Охотники, собиратели и рыболовы



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

"СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ"

1. Предмет и задачи антропоэкологии. Понятие общества и условий его существования; взаимодействие общества с окружающей средой.

Экология человека (антропоэкология) — междисциплинарная наука, являясь частью социальной экологии, согласно В. П. Казначееву, рассматривается как «комплексная наука, призванная изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека»[1].

 

Основные задачи экологии человека были определены в 1983 г. на первом Всесоюзном совещании в городе Архангельске и в 1984 г. в первой Всесоюзной школе-семинаре по данной проблеме в городе Суздале. К ним в частности относятся:

 

Изучение состояния здоровья людей.

Исследование динамики здоровья в аспектах естественно-исторического и социально-экономического развития.

Прогноз состояния здоровья будущих поколений людей.

Изучение влияния отдельных факторов среды и их компонентов на здоровье и жизнедеятельность популяций людей (городской, сельской и т. п).

Исследование процессов сохранения и восстановления здоровья и социально-трудового потенциала популяций.

Анализ глобальных и региональных проблем экологии человека.

Разработка новых методов экологии человека (космических, биохимических и др).

Разработка путей повышения уровня здоровья и социально-трудового потенциала населения.

 

На современном этапе к названным задачам добавляются следующие, более конкретные:

 

Создание антропоэкологического мониторинга — системы наблюдений за изменениями процессов жизнедеятельности людей в связи с действием на них различных факторов окружающей среды, а также наблюдений и оценок условий среды, которые влияют на здоровье населения, обуславливают распространение заболеваний.

Составление медико-географических карт, отражающих территориальную дифференциацию заболеваний населения, связанных с ухудшением качества окружающей среды.

Сопоставление медико-географических карт с картами загрязнения окружающей среды и установление корреляционной зависимости между характером и степенью загрязнения различных природных компонентов социоэкосистем и соответствующими заболеваниями населения.

Определение научно обоснованных значений предельно допустимых техногенных нагрузок на человеческий организм.

 

 

Общество — это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей — социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.

Основные признаки общества

 

Основными признаками общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры).

 

Рассмотрим каждый из перечисленных признаков.

 

1. Территория — это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло-территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории. Поэтому потеря своей территории, своей исторической родины является трагедией для каждого человека, каждой социальной общности.

 

2. Социальная структура (от лат. structura — строение) — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.

 

Социальная общность — большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, пенсионеры, высший класс, средний класс, бедные, богатые и т. д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества — в приобретении знаний в той или иной области, функции политической элиты — в политическом управлении обществом и т. д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.

 

Социальный институт — исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимыми с точки зрения функционирования общества являются: институты собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Например, институт семьи регулирует семейно-брачные отношения, институт государства — политические отношения. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему.

 

Социальные общности и социальные институты поддерживают разделение труда, осуществляют социализацию индивида, обеспечивают преемственность ценностей и норм культуры, способствуют воспроизводству социальных отношений в обществе.

 

Социальные отношения — взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в обществе, и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует прежде всего свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей. Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил) и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.

 

3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность — это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности.

 

Самодостаточность — способность общества к саморегуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер, например воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества.

 

Автономность и самодостаточность общества — не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.

 

4. Социокультурное единство. Некоторые исследователи данный признак обозначают термином «общность культуры» . Однако необходимо иметь в виду, что в сложных социальных системах, состоящих из разных этнических, конфессиональных и прочих общностей (например, Россия, США и др.), термин «общность культуры» не совсем точно отражает исследуемое явление. Поэтому, на наш взгляд, понятие «социокультурное единство» является более приемлемым в данном случае. Оно значительно шире понятия «общность культуры» и охватывает (объединяет) общими для всего общества социальными отношениями различные субкультуры и интегрирует их в единое сообщество. Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи, образования, финансов и т. д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения — Россия, Индия, США и др.), осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы — россияне), единство основных моральных ценностей и образцов поведения.

 

Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания. 13.Культура

 

Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т.д.

 

Любая культура обязательно должна включать в себя три основных компонента: ценности, нормы и средства передачи культурных образцов.

 

Культурные ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям индивидов. Проводя оценку различных объектов окружающий среды, любой член общества всегда соотносит эти объекты с системой собственных потребностей, суждений об их настоятельности и делает попытки создания или приобретения этих или новых ценностей. При этом члены общества по-разному относятся к духовным и материальным ценностям, исходя из своих взглядов и потребностей. Каждый индивид имеет собственную систему ценностей, в которой могут преобладать как духовные, так и материальные ценности. В соответствии с этой системой ценностей индивид стремится реализовывать свои индивидуальные потребности. Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая или кристаллизованная система ценностей, которая характеризует основные потребности отдельных групп населения.

 

Второй компонент культуры — социальные нормы. Социальные нормы - это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп.

 

Третий компонент культуры представляет собой средства передачи культурных образцов, с помощью которых культурные образцы могут передаваться другим людям или даже другим поколениям. Важно выделить два основных средства передачи культурных образцов, которые используются членами общества: язык и символические коммуникации. Под языком будем понимать такое основное средство передачи культурных образцов, при котором каждому материальному или духовному объекту окружающей среды должен присваиваться определенный набор звуков, в отношении которого существует договоренность в данном обществе. Люди называют определенными словами абсолютно все объекты окружающей действительности, будь то настроение, идея, чувство, верование или материальный предмет. Такой способ распространения культурных образцов позволяет членам общества в точности передавать сложные переживания, системы идей или верований и, не прибегая к демонстрациям, создавать обобщенные образы различных объектов внешней среды.

 

 

2. Антропоэкосистема. Структура антропоэкосистемы (по Б.Б.Прохорову). Примеры антропоэкосистем.

 

Антропоэкосистема- пространственное подразделение среды обитания человека, которое характеризуется сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения. Эти условия формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и др.

 

Антропоэкоистема – система, в которой формируются основные свойства населяющих её людей. Каждая а. обладает определенной внутренней однородностью и отличается разнородностью от соседних а. (город и сельская местность)

 

Уровни а. от глобального (мирового) до местного (небольшая деревня или район в городе) или до «точечного» (жилой дом, цех завода). Глобальная антропоэкосистема (антропоэкосфера) охватывает всю поверхность Земли и состоит из биосферы, всего населения планеты (человеческого общества), которое использует природные ресурсы с помощью технических средств.

 

Антропоэкосфера состоит из антропоэкосистем более низкого уровня, вплоть до элементарной, в качестве которой может выступать ограниченное пространство с находящейся в его пределах небольшой группой людей, например, кабина космического корабля. Чаще это страна, федеральный округ, крупный экономический район, административный район, город.

 

Антропоэкосистема состоит из совокупности компонентов и связывающих их процессов, происходящих в определенном пространстве в конкретное время. В основе а. находится общность людей. Жизнедеятельность любой общности тесно связана с остальным населением. От уровня развития хозяйственной деятельности в рамках существующей социальной системы зависит качество жизни населения. В повседневной жизни она представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями. Уровень здоровья - показатель адаптированности конкретной общности людей к определенным условиям жизни (антропологической ситуации). Демографическое поведение и процессы зависят от внешних факторов. Экологическое сознание- понимание неразрывной связи общества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды, способствующего практической деятельности. Профессиональные предпочтения зависят от природных и социально-экономических условий жизни людей.

 

Изменение территории антропоэкосистемы часто происходит на протяжении достаточно длительных промежутков времени и связано с её саморазвитием, т.е. речь идет о пространственно-временной динамике.

 

Срок существования каждой а. ограничен и связан с социальными и хозяйсвенными преобразованиями. Существенные изменения любого из основных элементов а. (природы, хозяйства, общности людей) приводят к тому, что на её месте появляется другая а. Она уже развивается по своим правилам, занимает другую площадь, в ней иная численность населения и его структура, оно живет в других условиях, мыслит и действует сообразно современной для него обстановке.

 

3. Взаимосвязи общества и природы на различных этапах развития человечества.

 

4. Основные черты неолитической цивилизации.

 

Во-первых, она означала новый статус взаимоотношений человека и природы, первый шаг к ноосфере, формирование неолитического экологического способа производства. Если прежде человек, как и другие виды животного мира, потреблял продукты природы (иногда нанося крупный ущерб флоре и фауне и порождая локальные или крупномасштабные экологические кризисы), то теперь он сам стал воспроизводить условия своего существования, преобразуя природную среду с помощью земледелия, скотоводства, ремесла, строительства; он начал трансформировать естественную среду обитания в искусственно созданную и тем самым уменьшил свою зависимость от природных процессов и цикличных колебаний.

 

Во-вторых, радикальные перемены произошли в орудиях труда и технологиях, сформировался неолитический технологический способ производства. Потребовалась широкая гамма специализированных орудий труда и технологий для обработки почвы, занятия земледелием и животноводством, переработки их продуктов, занятия разнообразными ремеслами и строительством. Появились колесный транспорт, парусные лодки. Многократно повысилась производительность труда вместе с его разделением, специализацией и кооперацией. Это создало условия для появления межобщинного обмена продуктами труда и создания прибавочного продукта. Коллективный труд все больше уступал место индивидуальному.

