Костюм Древнего мира и Византии



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО “Мозырский государственный педагогический университет

имени И.П. Шамякина”

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ

 

Курс лекций для специальности:

1-02 06 04 «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

 

 

МОЗЫРЬ


1 семестр

Лекция 1

ВВЕДЕНИЕ. Костюм в системе художественной культуры

 

1. Задачи курса, его содержание и связь с другими дисциплинами.

2. Основные понятия и терминология в проектировании одежды.

3. Краткая характеристика стилей в искусстве и их влияние на развитие моды.

4. Этапы развития форм и конструкций одежды.

5. Костюм в системе художественной культуры.

 

1. Задачи курса, его содержание и связь с другими дисциплинами

Содержание учебной дисциплины «Художественное проектирование одежды» предусматривает изучение культуры одежды, моды и стиля, функций костюма; изучение фигуры человека, как объекта проектирования одежды; изучение закономерностей композиции костюма, процесса моделирования и художественного оформления одежды различного назначения; формирование умений проектирования комплектов и ансамблей костюма, обновления одежды.

Учитель трудового обучения для проведения занятий раздела «Основы проектирования, изготовления и ухода за изделиями из текстильных материалов» по теме «Эстетика одежды» должен приобрести хорошие практические навыки по конструированию и моделированию одежды и владеть многими теоретическими знаниями в области моделирования и художественного проектирования одежды. Он должен понимать тенденции развития моды в одежде, знать особенности художественного оформления детской, подростковой и молодежной одежды.

Задачами курса «Художественное проектирование одежды» являются:

1. Изучение истории зарождения и развития моделирования в нашей стране и за рубежом.

2. Изучение сущности и закономерностей композиции костюма и вопросов художественного оформления одежды различного назначения.

3. Знакомство с процессом проектирования одежды различного ассортимента.

4. Изучение вариантов обновления одежды.

5.  Формирование умений использовать законы композиции, компоненты и средства композиции для проектирования единичных изделий, ансамблей, коллекций моделей.

6.  Формирование умений «читать» эскизы моделей одежды, анализировать их, выполнять эскизы костюмов, представленных в журналах мод и самостоятельно разрабатывать композицию костюмов различного назначения.

Курс художественного проектирования одежды связан со многими дисциплинами: материаловедением швейного производства, технологией швейного производства, конструированием одежды, изобразительным искусств.

Значение художественное проектирования для расширения ассортимента швейных изделий и улучшения их качества.

Одежда является одним из важнейших предметов широкого потребления, художественное проектирование одежды есть разработка моделей одежды для ее последующего промышленного производства.

Весь процесс создания одежды состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

1. Художественное проектирование.

2. Конструирование.

3. Подготовка материалов к раскрою и раскрой деталей одежды.

4. Технологическая обработка изделий.

Проектирование одежды – это процесс создания новых образцов одежды с заданными свойствами, включающий исследование, создание эскизов, макетов, моделей, расчет и построение чертежей изделий, изготовление опытных образцов изделий.

Предприятия легкой промышленности и бытового обслуживания ставят своей целью обеспечивать потребителей современной, удобной и качественной одеждой. В понятие «качество одежды» входят модная новизна, современность материалов и уровень изготовления. В производстве высококачественной одежды художественному проектированию отводится важная роль. Результатом правильно организованного процесса художественного проектирования является продукт дизайна, т.е. изделие оптимально решенное с точки зрения эстетики, экономики и технологии. Поэтому художественное проектирование во многом определяет будущий спрос на новое проектируемое изделие.

Одежда как объект художественного проектирования обладает бифункциональной структурой, так как совмещает в себе две функции: утилитарную и художественную, т.е. проектированию подвергаются и форма, и конструкция. При создании таких объектов специальные требования предъявляются к объекту в целом и отдельно к форме и конструкции.

Требования к конструкции изделия:

1. Эффективность – работоспособность, надежность конструкции.

2. Эргономичность – удобство, приспособленность к возможностям человеческого организма, простота в освоении конструкции.

3. Экономичность – минимальная затрата материала, оборудования и рабочей силы.

4.Технологичность – соответствие применяемых технологических процессов функциональному назначению изделия при экономии сил и средств.

5.Конструктивность – создание компоновки [пространственной ориентации], способной обеспечить выполнение рабочей функ­ции.

