1922-1939), о чем очень увлекательно рассказывается, например, в романах JI. Фейхтвангера “Братья Лаутензак” и “Еврей Зюсс” в основу которых положены действительные лица и события, однако как только ведущие оккультисты (Ernst Krafft, Louis de Wohl, Eric Jan Hanussen) отказались рассчитывать ему наиболее благоприятные сроки нападения на соседние страны, Гитлер сгноил их в концентрационных лагерях, напрочь забыв о каком бы то ни было оккультизме.

Надо еще сказать несколько слов о братстве “Арманеншафт”, придуманном Гвидо фон Листом как существовавшее в древности общество жрецов, посвященных в языческие мистерии. Для самого Гвидо фон Листа это было чем-то вроде мистической “Белой ложи”, о вступлении в которую мечтает каждый эзотерик. Для его последователей это стало поводом создать настоящие общества и ордена подобного рода (Арманеншафт, Туле, Тевтоны), с иерархией и членскими взносами.

Когда началась I мировая война, Лист был рад ей - как, впрочем, и многие другие эзотерики начала XX века. Им казалось, что война, уничтожив старый мир, пробудит в людях высшее духовное начало, заставит их отбросить все низменное и проявить свои лучшие качества. Так и возникнет на Земле наконец новое, светлое общество.

Правда, в отличие от Алистера Кроули, мечтавшего в те годы о возрождении всего человечества, Листа волновало возрождение одной лишь германской нации, к которой он причислял и австрийскую. Веря, что ритм жизни нации подчиняется священному числу девять, он откладывал от начала I мировой войны девятилетние периоды, получая годы: 1923, 1932, 1941...

Через 18 лет (1932), считал он, вырастет новое, послевоенное поколение немцев, которое и создаст Великий Германский рейх. Сам Лист до этого не дожил (он умер в 1919 году), но ошибся он ненамного: Адольф Гитлер стал рейхсканцлером Германии 30 января 1933 года. Возглавляемая им партия охотно использовала националистические идеи Листа, Ланца и Зеботтендорфа в своей идеологии, равно как и руническую символику.

И, кстати, если продолжить его счет, то мы получим 1950, 1959, 1968, 1977, 1986, 1995... Годы, достаточно значимые для Германии: 1950 канцлер Аденауэр и начало “экономического чуда”, 1959 - первые конфликты с “социалистической ГДР” и вскоре - сооружение Стены в Берлине (1960), 1968 - Парижская и Пражская весна, открывшие дороіу левым, 1977 первая и последняя победа левых на парламентских выборах в западноевропейских странах, 1986 - вот тут пробел, Стена-то пала только в 1989-м (но зато в России в 1986 году уже началась Перестройка), - 1995 - уход канцлера Коля и приход Шредера. Но речь не об этом.

Да, Гвидо фон Лист был националистом и даже, как мы сказали бы сегодня, “оголтелым” - в отличие от Фридриха Ницше, кстати, который презирал немецкое самодовольство и мечтал о возрождении не любви к национальным блюдам и песням, а любви к познанию и самосознанию. (Хотя нацисты использовали и его идеи, естественно, перетолковав их по-своему.)

Но созданный или возрожденный Листом восемнадцатирунный футарк оказался плодотворной основой для развития новых методик и техник работы с рунами, с которыми нам с вами и предстоит познакомиться. Поэтому, каким бы человеком ни был сам Гвидо Лист, - создатели великих учений, увы, слишком часто сами не следовали своим учениям, - его вклад в эзотерику XX века неоценим и несомненен, и отказываться от его наследия было бы ошибкой.

 

ФУТАРК КЛАССИЧЕСКИЙ И АРМАНИЧЕСКИЙ

Каи были открыты руны (легенда)

Один (Odhinn), он же Вотан или Водан (Wuodan), у кельтов Огам, верховный бог германо-скандинавского пантеона, в отличие от своих “коллег” у других народов архетипически соответствует не Юпитеру (как Зевс) или Сатурну (Ягве), а Меркурию, то есть является таким же “культуртрегером” (изобретателем письма, счета, астрологии и пр.), как Тот-Гермес, Енох-Идрис или ассирийский Набу: “головой достигнешь большего, чем мечом”

Британские рунисты выводят это имя из скандинавского корня wod, означающего “острие копья” (датск., норв.) или “ветер” (по К. Медоузу). Авторы нашего “Мифологического словаря” (Сов. энциклопедия, М., 1991) производят его от др.-норв. odhr - “поэтическое вдохновение” Немецкие же историки видят в нем корень Wut “ярость” так что получается что-то вроде “Ярилы” Возможно, что правы и те, и другие, и третьи.

Итак, Один, царь богов, восседает на золотом троне Хлидскьяльфе в зале Валгаллы, опираясь на копье Гунгнир и озирая Вселенную своим единственным оком. Второе он оставил древнему великану Мимиру, чтобы тот дал ему напиться из его источника мудрости[15] (и тот бросил око в источник).

Но эта мудрость была мудростью богов; между тем на Земле уже, кроме богов, жили и люди, ею не обладавшие. И Один решил сделать что-то для людей. Для этого он отправился к Мировому Древу Иггдрасиль и принес сам себя в жертву: подвесив себя к нему за ноги, он пронзил себя собственным копьем.

