Как развенчивается в романе «Преступление и наказание» теория Родиона Раскольникова? (Теория Родиона Раскольникова и её развенчание) (Достоевский Ф. М.)



 

Ф.М. Достоевкий – великий русский писатель. Его произведения читают не только в России, но и далеко за рубежом. Роман «Преступление и наказание» - один из самых известных. Главный герой романа – Родион Романович Раскольников, «бывший студент». Живет он в одном из домов Петербурга, в маленькой душной «каморке», больше похожей на шкаф, сундук или гроб. Из-за нехватки денег он был вынужден бросить учебу. Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, и Дуня, его сестра, тоже находятся в бедственном положении. Всё это навело Раскольникова на создание некой новой теории, которую он впоследствии изложил в статье «О преступлении». Согласно этой теории все люди делятся на две группы: «обыкновенные» («твари дрожащие») и «необыкновенные». «Обыкновенные» представляют собой не что иное, как просто материал. Они должны жить в смирении, безропотно подчиняться всему и всем. А «необыкновенные» - это люди, которые «имеют право». Они могут позволить себе всё, даже «кровь по совести», если цель оправдывает средства. Создав эту теорию, главный герой стал постоянно задумываться о том, кто же он сам: «…Тварь я дрожащая или право имею?...» . Именно эти мысли привели Раскольникова к решению об убийстве старухи-процентщицы. Этим преступлением Родион прежде всего хотел доказать достоверность своей теории, убедиться, что он не «бесполезная вошь», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Главный герой был уверен, что в данном случае цель оправдывает средства. По его мнению, убийство этой жалкой и вредной старухи принесет людям только пользу. «Одна смерть и сто жизней взамен», - так рассуждал Родион. Однако, совершив убийство, Раскольников перестал ощущать свою исключительность. Героя начала мучать его собственная совесть. Он стал чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Между ним и окружающим миром возникла непреодолимая пропасть. Спустя некоторое время Родион начал понимать, что его теория терпит крушение. Убив старуху, а вместе с ней и ни в чем неповинную Лизавету, он осознал, что преступление не принесло счастья ни ему самому, ни окружающим. Украденные деньги, которые так и остались лежать под большим камнем, не принесли никому добра. Самые близкие для Раскольникова  люди, Пульхерия Александровна и Дуня, стали для него словно чужими. Чувствуя кровь на своих руках, он уже не мог общаться со всеми как прежде. Дальнейшее разрушение «теории исключительности» происходит после знакомства Раскольникова с Соней Мармеладовой. Причину своего страшного поступка он объясняет ей так: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…» Теперь Родион чувствует, что совершил страшную, непоправимую ошибку. Он не старуху убил, а прежде всего себя, свою душу, божественное начало. Раскольников больше не может жить по своей теории, поэтому сам идет и сознается в содеянном. Окончательный крах теория претерпевает во время последнего сна Раскольникова, который он видит во время пребывания на каторге. После этого начинается физическое и духовное исцеление героя. Таким образом, показывая несостоятельность теории Раскольникова, Достоевский хотел доказать, что идеи, противостоящие извечным человеческим ценностям, никогда не смогут найти себе места в этом мире. «Нельзя прийти к добру дорогою зла» - сказал выдающийся русский писатель Лев Николаевич Толстой.

 

Анализ романа «Преступление и наказание». Теория Раскольникова и ее крах.

 

 Роман Достоевского «Преступление и наказание» написан был в 1866 году. Это достаточно сложное произведение, которое поражает глубиной затронутых в нем философских вопросов и психологичностью изображения характеров главных героев романа. Острота социальных проблем и странность повествования захватывают читателя уже с первых страниц произведения. Интересной особенностью романа является то, что на первом плане в нем находится не уголовное преступление, совершенное Раскольниковым, а то наказание, которое несет преступник. Роман состоит из шести частей, и лишь первая из них посвящена описанию преступления, пять оставшихся и эпилог – наказанию за совершенное злодеяние. Образ Родиона Раскольникова, который совершил убийство «по совести», находится в центре повествования. Раскольников по натуре своей не является преступником. Это умный, добрый и отзывчивый человек. Он оказывает помощь отцу своего умершего товарища, последние деньги отдает на похороны Мармеладова. В душе Раскольникова присутствует доброе начало, однако тяжелые жизненные обстоятельства и невыносимая нужда доводят героя до полного изнеможения. Родион бросил свою учебу в университете, поскольку ему нечем заплатить за обучение; у него накопился долг за комнату, и поэтому юноше приходится избегать хозяйки; к тому же, он тяжело болен, голодает... Испытывая такие страдания, Раскольников видит и вокруг себя тоже сплошную нищету и бесправие. События, описанные в романе, разворачиваются в районе той-самой Сенной площади, где жили ремесленники, бедные чиновники и студенты. А рядом располагался Невский проспект с дорогущими магазинами, изысканными ресторанами, шикарными дворцами. К сожалению, мир устроен таким образом, что для одних, жизнь – это купание в роскоши, а для других – полуголодное существование. Наблюдая за такой несправедливостью, Раскольников мечтает изменить устройство мира. Он знает, что сделать это под силу только человеку необыкновенному, способному взять власть над «дрожащей тварью» в свои руки и добиться поставленной цели. Под низким потолком убогой комнаты в сознании голодного, больного человека рождается чудовищная теория. Согласно ей, все люди на земле делятся лишь на два «разряда»: на обыкновенных людей, их большинство, но они вынуждены подчиняться чужой воле; и на необыкновенных людей, которые являются «властелинами судьбы», как, например, Наполеон. Такие необыкновенные люди способны в одиночку навязать свою волю большинству, ради высокой идеи они способны пойти на преступление, даже на убийство, и они имеют на это право, ведь в их руках будущее человечества. Раскольников хочет помогать людям, он бунтует против несправедливого устройства общества. Но он сомневается в том, к какому из двух разрядов отнести самого себя. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, Раскольников замышляет убийство старухи-процентщицы. Это своего рода эксперимент над самим собой: способен ли он перешагнуть через кровь, как настоящий властелин. Конечно, Раскольников находит убедительный предлог для убийства: на деньги жадной и никчемной старушонки можно спасти от гибели многих несчастных людей. Но в глубине души юноша осознавал, что преследует единственную цель: проверить себя. Совершив убийство, Раскольников навсегда отделил себя от других людей. Он чувствует себя убийцей, а не спасителем. Убив старуху, Раскольников вынужден был убить и ее сестру, которая оказалась случайным свидетелем и пострадала безвинно. Так происходит всегда: одно преступление влечет за собой другое. И никакие благородные цели не оправдывают ужасные поступки, влекущие за собой страдания других людей. В конце концов, Раскольников осознает это. Раскаяние не сразу пришло к главному герою. Во многом этому поспособствовало положительное влияние Сони Мармеладовой. Ее вера в людей, доброта и чуткость помогли Раскольникову осознать бесчеловечность своей теории и отказаться от нее. Уже на каторге в его душе произошел перелом, и началось медленное возвращение к людям. Автор стремится через свое произведение донести до читателя идею о том, что лишь раскаяние и искренняя вера в Бога способны воскресить погибшую душу. Мир спасут любовь и красота, а не индивидуалистический бунт.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!