Что это было?...Любовь или сумасшествие?» (по повести «Гранатовый браслет» И. А. Куприна)



 

Любовь или сумасшествие? Несмотря на то, что ответ даётся прямо в тексте повести, вопрос остаётся открытым для читателя. Герои, на мой взгляд, так и не смогли уловить тонкую грань между двумя этими словами. Желтков, главный персонаж, который поставил перед нами эту дилемму, в своей любви, как он её называл, он был совершенно неадекватен: иногда дерзок, иногда совершенно неучтив или навязчив. Наверное, поэтому граф Шеин создаёт карикатуру на него. Он освещает тот момент жизни, когда Желтков писал его жене Вере о своей любви. "...В конце скромная подпись: "По роду оружия я бедный телеграфист, но чувства мои достойны милорда Георга. Не смею открывать моей полной фамилии — она слишком неприлична. Подписываюсь только начальными буквами: П. П. Ж. Прошу отвечать мне в почтамт, посте рестанте"...". Сразу же можно отметить то, что слово "скромно" с остальным сказанным входит в диссонанс. В целом это шутливое изображение романтической фигуры, но вызывает оно не только смех, но и жалость. Не стоит сомневаться в том, что инициалы Желткова изменены не спроста. ППЖ - это походно-полевая жена, а такие "жёны" или "мужья" хранили верность лишь на войне, причём очень крепкие, но в мирное время в них не было никакого смысла. Так же невостребованны отношения Желткова и Веры. Конец этой "забавной" истории требует особого внимания: "...Вот он в сумасшедшем доме. А вот постригся в монахи. Но каждый день неуклонно посылает он Вере страстные письма...Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов — наполненный его слезами...", - всё это словно искривлённое отражение будущих событий. В первых двух предложениях Шеин помещает телеграфиста в сумасшедший дом и монашескую келью. Два этих места объединяет то, что человек, прибывающий в них, полностью отрезан от внешнего мира. Такой человек становится девиантом, уходящим от нормы. Символ любви Желткова - гранатовый браслет, который Вера получает вместе с письмом. Этот браслет низкопробный и толстый, имеющий ценность только для того, кто его дарит. Он совершенно безвкусный. Зелёный гранат, маленький камушек, находящийся в середине, согласно уральским легендам действует как приворотное зелье. Остальные гранаты, как описывается в тексте, большие и прекрасные, они символизируют верность. Это может говорить о том, что Желтков за своей верностью и преданностью скрывает безумное желание завладеть своей возлюбленной. Но он, как человек невменяемый, не может ничего сделать, он не предпринимает никаких разумных действий. В своём письме он выражается безобразно, каждое его слово взывает к жалости или подчёркивает то, как он "добр" и "мил". Но это уже не та карикатура, которая была в начале, и поэтому письмо воспринимается читателем совершенно по-другому. В письме нашего героя изложена та правда, в которую он верит. (значение браслета, пожелание счастья) То, о чём говорит Желтков, заставляет убедиться нас в его невменяемости: "Я мысленно кланяюсь до Земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите.". Желтков помешан на Вере, он заполняет всю свою жизнь ей, в чём мы ещё убедимся. В конце повести главный герой совершает самоубийство, а графиня получает новое письмо. "Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас...", - говорит Желтков. Он заменил все истинные ценности жизни тем, что связанно с Верой:"...сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл...Вашу записку, — о, как я ее целовал, — ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе...". Это ли не настоящее сумасшествие? Любовь - это желание отдать всё то, что есть у тебя, на благо человеку, желание сделать его счастливым. Желтков же врывается в жизнь главной героини, доставляет неудобство её семье, но самое главное - вызывает у неё жалость, заставляет её плакать и жалеть об упущенном. И. А. Куприн - не писатель-романтик, он реалист, что уже говорит о многом. Пресловутому глазу читателя попадается отлично сложенный сентиментальный сюжет, но подтекст кроет в себе его истинную суть. Любовь Желткова - это желание получить Веру, которое терзает его, медленно убивает. "Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек."


7. «В чем заключается причина краха теории Раскольникова» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

 

В чем заключается причина краха теории Раскольникова? Родион Романович Раскольников – главный герой романа «Преступление и наказание». Достоевский в своем письме к Каткому писал, что Раскольников «молодой человек, исключенный из студентов, мещанин по происхождению, живущий в крайней бедности». Теория Раскольника заключается в том, что человек делится на два типа: обыкновенного («тварь дрожащая», «вошь») и незаурядного, способного «сказать новое слово». Последнему позволительно пролить «кровь по совести», если того требует цель. Причины краха теории Раскольникова различны. Одна из них – в безнравственности самой теории. Узко делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих»: каждый человек равноценен и имеет право на жизнь. Более того, позволять людям «необыкновенным» проливать кровь во имя высокой идеи, если те встретят препятствие на пути – негуманно. Об этом говорит Разумихин Раскольникову: «разрешение крови по совести <...> страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное». Другая – в том, что Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих»: ему всего лишь хотелось «Наполеоном сделаться» в собственных глазах. Символичен в психологическом плане сон, связанный с повторным убийством старухи: он выражает бессилие героя перед совершенным преступлением. Убийство оборачивается насмешкой против самого Раскольникова: «старушонка сидела и смеялась». Третья – в том, что убийство – не путь к спасению мира. Средства должны быть достойны своей цели, какой бы высокой и возвышенной эта цель ни была. Разве цель, предполагающая убийство, может оставаться гуманной? К сожалению, Раскольников осознал это только после того, как убил. Одно «крошечное преступление» не сможет загладиться «тысячами добрых дел», ведь каждое «доброе дело» будет напоминанием о совершенном убийстве. Теория Раскольникова несостоятельна: нельзя лишать жизни другого ради достижения своих целей. И неважно, сможет ли «право имеющий» помочь сотням нуждающимся: люди будут помнить о том, с чего он начинал. Лишь только добрые намерения способны принести счастье себе и другим.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 501; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!