 

В-третьих, технологические перемены повлекли за собой изменения в экономике, формирование неолитического экономического способа производства. Его основы: сочетание общинной собственности на землю с семейной собственностью на орудия труда и основную часть произведенных продуктов; преобладание семейного воспроизводства при сохранении некоторых коллективно выполняемых работ; развитие натурального обмена как между семьями в общине, так и между общинами и племенами. К концу периода создаются предпосылки для возникновения частной собственности, накопления богатства у племенной верхушки.

 

В-четвертых, увеличилась численность населения, изменились условия его проживания и формы социальной организации. Благодаря неолитической революции, то есть переходу к земледелию и скотоводству, численность населения в областях с производящим хозяйством возросла в несколько раз. Улучшение и повышение стабильности питания (хотя и сохранились цикличные сезонные колебания) привели к сокращению смертности, продлению жизненного цикла человека, увеличению численности семей и общин. Возникли постоянные поселения, огражденные стенами и рвами, естественными преградами. Созданы первые города -- начала развертываться городская революция, изменившая условия жизни и общения людей. Возникали территориальные общины, которые объединялись в племена, управляемые племенной верхушкой. Возникали и более крупные культурно исторические общности -- но еще не государства и тем более нелокальные цивилизации.

 

В-пятых, скопление значительных масс людей в поселениях и первых городах, более крупных социальных образованиях, рост продуктивности земледелия и животноводства создавали условия для развития духовной жизни, накопления первичных, эмпирических знаний, передававшихся из поколения в поколение, более углубленного занятия искусством, созданием разнообразных украшений, строительством культовых зданий, формированием более устойчивых религиозных взглядов.

 

5. Особенности цивилизаций бронзового и железного веков.

Бронзовый век (раннерабовладельческая цивилизация)

Открытие огня сделало возможной обработку металлов. Человек смог перейти от строгания палок и шлифовки камней к выплавке металлов. На смену каменному веку пришел бронзовый, а затем и железный век. Относительная доступность новых материалов делала их использование еще более разнообразным. Человек создавал все более сложные предметы. Тщательность изготовления дополнялась декоративной отделкой. Эпоха использования в хозяйстве изделий из бронзы и широкого применения рабского труда получила название бронзового века. Этот этап истории человечества можно назвать периодом формирования и развития древних империй. Он продолжался примерно с 3500 по 600 г. до н.э. При этом необходимо иметь в виду, что зона распространения бронзового века бьша значительно шире, чем территории, которые занимали рабовладельческие государства.

В динамике цивилизации бронзового века можно вьщелить три этапа:

1) становления и распространения (конец IV -начало III тыс. до н.э.);

2) зрелости и расцвета (вторая половина 111 тыс. до н.э.);

3) заката и упадка (бОльшая часть 11 тыс. до н.э.).

 С середины IV тыс. до н.э. на Ближнем Востоке и в Египте города и сельские поселения стали объединяться и формировать государства, которые превратились со временем в мощные рабовладельческие империи. Около 3500 г. до н. э. при слиянии рек Тигр и Евфрат в Нижней Месопотамии возникла шумерская цивилизация, которой человечество обязано возникновением письменности, изобретением колеса и гончарного круга, навыками выплавки золота и меди. В Шумере образовались города-государства Эреду, Ур и Урук. Шумер бьш завоеван Аккадом около 2000 г. до н.э. Позже в Месопотамии возникло Вавилонское царство. При раскопках Вавилона и Ниневии - крупнейших городов древности - обнаружены следы коммунального благоустройства: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб.

Наряду с общими законами существовали некоторые санитарные правила, например, об удалении из городов заразных больных, в первую очередь, заболевших «проказой». Примерно в этот же период в Центральной Америке начинает складываться цивилизация майя, основой для которой послужило оседлое земледелие. Около 3118 г. до н. э. земледельческие обшины, расположенные по берегам Нила, бьши объединены в единое мощное государство. Возникла великая цивилизация Древнего Египта.

В Египте процветали математика, астрономия, искусство, архитектура. Большие успехи бьши достигнуты в медицине, как в лечении, так и в описании болезней. В обнаруженных папирусах дана характеристика многих болезней, были разработаны гигиенические советы для женщин в период беременности и родов, при трудных родах использовались приемы родовспоможения.

В эпоху аграрной культуры колебания в численности людей тесно связаны с изменением количества пищи. На всем протяжении истории земледельческих обществ наблюдались внезапные резкие пики смертности - до 150-300 и даже 500 на тысячу человек. Иногда они совпадали с войнами, но чаще бьши результатом эпидемий и голода.

В эпоху, когда наряду с большими группами племен, которые находились на уровне первобытнообщинных отношений, некоторые человеческие общности существовали уже в условиях раннерабовладельческой цивилизации, на Земле жило 27 -30 млн человек. Давление на окружающую среду можно оценить величиной 4900-5500 единиц дДОС. Общинная собственность бьша необходимой формой присвоения основных средств производства для сравнительно небольших общин, обеспечивала их выживание и медленный прогресс в условиях высокой неопределенности и изменчивости природной среды, низкой производительности труда, отсутствия прибавочного продукта. Но постепенно она превращалась в тормоз прогресса.

 

Важнейшим стимулом повышения эффективности труда стала частная собственность, передаваемая по наследству членам своей семьи (обычно по мужской линии). Частная собственность возникла из общинной в двух основных формах. Верхушка общины, концентрировавшая в своих руках право распоряжения лучшими землями, стадами, захваченными у противника богатствами, а затем и пленными, закрепляла это имущество за собой. Формировался класс крупных собственников из племенных вождей, жрецов, военачальников. Из общины выделялись также мелкие частные собственники - земледельцы, скотоводы, ремесленники, которые присваивали часть имущества, ранее находившегося в личном пользовании и необходимого для производства. Они подвергались эксплуатации, но в скрытой, косвенной форме - выплачивали налоги и подати, поставляли людей и оружие в войска, становясь должниками, а порой и попадая в долговое рабство.

Особенностью экономических отношений раннерабовладельческой цивилизации было превращение в объект собственности человека - рабов (военнопленных, а также попавших в долговое рабство соплеменников). Пока рабский труд, требовавший присмотра и принуждения, был невыгоден, военнопленных либо превращали в неполноправных членов общины (домашнее рабство), либо убивали. Иногда их приносили в жертву при религиозных церемониях или похоронах знати. Но со временем рабский труд стал приносить прибавочный продукт, рабовладельческое хозяйство стало одной из основ цивилизации бронзового века (хотя и не повсеместно - в Северной и Восточной Европе оно не было преобладающим), а рабы - главным эксплуатируемым классом этой цивилизации. Другая особенность экономического строя бронзового века - иерархичность отношений собственности: на вершине пирамиды находился верховный всемогущий правитель (фараон, царь), деливший власть со жрецами. Сложные экономические и социальные отношения, основанные на частной собственности, принудительном труде, имущественном неравенстве, эксплуатации, потребовали создания специализированного государственного аппарата. Государство выполняло функции внутреннего регулирования и внешней защиты (и нападения), опираясь на узаконенные нормы права. Произошло вьщеление группы людей (придворные, военачальники, чиновники, судьи, полицейские и т. п.), которые профессионально выполняли государственные функции и поддерживали нормы права. Государство взяло на себя и некоторые экономические функции: организацию строительства ирригационных систем, пирамид, храмов, защиту отношений собственности, регулирование денежного обращения (чеканка денег) и т. п.

 

Развитие регулярного обмена потребовало создания всеобщего эквивалента, в котором находила бы свое выражение, материализовалась ценность многообразных товаров. Испытав множество различных претендентов на эту роль (связки раковин, камешки, скот и т. п.), человечество в эпоху бронзы закрепило функции меры стоимости, средства обращения и накопления за металлическими деньгами - золотом, а затем и серебром.Расширились масштабы и усложнилась структура производства, возросла его организованность. Этого требовало регулирование оросительных систем в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда. Возникла иерархическая структура воспроизводства на нескольких уровнях:

1) низовом - земледельческая, скотоводческая или ремесленная семья, соседская община, полутоварные или товарные рабовладельческие хозяйства;

2) региональном - в отдельных территориях, номах Верхнего и Нижнего Египта;

3) национально-государственном - в масштабах Египта, Ассирии, Вавилонии и т. п.

 

Сложился устойчивый рынок (не охватывавший, правда, продуктов питания и одежды основной массы населения, но включавший куплю-продажу рабов) в масштабах отдельных стран, формировались товарные потоки между странами. Огромный, принципиально новый шаг в развитии экономики заключался в применении искусственного орошения. Ирригационное земледелие отличалось высокой урожайностью. Наблюдался подъем разнообразных ремесел. В мастерских ремесленников производились бронзовые орудия труда, вооружение, украшения, различные ткани, одежда, обувь, лекарственные препараты, предметы искусства.

