Перевод экскурсионного текста с русского на английский язык



ЭПОХА АБАЯ

Экспозицию открывает зал «Эпоха Абая». Материалы зала всесторонне раскрывают систему административного управления Степи, социальное положение казахского народа во времена Абая.

Абай родился по старому стилю 10-го, по-новому- 23 августа 1845 года в местности Сырт-Каскабулак (ныне территория Абайского района ВКО) в семье Кунанбая Ускенбаева.Места, связанные с жизнедеятельностью Абая, а так же Шакарима, Мухтара Ауэзова воспроизведены на карте «Край великих».Родословное дерево Абая берет начало от прапрадеда Абая- Олжая.Прадед Абая Иргизбай,дед Ускенбай были степными правителями, биями.

«Уставом о Сибирских киргизах» 1822 года,составленным М.Сперанским, упразднялась ханская власть в Казахстане.Была введена новая система административного управления.Территория Казахстана разделялась на округи, волости и аулы.

Ряд архивных документов раскрывают жизненную биографию и общественную деятельность отца Абая-Кунанбая Ускенбаева (1804-1886).

Кунанбай Ускенбаев был бием,старшиной, волостным управителем.В 1849 году был избран старшим султаном Каркаралинского округа.В этой должности он находился до 1852 года.В 1849 году им была построена мечеть в Каркаралинске.В 1874-1875 годах Кунанбай совершает паломничество в Мекку, где строит гостиный дом-Такие предназначенный для своих соотечественников, совершающих хадж.

В 1846 году Царское правительство снаряжает экспедицию в казахские степи с целью уточнению статистических данных и обозначения на карте своих границ.В составе этой экспедиции наряду с царскими чиновниками был и польский ссыльный Адольф Янушкевич.В своем «Дневнике и письмах из путешествия в казахскую степь» Янушкевич дает такую характеристику Кунанбаю Ускенбаеву: «Сын простого киргиза, одаренный природой здравым разумом, удивительной памятью и даром речи, дельный, заботливый о благе своих соплеменников, большой знаток степного права и предписаний Алкорана, прекрасно знающий все российские уставы, касающиеся киргизов, судья неподкупной честности и примерный мусульманин, плебей Кунанбай стяжал себе славу пророка, к которому спешат за советом молодой и старый, богатый и бедный».

Образцы бабушки Абая Зере и матери Улжан воспроизводят графические работы Е.Сидоркина.

В ауле Кунанбая часто гостили известные поэты, певцы, музыканты.Юный Абай любил слушать их песни,рассказы, а так же легенды и предания из уст своей мудрой бабушки Зере,хранительницы живой старины.

В экспозиции представлены деятели культуры и искусства XIX века: Таттимбет Казангапов (1815-1862), Биржан сал Кожагулов (1834-1897), Жаяу Муса (1835-1862).

Первоначальное образование Абай получает у аульного муллы Габитхана.

Когда Абаю исполнилось 10 лет, отец привозит его в Семей и определяет вначале в медресе Габдулжаппара, а затем – в медресе Ахмета Ризы.В медресе Абая учится с 1855-1859 годы.В течение трех месяцев он посещал и русскую церковно-приходскую школу.Медный колокольчик,экспонируемый в зале, символически возвещает о рождении Абая, основоположника новой письменной казахской литературы и нового литературного языка.

Воссоздать эпоху помогают предметы быта и этнографии.Среди них: музыкальные инструменты: сыбызгы – свирель, кобыз одноаульца Абая, баксы Слямбека Берикбаева (Слямбек Берикбаев принимал участие в вечере памяти Абая, состоявшемся в 1924 году), асатаяк – жезл баксы; предметы быта: торсык – кожаный сосуд для кумыса, куты – деревянная фляжка так же предназначенная для кумыса, тегене – чаша для кумыса, черпак, писпек – мутовка для взбалтывания кумыса, еттабак – блюдо для мяса, полотенце жены Абая Еркежан, украшенное шитьем.В отдельной витрине сгруппированы боевые орудия того времени: айбалта – боевой топорик, шокпар – дубина.Представление об эпохе Абая дают и художественные работы: акварели Уке Ажиева «Перекочевка казахского аула», «Возвращение мальчика Абая в родной ауыл», работы Сахи Романова «Девочка – невеста», «Барымта».

