Теоретико-методологическая основа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение

«КИРОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Чистякова Дарья Александровна

(специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»)

Разработка и апробация технологических карт по изображению деревьев в нетрадиционных техниках рисования для детей старшего дошкольного возраста

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

Научный руководитель:

Деньгина М. В.

 

2019


 

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 8

1. Предпроектировочный этап. 8

2. Проектировочный этап. 9

3. Технологический этап. 13

4. Апробирование. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 17

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 21

Приложение А Анализ оснащенности ДОУ.. 22

Приложение Б Понятийно-категорийный аппарат. 23

Приложение В Нетрадиционные техники рисования. 27

Приложение Г Фотографии апробирования. 36

Приложение Д Эскизы и наработки макета. 37

Приложение Е Электронный носитель. 38

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественно-эстетическое развитие детей предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной изобразительной творческой деятельности детей. [1, пункт 2.6]

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок. Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений. [22, стр. 113]

 

Ни для кого не секрет самоценность дошкольного детства [1]. Но ребята старшего дошкольного возраста часто попадают в плен родительских амбиций, и этот этап их жизни превращается в гонку «как можно лучше подготовиться к школе».

Предметно-пространственную развивающую образовательную среду обогащают пособиями и дидактическими материалами. И художественно-эстетическое развитие, предполагающее развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру [22], становится заложником стандартных образцов. У детей остаётся мало времени для самостоятельного осмысления и «пропускания через себя» образов природы.

После беседы с детьми на тему «деревья», им был задан вопрос: «Хотите нарисовать дерево?». И, не смотря на то, что в уголке изо были различные материалы для использования разнообразных техник, ребята не использовали ни ватные палочки, ни поролон, ни иные нетрадиционные техники. Большинство работ (рисунок 1) отражали освоенные детьми принципы, что у дерева есть ствол, ветки, листья. На дополнительные вопросы «какая погода», «время года», «представь, что ты попал в картинку, какое у тебя рядом с этим деревом настроение» дети отвечали охотно. А на вопрос «чем, кроме кисточки и карандаша можно нарисовать дерево» затруднялись ответить.

Рисунок 1 – Дерево – это ствол, ветки, листья.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. [27]

Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться процессу и результату изобразительной деятельности.

Почему дети использовали лишь кисти и карандаши? Возможно, странный вопрос. Как учили (рисунок 2), так и нарисовали.

 

Рисунок 2 – Дерево – это образцы с занятий.

Актуальность исследования.

Для расширения опыта изобразительной деятельности детей необходимо стимулировать их активность, показать им различные способы выражения одного образа через различные техники. Образ дерева связан со всеми образовательными областями: встречается в художественной литературе («речевое развитие»), в иллюстрациях («художественно-эстетическое развитие»), неотъемлемо связан с миром природы («познавательное развитие»), включается в подвижные игры (например, «К названному дереву беги»; «физическое развитие»), обсуждение и описание деревьев предполагает беседы и вопросы о них как от детей, так и к детям («социально-коммуникативное развитие»)

Противоречие.

- необходимо развитие самостоятельности и творчества, повышение интереса к изобразительной деятельности в целом

- однотипность предлагаемых в образцах техник.

Цель работы.

Разработка и апробация технологических карт по изображению деревьев в нетрадиционных техниках рисования для детей старшего дошкольного возраста

Задачи

1. Изучить особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

2. Проанализировать развивающую предметно-пространственную среду в центре творческой активности.

3. Изучить техники нетрадиционного рисования, используемые в дошкольном учреждении.

4. Выявить педагогические условия, которым должны отвечать технологические карты.

5. Разработать технологические карты, которые могли бы стать помощниками, источниками для саморазвития детей старшего дошкольного возраста, разного уровня подготовки..