О развитии строительства свидетельствуют дошедшие до наших времен пирамиды, остатки дворцов и храмов. Из памятников раннего египетского царства известно, что уже в то время существовало многоотраслевое царское хозяйство, включавшее пашни и пастбища, виноградники и сады, изготовление разнообразных продуктов питания, ремесленные мастерские, судостроительные верфи. Имелись также храмовые хозяйства, хозяйства частных лиц - вельмож, приближенных фараона. Возникло множество профессий - земледельцы и пастухи, рыболовы и птичники, огородники и садовники, пекари и пивовары, медники и ювелиры, гончары и каменотесы, ткачи и сандальщики, плотники и столяры, строители зданий и судов, художники и скульпторы, музыканты и певцы, танцовщики и парикмахеры, песцы и учетчики, надсмотрщики и управляющие.

Процесс дифференциации видов деятельности давал возможность каждому приобретать навыки, мастерство, совершенствовать орудия труда, добиваться возможно большей его эффективности. Это стало основой ускорения технического и экономического прогресса.

Примерно с 3200 по 2700 г. до н. э. вместе с началом городской жизни в пределах огромных речных долин Месопотамии, Египта, Индии и Китая происходил бурный подъем технических нововведений. Наиболее богатые люди в государстве, верховные правители имели возможность приглашать архитекторов, скульпторов, художников, танцоров, летописцев, историков, астрологов; возникли школы певцов с профессиональными учителями.Возводились крупные города, дворцы фараонов и царей, пирамиды для усопших, храмы и другие культовые сооружения. Развивался процесс обособления и подъема духовной сферы - изобразительного и музыкального искусства, архитектуры. Изобретение и освоение письменности стало второй информационной революцией (первая - освоение членораздельной речи на заре формирования человека). Создание эмпирических основ естественных и прикладных наук сделало возможным регулировать ирригационные системы, развивать выплавку металла, разнообразные ремесла, строить морские суда, отправляться в дальние походы и морские путешествия. Были созданы солнечный календарь, водяные и солнечные часы, заложены основы математики, анатомии, медицины, строительной и земледельческой наук, возникли учебные заведения.

Таким образом, в эпоху цивилизации бронзового века регулярно осушествлялосьвоспроизводство материального продукта, экономических и социальных отношений, духовных ценностей. Значительно расширился ареал распространения древних цивилизаций. Известны несколько эпицентров бронзового века - Египет, Шумер, Месопотамия, Индия, Хеттское царство, Древний Китай, Крито-микенская культура. Но постепенно происходила деградация великих империй. Привязанные к долинам плодородных рек, к узким возможностям бронзовых орудий, к необходимости постоянно пополнять ресурсы труда путем войн и захвата рабов, древние империи не могли уже удовлетворять потребности увеличившегося населения, знати. Падала урожайность на засоленных орошаемых землях, сокращался естественный прирост населения. Государства, бывшие центрами уходившей цивилизации, теряли экономическое и военное могущество, распадались на независимые части, нередко терпели поражение в борьбе с воинственными соседями.

 

3.5. Античная цивилизация (железный век)

Начало формирования античной цивилизации можно датировать концом 11 -началом 1 тыс. до н. э. Характерная черта этого периода - зарождение и становление новых очагов локальных цивилизаций, перемещение центра мирового прогресса в северное Средиземноморье.

 

Наряду с великими «речными» цивилизациями формировались «морские» - финикийские и греческие.

Для них характерно прибрежное положение городов и поселений. Древнегреческий философ Сократ отмечал, что они теснились вокруг Средиземного моря, словно лягушки вокруг болота.

Античная цивилизация впитала как технические и экономические достижения народов Передней Азии, Ближнего Востока, Египта, которые имели прочные разносторонние торговые связи с племенами Южной Европы, так и опыт раннерабовладельческих локальных цивилизаций.

Античная цивилизация - время юности человечества, ее хронологические рамки - IX в. до н. э. - У в. н. э. - примерно четырнадцать веков. В истории этой цивилизации четко выделяются следующие локальные цивилизации: греческая (период расцвета Древние Афины, V- IV вв. до н. э.) и римская (период расцвета - 11 в. до н.э.-1 в. н.э.). Иногда между ними отмечают эллинистический, или александрийский, период (330-220 гг. до н. э.), когда эпицентр культуры переместился в Александрию, важнейший греческий город империи преемников Александра Македонского - Птоломеев. Самостоятельное движение со своими эпицентрами имели древние цивилизации Индии и Китая. Среди основных достижений античной цивилизации, пополнивших общечеловеческую цивилизацию, ее историческое наследие, выделяют следующие:

 

 • разделение труда - отделение умственного труда от физического - стало возможным благодаря скачку в производительности труда, увеличению прибавочного продукта вследствие применения более дешевых и эффективных железных орудий; это создало экономические условия для того, чтобы часть свободных граждан могла заниматься философией, искусством, мифологией, политикой, путешествиями;

 

•рождение основ абстрактных наук - философии (которая приобрела всеобъемлющий характер), астрономии, математики, механики, медицины, истории, права, экономики. Возникли школы философов, академия Платона, лицей Аристотеля, Александрийский музей. Сложилась система образования, специализированного обучения молодого поколения наукам, искусству, разнообразным ремеслам, военному делу (от школ философов до школ гладиаторов). Однако взлет свободной мысли в значительной мере был оторван от практики, абстрактная наука - от техники (хотя в тот период сделано немало крупных открытий);

 

 • возникновение мировых религий, переход от политеизма к монотеизму, что во многом было обусловлено усилением централизации в экономической и политической областях.

Мировые религии упорядочивали сферу идеологии, оказывали влияние на другие области духовной жизни и в то же время становились важным интеграционным фактором, облегчая взаимопонимание разных народов и государств, принадлежавших к одной вере;

 

• сложился строй общественно-политических отношений - демократия, в наибольшей мере отвечавшая требованиям самоуправления сообшества свободных людей. В развернутом виде этот строй характерен для Афин периода Перикла (VI в. до н.э.). Но это была демократия для избранных, а не для рабов, женщин, молодежи, чужеземцев. В греческих полисах, а затем в Риме был отработан сложный механизм функционирования демократического государственного строя. Своеобразие политической и экономической жизни античной цивилизации состояло в формировании и господстве полисов независимых, самоуправляемых городов-государств со многими признаками общины. Здесь возник особый тип древней собственности - полисная собственность.

 

Суть ее заключалась в том, что реализовать право собственности на землю могли только полноправные члены города-общины. Помимо права на землю, рабов и средства производства, граждане полиса имели также право участвовать в самоуправлении и в распределении всех доходов полиса. Полисная солидарность была одновременно и правом, и обязанностью граждан. Коллективизм полиса, его гражданская солидарность превосходно уживались с индивидуализмом, с высокой ценностью личности. Именно это сочетание позволило на базе мифологического мировоззрения, за исторически короткий срок выработать критическую философскую и научную мысль, ораторское искусство и литературу, философскую этику и технику строго логического мышления. Государственная власть в полисе могла принимать разнообразные формы, исследованные Платоном и Аристотелем, - демократии, тирании, аристократии, олигархии и т.д. Но при любых формах строго соблюдались равноправие и свобода граждан полиса. В античную эпоху цивилизация вышла за сравнительно узкие локальные рамки, впервые возникли мировые империи. Первое движение к ним на заре античной цивилизации выразилось в нескольких волнах греческой колонизации. Наиболее крупная и значительная из них - Великая греческая колонизация (VI 11-VI вв. до н. э.). Тогда значительная часть жителей греческих государствполисов основала колонии практически по всему побережью Средиземного, Черного и частично Азовского и Ионического морей. Это была еше не империя, поскольку каждая колония была независима от метрополии, хотя связана с ней тысячами духовных и экономических нитей, семейными узами граждан. Нечто подобное произошло в канун новой эры с многочисленными римскими колониями.

 

Колонизация способствовала развитию мореплавания, потоку новых знаний, возникновению географии и мировой истории, выходу мышления за узкие локальные рамки небольшой группы полисов. Экономические последствия колонизации состояли в освоении новых богатых природными ресурсами регионов, бурном развитии торговли колоний с метрополией и между собой, обогащении ассортимента товаров, взаимном общении культур разных племен и народов. Античный мир состоял из двух тесно взаимосвязанных и взаимозависимых частей - рабовладельческой цивилизации и варварской периферии. Рабовладельческие государства не могли существовать (и уж во всяком случае, процветать) без эксплуатации окружавшей периферии, но и первобытная периферия очень нуждалась в тесных связях, прежде всего экономических, с передовыми классовыми обществами. Варвары получали от своих более развитых соседей такие продукты и орудия, которые не умели еще производить сами или которыми не располагали в достаточном количестве и должного качества. Создавая насильственным путем мировые державы (империи), включавшие завоеванные и оставленные в подчинении автономные территории, рабовладельческие государства получали от них рабочие руки, необходимые продукты, налоги, воинов при набегах варваров на границы империи. Однако эти империи, покоившиеся на сильной единоличной власти и мощной армии, обычно были недолговечными и распадались после смерти своего основателя.

