Основные программы постклассической теории.



       В ХХ и ХХI столетии постклассическая гносеология демонстрирует многообразие подходов к проблемам познания. К важнейшим программам ее развития можно отнести  , коммунологическую (социальную), биопсихологическую, феноменологическую и экзистенциально-антропологическую.

Особая роль в развитии эпистемологии ХХ века принадлежит феноменологической программе, предполагающей обращение к феноменам сознания и их анализу, начало которому было положено Э. Гуссерлем. Феноменологическая программа нацелена на рассмотрение внеопытных, внеисторических структур сознания, которые обеспечивают его реальное существование и совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и переживаниях человека   

Феноменология отмежевывается от натуралистического противопоставления субъекта и объекта познания, рассматривает познание в контексте многообразного опыта жизни человека. Опыт человеческого существования выступает условием, истоком познания и одновременно его горизонтом. Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, однако относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности

Коммунологическая (лат. сommunity – сообщество) программа (К.-О. Апель, Н. Луманн, В.С. Степин), нацеленная на социокультурный анализ познания, исходит из признания коллективного характера субъекта познавательной деятельности. Она обращена к исследованию метатеоретических оснований науки (стиля мышления, традиций, языковых средств), проблем интеллектуальной коммуникации в мыслительном коллективе и между коллективами, проблем этики науки и нравственных аспектов познания. Особое внимание уделяется микросоциальному анализу процесса получения конкретных научных открытий, осуществленных усилиями коллективного субъекта познания (процедуры «кейс стадис»).

Альтернативой коммунологической программе является биопсихологическая, в рамках которой в качестве субъекта познания фигурирует человек как продукт генетической и социальной эволюции. Биопсихологическая программа представлена несколькими версиями: прагматизмом, эволюционной эпистемологией и радикальным конструктивизмом. 

 С точки зрения прагматической (греч. pragma — дело, действие) версии (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи), познание не нацелено на получение объективной информации о мире, а лишь призвано обеспечить приспособление человека к окружающей среде и тем самым способствовать успешному достижению поставленной им цели.

       Эволюционная эпистемология (К. Поппер, К. Лоренц, Г. Фоллмер, И.П. Меркулов) в своих исследованиях опирается на нейробиологию, нейропсихологию, когнитивную психологию, когнитивную науку, культурологию, антропологию. В рамках эволюционной эпистемологии процесс познания трактуется не просто как расширение и углубление наших знаний о мире, а как эволюция когнитивных способностей человека и его менталитета. По мнению сторонников указанного подхода (в частности, И.П.Меркулова), применительно к человеку биологическая эволюция не завершилась, а приобрела форму геннокультурной коэволюции, связывающей мир природы и мир культуры, эволюцию органическую и культурную. Когнитивная эволюция человека и его ментальности – это многоэтапный постепенный процесс смены преимущественного образного мышления мышлением преимущественно знаково-символическим (логико-вербальным).  

       Радикальный конструктивизм (П. Ватцлавик, Э.фон Глазерсфельд, У. Матурана, Ф. Варела) в современной эпистемологии является прямым продолжением традиции скептицизма в классической теории познания. Этот междисциплинарный научно-филофский дискурс основывается на идеях кибернетики, теории самоорганизации, конструктивистской психологии, нейробиологии.  

       Радикальный конструктивизм исходит из того, что знание не соответствует действительности, как полагала классическая теория познания, а конструируется активно действующим субъектом в процессе организации его собственного опыта. А поскольку, по мнению приверженцев этой концепции, конструирование знания и есть конструирование реальности, постольку радикальный конструктивизм представляет собой определенную мировоззренческую позицию, попытку создания эпистемологии без онтологии.  

Экзистенциально-антропологическая программа (Ж.-П. Сартр, Н. Бердяев, М. Мерло-Понти, М.М. Бахтин) исходит из необходимости целостного подхода к человеку как субъекту познания с учетом его телесности, многообразия сил, возможностей и способностей, которые нельзя редуцировать к разуму. Анализ познания с необходимостью должен принимать во внимание живую историческую конкретность познающего человека, его участное мышление, по М.М. Бахтину, и строится на доверии к субъекту познания как ответственно поступающему в получении истинного знания и в преодолении заблуждений.

Постклассическая эпистемология, столь разнообразно представленная в начале XXI века различными теоретико-познавательными концепциями, свидетельствует об актуальности и востребованности философского анализа развивающегося человеческого познания.

Каждая из программ постклассической гносеологии по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения человека к миру, специфически рассматривает задачи и цели познания, обосновывает такие модели сознания, которые не сводятся к их рационально-теоретическим или эмпирико-сенсуалистическим проекциям.

       Однако, несмотря на наличие такого своеобразия каждой из указанных программ постклассической гносеологии, можно выделить некоторые особенности, характеризующие большинство из них как своеобразную альтернативу классическим теориям познания. К ним следует отнести:

       а) отказ от принципа субъект-объектной оппозиции как исходной гносеологической установки в исследованиях познания;

       б) акцент на анализе не столько роли и гносеологического статуса субъекта познания, сколько вопроса о природе субъективности как неотъемлемой характеристики всякого события, происходящего в мире;

       в) переосмысление проблемы истины в познании и замещение ее конвенциональными и инструментально-прагматическими

критериями оценки знаний и познавательных процедур;

       г) исследование прагматических функций языка и речи как наиболее актуальных вопросов современной эпистемологии, пришедших на смену традиционным проблемам субъект-объектного взаимодействия в процессе познания.

 


[1] Аристотель. Метафизика //Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 1. М., 1976. С. 250.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!