Объект: художественно-эстетическое развитие детей

Предмет:проектирование и создание серии технологических карт по изображению деревьев в нетрадиционных техниках рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:технологические карты по изображению деревьев в нетрадиционных техниках рисования для детей старшего дошкольного возраста позволят активировать творческую деятельность детей, если:

- изучить методическую и теоретическую литературу

- проанализировать и отобрать соответствующие возрасту техники рисования

- разработать этапы создания серии технологических карт.

Теоретико-методологическая основа

Теоретические взгляды Мухиной В.С., Обуховой Л.Ф., Григорьевой Г.Г., Захарова А.И., Копытина А.И., Лебедевой Л.Д., Карвасарского Б.Д. и других исследователей были взяты для получения информации по проблемам развития изобразительной деятельности детей и использования нетрадиционных техник рисования в ДОУ.

Доронова Т. Н. указывала, что эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено занятиями по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности.[7]

Захаров А. И. отмечал, что «Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления.». [11, стр. 129, 130]

Комарова Т. С. отмечала, что важным условием успешного проведения занятий по рисованию является связь их со всеми сторонами воспитательной работы. При отборе тематического содержания следует учитывать, что дети будут наблюдать в окружающей жизни, какие события им предстоит пережить, о чем им будут читать, рассказывать и т. д. Изобразительная деятельность должна опираться на те знания, представления, которые получают дети на других занятиях, в процессе прогулок, на экскурсиях. [12, стр. 7]

Казакова Р.Г. в своём пособии «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» описала более 30 нетрадиционных художественных техник, способствующих развитию детской художественной одаренности

Методы исследования: теоретические- анализ, обобщение; практические – наблюдение, изготовление макета.

База исследования : МКДОУ № 63 старшая группа «Страна чудес», участвовали 20 детей

Этапы:

1) изучение и анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы, оснащенности центра творческой активности ДОУ;

2) определение требований и конструирование технологических карт;

3)  изготовление технологических карт;

4) апробация.


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Предпроектировочный этап

Цель этапа: исследование методической и теоретической литературы.

Задачи:

1. Изучить особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

2. Изучить техники нетрадиционного рисования, используемые в дошкольном учреждении.

1.1 ОРДШ Ребенок все воспринимает по-своему, и процесс создания рисунка приближает к игре. Особо важным для нас в понимании особенностей изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста является мысль А. В. Бакушинского, о том, что необходимо руководить развитием детей в изобразительной деятельности. Но при этом педагогам и родителям надо найти золотую середину между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие. [21]

Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках. Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.). Учить передавать движения фигур. Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п). Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. 114 Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой). Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном испполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета[22, стр 114]

В старшем дошкольном возрасте необходимо формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата [22, стр 57]

Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность. [22, стр. 76]

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (деревья в лесу) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). [22, стр. 111]

Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. [22, стр. 113]

 

1.2 Нетрадиционные техники рисования

Вступление с какого возраста применять с использованием каких предметов подразделение, что дают они// кратко, без описания, по группам (классификация!)

Пальцеграфия

Пальчиковое рисование (пальцевая живопись) доступно самым маленьким деткам. Оно не требует навыков работы с кистью или другими инструментами.

К этой группе нетрадиционных техник относятся рисование кончиками пальцев, ладошками, ступнями.

Последовательность выполненияработы: в начале наносим краску на ладошку (кулачок, палец, ступню) ребенка, затем прикладываем окрашенную частьк бумаге, в конце дорисовываем мелкие детали.

Пальцеграфия обогащает сенсорный опыт детей. [18]

· Расчёсывание краски

Для основы потребуется плотная бумага или картон. В качестве «расчесок» можно использовать обычную расческу, зубную щетку или самостоятельно изготовленные из плотного картона или пластика расчески. Для грунта тщательно смешиваем 1 столовую ложку муки, 1 чайную ложку клея ПВА, гуашь и немного воды. Получившуюся смесь наносим кистью на основу. Не давая высохнуть грунту, начинаем расчесывать. Движения расческой по основе могут быть различными: волнообразные, в одном направлении, пересекаться и т. д. Полученные загрунтованные и «расчесанные» листы можно использовать для создания аппликаций. [14]

· Рисование мылом

Методы рисования с помощью мыльного кусочка условно можно разделить на несколько видов:рисование на стекле (в технике диатипия), рисование пеной, изображение на мыле, гравюра в технике граттаж. [20]

Самый простой вариант – намыливание кисточки с краской и рисование получившейся пеной.