Обширная мировая империя была создана в результате походов Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.). Покорив греческие государства, Персию, Египет, Вавилонию, Среднюю Азию, Индию, молодой ученик Аристотеля основал империю, которая простиралась от Дуная до Инда, от Кавказа до Египта. Только внезапная смерть помешала ему захватить Аравию и Северную Африку. Империя Александра Македонского бьша недолговечной, но она способствовала распространению греческой культуры, науки, мифологии, политического и экономического строя на обширные территории. Локальная цивилизация приобрела отчетливо выраженные черты мировой. Гораздо более прочным образованием стала Римская империя. В период наибольшего своего расцвета (начало 11 в. н. э. при императоре Траяне) она охватывала почти всю Западную и Южную Европу, Переднюю Азию, Черноморское побережье, Северную Африку. В 395 г. она разделилась на Западную Римскую и Восточную Римскую (Византийскую) империи; последняя просуществовала более тысячи лет (до 1453 г.), но в более узких территориальных границах. Здесь уже четко прослеживается политическое и экономическое верховенство центра (метрополии), подчиненное положение колоний (провинций), устойчивые и разнообразные торговые связи, транспортные сети, смешение культур.

В последующих цивилизациях мировые империи многое повторяли из практики Римской империи. Античная цивилизация внесла огромный вклад в развитие разнообразных форм организации производства, собственности, обмена (получивших детальную регламентацию в римском частном праве), финансово-кредитных и денежных отношений и т. п. В эту эпоху впервые сложилось (особенно в период расцвета Римской империи) многоотраслевое хозяйство, в значительной мере ориентированное на рынок, сочетавшее мелкое производство, независимых крестьян, ремесленников, полузависимых колонов, крупные латифундии и крупные по тем временам производства, которые существовали в горном деле, в производстве мебели, керамических, текстильных и металлических изделий, оружия. К этому времени относится появление банков. Экологические последствия развития древних цивилизаций. В период расцвета античной цивилизации в пределах ойкумены жило около 50 млн человек. Развитие античных государств происходило не за счет повышенного потребления энергии. В среднем на одного человека потребление энергии увеличилось незначительно по сравнению с уровнем бронзового века. Возникает кажущееся противоречие - незначительное приращение энергопотребления привело к небывалому расцвету науки, ремесел, архитектуры, изобразительного искусства. На самом деле никакого противоречия нет, так как рабовладельческое общество прибегло к превращению в массовый источник энергии мышечную силу рабов. Наряду с домашними животными рабы стали основными поставщиками мускульной энергии. Величина давления на окружающую среду в античную эпоху составляла около 9100 единиц АДОС (табл. 3.2).

 

В античный период в облике заселенной части планеты произоuuш заметные изменения, особенно в Средиземноморье - на его европейском, азиатском и северо-африканском побережьях. Как известно, в наши дни большая часть Ближнего Востока представлена раскаленными каменными и песчаными пустынями. А ведь когда-то Сирия снабжала Египет лесом, а Рим - маслом и вином. Северная Африка тоже не была песчаной пустыней - в здешних обширных лесах Ганнибал ловил слонов для своей армии во время войны с Римом. Для строительства кораблей, храмов и дворцов бьши вырублены рощи ливанского кедра, после чего навсегда обнажились отроги гор, а красавец кедр остался только в государственном гербе Ливана. Достижения агрономии и скотоводства в Греции и Риме впечатляют. Но и здесь к середине 1 тыс. н. э. потенциал развития был в значительной мере исчерпан, прежде плодородные почвы истощены, и перед человечеством густо заселенной части планеты возникла угроза экологического кризиса. Интенсивная эрозия почв на склонах Балканских гор началась после уничтожения лесной растительности и в результате выпаса больших стад коз и овец. Разработка месторождений меди и глины приводила к изменению ландшафтов вокруг выработок, под влиянием хозяйственной деятельности изменялась местность вблизи городов. В долинах великих рек - Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Хуанхэ - возникла серьезная экологическая опасность вследствие засоления орошаемых почв, что привело к резкому снижению урожайности и невозможности прокормить возросшее население. И вновь человечество смогло найти выход из кризиса путем освоения богарных почв, применения железных орудий, расширения круга вовлеченных в производство природных ресурсов, обеспечив подъем земледелия, животноводства, ремесел и строительства. Важнейшим итогом развития цивилизаций древнего мира стало формирование пояса локальных цивилизаций. Каждая локальная цивилизация сохраняла свой ритм, некоторые локальные цивилизации, ярко вспыхнув, уходили в небытие; их место занимали другие, более молодые, активные, агрессивные цивилизации. Это обеспечивало постоянное обновление.

 

 

6. Особенности феодальной цивилизации.

Первые шаги феодальной цивилизации. Античную цивилизацию сменила цивилизация, которую условно называют феодальной, или эпохой феодализма. Феодализм – общественно-политическая система, основанная на частной феодальной (земельной) собственности и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодала крепостных крестьян. Разорившиеся крестьяне, потерявшие всякие надежды на удачу подмастерья, вынуждены были наниматься на работу к феодалам и городским богачам – владельцам мануфактур, чтобы не умереть с голоду. Так складывались феодальные хозяйства и формировались зачатки будущей индустриальной цивилизации.

В европейской истории выделяют три стадии феодализма:

1) становления (V-X-XI вв.);

2) развитого феодализма (XI-XV вв.);

3) позднего феодализма (XVI-XVIII вв.).

Начиная с IX в. центр мирового прогресса переместился в Европу, где складывалась сложная обстановка, вызванная отсутствием стабильного прироста производства продуктов питания из-за нестабильности политической обстановки, постоянных войн, мародерства и грабежей. Для растущего городского населения и регулярных армий требовалось все больше продовольствия. В IX в. население Земли составляло уже около 200 млн человек и проживало в условиях застоя, разобщенности, войн, эпидемий и частых неурожаев.

Период с X до середины XIII в. отмечен мощным демографическим подъемом – численность человечества почти удвоилась. Собственность на землю и прикрепление к ней в той или иной форме крестьян составили преобладающий фон экономических отношений в деревне. Отсюда слабо ограниченные права сюзерена (вплоть до права первой брачной ночи), многочисленные феодальные и церковные поборы и повинности, вызывавшие крестьянские восстания. Подобием этих отношений была жесткая цеховая регламентация в городах (ремесленные и купеческие гильдии).

Расширение торговли, решающий переход от домашней экономики к экономике рыночной, очередной демографический подъем были обусловлены не только развитием ремесел, достижениями цеховой организации производства, но и прогрессом земледельческой техники, усовершенствованием конного плуга, трехпольным севооборотом.

В этот период мировые религии выступали как интегрирующий (в условиях феодальной раздробленности) и стабилизирующий факторы.

В то же время религиозный диктат ограничивал свободную мысль. Религиозные ортодоксы насаждали нетерпимость к иным конфессиям, призывали к подавлению и уничтожению «неверных». Происходило множество войн, инициированных церковью или возникавших по религиозным мотивам. Крестовые походы привели к разрушению и разграблению десятков городов, в том числе Константинополя, гибели сотен тысяч людей на полях сражений и особенно от заразных болезней в разных странах как на Западе, так и на Ближнем Востоке. Но одновременно крестовые походы способствовали оживлению средиземноморской торговли и судоходства, освоению многих технических и культурных достижений Востока.

С середины XIV в. начался глубокий кризис раннефеодальной цивилизации. Неурожай 1315-1317 гг. стал причиной массового голода, за которым в 1345-1351 гг. последовала эпидемия чумы. Резко сократилась численность населения. В 1400 г. в мире жило меньше людей, чем в 1200 г.

В условиях аграрной культуры рост численности населения в каждый отдельный период опережает увеличение продуктивности сельского хозяйства. Кратковременный подъем производства может быть достигнут за счет чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов. Но стабильный прирост населения сверх уровня, обеспечиваемого продуктами питания, ставит под угрозу все социальное развитие. В это время человек жил на грани голода и качество его питания улучшалось очень медленно. Недостаточное питание на протяжении нескольких поколений ведет к катастрофическим последствиям: увеличивается вероятность эпидемий и их смертельного исхода для значительной части населения.

В средневековой Франции в результате опустошительных набегов норманнов, голода, болезней бывшие сельскохозяйственные земли были заброшены. На их месте стали восстанавливаться естественные леса. Природа быстро залечивала раны, нанесенные ей человеком. После окончания военных действий заброшенные территории стали вновь заселяться. Крестьяне расчищали участки для земледелия. Эпоха XI-ХIII вв. получила название «эпоха великих расчисток». При этом ярко проявился конфликт между человеком и природой. Войны и эпидемии способствовали восстановлению природных комплексов, в мирные же периоды – естественные ландшафты сменялись сельскохозяйственными угодьями, которые получили позже название «деревенский ландшафт».

Развитие научного познания. Достижения научной мысли античной цивилизации легли в основу дальнейшей эволюции познания, которая постепенно накапливала предпосылки для Великой научной революции середины XV – конца XVII в. Эта эволюция осуществлялась тремя самостоятельными, но взаимосвязанными потоками.

