Данные в ЭВМ – подразделяются на числовые и нечисловые.



Числовые данные:

1) Целые типы – для представления целых чисел.

2) Вещественные типы – для представления рациональных чисел. Бывают:

а) с фиксированной точкой;

б) с плавающей точкой.

Нечисловые данные:

1) Логические данные – принимающие значение истина или ложь.

2) Строковые данные.

3) Множества.

4) Произвольные данные (текст, звук, графика).

 

6. Организация ввода-вывода, классификация внешних устройств.

 

Организация ввода-вывода в современных ЭВМ осуществлена с использованием прерываний. Это связано с тем, что УВВ работают намного медленнее, чем процессор и оперативная память. Поэтому управляющее устройство должно приостанавливать выполнение программы и ждать завершения операции ввода-вывода с внешним устройством. При выводе все результаты выполненной программы должны быть выведены на ВУ, после чего процессор переходит к ожиданию сигналов от ВУ. При вводе, например, с клавиатуры получение значений нажатых клавиш осуществляется при поступлении прерывания от клавиатуры.

 

7. Системные особенности архитектур ЭВМ. Примеры эволюции современных ВК – IBM 370, PDP 11/ VAX , Intel 80 X 86, RISC .

 

Системные особенности архитектур ЭВМ заключаются в отличиях аппаратных средств, на которых реализована машина.

Единая система электронных вычислительных машин (ЕС ЭВМ, аналог IBM 370) представляет собой семейство программно-совместимых машин третьего поколения. Каждая и машин семейства состоит из :

- процессора;

- оперативной памяти;

- каналов устройств, обеспечивающих операции обмена данными между памятью и внешними устройствами независимо от процессора;

- набора внешних устройств ввода-вывода, выполняющих обмен информацией между внешними носителями и каналами.

Для ЕС ЭВМ характерно наличие каналов - специализированных процессоров, позволяющих освободить процессор от выполнения операций ввода-вывода и тем самым повысить скорость обмена с внешними устройствами. В машинах семейства ЕС с помощью каналов обеспечивается параллельная работа процессора и внешних устройств, а также параллельное выполнение операций ввода-вывода с несколькими внешними устройствами.

В основу построения ЕС ЭВМ положен принцип модульности, позволяющий по желаланию пользователя наращивать вычислительную мощность (заменять процессоры), расширять емкость оперативной памяти, добавлять внешние устройства.

Машины имеют большие наборы команд, развитое системное программное обеспечение, включающее трансляторы языков программирования Ассемблер, ФОРТРАН, ПЛ/1, КОБОЛ, АЛГОЛ, ПАСКАЛЬ, операционные системы с различными функциональными возможностями.

Основная особенность управляющих вычислительных машин типа PDP -11 заключается в том, что взаимодействие между всеми устройствами, входящими в состав комплексов , включая процессор , и оперативным запоминающим устройством ( ОЗУ ) осуществляется при помощи единого унифицированного интерфейса, получившего название "Oбщая шина" ( ОШ ). Oбщая шина является каналом, через который передаются адреса, данные, управляющие сигналы на все устройства комплекса, включая процессор и память. Физически ОШ представляет собой высокочастотную магистраль передачи данных, состоящую из 56 линий.

Процессор использует установленный набор сигналов для связи с памятью и для связи с внешними устройствами, благодаря чему в системе отсутствуют специальные команды ввода-вывода.

Все устройства комплекса подключаются в ОШ по единому принципу. Некоторым регистрам процессора, регистрам внешних устройств, которые являются источниками или приемниками при передачи информации, на ОШ отводятся адреса. В программах адреса регистров устройств рассматриваются как адреса ячеек памяти, что позволяет обращаться к ним с помощью адресных инструкций. Так, программирование операций вывода данных на внешнее устройство практически сводится к пересылке этих данных по определенному адресу.