Центральное место в экспозиции занимает гобелен «Степные мотивы» работы Ш.Кожаханова.В образе белого тулпара мастер запечатлел в символической форме образ поэта.Белый тулпар стремительно мчится вперед,отметая на своем пути темные силы,мешающие движению вперед.А белые лебеди, символизирующие бессмертную поэзию Абая, опережая свое время, устремлены в будущее, к грядущим поколениям.

Во второй половине XIX века завершается процесс вхождения Казахстана в состав России.С целью завершения колонизации всей территории Казахстана в 1868 году царским правительством издается «Временное положение по управлению степными областями Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства.Новая система административного управления разрушила сложившие веками территориальные родовые разделения,сконцентрировав в своих руках военную и гражданскую власть.

Экспонируемая карта Казахстана,ксерокопии документов, знаки судебного бия, денежные знаки воспроизводят территориальные преобразования, а так же изменения в общественном укладе, произошедшие в степи после реформы 1868 года.

К экспозиции представлены материалы о Куынды-Ботовской ярмарке, основанной в 1848 году.Ее ежегодный товаро-оборот доходил до двух-трех миллионов.Однако Куынды-Ботовская ярмарка была популярна и щнаменита главным образом тем, что она была своебразным культурным центром.На нее ежегодно съезжались акыны, певцы, борцы, силачи. На Куяндинской ярмарке неоднократно бывал Абай.Здесь он слушал многих мастеров поэтической импровизации.

Жизнь Абая неразрывно связана с Семеем.

Приезжая в Семей, Абай останавливался в домах Бекбая Баисова и Анияра Молдабаева.Анияр Молдабаев был земляком Абая.Абай определил его в городскую русскую школу, по окончании которой продолжил учебу в Андижане.По окончании учебы Анияр поступил на работу в городской банк.Абай и его сыновья помогли Анияру Молдабаеву в приобретении дома у купца Москвина.На втором этаже дома Анияра Молдабаева для Абая была отведена отдельная комната.В зале экспонируются предметы интерьера из комнаты Абая в доме Анияра Молдабаева: книжный шкаф, письменный стол,стул, зеркало.

В Семее Абай познакомился с ссыльными демократами: Е.Михаэлисом, Н.Долгополовым, С.Гроссом, П.Лобановским, Н.Коншиным.Личные контакты с этими представителями русской интеллигенции способствовали более глубокому и систематическому изучению русского языка и русской, а через нее европейской литературы.При ссыльных в Семее был создан статистический комитет.По инициативе Е.Михаэлиса Абай был избран членом статистического комитета 5 мая 1886 года.

При статистическом комитете в 1883 году был создан краеведческий музей и библиотека.

Абай был постоянным читателем библиотеки.Через ссыльного Н.Долгополова, гостившего в его ауле летом 1885 года, Абай передает в краеведческий музей около 60 экспонатов.Часть из них представлена в экспозиции.

В 1887 году в Семее создается Общество попечения о начальном образовании.Абай и его сыновья Акылбай и Магавья в 1893-1894 годах были членами Общества попечения о начальном образовании.

Абай принимал активное участие и в жизни степи.В 1866 году в возрасте 21 года после смерти старшего брата Кудайберды становится волостным управителем Кучук-Тобыктинской волости, а в 1875 году назначается волостным управителем Коныр-Кокше-Тобыктинской волости.В 1876 году против Абая возбуждается судебное дело,затянувшееся на долгие десять лет.Было опрошено около 600 человек.Приводятся материалы судебного дела,статистические сведения по данной волости за 1886 год,подписанные волостным управителем Коныр-Кокше-Тобыктиснкой волости Ибрагимом Кунанбаевым, а так же воззвание к Белому царю 1876 года,призывавшего население оказать помощь провизией русским солдатам во время русско-турецкой войны.Среди лиц, подписавших его,стоит и имя волостного управителя Ибрагима Кунанбаева.Среди архивных документов этого зала привлекает внимание посетителей Письмо Абая в Правительствующий Сенат,написанное в 1900 году и характеристика общественной деятельности Абая, написанная генерал-майором Галкиным в 1903 году после обыска, проведенного в ауле Абая по письму Ш.Косчегулова.

Сохранился прижизненный портрет Абая, написанный ссыльным П.Д.Лобановским для Уральской промышленной выставки 1887 года.Под портретом написано: «Почетный киргиз Семипалатинского уезда Ибрагим Кунанбаев.Лет 45».