Требования к художественной форме:

1. Образность – соответствие формы её художественному содержанию.

2.Коммуникативность – соответствие формы духовным возможностям и потребностям человеческого восприятия.

3.Читаемость формы, пластичность – соответствие выразительности формы материалу.

4. Техничность – соответствие выразительности формы технологии.

5.Организованность – соответствие выразительности формы приёмам пространственной организации материала.

Требования, предъявляемые к объекту в целом:

1. Содержательность – единство утилитарного и художественного содержания.

2.Тектоничность – единство конструкции и формы. Конструкция определяет форму, а форма влияет на конструкцию, организуя и упорядочивая её.

В зависимости от назначения изделия меняется весомость каждого требования. В реальной художественно-конструкторской практике широко варьируется соотношение утилитарной и художественной функций. При усилении художественной функции преобладают принципы создания пластической формы, а продукты дизайна приближаются к предметам изобразительного искусства. Преобладание утилитарной функции приводит к росту весомости требований, предъявляемых к конструкции.

Этапы творческого процесса в художественном проектировании одежды. Роль художника-модельера (дизайнера) в создании одежды.

Дизайн костюма как один из видов проектного творчества имеет своей целью создание предметного мира, в котором живет человек. Среди других объектов предметной среды костюм является наиболее сложной и наиболее тонко организованной структурой. Это связано с тем, что, с одной стороны, костюм находится во взаимосвязи с остальными предметами, а с другой — с фигурой человека, его обладателя.

Кроме того, одежда является отражением культурного и социально-экономического уровня развития общества. В костюме всегда воплощался идеальный образ человека. Так было на каждом этапе культурного развития человечества, в чем легко убедиться, изучая исторический костюм.

Сегодня бытовой костюм, как и раньше, является важным средством стилизации фигуры человека, приближения ее к идеальному образцу. При помощи одежды человек может улучшать свою внешность, подчеркивая достоинства фигуры и делая незаметными недостатки.

Создание такой одежды, которая делала бы человека более привлекательным, и является главной задачей современных дизайнеров. Проектируя бытовую одежду, производимую массовым тиражом, дизайнер обязан хорошо представлять условия современного промышленного производства, для того чтобы созданный им опытный образец смог получить дальнейшее тиражирование.

Самая большая трудность проектирования массовой одежды заключается в том, как сочетать гармоничную образность, заложенную, а стандартном изделии, со способностью костюма выражать индивидуальность многих потребителей. Художник-модельер несет ответственность не только за качество выпускаемой продукции, но и за ту роль, которую играет эта продукция (одежда) в повышении культурного уровня человека. Для этого необходимо творческое сотрудничество художника-проектировщика, инженера-конструктора и инженера-технолога.

Творческий процесс в ХПО представляет собой воплощение идеи – образа посредством определенной формы, способной оказывать эмоциональное воздействие на человека.

На первом этапе работы дизайнер должен сформулировать практические и художественные задачи проектирования: для кого и каких условий предназначается изделие.

Индивидуальность человека характеризуется особенностями внешнего облика (цветовым типом внешности, формой тела) и эмоционально – психологическими особенностями личности. На формирование гардероба человека и проектирование отдельного изделия влияют характеристики окружающей среды: природной, социальной и профессиональной. Влияние природных факторов (сезон, погодные условия внутри сезона) определяет состав гардероба, уровень защитных свойств одежды. Под влиянием социальной среды понимают зависимость требований к одежде от стандартов (мода, национальные традиции и т.п.), принятых в обществе, социального статуса его носителя и конкретной ситуации, в которую попадает человек. Профессиональная среда определяет свои требования к защитным, гигиеническим и информационно-эстетическим свойствам одежды. Существует общий стиль одежды, принятый в том или ином обществе, в той или иной профессии.

На втором этапе начинается поиск оригинальной идеи, концепции объекта проектирования в соответствии с задачами, сформулированными на первом этапе. Включается в работу весь жизненный и профессиональный опыт художника, анализируется информация о новых материалах, технологиях. Личные переживания и ощущения проектировщика связаны с уровнем его воспитания и образования, образами природы, искусства, явлениями и событиями современной художнику жизни.

