Содержание ядра составляет имя ядра и его признаки.



  С одной стороны, имя понятия = чувствительный именной признак понятия + имя ядра.  В любом случае рефлекс одной части имени понятия всегда и необходимо распространяется на его вторую часть.

  С другой стороны, все предметные  признаки понятия также  состоят из двух частей. В этом предметные признаки понятия и его имя почти ничем не отличаются. Предметный признак понятия = чувствительный предметный  признак понятия + признак  ядра. Разве что для рефлекса ядра требуются рефлексы всех (или почти всех) его признаков.

 

Рефлекс одной части признака понятия всегда и необходимо распространяется на его вторую часть.  А поскольку все вторые части признаков понятия входят в правило ядра, то ядро понятия является центральным связующим правилом всего понятия.

 

Ядро понятия – это центральная  активная программа, действующая в двух противоположных направлениях.  Впрочем, и рефлекс одной части любого признака понятия всегда  распространяется на его вторую часть также в любом направлении.

П. Когда правило ядра работает в первом направлении, то оно является активной программой распознания (обозначения) образа: «если рефлексы предметных признаков ядра превышают порог чувствительности имени ядра – то рефлекс имени ядра». Принцип первого правила ядра. (3.12.5)                                                                       614

Такое правило можно назвать не только правилом распознания образа, но ещё и правилом его обозначения (наименования). Ведь рефлекс распознания образа происходит как его наименование.

 

Ядро понятия действует и в обратном направлении.

П. Когда правило ядра работает в обратном направлении, то оно является активной программой придания смысла  имени восприятия или мышления: «если рефлекс имени ядра  – то рефлексы всех  его признаков». Принцип второго правила ядра. (3.12.5)                                615

 

 Имя, находящееся в восприятии или мышлении,  всегда  соответствует предмету понятия, поэтому рефлекс имени ядра безо всяких условий является причиной рефлексов признаков ядра. То есть, второе правило ядра отражает действительное положение вещей.

 

Чувствительный предметный признак понятия соответствует не только признаку предмету понятия, но может соответствовать и другому подобному признаку другого предмета.

С одной стороны, это явление является главной причиной образования ассоциации.

 С другой стороны, это явление лежит в основе первого правила ядра, которое не позволяет определять предметы восприятия или мышления по недостаточному числу опорных признаков. Вот, во избежание подобных недоразумений,  и существует такое правило ядра: «если вес рефлексов признаков выше порога активности имени ядра  -- то рефлекс имени ядра».

 

 

Второе правило ядра является ещё и правилом центрального понятия ассоциации. Например, второе правило ядра  может действовать и таким образом: «если длительная активность (рефлекс) имени ядра – то длительная активность всего понятия».

 Пожалуй,  что других правил ядра уже и не существует. В любом случае, для философского рассмотрения понятия этого вполне достаточно. Тем не менее,  наша философия обладает такой моделью понятия, которая соответствует многочисленным фактам речевой деятельности разума и правильно объясняет его восприятие, ассоциацию, мышление и интуицию.

Эта модель принадлежит исключительно нашей философии, поскольку она основана на принципах нашей теории информации и на многих других истинных принципах нашей Гносеологии. Во всяком случае, ничего подобного пока ещё не существует.

 

        

 

 Возникновение ядра понятия происходит всегда одним и тем же образом. Он всегда возникает из матрицы опорных признаков представления и его имени.

 

Вначале было впечатление. Всякое впечатление необходимо обладает своей матрицей опорных признаков. Эта матрица придаётся впечатлению в процессе выделения его образа  из образа ситуации.

 Впечатление = образ впечатления + матрица опорных признаков образа.

 

 Все представления возникают из впечатлений, иначе впечатления просто исчезают из памяти. Для перевода впечатления в чин представления разуму достаточно к матрице его опорных признаков добавить активное чувствительное имя. Эту небольшую программу он копирует с программы подходящего чувствительного признака некоторого понятия. Поэтому рефлекс имени представления всегда  значительно слабее рефлекса имени понятия.  Поэтому имена представлений участвуют в основном в мыслительных процессах.

Таким образом.

  Представление = образ представления +ядро представления.

Ядро представления =  матрица его опорных признаков + его имя.

 

Далее.

 

П. Все ядра понятий возникают только и необходимо из ядер представлений. Для этого из опорных признаков ядра представления разум создаёт признаки понятия, состоящие из двух частей и обладающие своими именами. То же самое разум делает и из имени представления. Вторые части признаков и имени образуют правило ядра, действующее в двух направлениях. Принцип возникновения понятия. (3.12.5)                                                                                            616

 

Собственно здесь мы совершенно случайно описали возникновение из представления не только ядра понятия, но и самого понятия.