Первый поток – это подъем научной мысли на Востоке. В течение 500 лет, последовавших за крушением Рима, центр научной жизни переместился на восток от Евфрата. Ученые арабского мира унаследовали достижения греческой науки (прежде всего Платона и Аристотеля) и науки Индии и Китая. Такой синтез стал основой взлета арабской науки в VIII в. Наиболее крупные ученые этого времени – аль-Хорезми (конец VIII –начало IX в.), аль-Бируни и Ибн Сина (Авиценна) – жили в конце X – первой половине XI в. Им свойствен подлинный энциклопедизм. Аль-Хорезми был математиком, астрономом, географом, основателем алгебры. Аль-Бируни создал выдающиеся труды по астрономии, геодезии, физике, математике, ботанике, географии, философии, истории, этнографии. Он достаточно точно определил размеры Земли, впервые построил глобус, высказал предположение о вращении Земли вокруг Солнца, составил тригонометрические таблицы. Ибн Сина внес крупнейший вклад в развитие философии, медицины. Наука арабского Востока послужила импульсом для подъема научных знаний в Европе.

Второй поток – византийская наука, которая была прямой наследницей науки греко-римского мира. Рассматривая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний: лишь с XI в. они начинают привлекать опыт арабской медицины, переводить памятники восточной литературы, позднее возник интерес к арабской и персидской математике, к латинской схоластике и литературе. Для Византии типична фигура ученого, пишущего по самым разнообразным отраслям знаний – от математики до богословия и художественной литературы (Иоанн Дамаскин, VIII в.; Михаил Пселл, XI в.; Никифор Влеммид, XIII в.; Феодор Метохит, XIV в.). Культура Византии оказала большое влияние на соседние страны (Болгарию, Сербию, Русь, Армению, Грузию и др.) в области литературы, изобразительного искусства, религиозных верований и др. Велика была роль Византии в сохранении античного наследия и передаче его в Италию накануне Возрождения.

Далее центр научной мысли переместился в Западную Европу. Крупнейшими достижениями этого периода стали переворот в астрономии, совершенный Н. Коперником, развитый И. Кеплером и Г. Галилеем и завершенный небесной механикой И. Ньютона, в ряде теоретических и инженерных наук – Леонардо да Винчи, в философии – Э. Роттердамским, Н. Кузанским, Дж. Бруно, Т. Мором, Ф. Беконом, Р. Декартом, Т. Кампанеллой, в медицине – А. Везалием и У. Гарвеем. Дж. Бернал оценивает этот прорыв как интеллектуальную революцию, завершившуюся формированием науки, созданием сообществ ученых (Платоновской Академии во Флоренции, Королевского общества в Англии, Королевской академии наук во Франции). Не менее впечатляющие успехи были достигнуты в литературе (А. Данте, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Э. Роттердамский, С.Сервантес), театральном искусстве (Итальянская комедия дель арте, драматургия Лопе де Вега, В. Шекспира), живописи, скульптуре и архитектуре (Леонардо да Винчи и С. Рафаэль, Джорджоне и Тициан, Б. Микеланджело и А. Дюрер).

Поздний феодализм. Начиная с XV в., преуспевание человека в Европе приобрело устойчивый характер. Средневековье характеризуется многими техническими достижениями. В земледелии было принято трехполье и применен улучшенный плуг. Технической основой ремесленного производства стало водяное колесо. Эта эпоха получила даже название – «революция мельниц». Мукомольные мельницы, кузни, мыловарни, литейные мастерские, кирпичные заводы, лесопилки, кожевенные и войлочно-валяльные фабрики, текстильные мануфактуры, «бумаговарильни» – все это промышленное производство было привязано водяными колесами к берегам рек. В Англии, например, в XII-XIII вв. работали 150 сукновальных мельниц, имелись лесопильные и бумажные мельницы, а в деревнях мельницы для помола зерна и т.п.

Огромное значение в качестве тягловой силы приобрела лошадь. К крупным нововведениям той эпохи можно отнести использование бумаги и пороха, развитие часового производства, применение линз, очков и цветного стекла, морского компаса и кормового руля, что расширило возможности судоходства. Для выплавки металлов стали строить домны – большие плавильные печи, в которых использовался не только древесный, но и каменный уголь. Заметно увеличилось производство продуктов питания, что на определенный период обеспечило стабильный рост численности населения, которая к 1500 г. достигла 450 млн человек, а к 1650 г. – 550 млн человек.

Место мировых империй античного общества, основанных на военных завоеваниях, заняли торгово-политические империи и союзы, поддерживаемые той или иной религией. Одновременно это был период начала борьбы за политическую власть, укрепления могущества торговой и банковской буржуазии. Среди результатов этого процесса – нидерландская и английская буржуазные революции.

Интеллектуальной вершиной феодальной цивилизации стало несколько явлений – итальянское Возрождение, Великая научная революция, Реформация в Германии. В Италии после 1450 г. наблюдалось сочетание трех «образцовых революций»: демографической (подъем продлился до середины XVI в.), рождение территориальных государств, сельскохозяйственной (на пересеченных каналами равнинах Ломбардии). Все это происходило в общей атмосфере научных и технических открытий.

Вместе с тем это было время резкого обострения социальных конфликтов, народных восстаний, самые заметные из которых – Жакерия во Франции, крестьянская война в Германии. Монархи и феодалы вели бесконечные войны (Столетняя война между Англией и Францией 1337-1453 гг., общеевропейская Тридцатилетняя война 1618-1648 гг.), поскольку нуждались в постоянном притоке средств, которые могли получить, усиливая налоговый пресс на рождавшуюся буржуазию и крестьян.

В этот период стали развиваться города, но рост их был ограничен. В городах проживало не более 3-5% населения. Даже большие по тому времени города насчитывали 5-20 тыс. жителей. Лишь немногие столичные и крупнейшие торговые города достигали больших размеров. В Париже, Москве, Венеции, Лондоне, Севилье, Мадриде, Лиссабоне проживало от 200 до 500 тыс. человек. К 1700 г. Лондон насчитывал около 550 тыс. жителей и был самым большим городом Европы. В городах наиболее развитых в экономическом отношении стран, где имелось мануфактурное и фабричное производство, величину экологического давления на окружающую среду можно оценить в 2737,5 единиц АДОС. Потребление энергии сельским населением мало отличалось от античной эпохи. С учетом численности населения величина давления на окружающую среду всего населения составляла 83 950 единиц АДОС. В округленном виде данные о величине АДОС от эпохи феодализма и до начала XXI в. представлены в табл. 3.3.

Средневековые города отличались крайне неблагоприятной для жизни людей обстановкой. Из окон «романтических» замков, домов аристократов и богатых горожан ежедневно на узкие немощеные улочки городов выливались нечистоты. Окрестности городов были завалены отходами жизнедеятельности горожан. Вокруг средневекового Парижа, например, за его более чем тысячелетнюю историю выросли настоящие холмы мусора, по которым впоследствии прокладывали новые улицы. Люди месяцами не мылись (мыло было диковинкой), стирали белье, используя золу и песок. Наличие открытых сточных канав, недостаток чистой питьевой воды, грязь и скученность в кварталах бедноты – все это способствовало распространению массовых эпидемий таких острозаразных заболеваний, как оспа, брюшной тиф, дизентерия, чума и пр.

 

В средние века усилилась деградация природной среды. Отходы многочисленных мануфактур, мастерских, фабрик, привязанных водяными колесами к берегам рек, сбрасывались непосредственно в воду. Большое количество плотин на реках меняло гидрологический режим водотоков, пути миграции рыб.

Естественный растительный покров Западной Европы катастрофически сократился. Вырубка лесов вызвала изменения водного режима на большинстве больших и малых рек. Участились разрушительные наводнения, стали высыхать малые реки. Охота феодалов и браконьерство простолюдинов привели к уничтожению или поставили на грань исчезновения крупных млекопитающих в лесах Западной Европы – были уничтожены туры, зубры, сократилось поголовье благородных оленей, лосей, косуль. Оставалось очень мало медведей.

 

 

7. Индустриальная цивилизация .

В XVII-XVIII вв. европейские страны получали огромные прибыли от грабительской торговли с Индией, индонезийскими островами, Африкой, Америкой, от потока награбленных драгоценных металлов, пряностей. Но постепенно эти прибыли стали иссякать. Амстердам – торговая столица мира – пережил один за другим кризисы в 1763, 1772-1773, 1780-1783 гг. В 1771-1772 гг. Европу постигли катастрофические неурожаи. Переворот в технологическом способе производства стал неотвратимым.

 

Начало промышленной революции было связано с господством мануфактур, освоением месторождений каменного угля, развитием горной и металлургической промышленности, изобретением в 1712 г. парового двигателя, который сразу нашел широкое применение в промышленности.