Идея воплощается в художественный образ в виде набросков и эскизов. Умение мыслить образами характеризует талант человека как художника. Даже в живописи точное изображение действительности, требующее высокой техники исполнения, не является художественным, потому что не затрагивает эмоциональную сторону. Художник при точном копировании лишен возможности проявить свое отношение к предмету. Мыслить образами – значит, воспроизводя ранее виденный предмет, отражать его не во всех деталях, как при непосредственном восприятии, а осуществлять отбор наиболее характерных, важных для данного предмета свойств и признаков. Эта особенность представления, его обобщенность и в то же время конкретность и есть основное в творческом процессе.

В результате творческого процесса неясный, расплывчатый вначале художественный образ материализуется в определенной форме, которая будет эмоционально воздействовать на воспринимающего ее человека. Создать гармоничную, целостную форму позволяют средства композиции, разработать работоспособную рациональную конструкцию – методы и средства конструирования. Продуктом работы дизайнера становится модель, серия моделей, гарнитур, ансамбль или коллекция.

Специалисты швейной промышленности и особенно художники-модельеры должны:

· изучать и использовать лучшие традиции исторического и народного костюма;

· изучать и осваивать новые передовые технологии современной легкой промышленности;

· быстро реализовывать новые идеи, способствующие промышленному прогрессу;

· использовать комплектное и ансамблевое решение костюма;

· должны формировать костюмом индивидуальный облик человека.

 

2. Основные понятия и терминология в проектировании одежды

Основными понятиями в моделировании являются «одежда» и «костюм». В языке любого народа есть слова, обозначающие эти понятия.

Одежда — это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

В древности одежда защищает человека не только от физических неблагоприятных климатических условий, воздействий на его тело, но и от влияния злых сил, обеспечивая магическую защиту (особенно это относится к древнему костюму). Таким образом, одеждой можно назвать и боевую раскраску, и татуировку у первобытных народов, и латы средневекового рыцаря, и современные бронежилет и противогаз, и модное платье.

В понятие одежды входят платье (то, что покрывает непосредственно тело человека), обувь, головные уборы, дополнения (перчатки, шарфы, пояса и т.п.). Основные функции одежды — защитная (физическая и моральная защита) и утилитарно-практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо практической деятельностью человека, имеет определенное назначение, помогая человеку приспосабливаться к окружающему миру. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию — украшает человека. С понятием «одежда» неразрывно связано понятие «костюм».

Слово костюм пришло в Россию в XVIII в. после Петровских реформ и заменило древнеславянское “одеяние”.

Костюм (от итал. costume — обычай, нравы) — определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, а также с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность. Будучи связанным уже с конкретным человеком или социальной группой, костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитарно-практическую, связанную с его назначением (функциями). Однако важнейшая функция костюма — знаковая, так как он сообщает окружающим важнейшую информацию о человеке: о его социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе, культуре. Поэтому костюм имеет кроме защитной и утилитарно-практической следующие функции. Их мы рассмотрим позднее.

Костюм, являясь областью декоративно-прикладного искусства, раскрывает и воплощает в художественно убедительной форме достоверный социальный опыт, материально-технический уровень развития общества, является своеобразным источником информации о человеке, народности.

В отличие от объемно-пространственных видов искусства (архитектура, скульптура) костюм полностью раскрывает свое содержание лишь на человеке и в движении, т.е. во времени и в пространстве.

В настоящее время понятие “костюм” имеет следующие значения:

1 – костюм как выражение образа эпохи или определенного периода (например, модный костюм стиля ампир, периода романтизма);

2 – костюм как выражение индивидуальности образа человека, театральности (костюм Снежной королевы);

3 – национальный костюм; он неотделим от внешнего облика человека и является продуктом национальной культуры, эстетических взглядов, присущих тому или иному народу.

Разрабатывая современный костюм, необходимо учитывать, какие функции в нем должны преобладать. Это определит и конструктивное решение, и выбор материалов, и образ костюма. Такой подход к проектированию вещи получил определение «функциональный подход» — проектируя вещь, учитывают функции, которые она должна реализовывать. Функциональный принцип проектирования предполагает предварительное изучение процесса функционирования вещи.

 

3. Краткая характеристика стилей в искусстве и их влияние на развитие моды

Одним из важнейших понятий, связанных с эволюцией костюма во времени в человеческом обществе, является понятие «стиль».

