Лейтмотив в творчестве Хаски на примере песни «Дурачок»



Жанровые особенности рэпа

Возникновение рэпа

Рэп появился в конце прошлого столетия в Америке. Тогда для массовой культуры он был чем-то непонятным, абсолютно новым, люди считали, что читает рэп тот, кто не умеет петь. Сейчас же – это самый популярный жанр музыки в мире, в первую очередь, из-за своей доступности. Читать рэп может любой, у кого есть микрофон. Не у всех есть своя музыкальная группа и вокальные способности, особенно, там, где рэп зарождался.

Отличительная черта рэпа – самобытность. Первые, кто начал читать рэп, были обычные жители Американского гетто. Гетто — части крупных городов, отведенные для добровольного или принудительного проживания меньшинств, в современном мире в результате социального, правового или экономического давления. В таких районах очень сложно выживать – высокий уровень преступности, бедность, распространение наркотиков, отсутствие образования и так далее.

Рэперы об этом и читали. О тех проблемах, с которыми они сталкиваются постоянно, от которых никуда не убежишь; этим рэп и привлёк внимание общественности. В то время как государство и СМИ пытались обходить проблемы гетто стороной, рэперы публично освещали то, что на самом деле происходило на улицах.

Рэп в России

Русский рэп в классическом понимании появился уже в начале двухтысячных. Первые исполнители в девяностых годах пытались копировать американскую манеру и стиль поп-рэпа, своя индивидуальность сформируется чуть позже.

Рэп в России отличается той же самобытностью, только проблемы, которые поднимают авторы, немного различаются. Здесь не гетто, скорее, спальные районы на окраинах городов. Образ рэпера остался тем же: обычный человек без большого достатка, который ежедневно сталкивается с проблемами бедной жизни. Так же, в текстах некоторых рэперов поднимаются вечные проблемы – в них говорится о жизни и смерти, об одиночестве, о любви, о будущем и прошлом, о судьбе, о социальных проблемах.  

Таким образом, для меня рэп делится на две части: первая – исполнители, копирующие образ и саму музыку с запада, и вторая – те, кто поднимают важные для самих себя и своего окружения вопросы.

 

3

Что такое хорошая поэзия

Писатели о поэзии

Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает… Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело.

(Лев Николаевич Толстой)

Поэты берутся не откуда-нибудь из-за моря, но исходят из своего народа. Это — огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его.

(Н. В. Гоголь)

Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное бесстрашное слово правды.

(Максим Горький)

Критерии хорошего стиха

На основе этих и многих других высказываний я написал приблизительный список самых важных составляющих хорошего стихотворения, на который буду ориентироваться, изучая текста Хаски.

1). Искренность (описание эмоций и переживаний, неразрывно связанных с личностью автора)

2). Соблюдение правил ритма и рифм или уместное их нарушение (ритм может влиять на настроение стихотворения, рифмы – на его звучание. Всё это должно соответствовать друг другу)

3). Креативность (необычный взгляд на разного рода вещи, отсутствие штампов)

4). Владение языком (использование подходящей по стилю лексики, отсутствие лексических ошибок. Отсутствие графомании, использование максимально точных описаний чего-либо, например, чувств)

5). Понимание себя (автор понимает, кто он и откуда, является самим собой и знает, что хочет сказать).

 

4

Чем интересен Хаски

«Хаски (настоящее имя — Дмитрий Николаевич Кузнецов) родился 4 февраля 1993 в Улан-Удэ. Российский хип-хоп-исполнитель. Известен необычной манерой исполнения песен, мрачными текстами и сложной рифмовкой» [1]

«Первое, что бросается в глаза в его случае, – несоответствие внешнего образа и качества материала. Имидж Хаски – «гопник» в «спортивках» с будто бы пьяным голосом. При этом его тексты представляют собой довольно насыщенную поэзию со сложными рифмами и богатыми метафорами. Получилось будто бы «для народа», но и эстетам нестыдно похвалить за модный бит и силу слова» [2]

5

Содержание текстов Хаски

Проблематика в текстах Хаски

1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Несвобода, бедность, алкоголизм, нечестность людей у власти.

2. ФИЛОСОФСКИЕ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Одиночество, отрешённость, брошенность, блеклость и отвратительность мира вокруг, отверженность богом.

Социальная проблематика

Хаски «Панелька»:

«Знать ту самую палатку в околотке

Давиться полторахой на коробке

Дым кусками засовывать в горло

В день, когда по-особому перло

Убегать, под пуховиком — тулово парное

Голова гудит, в голове гундит пуля-паранойя

Мимо матери, прямо в похмельный сон

Новое утро, панельный стон, панелька.

Набито панельное брюхо!

Панельного неба краюха!

Еду по России, не доеду до конца

Еду по России, не доеду до конца

Еду по России, не доеду до конца

Где панелька моего отца»

 

6

Философская проблематика

Хаски – «Отопление»:

«Когда ЖЭК отключит отопление

Я обхвачу колени твои, чтоб не околели

Господь достанет укулеле, сядет у изголовья

Сыграет колыбельную, зыркая исподлобья

И твои глазки заколочены, и твои руки руками моими закавычены

Господь поймает бричку у обочины

И по делам укатит как обычно, как обычно...»

