Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка



Условия формирования нравственности ребёнка в семье

Опираясь на труды педагогов В. А. Сухомлинского, С. И. Варюхиной, М. Климовой-Фюгнеровой, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и других исследователей, выделим следующие пути и условия для формирования нравственности ребёнка в семье.

1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Таинственной стороной развития выступает любовь взрослого (вкладывание души), что и пробуждает в ребёнке живую душу. Эмоциональная связь с миром, с другими людьми, согласно Э. Фрому, определяет душевное и духовное здоровье человека. Любовь – единственно верный путь к целостности и единству личности. Целостность и единство личности достижимы, пишет Э. Фромм, при условии всестороннего развития разума и способности любить. [4, С. 110]

При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности. Значимые люди должны быть с ребёнком искренними, не притворяться, не надевать «маски», ложные «фасады».

Великий обман ребёнок воспринимает с чрезвычайной остротой: становится подозрительным, впадает в соблазн лгать. Никогда из «лживой, изолгавшейся семьи не выйдет искренний, честный и мужественный человек», ибо ложь растлевает человека незаметно. И если в современном мире, особо подчёркивает И.А. Ильин, мир кишит ложью, обманом, неверностью, предательством и изменой своей родине, своей семье, наконец, самому себе и если эта лживость соединяется с душевным детским разладом, с ранее приобретённым бесчестием, то неизбежно вырастает человек, приученный в «нечестности наедине с собой и в подлости к другим». [1, С. 73]

Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности.

3) Разъяснение, воздействие словом. В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Воспитатель должен своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения.

Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком?

Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать. Во-первых, не надо говорить ребёнку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно. Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка. В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться. И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. Основное зло, которое несут в себе упреки, в том, что они вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него. «Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление». И. Кант

6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом, потворство родителей действует очень вредно. «Искусство повеления и запрета даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда»

8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку. Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

Чешский педагог М. Климова - Фюгнерова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям…, но и ко всем остальным членам семьи…» Запрет, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка.

9) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Труд был и остаётся необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовое воспитание – важная составляющая в нравственном становлении личности. [17, С. 336]

Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель. «Единение членов семьи возникает в процессе труда, в процессе хозяйствования и жертв…с малых лет надо включать ребёнка в процесс решения хозяйственно-бытовых задач…», считает И.А. Ильин. [1, С. 71]. На собственном примере необходимо показывать ребенку пользу и результаты труда.

10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка : роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл - значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

12) К.Д. Ушинский считал, что необходимым условием нравственного воспитания является свобода. Нравственно только то действие, которое проистекает из свободного решения, и всё, что делается не свободно, под влиянием чужой воли, под влиянием страха, под влиянием животной страсти, есть если не безнравственное, то, по крайней мере, не нравственное действие. Великий педагог полагал, что существо бесправное может быть добрым или злым, но нравственным быть не может. [9, С. 159]

13) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи этим:

а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;

б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей.

«Супружеское ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», - писал И.А. Ильин.

14) «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!» А.С. Макаренко. Жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. По своей природе дети также являются некими исследователями уже в ранние годы своей жизни. Они стремятся к познанию, выявлению и установлению истины. Если в первые годы жизни ребёнок установил истину и утвердил, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В этом главенствующую роль играет нравственный облик родителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпечаток на всю последующую жизнь.

Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т.е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я», что подтверждается словами Сухомлинского: «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

2.2 Совместная работа семьи и школы по духовно – нравственному развитию детей

 

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель).

Главным внешним влиянием для учащегося младшего возраста являются его родители и классный руководитель. Принятие морали родителей иногда сменяется принятием морали учителя. Но для этого учитель должен обладать авторитетом у школьников, не подменять, а дополнять родителей, взаимодействовать с ними по всем образовательным проблемам. Любовь к детям, педагогический такт, как центральные личностные качества родителя и профессиональной готовности учителя, - это основные принципы духовно-нравственного образования младших школьников в совместной работе школы и семьи.

