Этап. Склейка и декорирование.

Лекция 8/6

Тема 3.2

Декоративная обработка скульптурных материалов

Тестопластика

Работа с полимерной глиной

Декоративная керамика

 

Тестопластика

История возникновения тестопластики

Её история уходит в глубь веков. Народности, живущие в Гималаях, до сих пор с помощью деревянных форм изготавливают фигурки из ячменной муки, которые заменяют людей и животных, приносимых когда-то давным-давно в жертву божествам.

Один из народных художественных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста. И если раньше поделки из теста имели символический или мистический смысл, то теперь умельцы лепят всё, что угодно – лишь бы было пёстро и красиво.

В Китае, начиная с 17 века, делают марионетки из теста.

В Греции из теста традиционно пекут великолепные венки, украшенные пышным орнаментом.

Узбекские женщины из поколения в поколение выпекают декоративные лепёшки, которые вывешивают на стенки домов.

В Восточной Европе изделия из теста, как и в прежние времена, не окрашивают: типичный коричневый цвет выпечки считается особенно красивым.

В Польше, Чехии и Словакии на протяжении веков остаются очень популярными картины из теста.

Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло солёное тесто.

Во время Первой Второй мировых войн искусство изготовления солёного теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта традиция стала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает всё больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

Технология работы с тестом

Этап. Замешивание солёного теста.

Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.

Муку блинную (или с добавками) - НЕЛЬЗЯ (фигурки при высыхание поднимутся как хорошее тесто для пирогов и потрескаются)

* Соль Йодированную - НЕЛЬЗЯ (крупные вкрапления не растворяются, в последствии тесто не однородное - в крупинку)

* ВОДА - лучше всего ОЧЕНЬ ХОЛОДНУЮ, добавлять обязательно частями по 50 мл после каждого добавления вымешивать (связано с тем, что для разной муки, может понадобиться разное количество воды).

*

* Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.

Объемные пропорции. Для простых моделей.

200 гр. = ( 1 стакан) муки

200 гр. = (0,5 стакана) соли

125 мл. воды

! Обратите внимание, соль тяжелее муки, поэтому по весу они одинаковы, а по объёмы соль занимает примерно в два раза меньше.

Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:

 - 15-20 г (столовую ложку) клея ПВА или

 - крахмала ( столовую ложку)

 - клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим кол-вом воды)

Крепкое тесто для крупных изделий:

200 гр. муки

400 гр. соли

125 мл воды

Тесто для тонких работ:

300 гр. муки

200 гр. соли

4 ст.л. глицерина (можно приобрести в аптеке)

2 ст.л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать.

Для замеса лучше использовать миксер – это упростит задачу, да и тесто получится качественнее.

2 этап. Окрашивание теста. Окрашивать можно как уже просушенное изделие, так и само тесто перед лепкой и просушиванием. Окрашивание всего изделия после просушки наиболее простой, но вместе с тем трудоёмкий вариант.

Цветное тесто. Подкрашивать соленое тесто можно пищевыми красителями, анилиновыми красителями, жидкими акриловыми красителями, акварелью или гуашью. Шоколадный цвет получается при добавлении какао. При подкрашивании надо учитывать, что после высыхания цвет станет менее насыщенным, но если вы покроете поделку лаком - снова станет ярче.

Этап. Лепка фигур.

Способы лепки.

А) Конструктивный является более простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепится по частям.

Б) Пластический предполагает, что всё изделие выполняется из целого куска без деления на части.

В) Комбинированный включает в себя как пластический, так и конструктивный способы при лепке одного изделия.

Инструменты и приспособления для лепки:

Скалка, ножик или стеки, расческа (для придания фактуры)

Шариковая ручка и стержень в отдельности (нанесение отверстий и углублений, фактуры в виде колечек)

Фигурные ножи, выемки для печенья и т.п. (оформление края, вырубание одинаковых фигур)

Фигурные пуговки, заколки, мешковина, кружево, бусинки, колечки, детские игрушки (нанесение отпечатков, придание фактуры).

Приемы лепки: скатывание шариков и колбасок, расплющивание, прищипывание, оттягивание частей, фактурирование.

Этап. Сушка.

Сушка изделий из солёного теста бывает двух видов: естественная и сушка в газовой духовке.

Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях, но это долго, поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил.

1. Духовка должна быть на минимальной температуре

2. Хорошо если сушка идет с приоткрытой крышкой духовки

3. Нельзя класть изделий в горячую духовку сразу, нагрев должен происходить постепенно, так же, как и вытаскивать изделие из духовки, лучше, если оно остывает постепенно(вместе с духовкой).

