Моделирование: внутренний монолог
Студенты выбирают портрет ребенка или юноши (работы И. Репина, В.Серова, Рембрандта и др.).
На основании анализа внешнего вида изображенного на картине человека составляют представление о его внутреннем состоянии. Основной механизм определения эмоционального состояния — эмпатия, вчувствование. Каждый должен сочинить монолог и представить его аудитории.
Анализ работы студентов строится на характеристике способности адекватно описать мир чувств, мыслей и внешне передать состояние героя портрета.
Методика диагностики уровня эмпатических способностей
(по В. Бойко)
1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.
3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться личными проблемами однокурсников.
5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу».
7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, учебе, политике со случайными попутчиками в автобусе, поезде, самолете.
8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
9. Моя интуиция — более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности бестактно.
|
|
11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.
12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.
13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
129
15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
16. В общении с однокурсниками обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.
19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
20. Чужой смех обычно заражает меня.
21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.
22. Плакать от счастья глупо.
23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.
24. Мне редко встречалисьлюди, которых я понимал бы без лишних слов.
25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.
26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
|
|
27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам».
28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.
29. У меня творческая натура — поэтическая, художественная, артистичная.
30. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.
31. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
32. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.
33. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.
34. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
35. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.
Обработка результатов.
Подсчитывается число ответов, а затем определяется суммарная оценка — уровень эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. По -Нашим предварительным данным можно считать: 30 баллов и выше — высокий уровень эмпатии; 29—22 — хороший; 21—15 — средний; менее 14 баллов — низкий.
Тест «Что говорят вам мимика и жесты?»
1. Вы считаете, что мимика и жесты — это: '
|
|
а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;
б) дополнение к речи;
в) предательское проявление вашего подсознания.
130
2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразительный, чем у мужчин?
а) Да; б) нет; в) не знаю.
3. Как вы здороваетесь с очень хорошими друзьями?
а) Радостно кричите «Привет!»;
б) сердечным рукопожатием;
в) слегка обнимаете друг друга;
г) приветствуете сдержанным движением руки;
д) целуете друг друга в щеку.
4. Какие мимика и жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? (Дайте три ответа.)
а) Когда качают головой; б) когда кивают головой; в) когда морщат нос; г) когда морщат лоб; д) когда подмигивают; е) когда улыбаются.
5. Какая часть тела «выразительнее» всего? а) Ступни; б) ноги; в) руки; г) кисти рук; д) плечи.
6. Какая часть вашего собственного лица наиболее выразительна, по вашему мнению? (Дайте два ответа.)
,а) Лоб; б) брови; в) глаза; г) нос; д) губы; е) углы рта.
7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь?
а) На то, как на вас сидит одежда;
б) на прическу;
в) на походку;
|
|
г) на осанку;
д) ни на что.
8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, что это значит в вашем представлении?
а) Ему есть что скрывать;
б) у него некрасивые зубы;
в) он чего-то стыдится.
9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника?
а) На глаза; б) на рот; в) на позу.
10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза — это для вас признак:
а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) собранности. 11'. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?
а) Да; б) нет; в) не знаю.
12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:
а) первый шаг всегда делают именно мужчины;
б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;
в) он достаточно мужествен для того, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.
13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше верите?
а) словам; б) «сигналам»; в) он вообще вызывает у вас подозрение.
131
14. Поп-звезды вроде Мадонны или Принса направляют публике «сигналы», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?
а) Просто фиглярство;
б) они «заводят» публику;
в) это выражение их собственного настроения.
15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?
а) Я смотрю совершенно спокойно;
б) я реагирую на происходящее каждой клеточной своего существа;
в) я закрываю глаза при особо страшных сценах.
16. Можно ли контролировать свою мимику?
а) Да; б) нет; в) только отдельные ее элементы.
17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно:
а) глазами; б) руками; в) словами.
18. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:
а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;
б) передаются из поколения в поколение;
в) заложены в нас от природы?
19. Если у человека борода, для вас это признак:
а) мужественности;
б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;
в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.
20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим? а) Да; б) нет; в) только у пожилых людей.
Обработка результате в. Подсчитайте число очков (см. табл.):
1. | а | -2,6 | -4, | В- | 3. |
2. | а | -1,6 | - 3, | в — | 0. |
3. | а | -4,6 | 4 | в — | 3, г - 2, д - 4. |
4. | а | -0,6 | -0; | в — | 1, г- 1,д-0, е- 1. |
5. | а | - 1, 6 | -2, | в — | 3, г - 4, д - 2. |
6. | а | -2,6 | - 1, | в — | 3, г-2,д-3,е-2. |
7. | а | - 1, 6 | - 3, | в — | 3, г - 2, д - 0. |
8. | а | -3,6 | - 1, | в — | 1. |
9. | а | -3,6 | 2 | в — | 2, г- 1. |
10. | а | -3,6 | -2, | в — | 1. |
11. | а | -0, 6 | 1 — ", | в — | 1. |
12. | а | -1,6 | -4, | в — | 2. |
13. | а | -0,6 | -4, | в — | 3. |
14. | а | -4, 6 | -2, | в — | 0. |
15. | а | -4,6 | -0, | в — | 1. |
16. | а | -0,6 | -2, | в — | 1. |
17. | а | -3,6 | 4 | в — | 1. |
18. | а | -2,6 | -4, | в — | 0. |
19. | а | - 3, 6 | - 2, | в — | 1. |
20. | а | -4,6 | -0, | в — | 2. |
1-П
77—56 очков. Браво! У вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уже готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется для вас опасность, можно попасть пальцем в небо! Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А это важно и на работе, и в личной жизни, не так ли?
55—34 очка. Вам доставляет удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с окружающими. Вы склонны, скорее, буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими. Например, кто-то скажет вам: «Мне с вами совсем не скучно», сделав при этом кислую мину. Но вы поверите словам, а не выражению лица, хотя оно весьма красноречиво. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения!
33—11 очков. Увы, язык мимики и жестов для вас — китайская грамота. Вам трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что вы на это не способны, — просто не придаете этому значения, и напрасно! Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих людей, тренируйте наблюдательность. Помните пословицу: «Тело — перчатка для души». Немного понимать душу другого — верное средство самому не попасть в капкан одиночества.
Рекомендуемая литература
Основы культуры и искусства речи: учеб. пособие / Ю.П.Богачев, В.А.Лапшин, Т. Ф. Посадскова, З.А.Шелестова. — М., 1999.
Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие. — М., 2001.
Вескер А. Б. Театральная педагогика в работе учителя, классного руководителя: учеб. пособие. — М., 2000.
Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного'урока: учеб. пособие. — М., 1993.
Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / И.А.Зязюн, И.Ф.Кривонос, Н.Н. Тарасович и др.; под ред. И.А.Зязюна. — М., 1989.
Савостьянов А. И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. - М., 2001.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 362; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!