VAX – 11 – более развитая машина, чем PDP -11. Это 32-битовая машина с адресным пространством свыше 4Г. Она по архитектуре похожа на PDP-11, но имеет 2 шинных адаптера – адаптер общей шины и адаптер массовой шины. Все совместимые с общей шиной периферийные устройства могут быть подключены к ней, тогда как высокоскоростные устройства могут быть подключены к массовой шине через собственные контроллеры. VAX – сокр. от английских слов “виртуальное адресное расширение”, т.е. машина имеет виртуальную память и многозадачность.

Обычно персональные компьютеры IBM PC состоят из трех частей : - системного блока;

- клавиатуры;

- дисплея.

Системный блок содержит все основные узлы компьютера :

- электронные схемы, управляющие работой компьютера (микропроцессор, оперативная память, контроллеры устройств и т.д.);

- блок питания;

- накопители для гибких магнитных дисков;

- накопитель на жестком магнитном диске.

К системному блоку можно подключить ряд дополнительных устройств ввода - вывода. Кроме клавиатуры и монитора такими устройствами являются:

- принтер - для вывода на печать текстовой и графической информации;

- мышь - устройство, облегчающее ввод информации в компьютер;

- стример - для хранения данных на магнитной ленте;

- модем - для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть;

- сканер - прибор для ввода рисунков и текстов в компьютер.

 

8. Двоичное кодирование информации. Представление элементарных типов данных: натуральные числа, целые числа со знаком, числа с плавающей точкой.

 

Состояния “установлен” и “сброшен” соотв. 2 цифрам двоичной системы счисления, фундаментальной для ЭВМ. Эти цифры называются битами. Двоичное кодирование – представление данных последовательностью битов. При двоичном кодировании числовой информации степень двойки при каждой двоичной цифре на единицу больше, чем у предшествующей цифры. Пример конструкции двоичного кода: 1012=(1*22)+(0*21)+(1*20)=510.

Таким образом осуществляется представление целых чисел без знака. Отрицательные числа со знаком представляются в дополнительном коде – в форме дополнения до двух. Чтобы найти двоичное представление отрицательного числа, надо взять его полжительную форму, проинвертировать ее и добавить к полученному результату 1.

Числами с плавающей точкой называются числа вида x=M*Pq, где М – мантисса, P – порядок, q – основание системы счисления. Нормализованная форма таких чисел:

M – дробное, |M| < 1.

Q – фиксировано.

P – целое число со знаком.

В машине в двоичных кодах хранится M и P . Порядок, как правило, выравнивается, т.е. приводится к большему по модулю порядку, путем сдвига мантиссы вправо с меньшим порядком на кол-во разрядов, равное (Pmax-Pmin)log2Q.

 

 

9. Свойства точности вычислений при работе с плавающей точкой. Приемы программирования, обеспеч. необходимую точность вычислений.

 

При работе с плавающими числами следует иметь в виду, что результат не полностью соответствует арифметике действительных чисел. Диапазон представления чисел: -1*Qp<x<1*Qp. Для этих чисел понятие абсолютной точности заменяется на понятие относительная точность – это минимальное число x, при котором R*(1+x) будет иметь другой код, чем число R. Потеря точности связана с ситуацией поглощения меньших операндов большими, которая в свою очередь связана с фиксированным размером мантиссы. Способ увеличения точности – увеличение размера мантиссы (числа одинарной, двойной, повышенной точности в языках высокого уровня). При программировании операций с плавающей точкой многих проблем можно избежать, если правильно подобрать необходимые программисту типы данных в зависимости от размерности и точности предполагаемо обрабатываемых вещественных чисел. Некоторые ситуации приводят к ошибкам обработки таких чисел:

а) Поглощение меньших операндов большими.

б) Ситуация потери точности (lost precision). Данный эффект проявляется, когда вычитаются 2 почти одинаковых числа.

в) Ситуация переполнения. В результате операции порядок превышает максимально допустимое значение.