Второй вариант. Наливаем в стаканчики обычное жидкое мыло, или жидкость для мыльных пузырей, в каждый стаканчик добавляем немного гуаши. Получаем разноцветную мыльную краску. Окунаем в нее трубочку от коктейля или круглую «выдувалку» и пускаем пузыри прямо на бумагу. Получаем нежные пузырчатые облака. Их можно оформить в интересную картину.[17]

Вариант тонирования пространствас использованием"устройства". Устройство делаетсятак: отрезаем от пластмассовой бутылки(из-под питьевого йогурта)верхнюю часть,на горлышко, вместо крышки, надеваем лоскутик махровой тряпочки и закрепляем резинкой; берём бутылочку и мочим в воде ту часть ткани, которая закреплена резиночкой. Выбираем нужный цвет и закрашиваем им эту часть на ткани. Далее, используя мыло, намыливаем ткань мылом(с помощью кисти, чтобы не пачкаться сильно). Наводим на бумагу, дуем (сильно)в место среза бутылочки, плотно прижав её к губам. Образуется цветнаямыльная пена. Высохнув на листе остаётся воздушный красивый узор.[8]

Существует вариант рисования акварельными красками по мыльной пене. [2]

· Акватипия

Акватипия– это импровизации на тему красочного пятна, техника рисования водяными красками.

Варианты акватипии: по стеклу, зеркалу, фольге.

Последовательность работы. Хорошо смочить краски, которыми будем творить и подождать, пока они размягчатся. Краски нанести кисточкой на стекло, Дети могут размазывать краску прямо ладошками или пальчиками. Можно наносить краски одного цвета или сочетать в несколько цветов. Затем на пятно краски кладете листок мелованной бумаги, прижимаете его и разглаживаете аккуратными, плавными и естественными движениями. Бумагу можно предварительно смочить водой или мыльным раствором – получатся другие эффекты, также интересные потеки получаются, если посыпать еще не высохший листок с краской солью. После этого поднимайте листок бумаги. Это тоже можно делать по-разному – с поворотом, волнообразно, от угла или со всех углов сразу. Дорисовка по высохшему изображению. [19]

Разновидностью акватипии является акватушь. Порядок работы: развести гуашь и нарисовать изображение. Когда гуашь подсохнет, покрыть весь лист одной тушью (черной). После того как тушь подсохнет, рисунок опустить в тазик (ванночку) с водой, т.е. «проявить». В воде гуашь смывается, а тушь - лишь частично. Бумага должна быть плотной, изображение крупное, получается эффект фотографии.[4]

Эбру – рисование на воде. Это означает, что поверхностью для нанесения узора буквально служит жидкость. Правда, это не обычная вода (специальная для эбру с уплотнителем, жидкий клейстер на основе крахмала, с акриловым лаком на водной основе или с канцелярским клеем), да и краски тут нужны специальные (для эбру, масляные, акриловые или витражные). [29]

· Монотипия

Считается одной из простейших нетрадиционныхтехникрисования(от греческого monos - один,единый и tupos - отпечаток). Это простая, но удивительнаятехникарисованиякрасками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что краска наносится на одну сторонубумаги и отпечатывается на другую.

Например, на правой половине листа рисуют бабочку с плотно сложенными крылышками или стрекозу, цветок и т. п.; лист перегибается пополам, плотно прижимается и проглаживается рукой; разворачивается, получается полное изображение предмета или насекомого, которое можно расписать другими цветами.

Рисование нитками

Линотипия – рисование нитками («цветные ниточки»).