                                                                                                       2010-02-03

 

Примеры понятия

Примеры понятия это отдельные одноимённые с понятием представления. Они активны по своей природе, поскольку обладают своими чувствительными  именами, но они гораздо проще понятия, поскольку не обладают другими чувствительными признаками.   Все представления, как правило, входят в содержание одноимённых им понятий в качестве примеров.   

Почему это происходит? Только по той причине, что имя понятия одинаково с именем одноимённого представления. Но имя понятия гораздо сильнее имени одноимённого представления и его рефлекс более значительный, чем рефлекс имени представления.  

 

П. Все представления, которым есть одноимённые понятия, как правило, входят в содержание одноимённых им понятий в качестве примеров.  Они всегда подчинены своим одновремённым понятиям. Здесь соблюдается субординация, иначе все понятия и представления будут действовать одновременно, что равносильно хаосу в разуме. (3.12.6)                                                                                                             617

 

 

Что такое представление?  Это единичный опыт. Можно сказать, что представление – это своего рода уже закреплённая фотография конкретного предмета в конкретной ситуации, на которой написано имя предмета, а впечатление – это закреплённая фотография, но только без надписи.

 

П. Представление -- это единица опыта. Это интерпретированный мышлением факт существования конкретного предмета в конкретной ситуации. Все новые представления о воспринятых предметах только и необходимо возникают в процессе мышления из впечатлений. Любое представление необходимо имеет своё активное имя, полученное в процессе мышления.   Принцип представления. (3.6.3)                                    413   

                                                                                                                          

Собственные представления являются единицами собственного опыта. Восприятие – это текучее представление действительности, а возникшие из него представления нет. Ведь согласно гераклитовским воззрениям  «всё чувственно воспринимаемое течёт, а знания о нём нет»1.

Приобретённые представления являются единицами приобретённого опыта.  

Идеальные представления, являются единицами творческого опыта. В любом случае, все представления являются единицами опыта. Главное же в опыте человека то, что он большую часть его заимствует из опыта других людей. 

__________________________________________________

   1 Аристотель. Соч. Т. 1. М., «Мысль», 1975. С. 79.

Любое представление обладает своим активным чувствительным именным признаком и ядром. В этом отношении оно находится посреди между понятием и впечатлением. 

 

П. Представление является необходимым промежуточным предметом (звеном) на пути возникновения понятия. Оно, как и понятие, обладает своим чувствительным именем и ядром. Рефлекс представления начинается только  с рефлекса его имени. (3.12.6)                           618

 

Любое понятие возникает только из представления.  После неоднократного, но успешного использования разумом некоторого представления оно всякий раз усиливается. Здесь неотвратимо действует Закон Усиления. И если случаев обращения разума к представлению достаточно много, то разум в мышлении превращает часто востребованное представление в понятие. Для этого разум использует часто используемое (сильное) представление, и создаёт из опорных признаков его ядра чувствительные предметные признаки нового понятия. После чего, из его ядра он создаёт ядро понятия. Пусть работает само (автоматически), а не отвлекает всякий раз (причём надолго) внимание разума. Ведь автоматическая работа понятия – это сотые доли секунды, когда мышление – это уже минуты. И то не известно, чем оно закончится.

Это обычная повседневная работа разума, поскольку разуму приходится создавать много понятий. Ведь автоматическая деятельность понятий в восприятии и мышлении тысячекратно быстрее деятельности представлений. Ведь восприятие средствами представлений предполагает участие мыслительного процесса (ручное мышление). Разум облегчает и делает более успешной свою деятельность только путём создания большого количества понятий.

 

 

Психология нередко путает понятие с представлением. Например: «В психологии  представлением обычно называют обобщенный образ, который "записан" в памяти.Старое, субстанциональное понимание образа как некоей вещи приводило к субстанциональному же пониманию и представления. Это -- обобщение, возникающее в результате накладывания друг на друга -- на манер гальтоновской фотографии -- чувственных отпечатков, к которым ассоциативно присоединено слово наименование. Хотя в пределах такого понимания допускалась возможность трансформации представлений, они все же мыслились как  некие "готовые" образования, хранящиеся на складах нашей памяти»1.

________________________________________________

1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Гл.2 п.2.

Но вот то, что оно собрано «на манер гальтоновской фотографии», так это уже собрано понятие, а вовсе не представление. И собрано оно из отдельных представлений. И оно действительно является обобщённым опытом, тогда как представление – это только конкретный опыт.

Однако случайное не бывает случайным. Случайными не бывают и ошибки.

И то обстоятельство, что действительно существует обобщённый опыт, хотя он обобщается только в понятиях, прямо указывает на то, что все представления входят в содержание своего (одноимённого понятия) в качестве примеров.

 

Существует немало отдельных представлений, которым ещё нет одноимённых понятий. Существуют и беспрецедентные представления, предметам которым нет даже аналогичных представлений, а не то что бы ещё и понятий. Тем не менее, любое представление обладает своим чувствительным именем и матрицей своих опорных признаков, составляющих его ядро.

                                         

2010-01-29

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!