4. Идеально производить сушку в несколько этапов: час посохло с одной стороны, перевернули поделку, сохнет с изнанки. Можно делать перерывы между сушками, час сохнет в духовке - сутки сохнет само - потом опять часа полтора в духовке с обратной стороны.

5. Время сушки изделия зависит от толщины самого изделия

этап. Склейка и декорирование.

Склеивают между собой части изделий и фиксируют изделия полуобъемной формы на фоновой основе при помощи клея ПВА, горячего клея или других универсальных клеев, смазывая соприкасающиеся части фигурок.

При необходимости, после высушивания изделий их можно подкрасить при помощи кисти , а окраску закрепить при помощи лака.

 

Работа с полимерной глиной

Полимерная глина - это пластик, который лепится как пластилин, но затвердевает в духовке, то есть переходит в твердое состояние при не слишком высокой температуре. Еще его называют термопластиком. Из термопластика можно лепить разнообразные изделия, начиная от миниатюр и заканчивая скульптурами.

Основа полимерной глины – поливинилхлорид (ПВХ). На ощупь он напоминает пластилин, только более пластичный и менее липкий. Под воздействием температуры он становится твердым, похожим на нечто среднее между керамикой и пластмассой.

ИСТОРИЯ ПОЛИМЕРНОЙ ГЛИНЫ

В Германии, в начале 1930-х, инициативная женщина Фифи Ребиндер разработала и выпустила глину, которую назвала Фифи Мозаик. Глина была предназначена для изготовления голов кукол. В 1964 году Фифи Ребиндер продала формулу этой глины Эберхарду Фаберу, который «развил» ее во всемирно известную в настоящее время марку ФИМО (Fimo).

В те времена пластика использовалась для кукол, и моделирования миниатюр для кукольных домов.

В то время, когда художники и американские компании уже узнавали Фимо, одна американская компания разработала собственную версию полимерной глины. Продукт, который назывался полиформ был разработан в 1960-х годах для производственных целей. Но настал момент, когда индустрия недостаточно потребляла пластики для своих целей, и очень много глины было просто лежало на складах. Однажды, посетитель одного из заводов играл с куском полиформа и слепил небольшую фигурку. Затем фигурка была испечена в лаборатории – так родился Скальпей/Полиформ.

ВИДЫ ПЛАСТИКИ

Наиболее популярные и удобные в работе материалы – импортные: «Fimo», «Cernit» и «Sculpey». Марки различаются по стране-производителю, температуре полимеризации, цветовой палитре и ассортименту. Эти производители предлагают полимерную глину для изготовления кукол и для снятия форм, светящуюся в ультрафиолете и темноте, укрывистую и полупрозрачную, с блестками и эффектом металлик, перламутровую и имитирующую структуру камня, и даже резиновую и жидкую полимерную глины.

Есть и материалы отечественного производства — это марки «Цветик», «Sonnet», «Hobby», «Lapsi», «Артефакт».

Самозатвердевающие пластики пластики не требуют запекания и засыхают за сутки. Хранить такой пластик открытым нельзя. Его лучше оставить в родной упаковке, завернуть ее в пищевую пленку, а затем в несколько полиэтиленовых пакетов.

Запекаемые пластики - синтетический материал, который твердеет после термической обработки при температуре от 100 до 150 С.

Для обжига остаточно обычной духовки, поскольку температура полимеризации (отвердевания) разных марок полимерной глины всего 110-130 градусов по Цельсию.

 

Инструменты и приспособления

Помимо самой полимерной глины понадобятся некоторые инструменты, необходимые при работе.

Рабочая поверхность - может быть стеклянной, пластмассовой, желательно большого размера. Не рекомендуется работать на камне, т.к. каменная холодная плита снижает пластичность материала. Дерево не желательно. Вощеную бумагу используют для раскатывания без прилипания.

Лезвия - канцелярский нож, кухонный нож, одиночное лезвие. Очень важно, чтобы лезвие было очень острым, тогда изделия (особенно, «колбаски для украшений») не будут деформироваться при резке. 

Приспособление для раскатывания пластики – любой предмет цилиндрической формы — это может быть специальный ролик или флакон из-под аэрозоля, стеклянная бутылка и т.п.

Наждачная бумага - используется для сглаживания неровностей, швов, отпечатков пальцев с готового изделия. Также, может быть использована для придания фактуры незапеченному изделию (например, апельсиновая корка).

Замша - используется для придания готовым изделиям сияющей поверхности.