Нетрадиционные техники рисования нитками (ниткография, ниткопись) используют окрашенные нитки для создания изображения предмета или воплощения художественного образа(не путать с изонитью, в которой графический рисунок выполняется нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе).

Часто техника сочетается с монотипией. Потребуется одна или несколько ниточек длиной 25 — 30 см. Сложить лист бумаги пополам, а затем разбросать в произвольном порядке предварительно выкрашенные цветными красками ниточки на одну половинку сложенного листа. Затем обе половинки складывают, один конец ниточки должен оставаться снаружи, плотно прижимают и аккуратно разглаживают. Прижимая сверху одной рукой, другой резким движением ниточки выдергивают. Полученное изображение следует довести до образа.[15]

· Диатипия

Диатипия («dia» в переводе с греческого означает «сквозь, через»). На гладкую поверхность тампоном наносится слой краски. Затем сверху накладывается белый лист бумаги, по нему рисуется заострённой палочкой или карандашом Не давить руками на бумагу – не лёгкое задание для детей младшего дошкольного возраста.Получается оттиск - зеркальное повторение рисунка.[5, с. 17]

· Кляксография с трубочкой

Технология изображения.Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку).Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, что бы её конец не касался ни пятна, ни бумаги.Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдуваем их по отдельности в нужном направлении.Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз.При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть).Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками. [13, с. 18]

· Набрызг

Суть техники состоит в разбрызгивании капель краски.

Требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа(по выбору).

Этапы работы:

Смочить щетку водой.

Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.

Набратьнемного краски на зубную щетку.

Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.

Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.

Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.

Принабрызгиванииможно менять направление движения руки: по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты.

Варианты применениятехники рисования набрызгом:

пририсованиис использованием трафаретов, шаблонов, листьев и других предметов;

при изображении в пейзажах дождя, снега, звездного неба ;

для доработки, дополнения рисунков;

при создании украшений, открыток, декоративных работ и поделок ;

в качестве фона рисунка;

при тонировке бумаги для аппликативных работ;

при изготовлении паспарту* и др. [9]

· Граттаж (рисование зубочисткой)

Граттаж – это процарапывание изображения на дощечке или листе бумаги, покрытой тонким слоем воска и туши.

Суть техники: на лист картона или плотной бумаги наносят толстый слой воска, который затем покрывают черной тушью. Когда острый предмет процарапывает слой туши, на черном фоне появляется штрих, цвет которого соответствует цвету восковой подложки. Здесь уже могут быть различные вариации, например, для создания черно-белого изображения достаточно просто покрыть белый лист воском и тушью. А чтобы получить эффектный разноцветный рисунок, подложку нужно сделать из нескольких цветов восковых мелков. Также допустим такой вариант: сначала основу прокрашивают акварелью, задавая будущий цветовой контекст изображения, затем покрывают воском и красят тушью.[28]

· Штампинг и принт

Штампинг – оттиск печатками из различных материалов.[23]

Принт– рисунок, нанесенный определенным способом на бумагу (английское слово «print»переводится как «отпечаток»). [25]

засушенными растениями, листьями,

печатками из ластика,

печатками из овощей (картофеля, капусты, перца)

печатки из пластилина

Для создания принта можно использовать линогравюры (гравирование на линолеуме). Линогравюра – наиболее простой вид гравюры (фр. Gravure от нем. Graben – копать или фр. Graver – вырезать, создавать рельеф).[26]

Пластилинография отличается от принта пластилиновыми печатками тем, что в первом случае изображение получается при размазывании пластилина по поверхности картона. В младшем дошкольном возрасте пластилинография опасна вероятностью травм кисти, возможно применять её с осторожностью и лишь индивидуально при строгом соблюдении правил нанесения пластилина (размазывать большим пальцем, использовать мягкий пластилин, предварительно согретый в ладошках).Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания.

· Рисование сыпучими материалами

В процессе рисования сыпучими материалами (песком, крупой, солью) у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности.