До нас дошли две прижизненные фотографии Абая.Одна из них, на которой поэт запечатлен с сыновьями Акылбаевым и Турагулом,экспонируется в первом зале.Снимок сделан в Семее в 1896 году фотографом Н.Кузнецовым.Фотография была передана в музей М.Ауэзовым.

The Age of Abai

The exposition hall is opened by the "Age of Abai" hall. The hall materials fully reveal the system of administrative management of the Steppe, the social status of the Kazakh people in the times of Abai.

Abai was born in the old style of the 10th, in a new way - August 23, 1845 in the Syrt-Kaskabulak (now the territory of the Abai district of the East Kazakhstan region) in the family of Kunanbai Uskenbaev. The places connected with Abai's life, as well as Shakarim, Mukhtar Auezov are reproduced on Map "The Edge of the Great." The Abai tree is a tree of Abai-Olzhaya's great-grandfather. Abai's grandfather Irgizbay, grandfather of Uskenbay were steppe rulers, biys.

"The Charter of the Siberian Kirghiz" in 1822, compiled by M.Speransky, abolished the khan's power in Kazakhstan. A new system of administrative management was introduced. The territory of Kazakhstan was divided into districts, volosts and villages.

A number of archival documents reveal the life biography and social activities of Abai-Kunanbay's father Uskenbaev (1804-1886).

Kunanbay Uskenbaev was beaten, foreman, volost governor. In 1849 he was elected the senior sultan of the Karkaraly district. In this position he was until 1852. In 1849 he built a mosque in Karkaralinsk. In 1874-1875, Kunanbai made a pilgrimage to Mecca, Where he builds a guest house-Such designed for his fellow countrymen who perform Hajj.

In 1846, the Tsarist government equips the expedition to the Kazakh steppes in order to refine the statistical data and marking its borders on the map. In addition to the tsarist officials, the Polish exile Adolph Yanushkevich was also part of this expedition. In his "Diary and Letters from the Journey to the Kazakh Steppe" Janushkevich Gives the following characteristic to Kunanbai Uskenbaev: "The son of a simple Kirghiz, gifted by nature with sound mind, amazing memory and speech, sensitive, caring about the welfare of his fellow tribesmen, a great connoisseur of steppe law, and so forth. Alkoran's acquaintances, who are well acquainted with all the Russian statutes relating to the Kirghiz, the judge of incorruptible honesty and an exemplary Muslim, the plebeian Kunanbai gained the glory of a prophet to whom young and old, rich and poor rush to advice. "

Samples of grandmother Abai Zere and mother Ulzhan reproduce graphic works of E.Sidorkin.

The village of Kunanbai was frequented by famous poets, singers, musicians. Younger Abai liked to listen to their songs, stories, as well as legends and legends from the mouth of his wise grandmother Zere, the keeper of lively antiquity.

The exhibition features artists and artists of the XIX century: Tattimbet Kazangapov (1815-1862), Birzhan Sal Kozhagulov (1834-1897), Zhaiau Musa (1835-1862).

Primary education Abai gets from the village Mulla Gabithan.

When Abai was 10 years old, his father takes him to Semey and first determines the Madrassah of Gabdulzhappara, and then - in the madrassah of Ahmet Riza. In the madrassa, Abay studies from 1855-1859 goda. For three months he attended the Russian parochial school. The bell, exhibited in the hall, symbolizes the birth of Abai, the founder of new written Kazakh literature and a new literary language.

The objects of everyday life and ethnography help to recreate the epoch. Among them: musical instruments: sybyzgy - pipe, kobyz of the Abai aliyah, bucks Slyambek Berikbaev (Slabybek Berikbaev participated in the evening of memory of Abai, held in 1924), asatayak - a wand of bucks; Household items: a torso - a leather vessel for koumiss, kutas - a wooden flask also intended for koumiss, tegene - bowl for koumiss, scoop, scribe - whorl for shaking koumiss, emtabak - dish for meat, towel of Abai Yerkezhan's wife, decorated with sewing. A separate showcase grouped combat weapons of the time: aibalta - battle ax, shokpar - dubina. Representation of the era of Abai, and give artwork: watercolors Uke Azhiev "Removal of the Kazakh village", "Return of the boy Abay in his native ayil", the work of Sakha Romanov "Devoch Ka - bride "," Barymta ".

