Нравственная проблематика прозы Ю. Трифонова



 

В 60-70 г в русской литературе возникло новое явление -городская проза. В этих произведениях героями были горожане, обремененные бытом, нравственными и психологическими проблемами, порожденные высоким темпом городской жизни. Рассматривалась проблема одиночества личности в толпе. Для этих произведений характерны глубокий психологизм, обращение к интеллектуальным, идейно-философским проблемам времени, поиски ответов на «вечные» вопросы. Авторы исследовали интеллигентский слой населения, тонущий в «трясине повседневности».

Творческая деятельность Трифонова приходится на послевоенные годы. Впечатления от студенческой жизни отражены в первом романе «Студенты». Затем выходят сборник рассказов «Под солнцем» и роман «Утоление жажды», события которого разворачиваются на строительстве оросительного канала в Туркмении. Когда Трифонов работал спортивным корреспондентом, он написал множество рассказов на спортивные темы: «Игры в сумерках», «В конце сезона», создавал сценарии художественных и документальных фильмов. Повести «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь» образовали так называемый «московский», или «городской», цикл. Их сразу назвали феноменальным явлением в русской литературе, потому что Трифонов описывал человека в быту, а героями сделал представителей тогдашней интеллигенции. Многие герои, формально, по образованию, принадлежащие к интеллигенции, так и не стали интеллигентными людьми в плане духовного совершенствования. У них есть дипломы, в обществе они играют роль культурных людей, но в быту, дома, где не нужно притворяться, обнажаются их душевная черствость, жажда выгоды, иногда преступное безволие, моральная непорядочность. Используя прием самохарактеристики, писатель во внутренних монологах показывает истинную сущность своих героев: неумение противостоять обстоятельствам, отстаивать свое мнение, душевную глухоту или агрессивную самоуверенность. В «Долгом прощании» молодая актриса размышляет, продолжать ли ей, пересиливая себя, встречаться с видным драматургом. В «Предварительных итогах» переводчик Геннадий Сергеевич мучается от сознания своей вины, уйдя от жены и взрослого сына, давно ставших ему духовно чужими. Инженер Дмитриев из повести «Обмен» под нажимом властной жены должен уговорить родную мать «съехаться» с ними после того, как врачи сообщили им, что у пожилой женщины рак. Сама мать, ни о чем не догадываясь, крайне удивлена внезапно возникшими горячими чувствами со стороны невестки. Мерило нравственности здесь-освобождающаяся жилплощадь. Трифонов словно спрашивает читателя: «А как бы поступил ты?» Слово «обмен» приобретает широкий смысл. Речь идет не только об обмене жилья, совершается «обмен нравственный», совершается «уступка сомнительным жизненным ценностям». «Обмен произошел-говорит Ксения Федо­ровна своему сыну.-Это было очень давно». Не делятся на «хороших и плохих» и главные герои повести Другая жизнь-историк Сергей Троицкий и его жена Ольга, взаимопониманию которых мешает душевная глухота. Понимание внутренней жизни мужа, его несостоявшихся надежд и разочарований приходит к Ольге только после его смерти. Была важна историческая тема. Напрямую она проявилась в романе о террористах-народовольцах «Нетерпение». Во всех «московских повестях» также чувствуется авторский взгляд на повседневность под углом истории. Наиболее ярко он выражен в романе «Старик», примыкающем к «московскому циклу». На примере семьи старого революционера Летунова, на склоне лет размышляющего о своем участии в кровавом расказачивании показал тесное переплетение прошлого и будущего. Устами одного из героев романа он высказал суть своего отношения к истории и повседневности. Завершением «московского цикла» стал роман «Дом на набережной». На примере судьбы одного из жильцов знаменитого московского дома, в котором жили семьи партийных работников, писатель показал механизм формирования конформистского общественного сознания. История преуспевающего критика Глебова, не вступившегося когда-то за своего учителя-профессора, стала в романе историей психологического самооправдания предательства. Весь творческий путь, от ранних произведений до посмертно опубликован, посвящен поиску воплощения Времени–в сюжетах, характерах, стиле. Произведения Трифонова заставляют читателей строже присмотреться к себе, учат отделять главное от наносного, сиюминутного, показывают, какой тяжелой бывает расплата за пренебрежение законами совести.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!