Тематика в текстах Хаски

Хаски – «Бит шатает голову»:

«Я глядел во все глазищи, но увидел лишь одно:

Бесконечные трущобы в бесконечное окно…»

Тематика Хаски: бедные спальные районы, старые пятиэтажки, улицы, метро, квартиры. Люди здесь - «дрянные обитатели маленьких кухонь». Описывается быт обычного русского человека таким, каким его видит Хаски – холод, серость, однообразие жизни на окраине.

Хаски «Тараканий бог»:

«Я втихомолку ненавижу свою каморку

Сырую простынь, залитую кофе конфорку

Пьяную муху, ее дрейфующую тень

Сердечный ход, ведь с ним рифмуется мигрень: "тик-так"…»

7

Лейтмотив в творчестве Хаски на примере песни «Дурачок»

Я хотел бы рассмотреть песню Хаски «Дурачок» и её смысл как главный мотив его творчества.

«Хаски выстраивает историю, которую достаточно несложно воспроизвести фабульно: пьяная мать продаёт своего умственно отсталого сына неким неназванным заезжим для последующего физического надругательства – принуждения к совокуплению на глазах у «сударынь и сударей»; эта совершенно дикая картина, как отмечает один из комментаторов песни, стоит где-то в одном ряду с кинофильмами фон Триера и Балабанова.

«Грузи его, братуха, заводись и были

И когда рухнут занавесы пыли

Баба забитая, теребя сарафан

Сама себе завидуя, развернет целлофан»

Хаски выстраивает не столько некий социальный нарратив, сколько миф о социальном, миф о полной несправедливости и унижения мире, в котором «дурачок» всегда поругаем, всегда подвергается насилию и испытывает ужас по отношению к этому миру.

И, пожалуй, именно у Хаски «дурачок» выступает в роли, максимально близкой к своей традиционной культурной семантике: это не глупец, а ребенок, вызывающий у окружающих снисхождение и жалость, близкий к юродивому.

Мы приходим к пониманию того, что перед нами текст не о том, как «сильные мира сего» унижают дурачка, а о том, как сам мир «насилует» поэта. Финальное «Что есть творчество? / Это когда десять дурачков следят за тем, как один корчится» позволяет как минимум двойную трактовку: это, с одной стороны «десять дурачков» - читателей, следящих за творческими корчами поэта, а с другой, «десять дурачков» – это сам поэт, следящий за мучением слабого и унижаемого человека, который есть единственная достойная тема поэзии» [3]

У Хаски – «дурачок» - поэт, «корчащийся» в творческой муке наблюдений за античеловечным миром. Он же – тот, с кем Хаски себя ассоциирует.

8

Форма текстов Хаски

Структура анализа формы

1. Символы

2. Лексика, рифмы

3. Голос, исполнение

4. Музыка, минусы

5. Образ артиста

Символы в текстах Хаски

Окно как символ

У Хаски почти в каждой песне встречаются строчки, так или иначе связанные с окном или стеклом. Чаще всего это метафора ухода из жизни, иногда – невозможностью достучаться до реального мира из своей комнаты через это окно, символ бесконечности, иного мира.

«Бесконечные трущобы в бесконечное окно»

«В каждом окне солдаты трущоб улыбаются мне»

 «Уехав на войну, он уехал умирать

А я остался здесь птицей-говоруном

Испуганным ребёнком за пластиковым окном»

«Но я разбрызгался и матерное что-то плету

Притворись моей матерью, я тебя уведу

Я буду твоим сынишкой, махать тебе во все окна

Наскучит — продашь меня, если примет комиссионка»

«Из пластмассового мира потайное окно»

 

 

9

«В искусстве светоносный элемент интерьера стал ключевым смыслом, а персонаж, всматривающийся в неведомые дали за окном, — излюбленным героем. В этом сюжете закладывалась противоречивая символика: с одной стороны, читался призыв оторваться от унылой повседневности, покинуть пределы дома, мещанского существования и устремится вдаль, а с другой — очевидная невозможность уйти от реальности банальной жизни» [4]

Окно – символ, связывающий внутренний мир героя с внешним, обычный мир и иным. Это метафора надежды, перемен, шага в неведомое.

Слепота как символ

Интересно, что наряду с метафорой окна у Хаски присутствует полная противоположность этого символа – слепота. Одна песня, в которой Хаски сравнивает своё «плохое Я» с кротом, целиком построена на этом образе.

«Я умою дымом глаза, слепые, как волдыри

Везите меня вприпрыжку, трамваи-поводыри»

«Где, прикидываясь мной, шалый от слепоты

Актеришка-Господь целует твои следы, ненавижу»

«Я буду петь свою музыку

Самую честную музыку

Музыку сломанных глаз»

«Моя мечта — ослепнуть

На свет хоть напоследок выглянув»

«Слепота символизирует нежелание видеть действительное положение вещей, или внутреннее зрение. Индусы относились к слепому как к чужаку, который «видит иные вещи, иной мир», что перекликается со значением метафоры окна» [5]

Автор не хочет видеть реальный мир – он для него мерзок и жесток. Окно как выход для него в этот мир является самоубийством, поэтому он интроспективен, сфокусирован на себе.

10


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 5416; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!