Методология творчества как ориентир для разработки
Студент: Скорость кровотока в капиллярах должна быть во много раз меньше, чем в аорте.
Осуществлена теоретическая проверка гипотезы
Преподаватель: Согласуется ли это с экспериментальными данными, известными из физиологии?
Студент: Да, согласуется: анализируя соответствующий график, можно заключить, что скорость в аорте наибольшая, в артериях она уменьшается, в капиллярах — самая малая.
Получено экспериментальное подтверждение выдвинутой гипотезы
Данный пример весьма схематично отражает элементарный «цикл проблемного обучения» для преподавателей медицинских вузов, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования, однако и он дает вполне наглядное первоначальное представление о том, что такое проблемное обучение «на практике», как его реализовать в процессе эвристической беседы в студенческой аудитории.
Специально следует отметить для обучающихся, что в процессе разрешения проблемных ситуаций студенты сталкиваются с таким важным элементом научного и имитирующего его учебного поиска, как гипотеза, а выдвижение гипотез традиционно считается в дидактике важным приемом активизации мышления обучаемых, и умелое сочетание этого приема с экспериментальным исследованием позволяет более-менее адекватно отразить в обучении «путь» научного познания: от проблемы к гипотезе, от гипотезы к эксперименту, от эксперимента к теоретическому осмыслению его результатов, а затем к новой проблеме.
|
|
Эффективное усвоение преподавателем, обучающимся в системе последипломного профессионального образования, методик реализации проблемного обучения предполагает выполнение на семинарских занятиях и более сложных (по сравнению с только что представленным) заданий, причем это вполне можно сделать и на материале самой педагогики. Это позволяет существенно сэкономить учебное время, одновременно знакомя преподавателей с педагогическими идеями и иллюстрируя методики реализации проблемного обучения. Рассмотрим конкретный пример.
р
Методик развивающего и эвристического обучения 159
Преподаватель, ведущий семинарское занятие по педагогике, предлагает слушателям такое задание: прочтите раздел 2.4. «Педагог и педагогическая наука» из книги В.В. Краевского и Е.В. Бережновой «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов»1. Представьте свой вариант его трансформации в эвристическую беседу.
Приведем один из возможных вариантов выполнения такого задания обучающимся слушателем.
Преподаватель: Педагог — непосредственный творец образовательного процесса, создатель неисчислимого множества учебных и воспитательных ситуаций, через которые проходит студент в вузе. Именно порождаемый педагогом учебно-воспитательный процесс становится объектом изучения педагогической науки. В свою очередь педагог-практик опирается на плоды усилий многих людей — авторов учебных материалов, пособий, рекомендаций, руководств и т.п. Самостоятельно мыслящий педагог не оставляет без внимания и широкий круг теоретических педагогических знаний, пользуясь в своей работе теми средствами, которые создаются и совершенствуются наукой. Поэтому вопрос об отношении деятельности педагога к педагогической науке неразрывно связан с другим важным вопросом — об источниках педагогического творчества и области его осуществления.
|
|
Попытка сформулировать проблему
Уже говорилось, что одна из функций педагогики — помогать педагогу, обосновывая и создавая «сценарий» его работы; рекомендации, методические разработки, пособия и т.п.
Но где предел такой помощи? Если преподаватель стремится подходить к своему делу самостоятельно, творчески? Может быть, все это лишь сдерживает его творческую инициативу, не дает возможности переступить порог педагогических норм?
|
|
Постановка проблемы
Слушатель факультета дополнительного образования: Да, в указанных сценариях воплощены разум и опыт многих педа-
1 См.: Краевский В.В., Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М., 2005. С. 18—20.
160 6. Методология творчества как ориентир для разработки
гогов — теоретиков и практиков, в них отражаются результаты фактически всех отраслей науки. Их наличие избавляет современного педагога от необходимости заниматься заведомо безнадежным делом — самому повторять весь опыт педагогической и познавательной деятельности человечества. Однако в результатах педагогической науки показан лишь общий, усредненный путь к цели. Преподаватель не может быть только исполнителем, его дело — по мере необходимости использовать эти результаты в работе с живыми, а не абстрактными учениками.
Многолетний опыт показывает, что как бы основательно ни были составлены материалы для педагога, они останутся мертвым грузом в его сознании и в самом образовательном процессе, если сам он не воспринимает цели образования как личностно значимые, не способен проникнуть во внутренний мир студента. Невозможно успешно работать по самым лучшим пособиям и руководствам без надлежащей подготовки по общей дидактике и методике, педагогической психологии. Знание теории помогает преподавателю выстраивать логику и последовательность своих педагогических действий, предвидеть их результаты, приводить их в систему.
|
|
«Контуры» решения проблемы
Преподаватель: В чем, по-вашему, состоит роль педагогического научного знания как источника педагогического творчества?
Переформулировка проблемы
Слушатель: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно представить себе Общую картину деятельности учителя.
В педагогическом процессе перекрещиваются и взаимодействуют многие факторы. Наряду с типовыми все время возникают неповторимые ситуации, которые невозможно предусмотреть. Поэтому преподаватель в каждой новой ситуации должен действовать самостоятельно, решать каждый раз новые практические задачи.
Таким образом, педагогический процесс как бы воссоздается дважды — сначала в проекте, затем в самой действительности учителем. Действительность же всегда богаче нашего сколь угодно полного представления о ней. Даже в повсед-
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!