Развитие благотворительности и государственные меры помощи нуждающимся в европейских странах в эпоху Средневековья
Эпоха средневековья берет свое начало с падения Западной Римской империи в V в. н.э. и заканчивается в середине ХVII в. победой Английской буржуазной революции. В рамках этого периода выделяются три этапа: 1) раннее средневековье (V–ХI вв.); 2) классическое средневековье (ХI−ХV вв.); 3) позднее средневековье (ХVI–ХVII вв.) - период кризиса феодализма и становления буржуазного общества в европейских странах.
Совершенно очевидно, что здесь обнаруживает себя европоцентристский подход, т.е. за точку отсчета берутся события прежде всего в Европе. Но народы, находившиеся за пределами европейского континента, не были на периферии истории: в это время монголы создали империю, простирающуюся от Тихого океана до Черного моря, а арабы − от Атлантического океана до Индии. Это было время формирования новой мировой религии - ислама, развития различных наук и искусств, ремесел. Однако динамизм развития восточных стран в эпоху средневековья был потерян, в то время как в европейских странах, напротив, примерно с ХIII–ХV вв. начинают действовать силы, которые обеспечили лидерство западной цивилизации в настоящее время.
Сложившиеся в восточных странах в предыдущий период социальные отношения в эпоху средневековья не претерпели существенных изменений и сохранили свои основополагающие черты: принципы коллективизма, реализованные через общину для основной массы трудящихся классов, неограниченная власть правителя, вертикальные связи в обществе - все оставалось без изменений многие века.
|
|
Какие же черты были присущи европейскому средневековому обществу в целом? Основной род занятий жителей Европы – земледелие – обработка полей, огородничество, садоводство, виноградарство. Хозяйство было преимущественно мелким и натуральным. Средневековые города, бывшие центрами ремесел и торговли, насчитывали 3–5 тыс. жителей.
Этнический состав Европы в раннее средневековье (V–ХI вв.) был пестрым: греки, романские народности, кельты, фракийцы, германцы, балты, славяне, угоро-финны и др. V–ХI вв. - это время перемещения больших масс людей, «великое переселение народов», оно привело к смешению различных племен и народностей.
Что касается численности населения, то она увеличивалась медленно. К ХI в. на Британских островах проживало около 2 млн. человек, в Италии и Франции примерно по 6 млн., на Пиренейском полуострове – более 4 млн., в Скандинавских странах примерно 1 млн., в Германии - 3,5 млн., на Балканах от 2 до 4 млн. человек. На рубеже I и II тысячелетия произошел демографический скачок, и до конца ХIII в. численность населения продолжала медленно увеличиваться, в середине ХIV в. она резко упала в результате эпидемии бубонной чумы - «черной смерти» (1348-1349 гг.). Эта эпидемия унесла в разных странах от 25 до 50 % населения. Затем − Столетняя война и другие вооруженные конфликты, народные восстания - все это сокращало население. К началу ХVI в. был достигнут доэпидемический уровень.
|
|
Кроме чумы, наиболее опасными болезнями, нередко со смертельным исходом, были оспа, холера, туберкулез, дизентерия, проказа, брюшной тиф, венерические болезни, малокровие, кожные поражения, паразиты. Женщины часто погибали от родов, дети - от рахита и детских болезней. С ХII в. европейские народы поразила эпидемия проказы (лепры). Это была страшная болезнь, появившаяся в Европе после контактов на Ближнем Востоке с больными людьми во время крестовых походов. Это заболевание означало по существу медленное умирание в течение нескольких лет. Больных проказой требовалось изолировать от общества. Так появились специальные учреждения - лепрозории, которых в ХIII в. насчитывалось в Европе до 19 тысяч.
Средневековое общество отторгало прокаженных: им предписывалось, выходя из лепрозориев, предупреждать о себе шумом трещоток и колокольчиков. Им запрещалось приближаться к источникам питьевой воды, пекарням и булочным.
|
|
Кроме эпидемий и различных заболеваний, людские жизни уносили войны и голод. В условиях прямой зависимости от природы любое стихийное бедствие - ураган, засуха, излишние осадки, пожар или наводнение, размножение вредителей или эпизоотия - вызывали неурожай, падеж скота и как следствие - голод. Средневековые документы свидетельствуют о хроническом недоедании основной массы тогдашнего населения и гибели многих людей от голода. Описан катастрофический, доводивший до людоедства голод в VI и VIII–IХ вв., ХI и ХII вв. Неурожаи и голод в среднем в Западной Европе повторялись каждые 3–6 лет. Рекордным оказался ХI век.