г) Ситуация обратная переполнению (underflow) – если порядок становится меньше минимального значения.

д) Потеря значимости – если мантисса стала равна нулю при ненулевом порядке.

 

10. Представление нечисловой информации. Текстовые данные, символьные коды ASCII , EBSDIC , UNICODE . Особенности кодирования русского алфавита.

 

Любой текст представляет собой последовательность литер 0..9 A..Z a..z А..Я а..я. Набор литер весьма широк за счет наличия национальных языков. Первые машины имели алфавит только из цифр и латинских букв. Эти литеры образовали набор символов ASCII, EBSDIC. В этих кодировках общее количество символов не превышает 128 (7 бит).

При представлении в памяти текст имеет вид последовательности байтов.

Способы представления текста

1. Фиксированная длина - |_|_|_|_|_|_|_|.

2. ASCIIZ - |_|_|_|_|_|_|0|. Конец такой строки обозначает зарезервированный символ (не печатаемый). Получила широкое распространение благодаря языку C.

3. Variable Lenght - |x|_|_|_|_|_|. Строка содержит длину и последовательность байтов этой длины. Распространено в языке PASCAL.

Для представления национальных языков, в частности русского, 128 символов в общем случае недостаточно. Здесь используется:

1) Расширение ASCII – использование 8 бита, теперь можно кодировать 256 символов;

2) UNICODE – использование 7 битов, но более чем 1 символа кодировки для представления большего количества литер (например для совместимости с сетями, отсекающими 8-й бит при передаче).

В настоящее время почти повсеместно используется 8-битовое кодирование символов. Кодовая таблица – графическое представление символов, по которым можно определить код. Проблемы при представлении русского алфавита - а) необходимость сортировки по кодам; б) при этом надо оставить на старых местах символы рисования рамок и заполнения (псевдографики) для совместимости с иностранными программами. Русская кодировка – основная ГОСТ – имела расположение символов по алфавиту, но в ней были смещены символы псевдографики. В настоящее время исп. альтернативная кодировка ГОСТ – в ней псевдографика оставлена на старом месте, но малые буквы русского алфавита разорваны (160-175, 224-239, 240-241). Это немного затрудняет сортировку – единственный недостаток. Кроме того, есть и другие кириллические кодировки – MIC, КОИ-8, ISO-8859, т.п.

 

11. Представление графической информации – растровое и векторное представления, разрешающая способность, полутоновые и цветные изображения, палитры.

 

Использование ЭВМ в автоматизированных системах управления, различных информационно-вычислительных системах, системах кол­лективного пользования (см. гл. 13) требует их укомплектования удобными средствами связи человека с машиной. Одним из таких средств является устройство ввода-вывода с электронно-лучевой труб­кой (ЭЛТ), называемое монитором. В зависимости от типа монитора на экран может выводиться как алфавитно-цифровая, так и графическая информация. Устройство вывода графической информации состоит из видеопамяти (буфера образа), монитора и устройства сопряжения, передающего на монитор содержимое видеопамяти. В современных машинах первое и третье объединено в видеоадаптере.

При векторном представлении графической информации электронный луч на мониторе непрерывно пробегает между заданными точками, порождая отрезок – вектор. Такое представление наиболее удобно для изображений, состоящих из линий и простых геометрических фигур. В этом случае векторное изображение легко масштабируется и требует малый объем памяти для хранения.

Если изображение состорит из многих точек разных оттенков (полутоновое изображение), то векторный способ будет слишком сложен в реализации, и используется растровый способ представления – разбиение изображения на мельчайшие “клетки” и вывод на экран сетки точек – растра (bitmap). Разрешающая способность растра – величина, показывающая, сколько точек может быть выведено на квадратную единицу изображения (ед. измерения – dpi (точек на дюйм)). Для видеосистемы единицей измерения может быть размер выводимой точки и общее количество пикселов, выводимое на экран монитора (например, 1024х768).

