Народные движения: стрелецкие бунты, Астраханское восстание, башкирское восстание, восстание К. Булавина.



Астраханское восстание:1705-1706г.

Причины и повод для выступления: Восстание было вызвано царским указом на запрет носить бороды и русскую одежду, а так же введение новых налогов и пошлин.

Состав участников: стрельцы, солдаты, посадские и работные люди

Основные события: восставшие удерживали власть несколько месяцев.

Причины поражения: восстания являлись разобщенность действий восставших, плохая организованность и стихийный характер движения.

Восстание К.А. Булавина:1707-1708(9)г

Причины и повод для выступления: попытки ограничить казачье самоуправление, принудительное использование людей на строительстве флота, экспедиции по розыску беглых крестьян.

Состав участников: казаки и беглые крестьяне

Основные события: отряд Булавина уничтожает царский отряд, в апреле 1708г разбивает отряд Максимова и занимает Черкас.

Причины поражения: неудача Булавина в заговоре составленном против него знатными казаками которые его убили, в итоге восстание было подавленно.

Башкирское восстание:1705-1711г

Причины и повод для выступления: прибытие в Уфу царских чиновников для сбора налогов, призыва на воинскую службу, введение новых налогов, налог на серые и карие глаза, оскорбление их национальных и религиозных чувств.

Состав участников: башкирская знать и мусульманское духовенство.

Основные события: разорение русских деревень, продажа жителей в рабство на турецкие рынки, посольство в османскую империю и в крымское ханство.

Причины поражения: в 1711 году царским властям удалось поддавить это восстание лишь спустя несколько лет.

Оценка эпохи Петра в исторической литературе.

Личность Петра I по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Впоследствии противоположность в оценках петровских преобразований стала одним из источников формирования и развития двух идейных течений русского национального самосознания - славянофильства и западничества. По разному оценивая результаты преобразований Петра I, русская творческая элита того времени, тем не менее, была единодушна во мнении о том, что действия и дело Петра по преимуществу имели целью изменение в России характера социальных отношений и политической формы ее государственной жизни. Русские мыслители Х1Х века эти цели Петра I осознавали и истолковывали как его стремление к просвещению России, к формированию русского общества не просто как широкого круга просвещенных и образованных людей. Замыслы Петра, - по мнению и славянофилов, и западников, - восходили к его воле создать в России государство, интересы которого могли бы регулировать развитие светского образованного общества. Последнее понималось им как формирование такого образа жизни, для которого необходимость просвещения и образования людей могла бы быть воспринята не в противоречии с традициями и установлениями русской национальной жизни, но как ценность, имеющая для нее социальный и гражданский смысл. Замысел Петра предполагал, что именно образованные люди, будучи гражданами своего государства, способны развить, по слову того времени, «прогресс ума» и обеспечить развитие России в соответствии с промышленным прогрессом и потребностями гражданского устройства социальной жизни, т.е. в соответствии с общим развитием цивилизации. Именно замысел Петра не оспаривался ни славянофилами, ни западниками, и те, и другие отдавали его воле к созданию просвещенного общества должное место в истории России.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 995; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!