От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

Бывают случаи, когда семья просто не понимает своей важнейшей функциональной значимости в воспитании младшего школьника. Часто родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. К сожалению, современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

Задачи педагога - объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника.

При этом необходимо педагогическое сопровождение духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье, которое можно охарактеризовать как систему деятельности школы по оказанию профилактической и оперативной помощи семье в формировании базовых ценностей, духовности и нравственности ребенка.

Основные направления взаимодействия школы и семьи с целью духовно-нравственного образования учащихся:

Повышение уровня педагогической культуры, формирование у них знаний об особенностях духовно-нравственного образования детей.

Совместная внеурочная деятельность школы и семьи по духовно-нравственному развитию школьников: экскурсии, походы, благотворительность, субботники и т.д.

Создание комфортной морально-психологической обстановки в школе и семье.

Овладение стилем взаимного доверия и уважения родителей, педагогов, учащихся.

Знание внутреннего мира ребенка, его переживаний, духовных и нравственных установок.

Формы работы с родителями:

родительские собрания, конференции, собрания – диспуты;

индивидуальные беседы и консультации;

систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и т.д.);

анкетирование;

семейные клубы и мастерские;

посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, праздников, спортивных конкурсов;

семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.

Тематика родительских собраний, направленных на ознакомление родителей с правильными методами духовно-нравственного воспитания может быть различной. Например, «Духовные истоки воспитания в семье», «Роль матери в воспитании ребёнка», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Роль бабушек и дедушек в воспитании детей», «Любовь и дружба – основа семейного воспитания», «Место и роль труда в жизни семьи», «Как сделать ребёнка счастливым», «Роль традиций в семейном воспитании» и другие.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в виде "круглого стола", тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со специалистами и др.

Наиболее эффективной формой совместной работы школы и семьи являются беседы учителей с родителями как индивидуальные, так и групповые. Одна из форм групповой беседы — групповая дискуссия (диспут, обмен мнениями по проблемам воспитания), которая проводится под руководством учителя как коллективное обсуждение наиболее острых вопросов семейного воспитания с привлечением всех участников образовательного процесса. Работа учителя с родителями становится более продуктивной, если объектом его наблюдения и изучения будут типичные ошибки родителей в духовно-нравственном воспитании. Понимание их причин, поиск путей их исправления облегчат учителю контакт с родителями, помогут родителям справиться с трудностями воспитания детей в семье, направить школьников на духовно-нравственное развитие. В дискуссиях с родителями можно обсуждать возможности применения разных способов поощрений и наказаний, адекватность наказания проступку и возрасту ребенка, прогнозировать развитие их отношений с ребенком после применения того или иного вида поощрения или наказания, анализировать и оценивать духовно-нравственное воспитание детей.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Родительский лекторий, "Университет педагогических знаний" и др. – способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Родительские конференции (обще классные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в образовательном учреждении. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях) вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания – проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов. На такие мероприятия приглашаются родители детей разновозрастных групп.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их больше всего волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, где можно найти ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Формы вечеров позволяют не только высказать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительские тренинги. Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут активно в них участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как "детские гримасы", "любимая игрушка", "мой сказочный образ", "детские игры", "воспоминания детства", "фильм о моей семье".

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

Результатом взаимодействия семьи и школы должно стать наиболее полное осуществление воспитательного потенциала семьи, расширение ее возможностей как воспитывающей среды, предупреждение возможных ошибок в «родительской педагогике», помощь родителям, согласие и сотрудничество в воспитании духовно-нравственной личности.

 

Выводы. Таким образом, для формирования нравственности ребенка необходимо, чтобы в семье была искренность и чувство любви, но нужно избегать слишком чувственных отношений к ребенку.

Нужно научиться слышать, понимать ребёнка, рассуждать и разговаривать с ним, избегая «отчитываний», «скучных проповедей», упрёков. Правильно поступают те родители, которые подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха.

Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. Также важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Необходимо пробуждать чувства, в том числе сострадание, сопереживание, терпимость и др. На собственном примере необходимо показывать ребенку пользу и результаты труда. Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка (роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.) Нужно оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Необходимо, чтобы ребёнок обладал свободой для самостоятельного принятия решений. Родителям необходимо следить за своим нравственным обликом.

