На тему : «Полезные упражнения для соединения тембров в вокальном ансамбле»

Содержание

· Введение

· Тип певческого голоса и его место в вокальном ансамбле

· Слияние голосов

· Упражнения на слияние голосов

· Общие рекомендации

· Аккордовые упражнения

· Разучивание партий

· Исполнение композиции

· Заключение

· Список литературы

 

Введение

Ансамбль – это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания. Ансамблевое пение – это сложный вид искусства, оно требует владения вокальными, певческими знаниями, умениями и слуховыми навыками. Чем лучше певец владеет техникой, тем больше он может сосредоточиться на художественном замысле, на художественном образе произведения.

Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение в ансамбле по своим ощущениям отличается от сольного. Если сольное пение в основном символизирует горизонтальное мышление, то ансамблевое – это объемное и вертикальное мышление. На занятиях вокального ансамбля обязательно идет работа над постановкой голоса и певческого дыхания. Значительную часть занятия следует отдать упражнениям, развивающим ладовый слух и дающим навыки многоголосного пения. Это нужно для того, чтобы ученики не механически воспроизводили свои партии, а слышали и чувствовали красоту гармонии. Только тогда вокальному ансамблю будет доступен сложный и интересный репертуар.

 

Тип певческого голоса и его место в вокальном ансамбле

 

Чтобы выявить характер голоса и определить какую партию ему поручить в ансамбле, нужно начинать с «распевки», с каждым в отдельности.

В ходе распевания, руководитель определяет тип голоса, его диапазон, выявляет качественные (тембровые) характеристики певческого звука. 

Необходимо знать, что в эстрадном пении, деление на типы голосов условное. Это обусловлено тем, что эстрадные вокалисты поют в натуральном регистре. У них нет искусственно расширенного высокого участка диапазона, с использованием головных резонаторов.

В эстрадном пении голоса различаются, соответственно своей «массе», как высокие и низкие, плюс индивидуальные качества певческого звука.

 

 

Слияние голосов

 

Прежде чем начинать работу по выработке единого певческого звукообразования у всех участников вокального ансамбля, важно выявить такие нюансы характера голоса как прозрачные, плотные, легкие, тяжёлые, звонкие, приглушённые, звучные, тихие и т.д.

Если в ансамбле только девушки или только юноши (однородный состав) и характеристики их голосов примерно совпадают, то это облегчает работу педагога.

 Если же состав смешанный (девушки + юноши) в котором у одной девушки голос звонкий, с сильным сигналом, у другой глуховатый со слабым звуком, а юноша с резким высоким голосом, второй с мягким тембром и если у них ещё и различные школы пения – задача усложняется.

В таком случае, каждому составу, следует подобрать соответствующие распевки, с целью добиться умения петь упражнения без «своего» тембра, без «своей» вибрациии «своей» силы звука. Каждый слушает своего соседа, стараясь при этом «утопить», «спрятать» тембр своего голоса, в тембре голоса поющего рядом. Каждый следит, чтобы его голос не выделялся и не терялся в общем звучании, которое должно восприниматься поющими как исходящее из одного источника, одного тембра, одной громкости и с общим вибрато.

Лучшие упражнения для выработки единого певческого звукообразования – это диатонические гаммы и арпеджио.

Упражнения и гаммы исполняются в подвижных темпах, напористым, полным звуком. Чем выше тесситура, тем больше опоры на мышцы низа живота.

Распевки поются в унисон (если состав смешанный – в октавный унисон), в диапазоне свободно, без напряжения берущихся звуков. При этом, в нижнем регистре, юноши поют субтоном, девушки «включают» грудной регистр голоса и поют на pp.

 

 

Упражнения на слияние голосов

 

 

 

Юноши поют упражнение до Ре первой октавы и возвращаются на исходную, девушки поют до Си первой, ждут, когда юноши споют свой оборот и присоединяются к ним с этой же ноты.

Такты на три четверти просчитываются вслух или отмечаются телодвижением.

Педагог играет упражнение двумя руками в малой и второй октавах.

Во всех упражнениях в слоге уВа, гласную у произносить как английский W, исполняя его как форшлаг к слогу Ва.

 

Гамма для распевок ансамбля выглядит так:

 

 

Петь по полутонам вверх до Ре второй октавы. Юноши вступают с ноты Ля малой октавы и поют до Фа первой.

 Руководитель играет упражнение двумя руками в малой и первой октавах.

Все упражнения петь от начала до конца, и только после этого руководитель делает замечания, даёт установку на исправление ошибок, и снова полностью выполнить весь ход упражнения.

 

Общие рекомендации

 

Петь упражнения нужно на том участке диапазона, на котором голоса ансамбля чувствуют себя удобно. Если состав смешанный, ни в коем случае не распевать отдельно юношей и девушек. Только вместе! Там где, скажем, тенорам высоко, они опускаются на октаву или пропускают высокие ноты.