Стиль — наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа его развития; идейная и художественная общность изобразительных приемов в искусстве определенного периода или в отдельном произведении, художественно-пластическая однородность предмет­ной среды, которая складывается в ходе развития материальной и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни. Стиль характеризует формально-эстетические признаки объектов, несущие определенное содержание. В стиле выражается система идей и взглядов, в которой отражено мировоззрение эпохи. Поэтому стиль можно считать общим художественным выражением эпохи, отражением художественного переживания человеком своего времени. В стиле проявляется, в частности, идеал красоты, преобладающий в данную историческую эпоху. Стиль является конкретным воплощением эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые и являются основой однородности предметной среды на определенном историческом этапе. Такие стили называют «большими художественными стилями эпохи», и они проявляются во всех видах искусства: в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. Традиционно историю искусства рассматривают как последовательную смену больших стилей: «готика», «ренессанс», «барокко», «классицизм», «рококо», «нео­классицизм», «ампир», «романтизм». Общие принципы формообразования, характерные для каждого «большого стиля» эпохи, определяют и особенности формообразования исторического костюма каждого периода, что дает возможность сравнивать формы и пропорциональные членения костюма с архитектурными формами данного времени (так историки костюма сравнивают вытянутые формы головных уборов и обуви готики с устремленными ввысь шпиля­ми готических соборов).

Каждый стиль в процессе своего развития переживает определенные стадии: зарождения, апогея, упадка. При этом в каждую эпоху одновременно, как правило, сосуществовало несколько стилей: предшествующий, господствующий в данный момент и элементы формирующегося будущего стиля. В каждой стране существовала своя динамика эволюции художественных стилей, связанная с уровнем развития культуры, политическим и социально-экономическим развитием, степенью взаимодействия с культурой других стран. Так в XV в. в Италии — расцвет культуры Ренессанса, во Франции — «поздняя готика», а в Германии, особенно в архитектуре, «готика» преобладала вплоть до второй половины XVI в. Кроме того, внутри большого стиля могут развиваться микростили. Так, в пределах стиля «рококо» в 1730—1750-х гг. существовали микростили «шинуазри» (китайщина) и «тюркери» (турецкий стиль), в стиле «модерн» («ар нуво», «либерти») в 1890—1900-е гг. можно выделить «неоготи­ку», «неорусский» стиль и другие, в стиле «ар деко» (1920-е гг.) — «русский», «африканский», «геометрический» стили и т.д.

Однако со сменой исторических эпох ушли в прошлое времена больших художественных стилей. Ускорение темпов жизни человека и общества, развитие информационных процессов, влияние новых технологий и массового рынка привели к тому, что переживание человеком своего времени проявляется не в одном стиле, а во множестве стилевых форм и пластических образов. Уже в XIX в. появились стили, основанные на использовании стилей прошлого и их смешении («историзм», «эклектика»). Эклектизм стал и одной из важнейших характеристик культуры XX в., особенно его последней трети — культуры «постмодерна» {эклектика — смешение различных стилей, сосуществование одновременно нескольких стилей), что оказало влияние и на моду, и на костюм. Последним «большим художественным стилем» можно считать, наверное, стиль «модерн». В XX в. на смену «большим стилям» пришли новые концепции и методы, связанные прежде всего с инновационной сущностью искусства авангарда: «абстракционизм», «функционализм», «сюрреализм», «поп-арт» и т.д., отражающие мировоззрение человека XX в. И речь может идти не о большом стиле, а скорее о модном стиле (когда стиль становится модным, теряя при этом устойчивость в течение достаточно длительного времени, которой обладали «большие стили эпохи»). В моде XX в. в каждое десятилетие были актуальны свои микростили в костюме, последовательно сменявшие друг друга: в 1910-е гг. — «восточный стиль» и «нео-грек»; в 1920-е гг. — «арт-деко» («русский», «египетский», «латиноамериканский», «африканский», «геометрический»; в 1930-е гг. — «неоклассицизм», «историзм», «латиноамериканский», «альпийский», «сюрреализм»; в 1940-е гг. — в США появились в модном костюме стили «кантри» и «вестерн», «латиноамери­канский»; в 1950-е гг. — «нью лук», стиль «Шанель»; в 1960-е гг. — «космический»; в 1970-е гг. — «романтический», «ретро», «фольклорный», «этнический», «спортивный», «джинсовый», «диффузный», «военизированный» («милитари»), «бельевой», «диско», «сафари», «панк-стиль»; в 1980-е гг. — «экологический», стиль «новых пиратов», «неоклассика», «нео-барокко», «секси», «корсетный», «этнический», «спортивный»; в 1990-е гг. — «гранж», «этничес­кий», «экологический», «гламур», «историзм», «нео-панк», «кибер-панк», «нео­хиппи», «минимализм», «милитари» и т.д. Каждый сезон модные издания пропагандируют новые стили, каждый дизайнер одежды стремится создать свой стиль. Но впечатляющее многообразие стилей в современной моде вовсе не означает, что они появляются произвольно. Актуальным становится стиль, в котором находят отклик политические события, социальные проблемы, волнующие людей, их увлечения и ценности. В модных стилях отражаются изменения образа жизни и образа человека каждого времени, представления о его месте и роли в современном мире. На появление новых стилей оказывает влияние изобретение новых материалов и способов их обработки.