 

Англия первой стала на путь индустриального развития и почти до 30-х гг. XIX в. оставалась единственной страной, использовавшей достижения научно-технического прогресса. Уже с конца XVIII в. стремительно росло число прядильных станков, паровых машин, фабрик и угольных шахт. Изменения в процессе индустриализации были связаны с новыми видами используемой в производстве энергии и проявляли себя, в основном, в виде роста производительности труда. Впервые в истории силы природы сняли с плеч человека существенную часть его трудового бремени, предоставив ему тем самым возможность добиваться гораздо большего, чем он мог до сих пор. Однако в остальном мире производство все еще приводилось в движение энергией людей, быков и лошадей.

 

В XVIII в. вместе с изменениями в промышленном производстве начали происходить существенные изменения в жизнедеятельности и образе жизни людей. Человек в индустриальной системе является творцом машин, строит и эксплуатирует их. Но созданное ради удовлетворения его потребностей машинное производство все больше подчиняет себе человека, навязывает ему ритм жизни, смена поколений техники угрожает безработицей. В то же время в жизни людей произошли многие позитивные явления. Очень важными были изменения в сфере личной гигиены. Поддержание чистоты тела, одежды и посуды, элементарная гигиена питания, умение бороться с насекомыми-паразитами и тому подобные вполне обычные для настоящего времени навыки появились относительно недавно. Еще в начале XVIII в. обычаи не есть руками, ежедневно умываться, менять белье, носить чистую одежду и другие гигиенические навыки постепенно распространились среди богатой части населения Европы, но только в XIX в. они стали прочно входить в быт народа. Этому способствовали, с одной стороны, преодоление замкнутости сельской жизни, с другой – массовое производство более рациональной и гигиеничной одежды, дешевых товаров массового потребления (белья, посуды), доступных гигиенических средств (мыла и пр.), медикаментов и т.п.

 

К началу 70-х гг. XIX в. индустриальное общество прочно утвердилось на земном шаре. Интересна характеристика достижений этого периода, сделанная К. Марксом и Ф. Энгельсом: «Буржуазия менее чем за сто лет ... создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, – какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!».

 

XIX век был периодом стремительного роста крупных городов, в которых условия жизни в богатых кварталах разительно отличались от существования людей в беднейших районах. На окраинах городов, населенных бедняками, периодически возникали очаги инфекционных болезней, которые угрожали всему населению. Крайне тяжелыми были условия труда рабочих на фабриках и заводах с 12-14-часовым рабочим днем. На предприятиях были заняты не только взрослые мужчины, но женщины и дети.

 

Новые экономические и технические возможности позволили в значительной степени нейтрализовать опасность широкого распространения эпидемических заболеваний в городах, которые при прежнем уровне соблюдения гигиенических норм и правил могли превратиться в опаснейшие очаги эпидемий. Развитие крупной промышленности сделало возможным переустройство жизни людей, создание более благоустроенных жилищ, развитие санитарной техники и оздоровление населенных мест. Уже в начале XIX в. стали осуществляться первые мероприятия по улучшению систем водоснабжения, канализации и очистки населенных мест. В результате резко сократилась смертность от холеры, чумы, брюшного тифа, дизентерии и др.

 

В XIX в. были приняты законы, ограничивающие труд детей, подростков и женщин и предписывающие соблюдение санитарных правил на фабриках. В 30-е гг. XIX в. в Англии была создана комиссия по изучению холеры. С 1840 г. под руководством врачей английский парламент провел обследование санитарного состояния городов и их рабочих кварталов, после чего был принят ряд мер по санитарному благоустройству городов. В 1848 г. в Англии был принят закон о ликвидации антисанитарии и предупреждении заболеваний.

 

В результате социально-экономических и медико-санитарных изменений в мире и, прежде всего, в странах, первыми вступивших в эпоху индустриализации, произошли заметные изменения в состоянии здоровья людей и в возрастной структуре населения. Численность населения Земли за 100 лет (с 1800 г.) выросла с 906 млн человек до 1,6 млрд человек. Продолжительность жизни населения увеличилась на 15-20 лет. Так, в Швеции с 1796 по 1896 г. продолжительность жизни мужчин выросла с 35,5 до 55,7 лет, женщин – с 39,4 до 59,3 года.

 

К достижениям индустриальной цивилизации можно отнести стремление к утверждению правового порядка, основанного на признании равноправия всех граждан и социальных слоев перед законом, на первенстве закона в регулировании правовых отношений. В кодексе Наполеона, ставшего символом буржуазной правовой системы и возродившего основные нормы римского частного права, были четко сформулированы принципы и механизмы охраны частной собственности и интересов личности, механизмы правового регулирования разветвленной системы рыночных отношений.

 

На протяжении индустриальной цивилизации четко вырисовываются несколько фаз политической жизни:

 

– период утверждения и распространения буржуазной демократии на основе целой серии буржуазно-демократических революций (нидерландской, английской, французской и др.);

 

– этап успехов демократии во второй половине XIX в. в развитых странах (с модификациями в Великобритании, Соединенных Штатах Америки, Франции, Германии и др.);

 

– отход от демократических принципов в тоталитарных государствах наблюдался, начиная с 20-х гг. XX в. и почти до конца столетия.

 

Промышленная революция не только способствовала научно-техническому прогрессу, но и оказывала отрицательное воздействие на окружающую среду. К началу индустриальной эпохи (1750) в регионах с наиболее развитой для своего времени промышленностью численность населения была около 10 млн человек. Их воздействие на среду своего обитания можно оценить величиной 0,073 • 104 единиц АДОС. Остальные 890 млн человек жили в условиях, приближенных к началу феодализма. Их антропогенный прессинг на окружающую среду составлял около 1,62 • 104 единиц АДОС.

 

В эпоху промышленной революции воздействие на окружающую среду стало еще более интенсивным. Были вырублены лесные массивы вокруг промышленных центров Англии, Франции, Швеции, России. Гибли сельскохозяйственные угодья в результате разработок угля и добычи нефти. В городах и, особенно в их промышленных предместьях, началось интенсивное загрязнение воздуха. В реки поступали массивные стоки промышленных предприятий. К концу XIX– началу XX в. воздействие на окружающую среду существенно возросло и достигло 0,51 • 104 – в отсталых странах и 2,9 • 104 единиц АДОС – в наиболее передовых в экономическом отношении странах.

 

Закат индустриальной цивилизации. Экономика индустриальной эпохи в промышленно развитых странах достигла неоспоримых достижений в могучем и длительном подъеме производительных сил, росте уровня жизни широких масс населения. Вторая половина XX в. кардинальным образом изменила условия жизни населения передовых стран и частично стран развивающихся. Благодаря крупномасштабному технологическому применению науки, возросшей мощи индустрии производительность труда повысилась в десятки раз, в быт большинства семей вошли комфортабельные жилища, оснащенные телевизорами, бытовой техникой, компьютерами, видеосистемами, часто сменяемые марки автомобилей, туристические поездки.

 

За счет успехов медицины были полностью или частично ликвидированы многие наиболее опасные инфекционные болезни. Появились способы успешного лечения онкологических и сердечнососудистых заболеваний. В большинстве стран мира удалось существенно снизить детскую смертность. Повысился уровень общественного здоровья и произошло беспрецедентное увеличение продолжительности жизни населения. За 50 лет (с 1950 по 2000 г.) в странах-лидерах, где и до этого продолжительность жизни была достаточно высокой (мужчины 63 года; женщины 69 лет), она увеличилась у мужчин на 11-12 лет и у женщин на 12-13 лет. В странах, которые несколько отставали в своем экономическом развитии и в послевоенный период имели среднюю продолжительность жизни в пределах 50 лет, рост был еще более заметным. Так, в Латинской Америке в 1950 г. средняя продолжительность жизни мужчин была 49 лет, а женщин 53 года, к 2000 г. она выросла соответственно на 17 и 22 года.

 

В то же время ярко выявились различия в социально-экономическом положении населения различных регионов мира и зависимость уровня общественного здоровья от качества жизни и таких его основополагающих факторов, как благосостояние и экологическая обстановка.

 

В середине XX в., благодаря деятельности выдающихся архитекторов, дизайнеров, гигиенистов, инженеров, изменились взгляды на характер жилища и облик городов. Они были воплощены в жизнь в процессе массового жилищного строительства и создания новых городов. Массовая автомобилизация жизни позволила многим людям покинуть загрязненные большие города и поселиться в экологически чистых предместьях в индивидуальных домах. Можно сказать, что, несмотря на увеличившееся загрязнение окружающей среды, значительная часть населения наиболее передовых в экономическом отношении стран стала жить в более комфортных условиях по сравнению с началом XX в.

 

XX век стал не только веком бурного роста населения, но и веком двух мировых войн, масштабы которых не с чем сравнить в истории человечества. Мощнейшая военная техника привела к гибели миллионов людей, подтвердив возможности уничтожения всего населения Земли или большей его части с помощью средств, созданных человеком. Последние аккорды Второй мировой войны – атомные бомбардировки в августе 1945 г. японских городов Хиросимы и Нагасаки – были особенно трагичны. Они потрясли весь мир. Ужас ученых и общественности перед грандиозностью средств массового уничтожения в определенной мере был перенесен и на всю современную промышленную технологию. Именно после Второй мировой войны началось активное природоохранное движение. Тревога за судьбу человечества особенно возросла после аварий на АЭС и предприятиях атомной (Кыштым – 1957; Три-Майл-Айленд – 1979; Чернобыль – 1986) и химической (Севезо – 1976, Бхопал – 1984) промышленности.

