Второй Индо - пакистанский конфликт 1965года.
Ведение
История взаимоотношений Индии и Пакистана уникальна: конфликт, существующий между этими странами, является одним из самых долговечных во всей новой истории и официально насчитывает столько же лет, сколько и само независимое существование Индии и Пакистана. Вопрос о принадлежности спорных территорий Джамму и Кашмира является краеугольным, на котором сошлись все политические устремления Дели и Исламабада в регионе, но в то же время корни проблемы уходят в давние времена, упираясь по своей сути в межрелигиозную и, отчасти, этническую рознь.
Ислам начал проникать на территорию Индии в VIII в., а тесное взаимодействие индусской и мусульманской культур началось с рубежа XII XIII вв., когда в Северной Индии возникли первые государства во главе с мусульманскими султанами и военачальниками.
Ислам и индуизм не только разные религии, но и чужеродные образы жизни1. Противоречия между ними представляются непреодолимыми, да и история показывает, что они не были преодолены, а конфессиональный принцип был одним из наиболее действенных инструментов британского колониального управления, проводившегося в соответствии с хорошо известным правилом «разделяй и властвуй». Например, выборы в законодательные органы Индии проводились по куриям, образованным в зависимости от конфессиональной принадлежности2, что, несомненно, подогревало противоречия.
|
|
Индо - пакистанский конфликт 1947- 1949 гг.
Представление независимости Британской Индии в ночь с 14 на 15 августа 1947 года и раздел страны сопровождались чудовищными столкновениями на религиозной и этнической почвах. Число погибших за несколько недель достигло нескольких сотен тысяч человек, а количество беженцев составило 15 миллионов.
Проблема взаимоотношений двух основных общин в Индии в период независимости имеет два аспекта: отношения внутри страны и международные отношения с соседним Пакистаном, что выражается в Кашмирском вопросе, который настолько серьезнейшим образом влияет на атмосферу внутри государств, что даже индийское население в Пакистане и мусульманское население в Индии оказываются как бы агентами враждебных держав.
Еще в период завоевания мусульманами Индии под властью мусульманских правителей Кашмира находились только его северная и центральная части, что же касается юга (провинция Джамму), то здесь сохранилось господство князей-индуистов из народности догра3. Восточная, труднодоступная часть современного Кашмира — провинция Ладакх – лишь номинально признавала господство султанов Кашмира. Местные князья сохраняли буддизм и поддерживали активные торговые связи с Тибетом. Именно в этот период формируются этнические, культурные и религиозные различия между провинциями Кашмира, служащие до сих пор основным источником напряженности в регионе.
|
|
Англичане поставили индуистских правителей над мусульманским населением и в начале XX в. в Кашмире против мусульман был принят целый ряд дискриминационных законов, низводящих их на положение людей «второго сорта»4.
В 1932 году шейх Абдулла основывает первую политическую партию Кашмира – Мусульманскую конференцию, которая с 1939 года стала называться Национальной конференцией Джамму и Кашмира.
На момент раздела Британской Индии мусульмане в Кашмире составляли около 80% населения и, казалось, его участь была предопределена: он должен был стать провинцией Пакистана, но, согласно положениям закона, присоединение того или иного княжества к Индии и Пакистану зависело исключительно от волеизъявления его правителя. Правитель Джамму и Кашмира – Хари Сингха был индуистом.
Уже в октябре 1947 года спор о будущем Кашмира перерос в прямой вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном.
Обстановка осложнилась, когда 20 – 21 октября 1947 года пакистанское правительство спровоцировало выступление против княжества Кашмир пограничных пуштунских племен, которые позднее были поддержаны регулярными войсками Пакистана.
|
|
24 октября на территории, занятой пуштунами было провозглашено создание суверенного образования Азад Кашмир5и вхождение его в состав Пакистана. Хари Сингха заявил о том, что Кашмир примыкает к Индии и обратился за помощью к Дели. Военная помощь была спешно послана в Кашмир, и индийским войскам достаточно быстро удалось остановить агрессора.
28 октября – 22 декабря прошли переговоры между воюющими сторонами. Однако военные действия так и не были приостановлены, в них вскоре оказались задействованы регулярные воинские части Пакистана, что придало войне затяжной характер в течение одного года.
Индийские войска попытались занять Азад Кашмир, но в мае 1948 года пакистанская армия пересекла границу и к августу заняла всю северную часть Кашмира. Большее давление войск Индии на отряды пуштунов привело к тому, что при посредничестве ООН 1 января 1949 года боевые действия были прекращены. 27 июля 1949 года Индия и Пакистан подписали соглашение о линии прекращения огня, и Кашмир оказался разделенным на две части. Несколько резолюций ОНН6 призывали стороны к проведению плебисцита, однако, ни Индия, ни Пакистан не пожелали этого сделать. Вскоре Азад Кашмир фактически вошёл в состав Пакистана и там было образовано правительство, хотя, разумеется, Индия не признаёт этого и на всех индийских картах эта территория изображена индийской. События того времени вошли в историю как Первая кашмирская война 1947 – 1949 гг.
|
|
Второй Индо - пакистанский конфликт 1965года.
В августе-сентябре 1965 года произошел второй вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном. Формально конфликт 1965 года начался из-за неопределенности пограничной линии в районе Качского Ранна на южном участке совместной границы Индии и Пакистана, но вскоре пламя войны перекинулось на север, в Кашмир.
Война фактически ничем не кончилась – как только начались муссонные дожди, Качский Ранн стал непригоден для передвижения бронетехники, бои затихли сами собой, и при посредничестве Великобритании 23 сентября 1965 года было достигнуто прекращение огня.
Итогами Второй индо-пакистанской войны стали ущерб более 200 млн. долларов, число погибших свыше 700 человек и никаких территориальных изменений.
С 4 по 11 января 1966 года в Ташкенте состоялись переговоры президента Пакистана Айюб-хана и премьер-министра Индии Шастри при участии председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. 10 января 1966 года представители сторон подписали Ташкентскую декларацию7. Руководители двух стран заявили о твердой решимости восстановить нормальные и мирные отношения между Индией и Пакистаном и содействовать взаимопониманию и дружественным отношениям между своими народами.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!