Длинная игла (спица) - используется для проделывания отверстий в бусинах.

Клей ПВА – предназначен для склеивания фрагментов пластики.

Можно купить специальные лаки для пластики, например Fimo и Sculpey, но можно также подобрать подходящий строительный лак – акриловый на водной основе.

Для лепки украшений будет необходима различная фурнитура (швензы, замки, штифты, цепочки и т.д.),

 

Технология работы с полимерной глиной (пластикой)

Приемы лепки – аналогичны другим скульптурным материалам

Главное – это хорошо размять полимерную глину, превратить холодную массу в теплую, гладкую структуру. Пластика хорошо поддается теплу рук. Разминание необходимо, чтобы равномерно распределить пластификатор, сделать материал мягким и пластичным и удалить пузырьки воздуха – при нагревании они расширятся и образуют некрасивые бугорки на изделии. Не рекомендуется разминать пластику одним большим куском, лучше начать с небольшого кусочка, по мере разминания добавляя новые.

Техники работы с полимерной глиной:

Смешивание

Вы можете смешивать цвета, получать новые. Для этого необходимо тщательно перетереть до полного равномерного смешивания пластик 2-х и более цветов. Внимательно следует смешивать контрастные цвета, чтобы не получить грязных оттенков. Перед смешиванием пластика должна быть полностью размягчена.

Эффект конфеты - Скрутите вместе две "колбаски" разных цветов. Покатайте, разгладив их, таким образом.

Мраморный эффект - Если вы не будете смешивать два цвета до конца, то получите "мраморную" пластику.

Изготовление бусин и украшений

В качестве заготовок для украшений и бусин используют кейны - колбаски из полимерной глины. из которых нарезаются тонкие пластинки-рисунки. Их можно округлить, скатав в бусины и проколов отверстия, или оставить плоскими.

Будьте осторожны, когда используете лезвия при работе с пластикой. Практически, каждый проект подразумевает использование того или иного острого предмета.

 Всегда режьте «от себя».

 Для полимерной глины должен быть отдельный нож.

 Мойте руки после того, как вы работали в пластикой

Миллефиори (от итальянского «milli» – тысяча и «fiori» – цветы) – старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. Из разноцветного стекла формируется узор (чаще несложные цветы), затем получившийся широкий цилиндр нагревают и вытягивают до нужной толщины в тонкий стеклянный прутик или палочку так, что на каждом срезе сохраняется одинаковый рисунок

.

В 1981 Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. Она провела мастер-класс по изготовлению декоративных миниатюрных конфет из пластики с использованием принципов стеклодувной техники. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кЕйн» - трость). В русском эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами

С начала 80-х годов техника миллефиори бурно развивалась и превратилась в одну из основных при работе с пластикой.. Колбасы делают не только цветочные, но и с самыми разными рисунками.

Скульптурная лепка

Пенопласт - позволяет сократить количество используемой пластики (например, вы хотите сделать большую подставку для фигурки, или маленькой полимерной сценки.

Вы можете использовать меньше глины, если будете использовать пенопласт как каркас, ядро или основу. Другой положительный момент - это вес изделия после запекания.

Только помните, что пенопласт при использовании с пластикой необходимо обернуть фольгой, иначе полимерная глина его "съест" при запекании!

.Запекание изделия

При обжиге глины нужно придерживаться нескольких правил:

не превышать температуру, указанную на упаковке (при горении материал выделяет токсичные вещества),

не запекать изделия на посуде, используемой для приготовления или употребления пищи;

если все же температура превышена – отключить нагрев, проветрить помещение

после запекания обязательно помыть духовку.

Вся еда, оставленная открытой на кухне при перегреве пластики, должна быть выброшена.

Для запекания необходима духовка, желательно с точным термометром и какая-то поверхность для запекания – противень, стеклянная тарелка или что-то подобное. Если использовать металлическую поверхность – лучше покрыть ее пекарской или писчей бумагой, чтобы изделие не подгорело.

Если духовка не имеет точной отметки температуры и выставили температуру "на глаз» или духовка сама работает некорректно, попробуйте переставить ваши изделия на нижнюю полку духовки. Если пошел запах от пластики, а после изделие блестит, то значит температура в духовке очень большая.

 Всегда делайте тест с кусочком пластики перед тем, как запекать готовое изделие.

Никогда не запекайте полимерную глину в микроволновой печи.

 

Отделка готового изделия

Что можно делать с готовыми изделиями?

Шкурить (наждачной бумагой под краном с открытой водой), ровнять, пилить, красить (например, акриловыми красками), склеивать (например, ПВА).

