C . Демонологичесие воззрения Пселла



В ходе изучения письменного наследия Михаила Пселла было выявлено множество ангелологических концепций, характерных взглядам византийского монаха, последовательное обозрение которых позволило определить его позицию по важнейшим ангелологическим вопросам, и в частности по проблеме материальности и телесности ангелов и демонов. Сопоставление взглядов Пселла в источниках обладающих достоверной подлинностью, с текстом приписываемого ему диалога Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων, показало существенное концептуальное несходство воззрений византийского ученого с теориями, изложенными в псевдоэпиграфе. Подлинной ангелологии Пселла совершенно несвойственно приписывание небесным умам материальности какой бы то ни было степени. Более того, нематериальность духов становится для Пселла главным аргументом в пользу их бестелесности. Пселл не только отрицает присутствие ὕλη в природе демонов, что допускали некоторые аскетические церковные писатели, но более того, отталкиваясь от рассуждений свт. Григория Богослова, опровергает возможность даже особой ангельской телесности, которую с определенными оговорками допускали такие авторитетные церковные писатели как Климент Александрийский, преп. Макарий Египетский, взгляды которых были подытожены известным мнением преп. Иоанна Дамаскина. Таким образом, Пселл стоит на позиции доминирующего течения в святоотеческой ангелологии, признающей совершенную нематериальность и бестесность не только ангелов, но и демонов.

 

D . Михаил Пселл и диалог Περ ὶ ἐνέργειας δαιμόνων

Изученный в ходе работы материал, затрагивающий ангелологические взгляды Михаила Пселла и содержащий концептуальные ангелологические определения, позоляет нам высказать суждение по одной из центральных проблем его ангелологии – атрибуции трактата Περ ὶ ἐνέργειας δαιμόνων. Сравнительный анализ текста этого диалога с памятниками патристической письменности, позволяет утверждать, что демонологическая позиция его автора существенно расходится с библейско-святоотеческими представлениями, приближаясь в некоторых случаях к языческому истолкованию проблем бытия злых духов в их взаимоотношении с человеком. Представления Псевдо-Пселла о свойствах и иерархии падших духов, характеризующиеся делением демонов на шесть видов согласно большей или меньшей материальности, имеют отдельные прецеденты в святоотеческой письменности, однако руководствуются, в противоположность святым отцам, ложными нехристианскими интуициями. Взгляды автора диалога Περ ὶ ἐνέργειας δαιμόνων, можно охарактеризовать как своеобразный “христианский эллинизм”, поскольку античные идеи переплетаются в его изложении с элементами евангельской и святоотеческой ангелологии.

Псевдо-Пселл понимал телесность падших духов как присутствующую в их телах реальную вещественность, в чем в корне расходится со святоотеческими представлениями о природе демонов. Кроме того, деление падших ангелов, излагаемое в диалоге по аналогии с представлениями о языческих божествах, подразумевает безусловное их пребывание в определенной для каждого демона стихии мира, что противоречит христианским воззрениям. В результате, влияние темных сил на жизнь человека, простирающееся со всех сторон природы и заключающееся в физических нападениях, ложных видениях и попытках воздействия на умы подвижников, сочетается с почти полной беззащитностью человека перед лицом злой воли падших духов. Эти идеи, довлеющии над всеми рассуждениями участников диалога, позволяют константировать полное несоответствие теорий Περ ὶ ἐνέργειας δαιμόνων с подлинными взгдядами Михаила Пселла, основанном в данных вопросах на евангельском и святоотеческом учении.

 

E . Михаил Пселл как богослов и личность

Исследование ангелологии Михаила Пселла подтверждает наше убеждение в том, что богословские взгляды византийского монаха глубоко укоренены в церковной святоотеческой традиции. Ангелология Пселла представляет прекрасный материал для характеристики его личности как богослова и человека. Святоотеческое учение о небесных силах, что показано в нашем обзоре в первой главе настоящего исследования, является сферой достаточно свободных суждений в истории патристической мысли и потому выявляет творческий характер богословия того или иного церковного писателя. Не имея в целом догматического или сотериологического значения, учение об ангелах тем не менее оставалась для Пселла предметом бережного обращения, богословские проблемы которой решались с перспективы евангельского учения и традиции святых отцов.

Богословские писания Пселла являют глубину церковной мысли и проникновенность автора, умевшего применять, по примеру Великих Каппадокийцев, философскую эрудицию для словесного выражения христианских истин. Мировоззрение Михаила Пселла, на наш взгляд, проникнуто глубоким догматическим пониманием истин христианской веры. Даже такой незаурядный автор как Михаил Пселл, обладавший, с нашей точки зрения, глубоким церковно-догматическим сознанием, не смог бы согласованно сочетать в своем мировоззрении, высокие христианские истины наряду с грубыми народными религиозными представлениями, что добавляет еще один веский довод в пользу отрицания первоначальной атрибуции трактата Περὶ ἐνεργείας δαιμόνων Михаилу Пселлу.


Список источников и литературы


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!