Следить за динамическим и тембровым балансом голосов. Не допускать выделения какого либо голоса.

Атака во всех видах упражнений любая, но единая для всех поющих в ансамбле.

Чётко артикулировать скэт. Использовать только предлагаемые слоги.

Распевать ансамбль следует до десяти минут.

Обязательно применять нюансировку, различные тембровые оттенки и динамику.

Во время исполнения упражнений, ученики обязательно отбивают доли такта ступнёй.

 

 

Работая с вокальным ансамблем, следует добиваться:

 

1. Одновременного и бесшумного вдоха.

2. Однотипной атаки.

3. Инструментальной эмиссии звука.

4. Динамического баланса голосов.

5. Хорошо смешанного, «общего» тембра.

6. Чётко одновременного начала и концовки упражнений.

7. Строгого выполнения штрихов, пауз и нюансов.

    8. Устойчивой и чистой интонации.

    Во время исполнения упражнений, ученики обязательно отбивают ступнёй ноги доли тактов.

Когда унисон будет выполняться уверенно и чётко, ансамбль переходит к упражнениям гармонического склада.

 

 

Аккордовые упражнения

 

Аккордовые упражнения петь piano. Руководитель определяет вид атаки, даёт настройку на фортепиано одним звуком или аккордом и просчитывает паузы вслух. Темпы медленные.

Участники ансамбля внимательно слушают настройку и лёгким звуком, без подъезда, начинают упражнение. Вслушиваются в каждый звук, интервал и аккорд. «Растворяют» в общем звучании свой голос. Все аккордовые упражнения исполняются на crescendo.  

Руководитель сам выбирает удобную тесситуру упражнений.

 

 

В следующем упражнении паузы отмечает руководитель. Исполнение свободное, по руке педагога.

 

 

В медленном темпе и очень свободно.

 

 

 

Этим этюдом можно заканчивать распевку вокального ансамбля.

 

Скэт подобрать удобный, паузы выдерживать, нюансы соблюдать. Выучить наизусть. Петь в различных тональностях и темпах.

 

 

Разучивание партий

Прежде чем ученики выпишут каждый свою партию для разучивания, необходимо ознакомить их с композицией, напеть каждую партию, обратить внимание на детали и характер интерпретации.

    На следующем уроке ученики поют по отдельности, каждый свою партию. Педагог играет эту же партию в октавный унисон, выдерживая фразировку задуманного общего звучания песни. Затем партии поются парами голосов: первый и третий, второй и четвёртый.

И только на третьем уроке происходит соединение всех голосов. Сразу же обратить внимание на фразировку и баланс голосов.

На четвёртом уроке можно требовать исполнения нюансов и намеченной динамики композиции.

 

Исполнение композиции

Исполнение эстрадной музыки имеет свои особенности:

а) допускаются отклонения от ритмического рисунка мелодии, зафиксированной в нотной записи.

б) принципиальное значение имеет способ звукообразования и манера интонирования.

 в) каждый исполнитель должен обладать чувством свинга и острым ощущением ритма.

 г) в ансамбле необходим лидер, способный повести за собой группу, в наибольшей степени владеющий навыками эстрадного исполнения

 

Заключение

При соблюдении определенных условий и принципов, методической последовательности, при выборе необходимых упражнений можно сформировать правильное звуковедение, вокально качественное исполнение. Вокальные упражнения необходимы, они способствуют снятию зажатости и сиплости в голосе, выравниванию звука, интонации. Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Задача и сложность состоит в разрушении неверных навыков и формировании и закреплении правильных с помощью упражнений.

Главным условием пения является полная физическая свобода, которая достигается при постоянной тренировке. Подбор упражнений осуществляется исходя из психофизических особенностей учащихся разного возраста. Весь певческих процесс ориентируется на физические возможности участников вокального ансамбля. Регулярное выполнение упражнений позволит закрепить необходимые условные рефлексы, сконцентрировать творческое внимание, настроить сложный процесс звукообразования.

Навыки, формирующиеся во время распевок, впоследствии становятся рефлекторными. В одном упражнении можно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения должны быть выстроены в определенном порядке от простых к сложным.

Пение не может не выражать никаких эмоций. Даже в упражнениях следует стремиться к определенной эмоциональной окраске голоса.

Список литературы:

  1. Белоброва Е. Ю. «Рок-вокалист».
  2. Коробка В.И. «Вокал в популярной музыке». Рекорд, 1989 г.
  3. Виардо П. Упражнения для женского голоса. Музыка, 1994 г.

Доклад по предмету

Работа с вокальным ансамблем

На тему : «Полезные упражнения для соединения тембров в вокальном ансамбле»


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 810; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!