Художественный стиль, дизайн-стиль и мода — это различные типы визуальной общности продуктов материально-художественной культуры, различающиеся степенью устойчивости и механизмами функционирования в обществе. Стиль является более устойчивым социальным феноменом, чем мода (можно в связи с этим вспомнить знаменитое высказывание К. Шанель, повторившей слова поэта Пьера Реверди: «Мода меняется, а настоящий стиль — никогда.»), однако мода для современного общества имеет огромное значение.

 

4. Этапы развития форм и конструкций одежды

История возникновения одежды уходит далеко вглубь веков, к самым ранним ступеням развития человечества.

Одежда, возникшая первоначально в основном для защиты тела человека от неблагоприятных климатических условий, атмосферных воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, претерпела множество изменений, достигла большого многообразия видов и форм.

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества. Человек в эпоху палеолита / 40-25 т. лет назад / уже умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать, и связывать различные натуральные материалы - листья, солому, тростник, шкуры животных для придания им желаемой формы. В качестве головных уборов также использовались природные материалы: выдолбленная тыква, скорлупа кокосового ореха, или страусиного яйца, панцирь черепахи.

Все дальнейшие изменения в одежде непосредственно связаны с прогрессом человечества. На формы и конструкции одежды влияют: 1) этические и эстетические идеалы времени, 2) географическое положение, 3) социально-политическая ситуация и 4) экономическое развитие государств.

Древний Восток впервые предложил одежду, повторяющую формы тела человека, но в полной мере эта идея была использована европейцами. Уже в 11 веке новое понимание мужской и женской красоты обусловило создание облегающей одежды. Однако использование боковой шнуровки не обеспечивало красивых форм, не избавляло костюм от заломов и лишних складок. И тогда возникла мысль резать ткань на части и применить швы. Конструирование стало интенсивно развиваться, все больше приближая форму одежды к формам тела человека.

В Средние века возникает мода, и она дает толчок для создания новых видов кроя. В 15 веке зарождается теория конструирования.

Чертежи конструкций появляются в начале 19 века, хотя журналы мод с зарисовками деталей кроя начали издаваться в 13 веке.

20 век – век технического прогресса – значительно упростил форму костюма, вывел на первый план не декоративность, а целесообразность. Исчезли корсет и кринолин. Одежда становится более легкой, удобной практичной, а ее конструкция – простой и ясной. Вместе с тем крой обогатился новыми конструктивными решениями как отдельных деталей одежды, так и швейных изделий.

 

5. Костюм в системе художественной культуры

На развитие костюма определенное влияние оказывает и географическая среда, природные условия, в которых живет человек. Это влияние, правда, пассивное и отражается почти исключительно на практичности, утилитарности костюма. От природных условий зависит выбор материала, форма, покрой костюма. Однако, влияние природных условий на процесс развития костюма не является решающим и самостоятельным и в технически высокоразвитом современном обществе оказывается ограничено, главным образом в видоизменении костюмов по сезонам года или в зависимости от резко специфических климатических условий (арктических, тропических, пустынных). Во все эпохи конкретные проявления влияния географического среды на костюм обусловленные уровнем развития производительных сил общества и его социальной структуры. Это влияние, будто преломляясь сквозь призму общественного строя, становится исторически изменчивым, даже тогда, когда сама среда остается неизменной.