Способы:

Светлымпо тёмному. Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка, наносим путём равномерного рассеивания («солим») песка над поверхностью стола с высотой 20-30 см. Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают.

Тёмным посветлому(насыпание). Он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными (например: чайки над морем).

Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции. Рисунок можно всегда подкорректировать – не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.

С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же используется в работе песок, крупы и другие сыпучие материалы. [10]

· Тычок

К этому методу относятся три приема: рисование жесткой полусухой кистью, поролоновый тычок и тычок ватными палочками..

Для того чтобы работа была выполнена аккуратно и красиво, необходимо соблюдать следующиетребования:

Краски должны быть густыми (хорошо подходит гуашь).

Нарисовать контур любого пушистого животного.

Подобрать кисти (широкую и тонкую). Чтобы кисть лучше расплющивалась при тычке о бумагу, ее надо немного подрезать, т. к. кисть с длинным ворсом не будет образовывать«пушистую» точку, а просто ляжет в одну сторону.

Выполнять работу, держа кисть вертикально к листу бумаги.

Первый «тычок» хорошо сделать на отдельном листе бумаги.

Сначала, тычками выполняется контур рисунка, а затем он весь заполняется частыми тычками (без промежутков).

После каждого промывания кисти ее необходимо насухо вытирать тряпочкой.

Если рисунок выполняется поролоновым тычком, то часто используются трафареты. В работе можно использовать готовые трафареты или вырезанные из картонасамостоятельно.

Пользуясь методом тычка можно нарисовать: салют, одуванчики, пушистых животных, пейзажи и многое другое.[24]

Рисование на мятой и мокрой бумаге

· Живопись по мокрой бумаге включает два технических приема:

а. Лист бумаги полностью погружается в тазик с водой, затем вынимается; когда вода с поверхности листа стечет, он размещается на клеенке и на него наносится изображение.

б. Лист плотной бумаги с помощью кусочка поролона с одной стороны обильно смачивается водой, а затем по этой поверхности пишут красками.

Наибольшей выразительности в работах можно добиться при условии повторного обращения к ним и прорисовки, но уже другими материалами (цветными восковыми мелками, цветными карандашами, шариковыми ручками, фломастерами и др.), отдельных деталей лица, одежды, а также художественно-декоративного оформления деревьев, зданий и др.

· Рисование по мятой бумаге

Лист бумаги осторожно сминают, что бы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Хорошо удаются в этой технике пейзажи.[5, с. 16]

Сочетания создания изображений по мокрому слою бумаги и монотипии (складывание листа бумаги пополам).

· Рисование двумя красками

Вариант 1. На кисточку набрать одновременно две краски. Например, на весь ворс — серая, а на кончик – белая краска.

Вариант 2. Краску набирают на две разные кисточки. При рисовании держат их вместе.

При нанесении на лист бумаги получается эффект объемно­го изображения. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста. [16]

Вывод: для обеспечения развития изобразительной деятельности детей необходимо обогатить уголок творчества наглядным пособием, стимулирующим работу в нетрадиционных техниках рисования.

 

Проектировочный этап

Цель этапа: проектирование авторского варианта серии технологических карт

Задачи:

1. Проанализировать развивающую предметно-пространственную среду в центре творческой активности.

2. Разработать макет технологических карт.

В творческом центре группы находятся …

По ФГОС дБ

2.1 В приложении А приведены фотографии имеющихся в ДОУ демонстрационных пособий и дидактических игр с деревьями. Это карточки, лото, паззлы. Именно они становятся источником образцов в изобразительной деятельности.

