Механизмы развития и воспитания человека.



ВОПРОСЫ К ГИА ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ.

Стили общения педагога с обучающимися.

Понятие о развитии. Факторы развития человека.

Механизмы развития и воспитания человека.

Основные модели взаимодействия педагога и воспитанника.

Принципы обучения и образования.

Стили разрешения конфликтов.

Особенности подросткового периода развития.

Темперамент и музыкальная деятельность.

Основные каналы общения. Невербальные средства общения.

Синдром профессионального выгорания (проф. выгорание педагогических работников)

 

 

ОТВЕТЫ К ГИА

Стили общения педагога с обучающимися.

Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающегося. Стиль общения – индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия, в деловых и личных отношениях, руководстве, обучении и воспитании, способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов (Г. Чанышева).

В процессе педагогического общения можно выделить стили педагогического руководства, стили и варианты взаимоотношений.

Л.Д. Столяренко выделяет шесть основных стилей руководства педагогом обучающимися:

Автократический (самовластный) – педагог осуществляет единоличное управление коллективом обучающихся, не позволяет им высказывать свои взгляды и критические замечания. Педагог последовательно предъявляет к обучающимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.

Авторитарный (властный) – допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает сам в соответствии со своими установками. Педагог работает в расчете на «усредненного» ученика, отклонение от «среднего» поведения воспринимается жестко: активный студент или ученик расценивается как бунтарь, неактивный – как лентяй. Доминирует дисциплинарное воздействие на обучающихся; общение носит формальный характер.

Демократический – предполагает внимание и учет педагогом мнений студентов, учитываются индивидуальные особенности студентов. Общение носит личностный характер, организующее воздействие преобладает над дисциплинарным. Педагог ведет диалогическое общение на равных.

Игнорирующий стиль характеризуется тем, что педагог стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность обучающихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации.

Попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда педагог устраняется от руководства группой обучающихся либо идет на поводу их желаний. Педагог стремится снять с себя ответственность за успехи или неудачи учеников.

Непоследовательный, алогичный стиль– педагог в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из данных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений педагога и обучающегося, к появлению конфликтных ситуаций

Понятие о развитии. Факторы развития человека. Основные подходы к проблеме развития

Развитие - прогрессивное изменение. В педагогике развитие - прогрессивное изменение каких-либо свойств и функций у человека.

Развитие - многоплановый процесс. Можно выделить ряд самостоятельных "линий" развития - развитие физиологическое, физическое, умственное, духовное, эмоциональное, социальное, профессиональное... Каждая из этих "линий" развивается в своём темпе. К примеру, подросток может опережать своих сверстников в плане физиологического развития, но отставать в умственном развитии. Или умственное развитие может соответствовать норме, а социальное - отставать (отличник-старшеклассник, которого водит "за ручку" бабушка...)

 Факторы развития:

-- Наследственность (задатки)

-- Среда (семья, окружение, микро- и макро-социум)

-- Целенаправленные методы развития

Подходы к развитию.

Евгенический (евгеника - учение о породе, о наследственности). Сущность евгенического подхода - абсолютизация фактора наследственности: "всё заложено в генах". К слову, в музыкальном профессиональном сообществе более 70% людей - убеждённые евгенисты, поддерживающие представление о харизматической природе таланта музыканта.

Анти-евгенический. Отрицание роли наследственности в процессе развития человека. Ребёнок воспринимается как "чистый лист" (Tabula rasa - "чистая доска"). С позиций анти-евгенического подхода, воспитатель обладает неограниченными возможностями. Подход хорош тем, что поддерживает веру в большие возможности человека. Однако его основная опасность - игнорирование природы данного конкретного ребёнка, насильственная "лепка" его характера и такое же "насильственное" формирование способностей.

 Гуманистический. Учитываются все факторы развития человека. Развитие опирается на природные задатки ребёнка, формируется подходящая среда для развития человека, подбираются адекватные методы развития.

Механизмы развития и воспитания человека.

 

1. Механизм подражания - идентификация со значимым человеком, копирование, повторение.

 Наименее критичен из всех механизмов, чаще всего действует помимо контроля сознания человека. Поэтому бывает сложно обучать взрослых людей, обладающих критичным умом, недоверчивых и не способных "отключать" контроль ума.

 В младшем возрасте механизм подражания - основа развития, в младенчестве - единственный механизм развития.

 Механизм подражания также актуален на начальных этапах обучения какому-либо навыку. В случае глубокого доверия педагогу этот механизм может сохраниться и на более поздних этапах обучения. В музыкальной педагогике часто происходит идентификация ученика с педагогом по специальности. Причём бывает, что подражание касается не только исполнительской манеры, но и всего поведения ученика - осанки, интонаций голоса, походки, даже манеры одеваться.

2. Механизм приспособления - адаптация к условиям. Например:

а) техническое развитие музыканта - адаптация технических приёмов к условиям исполнительского аппарата данного человека. Невозможно буквально скопировать технику педагога (например, если педагог - колоратурное сопрано, а ученик - бас; или если педагог-пианист - крупный мужчина с большими ладонями, а ученица - хрупкая девушка с маленькими пальцами и узкой ладонью). Поэтому задача педагога - помочь ученику обнаружить ресурсы собственного исполнительского аппарата.

б) адаптация знаний к условиям практики. Чтобы решить задачку по гармонии, недостаточно знать правила соединения аккордов. Нужен навык в решении задач.

в) отличие поведения человека в ситуации контроля от поведения в ситуации отсутствия контроля. К примеру, маленькие дети по-разному себя ведут в присутствии и отсутствии взрослых. То же можно сказать и о студентах на контрольных работах - в присутствии педагога поведение иное, чем в ситуации его отсутствия.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!