 

Декоративная керамика

На Беларуси практически везде встречаются пласты пригодной для лепки глины. По цвету – от желто-красных, до темно-бурых. Реже встречаются светло-серые с синим оттенком. При обжиге цвет глины меняется: светло-серая становится белой, желто-красная – оранжевой, темно-бурая – красно-кремовой.

Там, где игрушка была сопутствующим промыслом, ее лепили из той же формовочной массы, что и посуду.

Поиск нужного сырья нужно вести на склонах возвышенностей и откосах водохранилищ, годе пласты наносных глин выходят на поверхность.

Пригодная для лепки глина должна быть однородной, без примесей земли, она, как правило, хорошо мнется, сохраняет нужную форму. При лепке и обжиге не трескается, дает устойчивый, выносливый черепок.

Пластичность глины, ее формовочные качества – мягкость, эластичность, податливость – можно определить, разминая ее пальцами

По пластическим свойствам глины делятся на высоко-, средне- и непластичные. Высокопластичная – жирная на ощупь, мягкая и маслянистая, если ее надрезать, срез будет ровный и блестящий. Из такой глины легко лепить, но при обжиге изделия не выдерживают высокую температуру: спекаются, деформируются. Непластичные – постные глины – белее рыхлые, светлейшего цвета. Выдерживает высокую температуру, дает более прочный черепок, но плохо формуется, слепить из нее качественную игрушку почти невозможно. На ощупь она сухая, когда ее разминаешь – рассыпается на мелкие комочки.

Лучше всего лепить игрушки из глины средней жирности. Можно использовать и жирную глину, но тогда придется снижать температуру обжига, и тем самым, прочность игрушки.

Жирность глины можно уменьшить, вводя в формовочную массу обедняющие добавки: просеянный песок или постную глину. Пластичность глины можно определить опытным путем: раскатать комок глины в колбаску и обернуть ее вокруг пальца или, перегнув, соединить концы. Если на глине пне появилось трещин, значит, материал пригоден для лепки.

Подготовка материала включает в себя: приготовление формовочной массы и перебивание массы. Способы приготовления формовочной массы:

1. сырье высушивают в комках массой 0,5 – 3 кг. Высушенные комки перетирают на терке, одновременно отбрасывая примеси. Полученную струганину ссыпают в ведро и заливают водой (лучше горячей) Когда глина размокнет и превратиться в густую кашицу, ее вымешивают узкой деревянной лопаткой (мешалкой), потом руками пока формовочная масса не станет похожей на тесто. Глина готова, когда хорошо сохраняет приданную форму и не прилипает к рукам. Готовую массу фасуют кусками по 5-10 кг и заворачивают в полиэтиленовую пленку или мешковину. При подсыхании – смачивают водой.

Второй, более качественный способ: перемешивая глиняное тесто, доводят его до густоты сметаны. Потом разведенную массу процеживают через мелкое сито. Сырье, таким образом, можно не высушивать и не перетирать. Процеженную массу сливают в емкость, лучше плоскую, и выпаривают влагу. .

Прежде, чем лепить, глину нужно освободить от пузырьков воздуха — перебить. Для этого сначала отбивают ее об стол. А затем перебивают специальным деревянным молотком или бруском.

Для изготовления игрушек в качестве инструментов используются стека (плоская деревянная палочка) и гвоздик.

Основные приемы изготовления игрушки: раскатывание в колбаски, жгутики, шарики, сплющивание, прищипывание, оттягивание, офактуривание. При работе пользуются мокрой тряпочкой или губкой для выглаживания поверзности и смачивания подсохших участков. Детали соединяют, смачивая шликером – глинистой массой густоты сметаны

Готовые изделия просушивают в течении 2-3 дней при комнатной температуре, чтобы влага не осталась в черепке, иначе при обжиге она разорвет его.

Далее изделия подвергают обжигу в печи. Игрушки при этом уменьшаются в размерах, уплотняются. В этот момент могут отслоиться налепленные детали, могут возникнуть трещины.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Чем различается состав соленого теста для фигур различной формы и объема?

2. Чем определяется порядок технологических этапов изготовления изделия в технике тестопластики?

3. Какие приемы используются в окончательном оформлении изделий из соленого теста?

4. Каких правил безопасности и санитарно-гигиенических требований следует придерживаться при работе с полимерной глиной и термопластикой?

5. Как образуют кейпы различных видов? Какова область их использования?

6. Опишите порядок подготовки природной глины к работе.

7. Почему нельзя запекать изделия из природной глины, окончательно не просохшие в свободном состоянии?


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!