The central place in the exposition is taken by the tapestry Steppe motifs by Sh. Kozhakhanov. In the image of the white tulpa, the master 28the image of the poet in a symbolic form. The white tulp rushes forward swiftly, sweeping away the dark forces that prevent the movement ahead. And the white swans symbolizing the immortal Abai's poetry, ahead of its time, is directed to the future, to future generations.

In the second half of the XIX century, the process of Kazakhstan's entry into Russia ends. With the goal of completing the colonization of the entire territory of Kazakhstan in 1868, the tsarist government issued a "Provisional Regulations for the Management of the Steppe Regions of the Orenburg and West Siberian Governorate. The new administrative system destroyed the centuries-old territorial Tribal divisions, concentrating military and civil power in their hands.

The displayed map of Kazakhstan, photocopies of documents, signs of judicial bias, banknotes reproduce territorial transformations, as well as changes in the social order that occurred in the steppe after the reform of 1868.

The exposition presents materials about the Kuindy-Botovka Fair, founded in 1848. Its annual commodity turnover reached two or three million. However, the Kuynda-Botovka Fair was popular and mainly replaced by the fact that it was a distinct cultural center. On her every year The akyns, singers, wrestlers, strong men gathered. At the Kuyandin fair, Abay often visited. Here he listened to many masters of poetic improvisation.

The life of Abai is inseparably linked with Semey.

Arriving in Semey, Abai stayed in the houses of Bekbai Baisova and Aniyar Moldabaev. Aniyar Moldabaev was a fellow countryman of Abai. Abai identified him as a city Russian school, after which he continued his studies in Andijan. After finishing his studies, Aniyar went to work in the city bank. Abai and his Sons helped Aniyar Moldabaev to purchase a house from the merchant Moskvina.On the second floor of the house of Aniyar Moldabaev for Abai was assigned a separate room.In the room are exhibited the interior from the Abai room in the house of Aniyar Moldabaev: a bookcase, a written book Chair, mirror.

In Semey, Abai met with exiled democrats: E. Mikhaelis, N. Dolgopolov, S. Gross, P. Lobanovsky, N. Konshin. Personal contacts with these representatives of the Russian intelligentsia contributed to a deeper and more systematic study of the Russian language and Russian, and through it the European At the initiative of E. Mikhaelis Abai was elected a member of the statistical committee on May 5, 1886.

With the statistical committee in 1883, a local history museum and library was established.

Abai was a regular reader of the library. Through exile N. Dolgopolov, who visited his village in the summer of 1885, Abay transferred about 60 exhibits to the museum of local lore. A part of them is presented in the exposition.

In 1887, the Society for the Care of Primary Education was established in Semey. Abay and his sons Akylbai and Magavya were members of the Primary Education Care Society in 1893-1894.

Abai took an active part in the life of the steppe. In 1866, at the age of 21, after the death of his elder brother, Kudaiberdy became a parish governor of the Kuchuk-Tobyktinsky volost, and in 1875 was appointed as a volost governor of Konyr-Kokshe-Tobytinsky volost. In 1876, A case that dragged on for a long ten years. About 600 people were interviewed. Materials of the court case, statistical information on this volost for 1886, signed by the volost governor of Konyr-Kokshe-Tobytiska parish Ibrahim Kunan Ayev, as well as an appeal to the White Tsar in 1876, urging the population to provide assistance to the Russian soldiers during the Russo-Turkish war. Among the persons who signed it, there is the name of the parish governor Ibrahim Kunanbaev. Among the archival documents of this hall attracts the attention of visitors Abai's letter In the Government Senate, written in 1900 and a characteristic of social activity of Abay, written by Major-General Galkin in 1903 after a search conducted in the village of Abay on the letter of S. Koschegulov.

Survived lifetime portrait of Abai, written by the exiled PD Lobanovsky for the Ural industrial exhibition in 1887. Under the portrait it is written: "Honorable Kirghiz of Semipalatinsk Uyezd Ibrahim Kunanbaev.Let 45".

Two of Abai's lifetime photographs reached us. One of them, on which the poet is imprinted with his sons Akylbaev and Turagul, is exhibited in the first hall. The picture was taken in Semey in 1896 by photographer N.Kuznetsov. The photograph was transferred to the museum by M.Auezov.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!