Например, во Франции в этом веке оказалось голодных 48 лет. Как правило, первыми жертвами голода были бедняки. Но бывали периоды, когда от голода страдали люди богатые и влиятельные. Средняя продолжительность жизни составляла примерно 40–45 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Треть детей не доживала до 12–15 лет (возраст совершеннолетия и брачности), из них большая часть - до года. До 50 лет доживало менее одной четверти людей, в основном из более состоятельных слоев. Нередко до половины мужчин оставалось вне брака: военные, монахи, работники, с ХI в. - белое духовенство. Религия и обычаи того времени поощряли высокую (естественную) рождаемость. Но из-за высокой детской смертности и частого бесплодия женщин в большинстве семей вырастало обычно от одного до трех детей.
|
|
В средневековье по всей Западной Европе окончательно сформировалась и распространилась малая индивидуальная семья (родители и неженатые дети).
Эпоха западноевропейского средневековья неразрывно связана с таким выдающимся явлением в истории народов Европы, как распространение христианства. Именно под влиянием христианства сформировались многие стороны социальных отношений, духовной, культурной жизни в Западной Европе. Важным социальным институтом в эпоху средневековья становится христианская церковь как организация верующих. Наряду с политической, военной, культурно-просветительной, церковь выполняла хозяйственную и социальную функции, то есть защищала слабых и обездоленных, распределяла продовольствие и милостыню. Именно церковь в этот период становится носителем благотворительности и поддержки нуждающихся.
Большую роль в церкви играли монашеские ордена. Впервые монашество возникло в первые века н.э. в Египте, Сирии, Палестине. Именно здесь появились люди, желавшие «послужить Богу» особенным образом: они поселялись в пещерах, пустынях; отказывались от жизни в грешном мире рядом с грешными людьми. Уединенная аскетическая жизнь монахов-отшельников была знаком истинной, непоколебимой веры. Но существовала и другая разновидность монашества - монашеские общежития, монастыри. Поначалу они были невелики (5–10 человек). Монахи называли себя «братьями», они объединялись для праведной жизни под руководством настоятеля - аббата (от сирийского слова «abba» - отец). На территории Западной Европы первые монастыри появились в IV в. в Италии, Галлии, Испании. Однако в обители спасали не только душу. Довольно часто монастыри превращались в убежища множества случайных людей. Это привело к тому, что нравы монахов портились, дисциплина падала.
К началу VI в. стало ясно, что монастыри нуждаются в реформе: молитву следовало сочетать с физическим трудом, так как монастыри содержали себя сами. Новшества были введены итальянским монахом Бенедиктом из города Нурсия. Собственно западное монашество берет свое начало с 529 г., когда в местечке Монтекассино (к югу от Рима) Бенедикт создал сою образцовую общину. Главным его творением стал устав монашеской жизни - правила, которыми монахи должны были руководствоваться во время труда и отдыха. Вся жизнь в обители была организована вокруг церковных служб. В обязанности монахов входили чтение и переписка книг, обучение детей. Это сыграло положительную роль в сохранении остатков образованности в период культурного упадка Европы в раннем средневековье. Бенедиктинский Устав возлагал на монахов четыре обета: нестяжание, целомудрие, повиновение и постоянство. Под последним понималось пребывание монахов в одном и том же монастыре.
Обитель была не только местом бегства от мира, она быстро превратилась в одну из важнейших частей мира средневековья. Большую роль играло монашество и в хозяйственной жизни средневековья. Монашеские владения не дробились при наследовании, как это было с землями светских феодалов, а постоянно увеличивались за счет пожертвований и дарений. Монахи не отвлекались военными походами и развлечениями, как рыцари, и вели свое хозяйство более умело, чем они. За счет этих и некоторых других факторов, монастыри становились средоточием больших материальных богатств. Именно материальные ресурсы монастырей и церковная десятина использовались для того чтобы на практике выполнять одну из главных христианских заповедей – заботиться о ближнем, нуждающемся. Поэтому как дела, угодные Богу, стали рассматриваться устройство больниц, школ и приютов.
По образцу Бенедиктинского ордена (так называлось объединение всех монастырей, признающих Устав Св. Бенедикта) стали создаваться другие уставы. На их основе возникали другие монашеские ордена. В начале ХII в. В период крестовых походов возник орден госпитальеров или иоаннитов – по названию госпиталя Св. Иоанна, где находили приют паломники, шедшие в Святую Землю. Первоначально резиденция ордена располагалась в Иерусалиме, но в ХVI в. переместилась на остров Мальту, и орден стал называться Мальтийским. В ХI–ХIII вв. монашеские ордена разделились на два основных типа. Традиционные ордена, к числу которых относились бенедиктинцы, доминиканцы, францисканцы и др., служили Богу соблюдением обетов, молитвой, проповедью.