В случае монохромного изображения для кодирования 1 точки в буфере образа достаточно одного бита – светится или нет. В случае полутонового или цветного изображения количество бит на точку буфера должно быть таково, чтобы представить все возможные цвета или оттенки. Например, 8 битами можно представить 256 цветов или оттенков. В таких системах программист имеет доступ к палитре – ресурсу видеоадаптера, позволяющему устанавливать цвета или оттенки для каждого кода цвета.

 

12. Представление звуковой информации – общее понятие о дискретизации и квантовании звуковых сигналов, точность представления звуковых колебаний.

 

Представление звуковой информации в ЭВМ:

а) Преобразование в цифровую форму с помощью аналого-цифрового преобразователя. При этом звук превращается в цепочку импульсов, сост. из 8 или 16 бит (фактически в вектор 8-битовых ил 16-битовых чисел)

б) Дискретизация этого сигнала с постоянной частотой. Если например голос человека дискретизируется с частотой 8КГц, используя 8 бит, на протяжении 10с, это займет 80К. По дискретизированным значениям можно восстановить сигнал с заданной точностью и направить его в цифро-аналоговый преобразователь. Усилив сигнал с выхода ЦАП, получим звук.

При малой частоте дискретизации часть данных теряется вследствие т.н. шума квантования, и мы не можем достаточно точно воспроизвести данные. Закон Шеннона для дискретизации: для достижения полного соответствия восстановленного сигнала исходному следует дискретизировать последний с частотой, в 2 раза превышающей его максимальную частоту. CD-проигрыватели работают с частотой 44KГц, и на такой частоте звук не теряет в качестве.

Равномерная дискретизация – замена сигнала последовательностью его мнгновенных значений, взятых через равные промежутки времени.

Квантование – разбиение функции сигнала через определенный шаг на интервалы - уровни квантования и замена сигнала значениями, взятыми с этих интервалов.

Форматы хранения оцифрованного звука в файлах:

VOC – стандарт де-факто от Creative.

WAV – формат оцифрованного звука от Microsoft.

Layer 1, 2, 3 audio MPEG – эффективно закодированный (сжатый примерно в 10 раз) формат хранения оцифрованного звука - сейчас приобретает наибольшее распространение.

 

13. Общее описание языка ASM . Типы данных. Оформление программ. Формат записи команд.

 

Ассемблер – машинно-ориентированный язык, имеющий 2 основных достоинства.

1)позволяет писать программы на уровне команд процессора

2)не требует знания этих команд, каждая из них заменяется удобной для запоминания мнемоникой – сокращением английских слов. Транслятор переводит мнемоники в их числовые эквиваленты.

Элементы языка: операторы (команды ассемблера + псевдооператоры макроассемблера), операнды, выражения, константы, метки, комментарии.

Собственно команды ассемблера процессора – м.б. без операндов, с одним или двумя операндами, использовать различные типы адресации (см. 19)

Псевдооператоры – 5 групп: определение идентификаторов (EQU), данных (DB), внешние ссылки (PUBLIC, EXTRN), определение сегментов и подпрограмм (SEGMENT, PROC), управление трансляцией (END).

Константы – м.б. числовые и литералы (последовательность букв, закл. в апострофы).

Комментарии – начинаются с символа ; и предназначены для улучшения читаемости программы.

Метки – предназначены для организации переходов в программе. М.б. локальные и глобальные. Представляют собой символьные имена, заканчивающиеся на :.

Типы данных языка.

Целые типы.

BYTE – байт (однобайтовое целое число, код символа, элемент строки)

WORD – слово (целое число со знаком или без знака)

DWORD – двойное слово, длинное целое

Указатели

Полный 32-битовый указатель или 16-битовое смещение.

Вещественные типы (типы мат.сопроцессора) – действительные числа длиной 32, 64, 80 бит.

Массивы

В ассемблере возможно объявление массивов чисел.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!