РЦ в царствование императора Александра I.
В 1801 г. после убийства императора Павла на Российский престол взошел его сын Александр 1. В начале своего царствования император мало интересовался церковными делами. Ближайшее его окружение составляли иноверцы. Из его сотрудников один М.М. Сперанский, происходивший из духовного сословия и выпускник Петербургской Семинарии, хорошо знал церковные дела. Александр 1 поручил ему составить план преобразования всех правительственных и судебных учреждений империи. По Ведомству Православного исповедания решено было назначить в Синод нового способного и энергичного обер-прокурора. В 1803 г. обер-прокурором стал друг юности царя князь А.И. Голицын при котором произошло усиление обер-прокурорской власти. Голицын поставленный для надзора над Синодом, он основательно разобрался в ходе церковных дел и занялся чтением религиозных книг. В 1807 году, но утвержденному царем докладу Голицына был образован особый комитет из духовных и светских лиц. В него вошли митрополит Амвросий, архиепископ Феосилажт, протопресвитер С. Краснопевков и обер-сзященник И. Державин, а также Голицын и Сперанский. Комитету поручено было составить план реформы духовного образования и изыскать способы лучшего обеспечения духовенства. Через год Комитет с успехом решил свою задачу. В 1808 г. началось проведение важнейшей в истории богословского образования реформы. В ту пору во главе церковного управления стоял Петербургский митрополит Амвросий, который имел хорошие административные способности, умел наладить хорошие отношения с собратьями-иерархами и светской властью, умел дипломатично, но твердо защитить Церковь от властного произвола обер-прокурора. В 1812 г. на Россию обрушились бедствия наполеоновского нашествия. Вражеские полчища опустошили и разорили те уезды, по которым они прошли, двигаясь на Москву. В самом начале войны Святейший Синод в особом послании благословил православный народ на “отпор врагу и защиту Отечества. В храмах служились молебны о победе русского оружия. Архиепископом Августином (Виноградским) была составлена “Молитва об изгнании врагов из Отечества”, Накануне Бородинского сражения Главнокомандующий князь М.И. Кутузов-Смоленский вместе с русскими воинами усердно молился перед Смоленской иконой Божией Матери. По воспоминаниям очевидца, во время этого молебна “духовенство шли в ризах, кадила дымились, свечи теплились, воздух оглашался пением, и святая икона шествовала. Сама собою, по велению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле”, а во французском лагере раздавалась веселая музыка — там заранее праздновали “победу”
Митрополит Платон, желая пострадать вместе с паствой, в день Бородинского сражения выехал из Троице-Сергиевой Лавры в Москву. Господь судил ему однако дожить до вести об изгнании французов из столицы. Он скончался 2 ноября 1812 г. оставив кафедру своему викарию архиепископу Августину. В канун сдачи столицы 1 сентября в Успенском соборе Кремля архиепископ Августин, отслужил последнюю Литургию среди общего плача. Он едва успел вывезти из Москвы антиминс собора и вековые святыни — Владимирскую, Смоленскую и Иверскую иконы. Полковые священники на полях битв проявляли бесстрашие. Духовные лица находились и в партизанских отрядах. Синод пожертвовал на военные нужды 1,5 миллиона рублей. На спасение Родины жертвовали свои сбережения архиереи и монастыри, священнослужители и миряне. После войны всюду, где побывали французы, надо было восстанавливать монастыри и храмы, оказывать помощь разоренному духовенству. На эти цели Синод выделил еще 3,5 миллиона рублей. Страшные бедствия, перенесенные Россией в Отечественную войну, вызвали глубокие перемены в настроениях общества. В обществе усилились патриотические и религиозные чувства. Душевный перелом пережил и Александр 1. Он говорил “Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил мое сердце теплотой веры, какой я до сих пор не ощущал. Тогда я познал Бога, как Его описывает Священное Писание.”