Не подлежит сомнению то, что перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, его духовно-нравственное развитие. Осуществление этих задач возможно лишь в тесном контакте учителей и родителей, их полноправном сотрудничестве в условиях взаимопонимания и взаимопомощи.

Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы на духовно-нравственное образование детей с учетом психологических и возрастных особенностей школьников.

Актуальность темы обусловлена тем, что в современном обществе смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл тему семейного воспитания своим вниманием. Дело в том, что оно неразрывно связано с жизнью общества, государства. Ещё Аристотель говорил: «Всякая семья составляет часть государства». Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание философы, психологи и педагоги, такие как Конфуций, Демокрит, Цицерон, Плутарх, И. Кант, Г. Гегель, Екатерина Великая, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Жан Жак Руссо и другие.

Вопросы формирования нравственной основы личности в семье рассматривались в трудах учёных-педагогов: К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, А.Н. Острогорского, П.Ф. Каптерева, М. И. Демкова, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского.

С учетом всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

1. Семья является традиционно главным институтом воспитания. В ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В семье закладываются основы нравственности. Именно там ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. В семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

2. Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

3. Очень важно для воспитания духовно богатой личности ребёнка правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать уважительное отношение друг к другу всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание родителей, своих предков.

Суть семейного воспитания, состоит в характере и качестве повседневного быта, отношений, обыденной жизни, реализующейся в режиме, традициях, обычаях, устоях, коллективных привычках, обязанностях, долженствованиях и правилах. Семья всегда воспитывает детей по образу и подобию своему, формирует характер и нравственность ребёнка всем строем своей жизни в различных сферах семейного взаимодействия. Главная педагогическая задача родителей заключается в стремлении к гармонизации отношений, деятельности и общении всех членов семьи в этих сферах. [13, С. 45]

Практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств, четвертые просто не придают этому должного значения.

В связи с этим школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку.

Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. И подводя итоги выполненной нами теоретической работы, мы убедились в том, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей, а соответственно и сама семья, играет решающую роль в нравственном воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

 

Список использованной литературы:

 

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – СПб: Питер, 2011

Бабаян А.В. Концепция нравственного воспитания М.И. Демкова/ Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - Майкоп – 2012 - №1.

Василькова Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы/ Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2010.

Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Грицай Л.А. А. Н. Острогорский об основных приоритетах родительского воспитания детей в семье./ Журнал "Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского", 2012 - № 28

Грицай Л.А. Основные приоритеты родительского воспитания детей В трудах русских педагогов антропологического направления конца XIX начала XX вв. (на примере работ И.Ф. Каптерева и И.Ф. Лесгафта)/ Журнал "Вестник ТюмГУ ", 2011 - № 9

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / М. - Издательство: Дрофа, 2011

Загвязинский В.И., Селиванова О.А. Социальная педагогика: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2012

Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Ким Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой: Учебное пособие. - М.: Прометей, 2013 год

Крившенко Л.П. Педагогика: учебник. – М.: Проспект, 2012.

Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие. - Ростов н/д.: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010.

Лихачёв Б.Т. Социология воспитания и образования: курс лекций по социальной педагогике. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010 г.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2011

Мустафаева А.Р. Теоритические основы нравственного воспитания личности./ Журнал «Вестник Социально-педагогического института», 2011 - № 1.

Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2011

Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. образования. – М. Издательский центр «Академия» , 2014.

Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2013 № 273-ФЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями на 22.09.2011).

 

Интернет – источники:

- http://www.baltinfo.ru/2014/12/23/Glavnyi-narkolog-Minzdrava-V-Rossii-okolo-3-mln-alkogolikov-469133

- http://vscolu.ru/articles/vyskazyvaniya-znamenityx-lyudej-o-seme.html

- http://legitimist.ru/lib/philosophy/i_ilin_put_duhovnogo_obnovleniya.pdf

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 679; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!