Но появились и другие ордена, которые ставили практические задачи. Например, тринитарии занимались освобождением пленных; сепулькринки - найденышами и больными детьми. Братства бегардов и бегинков занимались помощью вдовам, сиротам, больным, умирающим. Орден Св. Лазаря занимался организацией специальных учреждений для призрения прокаженных (отсюда появилось название лечебного заведения – лазарет). Примечательно также то, что главой ордена Св. Лазаря мог стать только больной проказой. В ХI в. в Европе распространилась эпидемия горячечной болезни, которую вызывало употребление в пищу зерна, пораженного грибком спорыньи. Жар внутри человеческого тела, названный «священным огнем», пожирал внутренние органы, которые становились черными как уголь. Для борьбы с этой эпидемией возник монашеский орден антонитов. Среди мирян и монахов возникло убеждение, что мощи Св. Антония, привезенные из Константинополя, могут излечивать «священный огонь», который стали называть «антоновым огнем». Монахи открывали в своих аббатствах госпитали для таких больных.
Положение церкви в эпоху средневековья отличала определенная двойственность. С одной стороны, став государственной религией, христианство, несмотря на борьбу Римских пап и королей, освящало существующий порядок и требовало подчинения властям. С другой стороны, в стремлении сгладить социальные противоречия церковь сочувствовала беднякам и поощряла облегчить их участь подачей милостыни. В решениях вселенских и поместных соборов церковь возвращалась к проблеме поддержки нуждающихся - бедняков, вдов, сирот, слепых и хромых.
Церковь считала также необходимым, чтобы и светская власть взяла на себя заботу и защиту бедных и неимущих. Такая позиция находила отклик, и европейские монархи вносили свой вклад в благотворительность. Так, в капитулярии франкского короля Карла Великого (768–814 гг.) было записано, что королевская власть обеспечивает «мир для церкви, вдов, сирот и слабых». Его преемник Людовик Благочестивый (814–840 гг.) предписал графам в их владениях «защищать вдов, сирот и бедняков, почитать церковь и ее служителей». Короли, богатые монастыри и города выделяли деньги на содержание приютов для стариков и сирот, больниц для бедных, постоялых дворов для пилигримов, раздавали им деньги возле церкви.
Например, в Англии в 1084 г.в г. Кентербери был открыт Дом милостыни для бедных, в ХII в. в Лондоне открыта больница, в Бристоле организовано Благотворительное общество. Во Франции в 1362 г. в Париже был организован приют для нищих, в 1445 г. - приют для детей-сирот. К концу ХVI в. во Франции действовало около 2 тыс. заведений помощи.
Для их содержания французский король Людовик ХIV в 1699 г. издал указ об обложении благотворительным сбором увеселительных мероприятий: театров, балов, игорных домов. Например, билеты в оперу облагались благотворительным сбором в размере 1/6 их стоимости.
Вообще в средние века число людей, которые появлялись на свет на обочине жизни и там же заканчивали свои дни, было немало. Однако не все они были «бродягами» в современном смысле слова. Ремесленники переходили из города в город в поисках заработка, проповедники искали новых слушателей студенты сами хотели слушать лекции знаменитых профессоров. Но выгоняла людей на дороги и обычная нужда: оставшиеся без кормильца женщины, дети, старики покидали родные места и скитались по окрестным городам и деревням, добывая себе пропитание нищенством, а то и воровством.
Бродяжничество имело в средние века довольно благопристойный вид. Это объяснялось тем, что скитальцы посещали наиболее известные храмы и монастыри, поклонялись святым мощам. Такие богомольцы назывались паломниками или пилигримами. Считалось, что молитвы нищих лучше всего доходят до Господа. Многие набожные люди просили пилигримов помолиться за них в храме, за это странник получал у приютивших его хозяев мелкую монету или кусок хлеба. Отношение к обездоленным, больным и убогим в средневековой Европе было довольно терпимым.
Одним из каналов снятия социальной напряженности в средневековых европейских городах была цеховая организация. Население в городах было дифференцировано прежде всего по имущественному принципу. В городскую верхушку - патрициат - входили представители самых богатых городских родов - купцы, ростовщики, владельцы крупных строений. На другом полюсе городской жизни сложилась группа населения, состоящая из неудачливых подмастерьев, поденщиков, нищих. Они назывались плебейством. Между патрициатом и плебейством находились средние слои городского населения - ремесленники, мелкие и средние торговцы.
Эти мелкие собственники объединялись в особые союзы - цехи, гильдии, братства. Они объединяли лиц определенных профессий в пределах каждого города. Ремесленные цехи и гильдии появились примерно одновременно с самими городами во Франции, Англии и Германии с ХI - начала ХII вв.
Цеховая организация охватывала все стороны жизни ремесленника. Например, при обороне города цех выступал как отдельное боевое подразделение; цех имел своего святого патрона - покровителя, часто свою церковь или часовню, то есть цех был своеобразной церковной общиной. Не только профессиональные, экономические, но и социальные проблемы решались в рамках цеха и/или гильдии. Цеха и гильдии были организацией взаимопомощи, обеспечивали поддержку нуждающимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца. Цеха и гильдии строили свои больницы, кормили нуждающихся во время голода, распределяли между ними зерно, предоставляли приют обездоленным.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!