Так он висел девять дней и ночей, подобно Повешенному из Таро, и многое увидел своим внутренним взором, и многое понял.

После этого он получил руны. По одной легенде, их дал ему великан Бёльторн, по другой - Один сам увидел их, бросив на землю свои гадательные палочки (три длинных и шесть коротких), сложившиеся в первые руны.

Великан угостил его также Медом поэзии. Так Один стал не только мудрецом, но и первым скальдом. И эти свои знания он передал людям.

Вообще в разных источниках у этой легенды много разночтений. Современные рунологи продолжают се дальше, основываясь на новейших мистико-космологических представлениях.

Так, считается, что первые 12 рун открылись Одину ночью; первой была руна Урус, далее по порядку до Йера (Утарк), а вслед за руной Йера, во время восхода Солнца, ему явилась не Эйвас, как принято в Футарке, а Перт; Эйвас же следовала за ней. Перт была, таким образом, последней ночной, а Эйвас - первой дневной руной. Далее порядок дневных рун сохраняется таким же, как в Фу- гарке, но две предпоследние руны опять меняются местами: за Ингус следует Отила, а уже потом Дагас. Замыкает ряд руна Феу, явившаяся на закате Солнца. Хотя такие перестановки приняты и не всеми. В нашей работе они также приняты лишь частично.

Составленные в круг, руны этого модифицированного Утарка образуют суточный и годичный цикл, легко делящийся на четыре периода (время суток или времена года).

Рунический алфавит

Рунических алфавитов известно несколько. Так, на британских островах использовался алфавит из 33 букв, в германских землях - из 24, а в далекой Исландии всего из 16 букв[16] Кроме того, существовали календарные, “кодовые” и чисто иероглифические знаки.

Для дивинации обычно используется “классический” германский вариант, включающий 24 знаковые и одну пустую руну (руну Одина).

Рунический алфавит называется ФУТАРК - по первым семи буквам. Как видим, порядок букв в нем отличается от того, к которому мы привыкли в наших алфавитах.

В магических целях этот порядок еще трансформируется: первая буква переносится в конец азбуки, и алфавит начинается со второй. Такой алфавит называется УТАРК. (То же происходит и с другими алфавитами, когда их используют в магических целях.)

Классический ФУТАРК (24 знака)

Классический ФУТАРК делится на три Восьмерицы или три Атта (Эттир, Aettir, др.-норв. “восемь”), каждая из которых посвящена тому божеству, чья первая буква имени открывает Восьмери- цу:

Руны подразделяются также на "энергетические" и "магнетические": несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что использование первых прибавит вам сил, а обращение к последним, наоборот, потребует от вас приложения значительных усилий.

Из двадцати четырех рун пятнадцать имеют прямую и перевернутую позиции и называются обратимыми, а у девяти такого различия нет, и они называются необратимыми. Вот эти девять рун:

Необратимые руны считают символами “девяти миров” германо-скандинавской мифологии:

По легенде, Мидгард, Утгард и Ванахейм - три мира на Земле, где обитают соответственно люди, великаны и ваны - боги 2-го поколения; Асгард, Муспелъхейм и Альфахейм - три высших невидимых мира, где обитают асы, боги 1-го поколения, дети огненного великана Муспеля и Эльфы Света; и три низших мира - Свар- талъфахейм, Нифльхейм и Хелъ, царство Эльфов Тьмы, царство холода, где обитают ледяные великаны, и царство мертвых, управляемое царицей Хель.

Современные рунологи рассматривают их как символы различных уровней личности:

  Асгард высшее "Я", сфера светлых побуждений
надсознание Ванахейм высший ментал, сфера позитивной рефлексии
  Алъфахейм высший астрал, сфера созидательных эмоций
сознание Мидгард личность, Эго, самосознание
  Утгард низшее "Я", сфера темных побуждений
подсознание Свартальфахейм низший астрал, сфера разрушительных эмоций
  Хель низший ментал, сфера негативной рефлексии

Муспельхейм и Нифлъхейм здесь символизируют "каналы", соединяющие человека с Космосом: Муспельхейм, мир огня, открывает человеку доступ к космической энергии, а Нифльхейм, мир холода, - это "черная дыра", поглощающая и отнимающая всякую энергию (точнее, обладающая мощной отрицательной энергией, совладать с которой человеку обычно не удается).

Если соединить все девять миров прямыми линиями, представив, что миры, “вращающиеся” вокруг Мидгарда - Ванахейм, Муспельхейм, Утгард и Нифльхейм лежат в одной плоскости, так чтобы от каждого из “внешних” миров (Асгард и Альфахейм сверху, Свартальфахейм и Хель снизу) шло по одной линии к этим четырем, то мы получим 24 линии-связки, соответствующие двадцати четырем классическим рунам, наподобие того, как 22 связки между десятью сфирот еврейского Древа Жизни соответствуют двадцати двум арканам Таро.

Эту схему называют Древом Иггдрасиль (Yggdrasil),


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 418; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!