Не последнюю роль среди факторов, влияющих на характер костюма, особенно в XX в играет требование гигиены тела и физической культуры. С полной уверенностью можно сказать, что исчезновение женских корсетов, которое началось в середине первой четверти ХХ века, обусловлено прогрессом "Гигиенического" подхода к костюму. Этим подходом обозначена и современная тенденция к облегчению одежды и высвобождение тела от лишнего прикрытия с тем, чтобы прежде всего обеспечить его "аэрацию" - доступ к нему воздуха (обнажение рук, ног, возрождение различных видов сандалеты, и обуви, отказов от головных уборов и т.п.).

2) На развитие костюма определенное влияние оказывает и географическая среда, природные условия, в которых живет человек. Это влияние, правда пассивное и отражается почти исключительно на практичности, утилитарности костюма. От природных условий зависит выбор материала, форма, покрой костюма. Однако, влияние природных условий на процесс развития костюма не является решающим и самостоятельным и в технически высокоразвитом современном обществе оказывается ограничено, главным образом в видоизменении костюмов по сезонам года или в зависимости от резко специфических климатических условий (арктических, тропических, пустынных). Во все эпохи конкретные проявления влияния географического среды на костюм обусловленные уровнем развития производительных сил общества и его социальной структуры. Это влияние, будто преломляясь сквозь призму общественного строя, становится исторически изменчивым, даже тогда, когда сама среда остается неизменной.

Не последнюю роль среди факторов, влияющих на характер костюма, особенно в XX в играет требование гигиены тела и физической культуры. С полной уверенностью можно сказать, что исчезновение женских корсетов, которое началось в середине первой четверти ХХ века, обусловлено прогрессом "Гигиенического" подхода к костюму. Этим подходом обозначена и современная тенденция к облегчению одежды и высвобождение тела от лишнего прикрытия с тем, чтобы прежде всего обеспечить его "аэрацию" - доступ к нему воздуха (обнажение рук, ног, возрождение различных видов сандалеты, и обуви, отказов от головных уборов и т.п.).

3) На формирование костюма существенно влиял также образ жизни и основные занятия населения. Появление такого вида поясной одежды, как длинные брюки, несомненно, связано с кочевым образом жизни, которое требует удобного для верховой езды костюма. Район первоначального распространения брюк охватывает именно те местности, где издавна велось кочевое хозяйство. Это ‑ сухие степи и полупустыни Центральной и Передней Азии: Монголия, Казахстан, Иран, Аравийский полуостров. При этом во многих кочевников штаны носили кочевники штаны носили как мужчины так и женщины.

Очень важную роль в формировании костюма играли идеологические факторы, и прежде религия. Христианская мораль провозгласила греховность плоти: об обнажении тела и выявление эстетических форм фигуры в костюме не могло быть и речи. Почти вся одежда европейского средневековья /как женский так мужской/до XIV в. представлял собой глухое, с длинными рукавами, закрытое до шеи, неприталенные наряды, у женщин, как правило, длиной до пят.

Под влиянием религиозных предписаний у магометан был распространен обычай закрывать лицо женщины, когда она выходила на улицу / И вообще на людях / специальным покрывалом - паранджой, платком или густой сеткой.

Среди факторов идеологического плана, которые оказывали существенное влияние на развитие костюма, следует вспомнить и об общественной морали и этические нормы поведения, которые складывались независимо от религии. Представление о приличном и неприличном, о скромном и нескромном во все времена и у всех народов играло очень важную роль в процессе создания костюма.

При этом то, что кажется неприличным в одном общественном кругу, может не вызывать никаких нареканий и удивления в другой среде, где царят свои собственные понятия о морали и нормы поведения. Издревле на Руси считали неприличным для замужней женщины появляться на людях простоволосой. Поэтому и простая крестьянка, и боярыня должны были прятать волосы, обязательно прикрывая голову, тогда как девушкам разрешалось ходить с непокрытой головой. Позже (например в XIX веке), этот обычай продолжал бытовать, хотя был уже менее распространен (только в народе, среди сельских), а среди дворовых и даже зажиточных горожанок его давно забыто: носили уже разнообразные открытые прически, введенные европейскими городскими того.