 

В экономически развитых странах количество энергии, вырабатываемой на душу населения, постоянно растет. С середины XIX в. потребление энергии на Земле возросло в 20 раз, а за счет ископаемого топлива – в 100 раз. В результате этого содержание в атмосфере двуокиси углерода увеличилось на 30%, метана – на 100%. Если же обеспечить все население планеты энергией на уровне потребления ее в индустриальных странах в 1990 г., то ее производство должно было бы утроиться. Подобный рост неминуемо обострил бы такие проблемы, как глобальное потепление климата, загрязнение атмосферы в городах и в сельской местности.

 

Страны «третьего мира», которые только находятся на пороге индустриальной цивилизации, проводят в области экологии политику, существенно отличающуюся от политики экономически развитых стран. Правительства и общественность стран Запада настаивают на уменьшении эксплуатации природных ресурсов, прекращении вырубки лесов, экономии электроэнергии и т.д., а развивающиеся страны рассчитывают вырваться из нищеты за счет усиленной эксплуатации своих природных богатств. Эти противоречия объясняются объективным положением в мире, которое можно проиллюстрировать таким примером. США, население которых составляет 4,8% всего населения Земли, потребляет 25% мирового количества энергии, а Индия (16% всего населения планеты) – только 1,5%. В конце XX в. 249 млн американцев только на кондиционирование воздуха использовали энергии больше, чем 1,1 млрд китайцев на все нужды. Понятно, что развивающиеся страны стремятся достичь уровня передовых стран, а для этого необходима большая энерговооруженность.

 

Эта проблема имеет еще один аспект, который можно обозначить как экологический колониализм. Выражается он в том, что страны с мощной индустрией размещают экологически вредные производства в слаборазвитых странах.

 

 

8. Постиндустриальная цивилизация

В недрах общества экономически развитых стран происходит формирование основ постиндустриальной цивилизации, которую называют еще информационной цивилизацией, так как она базируется в первую очередь на использовании информационных систем и вычислительной техники. Эта новая форма цивилизации декларирует, что ее содержанием и высшей целью будет свободный, творческий человек, яркая индивидуальность, раскрывающаяся в разнообразных видах деятельности и в общении. Это не значит, что исчезают противоречия, невежество, преступления, конфликты. Но способы разрешения постоянно возникающих конфликтов будут становиться все более цивилизованными, насилие над личностью становится исключением, а не правилом.

 

При оценке перспектив развития постиндустриальной цивилизации необходимо помнить, что страны, вступившие на путь постиндустриального развития, сохраняют в своих военных арсеналах оружие массового уничтожения. Между ними и другими странами с гораздо более многочисленным населением наблюдается острый конфликт интересов. От способов разрешения этого конфликта зависит судьба не только этих стран, но и всего мира.

 

В период становления постиндустриального общества неизбежна трансформация демографических проблем. Это относится, прежде всего, к динамике численности и структуры населения Земли, от чего зависят объем потребностей и возможность их удовлетворения при ограниченности ресурсов.

 

Общая численность населения Земли стремительно возрастает за счет населения развивающихся стран. Период удвоения численности населения сократился с 2500 лет в неолитической цивилизации, 1000 лет в античной до 150 лет в период становления и расцвета индустриальной цивилизации и 37 лет в период ее заката. В развитых странах происходит стабилизация или сокращение численности населения. Меняется и возрастной состав населения. В развитых странах в связи с сокращением рождаемости и увеличением средней продолжительности жизни населения растет доля старших возрастных групп. Поэтому экономически развитые страны заинтересованы в притоке молодого населения. Дисбаланс численности и структуры населения в развитых и развивающихся странах становится причиной многих как положительных, так и отрицательных социальных процессов. С одной стороны, эмигранты из африканских, азиатских, арабских стран компенсируют дефицит рабочих рук в Европе и Северной Америке, с другой – большая численность неевропейского, как правило, бедного, населения в странах Западной Европы формирует почву для ксенофобии и социальных конфликтов. Условием выживания и прогресса постиндустриальной цивилизации, видимо, должна стать взаимная ассимиляция значительной части этих столь различных в культурном, религиозном, антропологическом отношении групп людей. Этот процесс, если он произойдет, потребует период времени жизни нескольких поколений и приведет к повышенной биологической устойчивости новой человеческой общности. Другая, дифференцированная часть общества будет развивать в представителях своих групп толерантность (терпимость) по отношению к людям с другим цветом кожи, другой ментальностью, другой религией.

 

Для постиндустриальной цивилизации характерно формирование элементов новой этики, правил межличностных отношений, подчеркивающих стремление к независимости и самобытности каждого члена общества как уникальной личности, имеющей право самостоятельно строить свое поведение, считаясь, однако, с такими же интересами других.

 

Постиндустриальная цивилизация предполагает, что произойдут радикальные изменения в самом человеке, в его потребностях и способностях, знаниях и навыках. Это позволяет ожидать, что замедление, а затем стабилизация численности населения вместе с резким сокращением военных расходов позволит часть прироста национального богатства в результате технического прогресса направить на подъем народного благосостояния, улучшение качества жизни, решение экономических проблем. Лишь на этой основе удастся обеспечить опережающие темпы экономического роста развивающихся стран и сокращение их отставания в уровне и качестве жизни от развитых стран, в которых живет лишь 1/6 часть населения Земли.

 

На пути к постиндустриальной цивилизации неизбежны выработка и распространение более рациональной и экономной, менее расточительной модели потребления в развитых странах и развитие способностей удовлетворять эти потребности (прежде всего за счет собственных ресурсов и эффективного труда) в развивающихся странах.

 

Для построения постиндустриальной цивилизации важно учитывать ряд обстоятельств:

 

– необходимо понимание того, что многократно усложнившиеся экономические, технологические, экологические, социально-политические связи, ускорившийся ритм их перемен делают невозможной эффективную деятельность в любой сфере без современного научного знания, непрерывного его пополнения и обновления;

 

– новая цивилизация нуждается в научно-технической революции взамен науки XX в., которая не смогла предвидеть кризисные явления индустриальной цивилизации и сколько-нибудь существенно облегчить муки рождения нового общества;

 

– стремление людей, достигших сравнительно высокого уровня удовлетворения потребностей в питании, одежде, комфортном жилище, насыщенности электронной бытовой и информационной техникой, к духовной сфере, разнообразным видам искусства.

 

Меняется роль образования в постиндустриальном обществе. Оно направлено на всестороннее развитие самобытных личностей, способных к творческому мышлению, адаптации к быстро меняющимся условиям быта, обучения, труда, отдыха. Образование становится непрерывным, охватывающим все стадии жизненного цикла каждого человека, обеспечивающим постоянное обновление и пополнение знаний и навыков. Меняется само содержание образования: вместо ориентации на послушных исполнителей частичных функций первенство отдается гуманитарным дисциплинам, широкой политехнизации обучения, воспитанию готовности к неоднократной перемене труда.

 

Предполагается устранение господства идеологии правящей элиты, которое подавляет и нивелирует индивидуальные идеалы. Самостоятельный человек свободен в выборе мировоззрения, вероисповедания, целей жизни.

 

Постепенно формируется представление о постиндустриальной технологической революции. В первую очередь имеется в виду технологический способ производства, который базируется на распространении гибких автоматизированных производств, миниатюризации техники и компьютеризации всех видов трудовой деятельности, освобождении человека от тяжелого физического труда и жестокого подчинения машинному ритму, высвобождении его времени и силы для творческого процесса, умственного труда.

 

Изменяется структура производимой техники (увеличивается производство техники, непосредственно предназначенной для удовлетворения потребностей человека), характер ее применения сводит к минимуму тяжелый физический и монотонный труд.

 

Освоение биотехнологии, нетрадиционных энергоресурсов, безотходных технологических процессов, более экономных способов преобразования вещества природы без нанесения непоправимого ущерба окружающей среде позволит с гораздо меньшими удельными затратами и потерями удовлетворять постоянно растущие потребности населения.

 

Быт человека в результате информатизации становится более насыщенным: четко обозначается тенденция переноса центра тяжести в труде и творчестве в жилища, оснащенные компьютерными системами, мультимедиа – в «электронные коттеджи». Современные информационные технологии позволяют людям, находясь дома, приобщаться к мировым достижениям музыкальной, театральной, кинематографической культуры, видеть художественные выставки в музеях всего мира, получать книги из любой библиотеки.

 

Углубляется социальная стратификация общества. Интересы множества социальных групп в значительной мере противоречивы, соотношение их сил меняется, социальные противоречия сохраняются. На стадии зрелости постиндустриальной цивилизации, вероятно, будет наблюдаться гармоничное сочетание социальных отношений, устранение крайних форм противоборства различных социальных групп и усиление кооперации, сотрудничества между ними в решении общих задач, стоящих перед обществом.

