Понимать только представлениями – это всё равно, что смысл каждого воспринятого или мыслимого термина искать в толковом словаре.
В общем.
П. Разуму действительно требуется огромное число понятий. И во многом потому, чтобы всякий раз не включать процесс мышления в процесс восприятия. Ведь понятия распознают «свои» образы сами, автоматически. (3.6.3) 416
Все понятия возникают только из представлений. Для этого разуму достаточно придать некоторому представлению чувствительные признаки. Это не такая и сложная процедура для разума (она имеет описание в последующих главах). В общем, разум способен к образованию десятков понятий только за один день. Всего же взрослый человек обладает примерно ста тысячами понятий. Все понятия объединены в системы родственных понятий (ассоциации). Эти системы объединены в концепции.
4. Опыт. Опыт – это результат не только восприятия, но и надёжного запоминания, поскольку в долговременной памяти не задерживается и тысячной доли воспринятого. Поток рецептивных данных составляет более 10 миллиардов данных в секунду. Это несложно подсчитать в уме, исходя из общего количества рецепторов и частоты их работы. Да если всё это заносить в долговременную память, то она будет заполнена «до отказа» буквально за пару дней! Только поэтому разум очень избирательно формирует свой опыт в виде представлений.
Представление всегда о единичном предмете, значит, оно всегда конкретно и является единичным опытом*. Представление – это смысл единичного предмета. Можно сказать, эмпирический смысл.
|
|
Примечание. Термин «единичный опыт» обозначает конкретное представление о воспринятом предмете. Предмет всегда конкретен (единичен). Термин «опыт» имеет несколько смыслов. Например, «ОПЫТ, -а, м. 1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о. 2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. Поделиться своим опытом с кем-н.»1. Всё правильно, поскольку опыт состоит из своих единиц, называемых «единичным опытом».
Единичный опыт это воспринятый и осмысленный факт.
П. Опыт – это эмпирическое знание. Единичный опыт – это конкретное впечатление или представление о конкретном воспринятом предмете. Принцип единичного опыта. (3.6.3) 417
5. Опыт – отец искусства. Понятие является навыком. И на языке Аристотеля оно уже является искусством по отношению к «своим» предметам. «Появляется опыт у людей благодаря памяти; а именно многие воспоминания об одном и том же предмете приобретают значения одного опыта. И опыт кажется почти одинаковым с наукой и искусством»2.
|
|
Вот именно. Множество единиц опыта об одном виде предметов (ряд одноимённых с этим предметом представлений) близко к искусству, ибо эти единицы опыта всегда принадлежат своему одноимённому понятию.
П. Множество представлений о некотором типе предмета разум объединяет в одном понятии тем, что он придаёт им активные имена, подобные имени этого понятия. (3.6.3) 418
Однако простая сумма представлений ещё не является понятием, а только входит в своё понятие в качестве примеров (единиц опыта).
Аристотель пишет: «опыт есть знание единичного, а искусство – знание общего». Например:«В отношении деятельности опыт, по-видимому, ничем не отличается от искусства; мало того, мы видим, что имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлечённым знанием (logon echein), но не имеет опыта. Причина этого в том, что опыт есть знание единичного, а искусство – знание общего, всякое же действие и всякое изготовление относится к единичному: ведь врачующий лечит не человека [вообще], разве лишь привходящим образом, а Каллия или Сократа или кого-то другого из тех, кто носит какое-то имя, -- для кого быть человеком есть нечто привходящее. Поэтому если кто обладает отвлечённым знанием, а опыта не имеет и познаёт общее, но содержащегося в нём единичного не знает, то он часто ошибается в лечении, ибо лечить приходится единичное. Но всё же мы полагаем, что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту, и считаем владеющих каким-то
|
|
______________________________________
1 Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.
2 Аристотель. Соч. Т. 1. М., «Мысль», 1975. С. 65.
искусством более мудрыми, чем имеющими опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому, что первые знают причину, а вторые нет. В самом деле, имеющие опыт знают «что», но не знают «почему»; владеющие же искусством знают «почему», т.е. знают причину»1.
Понятие – это ведь знание общего. Это ведь активное, автоматически действующее,знание любого предмета из множества подобных, а значит, одноимённых предметов. Это единица искусства.
А что такое представление? Это всего лишь пример, единица опыта.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 572; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!