Наиболее показательным примером исторической изменчивости, условности нравственных взглядов и этических норм, которые влияли на костюм, является древнеегипетский, античный и индийский костюмы (Вплоть до современных форм), в которых можно наблюдать обнаженный и полуобнаженный торс, а также обычным является обнажение руки и ноги как вполне естественное явление.

В нашем современном костюме также обычным является обнажение рук и ног. Но достаточно вернуться только на сто лет назад, до середины XIX в. как мы, убедимся, что в женском костюме того времени невозможно было открывать ноги, однако обнажать руки, шею, плечи, особенно в бальных платьях, считалось нормой.

В китайском средневековом костюме обнажение торса, не говоря уже о руки и ноги, разрешались лишь среди простонародья.

4) Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на характер костюма, бесспорно, является уровень производства, особенно развитие текстильной и химической промышленности, а также развитие транспорта. Вполне понятно, непосредственно определяя вид материала, из которого шьют одежду и изготавливают различные составные части костюма, техника текстильного производства (а также кожаной, химической и др.) играет существенную роль в процессе формирования костюма. Быстрый прогресс техники ускоряет смену одних материалов другими и порождает все новые средства изготовления различных элементов костюма, начиная с тканей и кончая украшениями.

Влияние текстильного производства, на костюм сказывается и на крое и внешней форме одежды. Возьмем к примеру обычную русскую рубаху, сшитую из домотканого полотна. Вставка между основными деталями, так называемых бочков, что составляет одну из особенностей кроя русских рубах, была обусловлена необходимостью дополнить объем рубашки из-за того, что домотканое российское полотно должно ширину менее 40 см. Иначе говоря, покрой рубашки, в данном случае, зависел от техники домотканого текстильного производства.

Большой и непосредственное влияние на костюм имеют изменения в средствах транспорта. Бесспорно бурное развитие в ХХ в. различных транспортных средств сыграл немалую роль в коренном изменении обыденного женского городского костюма. Исчезновение шлейфов и значительное укорачивание юбок, равно как и отказ от пышной отделки (кружев, оборок, рюшей, бантов и т.п.) в определенной степени объясняется удобствами пользования общественным транспортом (трамвай, автобусом, троллейбусом, метро). Трудно представить себе как бы садились в современный автобус или троллейбус модницы 1901-1906 г.г. в юбке "угорь" с веерообразным пившлейфом или франтиха 191З-1914 г.г. в узкой длинной юбке "шантаклер".

На развитие костюма определенное влияние оказывает и географическая среда, природные условия, в которых живет человек. Это влияние, правда пассивное и отражается почти исключительно на практичности, утилитарности костюма. От природных условий зависит выбор материала, форма, покрой костюма. Однако, влияние природных условий на процесс развития костюма не является решающим и самостоятельным и в технически высокоразвитом современном обществе оказывается ограничено, главным образом в видоизменении костюмов по сезонам года или в зависимости от резко специфических климатических условий (арктических, тропических, пустынных). Во все эпохи конкретные проявления влияния географического среды на костюм обусловленные уровнем развития производительных сил общества и его социальной структуры. Это влияние, будто преломляясь сквозь призму общественного строя, становится исторически изменчивым, даже тогда, когда сама среда остается неизменной.

Не последнюю роль среди факторов, влияющих на характер костюма, особенно в XX в играет требование гигиены тела и физической культуры. С полной уверенностью можно сказать, что исчезновение женских корсетов, которое началось в середине первой четверти ХХ века, обусловлено прогрессом "Гигиенического" подхода к костюму. Этим подходом обозначена и современная тенденция к облегчению одежды и высвобождение тела от лишнего прикрытия с тем, чтобы прежде всего обеспечить его "аэрацию" - доступ к нему воздуха (обнажение рук, ног, возрождение различных видов сандалеты, и обуви, отказов от головных уборов и т.п.).

 

Вопросы для проверки усвоения

1. Дайте определение понятий: «проектирование одежды», «костюм», «мода».

2. В каких значениях используется термин «костюм» в настоящее время?

3. В чем заключается сущность понятия «стиль» и его взаимосвязь с понятием «мода»

4. Какие этапы развития прошла одежда?

5. Какие факторы оказали и оказывают влияние на развитие одежды и костюма?


Лекция 2

Костюм Древнего мира и Византии


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 454; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!