 

В ходе реализации Программы дошкольники получают позитивный социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация будет строиться с учетом детских интересов. Образовательная траектория группы детей может меняться с учетом происходящих в жизни дошкольников событий. Самостоятельность человека (инициативность, автономия, ответственность) формируется именно в дошкольном возрасте, разумеется, если взрослые создают для этого условия. Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли: • учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями; • находиться в течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах; • изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями; • быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений. С целью поддержания детской инициативы педагогам следует регулярно создавать ситуации, в которых дошкольники учатся: • при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками; • совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора); • предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.); • планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде; • оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде. Важно, чтобы все утренники и праздники создавались с учетом детской инициативы и включали импровизации и презентации детских произведений. Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности. Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию. [22, стр. 139]

В группе имеются готовые пособия для занятий по ИЗО с детьми (рисунок 3):

- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду, М. ; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 192 с. (отдельно конспекты занятий по возрастным группам)

- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. – М.: Каро, 2008. – 96 с.

Рисунок 3 – Пособия по ИЗО

 

2.1 Комплект наглядного дидактического материала – это объекты изучения, с помощью которого можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для формирования конкретных представлений, для развития познавательных интересов и способностей. Требования к материалам: соответствие возрасту детей, хорошая выраженность особенностей предметов, привлекательность, безопасность, устойчивость, прочность, разнообразие. [3]

В процессе создания макета технологических карт по изображению деревьев в нетрадиционных техниках рисования для детей старшего дошкольного возраста делались эскизы, проводились индивидуальные и подгрупповые занятия в нетрадиционных техниках рисования. Делались списки деревьев, погодных условий, тематических блоков. На рисунках 3…8 приведены некоторые эскизы, созданные при разработке макета.

Рисунок 3 – Деревья бывают разные

Рисунок 4 – Погода бывает разная.

Рисунок 5 – Степень проработки рисунка.

Рисунок 6 – Использование нетрадиционных техник рисования при создании дидактических игр на тему «деревья».

Рисунок 7 – Один из вариантов размещения информации на технологической карте.

Рисунок 8 – Распределение информации в комплекте карточек.

Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста предполагает

Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения. [22, стр 117]

Вывод: нами принято решение, что в комплекте технологических карт будет сделано 4 цветовые группы (4 сезона года) по 3 карточке в группе. На лицевой стороне решено разместить название техники, изображение дерева а ней, опорные черно-белые символические изображения необходимых для выполнения рисунка материалов с подписями для читающих детей. На оборотной стороне размещается другое изображение дерева в той же технике, фотография настоящего дерева и на белом фоне текст «художественное слово», полностью или частично описывающее изображение.

 

Технологический этап

Цель этапа: изготовление технологических карт

Работа проходила в 2 этапа: подбор информации и художественно-коструктивная разработка карт.

На рисунках 9 и 10 приведены фотографии готовых технологических карт по изображению деревьев в нетрадиционных техниках рисования для детей старшего дошкольного возраста

Готовые карточки имеют формат А5, отпечатаны на фотобумаге и заламинированы.

Отвечают требованиям: доступность, яркость, привлекательность, соответствуют возрасту, многофункциональны и практичны

Вывод: созданная нами серия карт является средством художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Апробирование

Цель этапа: апробирование …серии тк.

Этапы:

1. Презентация серии карт

2. Практическая деятельность детей

Больше всего картотека понравилась девочкам. Ярким примером отношения мальчиков является высказывание Саши Ч.: «Деревья…(протяжно) Фи… (резко) Вот если бы машина или ракета! (задумчиво)» Мальчикам показано как из готовых тонированных в технике расчесывания краски листов сделать аппликацию «автомобиль» и предложено изобразить ракету с использованием нетрадиционной техники рисования.

После работы испачканные краской карточки протирали тряпочкой насухо, что не испортило их внешний вид.

Вывод: Работа с технологическими картами стимулирует творческую деятельность, возможно необходимо дополнение этой картотеки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Технологические карты по изображению деревьев в нетрадиционных техниках рисования для детей старшего дошкольного возраста позволяют активировать деятельность детей в центре творческой активности.

Имеется возможность дополнения этой картотеки, в том числе детскими работами не только на тему «Деревья», но и на тему «Транспорт» и другими.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!