Соотнесение с другими теориями
Критика гуманистической психологии. Главное – это не самоактуализация, она является лишь следствием, побочным эффектом поиска смысла жизни. Ищите смысл, а самоактуализация приложится!
Самоосуществление и самореализация вообще важны для человеческого бытия, они достижимы лишь как результат, но не как интенция.
Франкл спорил с Маслоу в том, что считал, что даже если не удовлетворены нижележащие потребности, то все равно возможно осуществление высших. В концлагерях выживали только те, у кого был смысл выжить (вера в бога, научная деятельность, семья).
Параллели в развитии идей Франкла и ведущих советских психологов:
▪ в общем методологическом пафосе подхода к личности Франкл оказывается единомышленником Выготского. Оба буквально одними и теми же словами выдвигают лозунг построения вершинной психологии как оппозиции психологии глубинной
▪ Франкл: "Экзистенциальный анализ есть нечто противоположное так называемой... глубинной психологии. Глубинная психология забывает, что ее противоположностью является не поверхностная, а вершинная психология... Глубинная психология в чести, но "лишь вершина человека – это человек"
▪ Выготский: "Наше слово в психологии: от поверхностной психологии – в сознании явление не равно бытию. Но мы себя противопоставляем и глубинной психологии. Наша психология – вершинная психология (определяет не "глубины", а "вершины" личности)"
|
|
▪ в понимании места человека в мире Франкл идет теми же путями, что и С.Л. Рубинштейн.
▪ Франкл: "Не только мир существует в сознании... но и сознание существует в мире, "содержится" в нем, сознание "имеет место"
▪ в представлении о роли предметной деятельности в становлении личности Франкл протягивает руку А.Н. Леонтьеву: "Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю". Этот принцип деятельности сочетается в работах Франкла с принципом предметности (интенциональности у Франкла).
Взаимоотношение экзистенциальной и гуманистической парадигмы в психологии
Многое в гуманистической психологии очень важно для экзистенциальной психологии: свобода, выбор, цели, ответственность, внимание к уникальному миру любого человека. Однако гуманистическая психология не тождественна европейской экзистенциальной традиции.
Гуманистическая психология | Экзистенциальная психология | ||
Рассматриваемая единица | |||
Каждый человек в его уникальности и неповторимости | Жизнь субъекта в его неразрывной связи с другими людьми и миром (бытие-в-мире) | ||
Возможности человека
| |||
Оптимистичный прогноз, развитие потенциала, самореализация | Человеческие ограничения и трагическая сторона человеческого существования | ||
Развитие человека | |||
Наличие неких изначально данных человеку потенций, возможностей, «задатков» развития, которые человек вправе как актуализировать эти, так и проходить мимо них. Удовлетворение метапотребностей, изначально существующих у человека ведет к самоактуализации и «пиковым переживаниям», неудовлетворение – к метапатологии | Необходимость для каждого человека совершать в своей жизни ответственные выборы. Жизнь, существование – и есть череда этих свободно-ответственных выборов. Сущность же напрямую зависит от тех шагов, которые мы делаем, от наших ответственных поступков. «Неправильные» для того или иного человека выборы приводят к патологии, «правильные» – к обретению смысла существования, внутренней и внешней гармонии. | ||
Взаимоотношения человека с обществом | |||
Внешние социальные явления больше препятствуют, чем способствуют самоактуализации | Условием самоактуализации является некий конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком, воспринимаемым во всей его целостности. | ||
Понимание природы и сути добра и зла
| |||
Природе человека присуще изначальное добро, а источник зла лежит вне природы человека, где-то во внешней реальности | Зло вообще нельзя объяснить, если считать, что в природе человека заложено только добро. Человек не расположен априори ни к добру, ни к злу.Он выбирает или то, или другое, а тем самым творит и то, и другое. | ||
Психотерапия | |||
Отношение клиент-терапевт вносит целебный эффект в человеческую жизнь (принятие его терапевтом) | Целебным эффектом обладает понимание своей жизненной ситуации, построение отношения к своему будущему, способность принимать решения и нести за них ответственность, которые при помощи терапевта взращивает в себе пациент. Сам по себе контакт с терапевтом необходимое, но недостаточное условие |
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!