Сам император, находясь с армией за границей, встречался со всякого рода религиозными мистиками сектантского толка. Мистические настроения захватили и обер-прокурора Голицына. Пользуясь столь влиятельным покровительством, проповедники нецерковного мистицизма с большим размахом развернули пропаганду. Мистицизм, заимствованный на Западе, причудливо сливался с доморощенным мистическим хлыстовством. В обстановке этой мистической одержимости возрождались и усиливались масонские ложи. К масонству с благожелательным интересом относился сам Александр 1. В масонской ложе состоял его брат Константин. Среди “вольных каменщиков” числились такие влиятельные лица, как князь Репнин, граф Виельгорский, Уваров, А.И. Тургенев, в высшем обществе сложилась тогда поговорка. “да кто же ныне не масон”. Ложи Коронованного Александра, Умирающий Сфинкс, Соединенных друзей, Палестины приобрели огромное влияние на все сферы государственной жизни. Видный масон А. Лабзин возобновил масонское книгоиздательство, запрещенное при Екатерине П. Переводились и печатались книги западных “мистиков” Лабзин издавал журнал “Сионский вестник”, на страницах которого под видом вселенского, универсального христианства и внутренней церкви проповедовался догматический религиозный синкретизм. Мощным орудием строителей “внутренней церкви” стало основанное в 1813 г. Петербургское библейское общество, переименованное через год в Российское. Оно действовало как секция английского Библейского общества, и главными заправилами в нем были пасторы Патере он и Пинкертон. Первое собрание общества состоялось в доме князя Голицына. Он же стали его президентом. Своей целью общество объявляло распространение Библии среди иностранцев и инославных, но уже в 1814 году оно получило от государя право издавать Священное Писание и на славянском языке. В члены общества ввели несколько архиереев и других видных лиц, в 1816 году было решено приступить к изданию Библии на веском языке. Дела общества шли блестяще. Его отделения появились в самых глухих уголках страны. Имущество этого учреждения во много раз превышало казну Синода. Его покровителем состоял сам император. В общество входили министры, сенаторы, губернаторы, архиереи. Из общества частного, каким оно представлено было в уставе, оно превратилось в официальное, правительственное учреждение. Рост влияния общества, ставившего своей целью распространение слова Божия, не вызывал однако восторга у ревнителей Православия. Библейское общество придерживалось правила печатать Священные книги “без всяких примечаний и пояснений” чтобы устранить из своих изданий всякие вероисповедные особенности. В 1817 году ревнители “внутренний церкви” усилились еще более в результате важной административной реформы. В состав Министерства народного просвещения была включена канцелярия синодального обер-прокурора и департамент по делам иностранных исповеданий; подчинявшийся ранее министру внутренних дел. Новое ведомство получило наименование министерства духовных дел и народного просвещения. Во главе этого “двойного министерства” был поставлен князь Голицын. Все дела, касавшиеся религии, соединялись в департаменте духовных дел, директором которого назначался масон А.И. Тургенев. Одним из четырех отделений этого департамента стало отделение по делам греко-российского исповедания. Новым обер-прокурором, теперь уже представлявшим не лицо государя, а лицо министра, стал князь Мещерский. Реформа означала крайнее унижение Синода, поставленного теперь под надзор второстепенного чиновника и наравне с такими учреждениями, как евангелическая консистория или духовное управление евреев. А главная беда и опасность заключалась в том, что “двойное министерство” откровенно действовало как орган Библейского общества и как орудие масонских лож. Умножение сект, засилье враждебного Церкви синкретического мистицизма шедшего по следам древних ересей; заставили митрополита Амвросия решительно высказаться против Библейского общества. За этим последовало разделение Петербургской и Новгородской епархии на две отдельные епархии и удаление митрополита в Новгород. где он скончался.На его место был переведен из Чернигова архиепископ Михаил. В прошлом он многие годы служил священником при московском храме святого мученика Иоанна Воина и славился своими сердечными проповедями. В 1796 г. он принял постриг и через 5 лет был хиротонисан во епископа. Митрополит Михаил оказался твердым архипастырем, стоявшим на страже Православия. Под его покровительством составилась “дружина” ревнителей, которые стали открыто выражать свою тревогу и негодование на вредное и опасное направление министра. После смерти митрополита Михаила по совету Аракчеева, соперничавшего с Голициным за влияние на царя, приемником был назначен митрополит Серасфим, переведенный из Москвы. В кругу иерархов он был известен как противник мистического направления. Он сразу после перевода в Петербург высказался против Библейского общества и вступил с ним в борьбу.Передовым бойцом в этой борьбе был выставлен настоятель Новгородского Юрьевского монастыря архимандрит Фотий. Он ринулся на борьбу с Голицыным. Поводом для решительных действий явился русский перевод книги Госнера “О Евангелии от Матерея” — одного из многих издававшихся тогда в России мистически-поэтических сочинений. Архимандрит Фотий написал императору письмо, в котором сообщил, что в Вербное воскресение к нему был послан Ангел Божий; предстал ему во сне с книгой в руке, а на книге было начертано “сия книга составлена для революции и теперь намерение её революция”. Письмо архимандрита заинтересовало царя своим апокалиптическим тоном. Он захотел встретиться с новоявленным “пророком”.После аудиенции у Александра 1 архимандрит Фотий открыто напал на Голицына в доме Орловой. Голицын просил благословения у архимандрита, однако он благословения не дал и сказал — “В книге “Таинство креста” под твоим надзором напечатано — духовенство есть зверь, — а я, Фотий, из числа духовенства есть иерей Божий, то благословить тебя не хочу, да тебе и не нужно оно”. Голицын ушел из дома в бешенстве. Вскоре после этого, по совету Аракчеева и еще одного противника Голицына, адмирала Шишкова, к императору поехал митрополит Серафим, и на аудиенции, сняв с себя белый клобук и положив его к ногам царя, с твердостью заявил, что не примет его, пока не услышит царского слова о смене министра и истреблении вредных книг. 15 мая 1824 г. князь Голицын подал в отставку. Министром просвещения назначили А. С. Шишкова. Ведомство Православного исповедания было изъято из подчинения этого министерства. Президентом Библейского общества стал митрополит Серафим, который сразу же начал добиваться его упразднения. В конце 1825 года итератор Александр 1 скончался и вскоре после его смерти Библейское общество было закрыто.Существует предание, согласно которому император Александр не умер, но под видом странника Феодора Кузьмича совершал свой покаянный подвиг в Сибири и скончался значительно позже, будучи известен особым христианских благочестием.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!