Составляющие авторской манеры



 

Искусству свойственен свой, особый способ отражения действительности – художественный образ, в основе которого лежит обобщение: «художественный образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» [II; 12, 10]. При этом, важно понимать, что образ становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальное явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность, пересоздает мир в соответствии со взглядами и духовными соображениями человека [II; 13, 78]. Другими словами, писатель стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее закономерностей и тенденций. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Художественный образ – создание творческого мышления, воображения и эстетической культуры. В образе гармонически сливаются объективное, существующее в действительности не зависимо от автора, и субъективное – все то, что идет от авторской индивидуальности. При этом, как пишет в своем труде «Теория литературы» Э.Я. Фесенко, субъективный, личностный момент – отношение содержания мысли к сознанию. То есть то, в чем обнаруживается личность субъекта, автора или персонажа, строй его мыслей и чувств, состояние духа. Ведь содержание литературного произведения – это не просто выражение отношения автора к изображаемому, а изображение предмета (события) с позиции идеала, то есть представление о должном и желаемом, о цели, к которой необходимо стремиться [II; 12, 17].

Художественный образ самодостаточен, он есть форма выражения содержания в искусстве; он всегда экспрессивен, то есть выражает личностное отношение автора к изображаемому предмету. «Важнейшими видами идейно-эмоциональной оценки являются эстетические категории, в свете которых писатель воспринимает жизнь: он может ее героизировать или, напротив, обнажить комические противоречия; подчеркнуть ее романтику или трагизм, быть сентиментальным или драматичным. Однако для многих произведений характерна эмоциональная полифония» [там же, 19].

Характеризуя образ субъекта (персонажа, рассказчика, повествователя, автора), нельзя не затронуть проблему типизации. Литературный тип – обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможный, характерный для определенной окружающей среды [II; 1, 440]. Иначе говоря, тип – это такая форма характера, в которой содержится социальное обобщение. Содержание литературных типов многообразно. В системе образов литературного произведения персонажей бывает гораздо больше, чем характеров, так как некоторые из них выполняют только сюжетную роль, то есть типическое – не обязательно массовое. При этом, для полного всестороннего раскрытия типических характеров необходимы соответствующие обстоятельства – окружение человека, социальная среда, события и условия жизни, формирующие характер и определяющие его характер [II; 12, 22]. Так, писатель в художественном произведении типизирует не только характеры людей, но и обстоятельства, и процессы, происходящие в жизни, классифицирует различные факты жизни, сравнивает их, выделяет наиболее существенные, объединяет между собой. Следовательно, типизировать – это значит представлять картину мира в свернутом, обобщенном виде.

Таким образом, типизацией называется выражение общего, типического в жизни через единичное, индивидуальное [II; 12, 23].

Созданный в художественном произведении мир является не реальным, а условным, он не существует без нашего воображения. Понятие художественный мир вбирает в себя и первичную, и вторичную – вымышленную – реальность, одновременно противопоставляя, и сопоставляя их: «Художественный мир – сторона художественной формы, мысленно отграничиваемая от словесного строя. В словесно-предметной структуре художественного изображения именно предметы обеспечивают целостность восприятия, их мысленной созерцание определяет избранную писателем единицу образности, принципы детализации» [II; 12, 11]. Здесь слово «мир» обозначает предметы, изображенные в произведении и образующие целую систему.

Организующим центром художественного мира является человек с его внутренним миром, с его мировосприятием и мироощущением. Следовательно, вся система образных средств ориентирована на создание образа-субъекта [там же, 15]. Выражая определенную событийную или предметную информацию, образные средства так или иначе соотносятся с личностью персонажа, рассказчика, автора. Более того, любая деталь, любая пейзажная зарисовка, изображение интерьера осмысливается читателем в двух ценностных контекстах: в контексте героя – познавательно-этическом, жизненном; в завершающем контексте автора – познавательно-этическом и формально-эстетическом [там же, 16].

Самую малую единицу художественного мира произведения традиционно называют художественной деталью, относя к ней подробности предметные в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета. М.М. Невежина дает такое определение: «деталь – мелкая составная часть чего-либо; подробность; частность. Детали относят к метасловесному, предметному миру произведения. Детализация предметного мира в художественной литературе неизбежна» [II; 6, 230]. Детализация неизбежна, поскольку воссоздать предмет во всех его особенностях писатель не в состоянии, а деталь или совокупность деталей замещает в тексте целое, вызывая у читателя нужные ассоциации.

Детали – это составные элементы литературного описания. Они позволяют писателю воссоздать место действия и облик действующих лиц. Из деталей складывается описание картин природы (пейзаж), внутреннего убранства помещений (интерьер), внешнего вида героев (портрет). Классификация деталей повторяет структуру предметного мира, слагаемого из разнокачественных компонентов – событий, действий, персонажей, их портретов, психологических и речевых характеристик, пейзажа, интерьера [там же]. Так, выразительная деталь – свидетельство мастерства писателя, а умение замечать детали – свидетельство культуры читателя.

Так как деталь может заключать в себе большую смысловую и эмоциональную информацию, ей принадлежит важная роль в композиции художественного произведения [II; 6, 233]. Э.Я. Фесенко в книге «Теория литературы» предлагает такую классификацию деталей по композиционной роли:

1. Детали повествовательные (указывающие на движение сюжета, изменение картины, обстановки, характера). Они подчеркивают развитие сюжета, появляются в разных эпизодах.

2. Детали описательные (изображающие, рисующие картину, обстановку, характер в данный момент).

Деталь важна и значима как часть художественного целого, задачей которого является раскрытие внутренней и внешней жизни человека.