 

Постиндустриальная цивилизация возможна только при свободном перемещении людей по всей планете.

 

Принципиально изменится характер медицинского обслуживания населения. Произойдет резкое снижение всех видов болезней, будут успешно лечиться ныне неизлечимые недуги. Сформируется медицина, направленная на повышение уровня здоровья практически здоровых людей.

 

Одно из базовых положений постиндустриальной цивилизации – полное устранение негативных влияний человеческого общества на окружающую среду. Очень важна тенденция, направленная на экологизацию производства, предусматривающая применение все более жестких экологических норм, комплексное использование природного сырья, замену его синтетическими материалами, использование безотходных и малоотходных технологий, сокращающих вредные выбросы, адекватные способы уничтожения (нейтрализации) вредных отходов производства. Постиндустриальная цивилизация будет тесно связана с освоением космоса. Первоначально посещение иных планет и их естественных спутников будет преследовать исследовательские цели, впоследствии начнется получение необходимого сырья, возможно, в далекой перспективе, произойдет заселение космического пространства.

* * *

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что человечество в своем развитии от палеолита до наших дней прошло сложный путь. При этом надо подчеркнуть, что люди двигались по этому пути не в одиночку и не отдельными группами. Это был мощный поток, который состоял из больших человеческих общностей, обладавших особой культурой, орудиями труда, религиозными воззрениями, сформировавшими систему управления и государство, понимавшими суть природных процессов и явлений, которые их окружали. Развитие человечества изобиловало ошибками, неудачами, роковыми заблуждениями, потерями, но общий вектор движения был прогрессивным.

 

В результате расселения людей, прогресса производительных сил на планете сложилось социально-историческое или общественно-историческое пространство – социально освоенная часть природного пространства, пространственно-территориальный плацдарм жизнедеятельности общества и предметного мира человека, среды обитания людей.

 

В истории человеческого общества после длительного периода, в течение которого господствовал первобытнообщинный строй, последовательно сменялись цивилизации:

 

– неолитическая;

 

– древних рабовладельческих империй;

 

– античных государств;

 

– раннефеодальная;

 

– средневековая (феодальная);

 

– индустриальная;

 

– формирующаяся постиндустриальная.

 

По мере того, как одна цивилизация сменялась другой, степень освоения (поглощения) обществом природного пространства постоянно повышалась, особенно в связи с развитием промышленности, урбанизацией, ростом населения, миграцией. Природное пространство замешалось общественно-историческим. Это пространство имеет сложную континуальную и одновременно дискретную структуру. Поскольку люди расселились практически по всей планете, обитаемое пространство имеет сплошное – континуальное – распространение. Но, так как человеческие общности живут в рамках различных локальных цивилизаций, эти цивилизации образуют в пространстве и времени дискретные территориальные единицы. Они могут сливаться, например, в результате военных завоеваний (империя Александра Македонского) или разделяться (распад Римской империи).

 

Прогресс человечества ярко проявился в росте численности населения. Чем выше становился уровень развития цивилизаций, тем быстрее росло число жителей Земли.

 

Постепенно менялось самоощущение человека и вместе с тем его социальный статус. В каменном веке все люди были существами зависимыми от природных условий, от тех пищевых ресурсов, которые они могли добыть охотой, собирательством, рыболовством. В эту эпоху человек решал только сиюминутные проблемы – как добыть пишу на сегодняшний день, где устроиться на ночлег и набрать топливо для вечернего костра. Но уже в это время люди научились объединяться для совместной охоты на крупных животных.

 

В неолите человек смог ослабить свою зависимость от природы, перейдя от присваивающего типа хозяйства к производящему. Земледелие и скотоводство позволили накапливать запасы продовольствия и думать о проблемах завтрашнего дня. Неолитический человек сделал огромный шаг в будущее, создав постоянные поселения и первые города.

 

В неолите началось социальное расслоение общества и понимание неравенства людей. Возросшая численность населения, использование земледельческих орудий труда и выжигание лесов для возделывания полей в несколько тысяч раз, по сравнению с охотой и собирательством, увеличили величину антропогенной нагрузки на природные комплексы.

 

Рабовладельческая цивилизация древних империй создала письменность и художественные произведения, зафиксировав свое прошлое и настоящее. Люди осознали необходимость образования. Наиболее образованные представители цивилизации осмысливали настоящее и задумывались о будущем своего народа и всех людей. Религиозные воззрения приобрели четкие очертания. Пантеон богов и их соподчиненность отражали в мистической форме порядки, господствовавшие в обществе. Огромную роль в жизни общества играли правители и каста жрецов. В эту эпоху люди освоили принципы управления сложными гидротехническими системами, коллективами строителей, состоящими из рабов и вольных рабочих, большими военными отрядами и т.д. Увеличивалась численность населения и его техническая вооруженность, и, соответственно, величина антропогенного давления на окружающую природную среду.

 

Античные цивилизации Средиземноморья, базируясь на использовании рабского труда, сформировали представление о демократии, о независимости человеческой личности. Появившиеся в те времена законы не утратили своего значения до наших дней. Созданные в Древней Греции и Древнем Риме боги были очень похожи на людей, их сотворивших. Античной цивилизации человечество обязано появлением многих наук, ремесел, медицины, архитектуры, литературы, драматургии.

 

Феодальная цивилизация, устранив рабский труд, закабалила свободных земледельцев. В этот период стала широко использоваться энергия ветра и воды для сооружения различных мельниц. Это позволило высвободить большую прослойку людей для технического и художественного творчества. Феодализм заменил политеизм ранних обществ монотеизмом. Единый бог был более понятен народу. Идея – один бог, один царь, один народ – сплачивала людей в период объединения разных племен и формирования государств на месте развалившихся империй.

 

В отдельных странах подспудно началось формирование индустриальной цивилизации. Постепенно этот процесс захватывал все большее число государств.

 

Наиболее яркое проявление особенностей индустриальной цивилизации наблюдалось во второй половине XX в. Сущность человека этой цивилизации крайне противоречива. С одной стороны, в этот период наблюдался небывалый взлет гуманистической мысли, выдающиеся писатели, ученые, прогрессивные клерикальные деятели боролись за демократические принципы во всех странах, за раскрепощение человеческого духа, за справедливое распределение экономических благ и социальных возможностей. С другой стороны, XX век – эпоха двух мировых войн, тоталитаризма, концентрационных лагерей в Германии и Советском Союзе. Смерть от голода и инфекционных болезней в развивающихся странах на фоне благоденствия развитых стран – это тоже приметы XX в.

 

Индустриальная цивилизация базируется на исключительной технологической мощи, которая не только позволяет максимально использовать природные ресурсы на благо людей, но и грозит существованию самого человеческого общества. Антропогенное воздействие на окружающую среду в начале XX в. возросло по сравнению с неолитической цивилизацией в сотни тысяч раз. В конце XX в. оно увеличилось еще примерно в 20 раз.

 

В начале XXI в. в наиболее развитых странах формируется постиндустриальная цивилизация, которая может стать счастливой вершиной развития человечества за весь период его существования. Но новая эпоха может стать финальной для населения планеты, если все страны и в первую очередь страны с ядерным оружием не решат многочисленные спорные вопросы мирным путем.

 

 

9. Экологические последствия смены цивилизации на территории России.

9-14 век:

1)Вырубка лесов для постройки жилищ;

2) Изменение природы в местах добычи руды;

3)Подсечно-огневое хоз-во со всеми вытекающими;

4) Одомашивание животных.

 

14-17в:

1) Из-за охоты снизились популяции: зубр, бобр;

 2) Нарушение естественного хода воды из-за гидротех. сооруж

 

18-19в:

1)Паровые двигатели,строительство жд со всеми вытекающими ;

2)свалки в/г городов, канализации, как следствие, эпидемии

3) Истощение почв

 

Социализм:

1)Радиационное загрязнение;

2)Индустриализация с вытекающими

 

 

10. Хозяйственно-культурные типы.

 

Хозяйственно-культурный тип — комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях[1].

Главным разделительным элементом является способ производства конкретных обществ. При сходной историко-географической ситуации могут возникать тождественные хозяйственно-культурные типы у народов, живущих в разных частях континента, находящихся далеко друг от друга.

М. Г. Левин и Н. Н. Чебоксаров классифицировали способы производства на три последовательных хозяйственно-культурных типа:

  • Охота, собирательство и рыболовство
  • Ручное земледелие (в том числе и мотыжное, без участия тягловой силы) и скотоводство
  • Пашенное земледелие[2]

Охотники, собиратели и рыболовы

Самые древние формы производства. Источником существования людей являются дикорастущие растения, дикие животные и рыболовство. Это т. н. присваивающий тип производства. Н. Н. Чебоксаровым было отмечено, что это не совсем так, ведь люди производили орудия для охоты, делали приспособления для рыбалки и т. д.[3]

Классификация подтипов исходит из естественногеографических условий:


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!