Итак, любое художественное произведение в своей основе содержит перечисленные компоненты, собственно благодаря которым и создается художественность, а также складывается авторская манера писателя.

Кроме того, оригинальность авторской манеры, главным образом, находит свое выражение в замысле произведения [II; 8, 198]. Именно на реализации замысла сосредоточено внимание автора при отборе выразительных средств. Замысел имеет управляющее значение для процесса создания художественного произведения. Другими словами, художественное творчество можно представить в виде этапов:

1. Рождение замысла.

2. Воплощение замысла в произведении.

Как мы уже отмечали, содержание произведения – «это не просто выражение отношения автора к изображаемому, а изображение предмета (события) с позиции идеала, с точки зрения цели, к которой необходимо стремиться» [II; 12, 17]. И именно замысел вбирает в себя ценностные ориентиры автора, определив которые мы можем сделать вывод об оригинальности его видения окружающего мира. А также, об оригинальности манеры писателя излагать это видение.

Составляющие замысла, влияющие на качественную сторону произведения, а именно позволяет выделить и определить авторскую манеру:

1. Социальная значимость содержания.

2. Мировоззренческая позиция автора.

3. Глубина постановки общественных проблем.

Следует также учитывать, что замысел не излагается автором в тексте. К нему должен добраться читатель в процессе восприятия произведения, поскольку замысел – основная составляющая воздействия. При этом, необходимо помнить, что форма произведения должна полно раскрыть замысел [II; 8, 200].

Следующий элемент авторской манеры художественного произведения – это способы реализации авторского замысла. Как мы уже говорили, здесь, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, реализуется ли замысел полностью в произведении. А только потом, если он реализуется, определять способы его реализации. Их, как утверждается в книге «Редакторская подготовка изданий» под редакцией С.Г. Антоновой, пять:

1. Художественная правда. Этот критерий предусматривает неискаженное воссоздание действительности в произведении [II; 8, 206]. Она достигается следующими способами: точностью жизненной, точностью изобразительной, точностью эмоциональной и точностью воздействия на воображение читателя. Однако, следует помнить, что художественная правда отличается от правды реального факта, то есть ее невозможно добиться простым описанием события, явления. Необходимо раскрывать сущность ситуации и характеров. При этом, роль редактора в том, чтобы оценить, смог ли автор осмыслить, обобщить изображенные явления в художественных образах.

2. Образы, их черты. Художественному образу свойственны:

а) чувственная конкретность, которая придает изображаемому в произведении наглядность через воссоздание зримых признаков. То есть, когда происходит описание внешних либо внутренних сторон явления с использованием средств выражения, с помощью которых у читателя появляется перед глазами «картинка». Либо, когда автор изображает динамику мысли в момент переживания героя;

б) органическая включенность личности автора, которая проявляется в том, что художественный образ несет информацию и о субъекте, и об объекте познания. Другими словами, читатель чувствует отношение автора к данному персонажу, событию, как будто сам присутствует в описываемом месте, сам видит происходящее. Этот критерий предполагает сопереживание и обращен не только к разуму читателя, но и к чувствам;

в) многозначность и ассоциативность заключается в способности возбуждать фантазию читателя, активизировать ранее полученные впечатления, представления, находящиеся в сознании человека, что позволяет дать широкие возможности для субъективной конкретизации воспринятого;

г) целостность образа говорит о том, что все эти критерии присутствуют одновременно без ущерба друг для друга.

3. Художественная деталь – это средство создания художественного образа. Можно сказать, что именно детали лежат в основе изображения характеров и обстоятельств, через них читатель воспринимает замысел автора. Каждый писатель должен уметь отобрать именно те детали, которые дадут полное отражение живой, красочной картины мира. Художественная деталь – красочная подробность, несущая в себе обобщающую поэтическую мысль данного произведения, то есть она органически связана с замыслом.

4. Мотивировка поступков говорит о том, что поведение героя должно быть естественным, связанным с его настроением, его внутренним миром, а поступки – обусловленными внутренней логикой развития его характера.

5. Оригинальность авторской манеры – важнейшее условие художественности. Это вытекает из того, что каждое произведение является единством субъективного (присущего лишь личности автора) и объективного (не зависящего от личности автора). Поэтому, каждый автор неповторим и обладает своей, присущей только ему манере изложения собственных мыслей, называемой авторской манерой. А каждый качественно созданный художественный образ является отражением духовного мира творца (писателя). Творческая индивидуальность характеризуется специфическим мировосприятием автора, его неповторимой способностью отбирать и воплощать в произведении события, явления, случаи реальной действительности. Все это проявляется в языке и стиле.

Единство формы и содержания произведения определяется соответствием жанра, образной структуры, используемых эмоциональных средств замыслу [II; 8, 204]. Данное требование к художественному тексту является основой образа: для выражения смысла автор находит единственную форму, поскольку образ не существует вне определенной формы. Иначе говоря, художественное содержание не только требует определенной образной формы, но и создает ее, а художественный образ олицетворяет собой единство формы и содержания.

Таким образом, опираясь на оценку двух сторон текста – замысел и реализация замысла в произведении, делается вывод о том, присуща ли писателю авторская манера. При этом, в произведении должна быть органическая связь сюжета и персонажей; все сюжетные линии должны быть направлены на раскрытие характеров; поведение каждого персонажа должно быть естественным, поступки – соответствующими логике развития его характера, потому что читатель должен поверить в то, что описываемый человек может измениться в результате различных жизненных ситуаций. Иначе говоря, писателю для создания качественного и интересного произведения необходимо совместить эти черты, заставить их взаимодействовать и работать на раскрытие замысла, не затрудняя восприятие текста.

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!