Общество. Взаимосвязь общественных сфер. Проблема материального и идеального в обществе.



- Существуют философский и общесоциологический подход к изучению общества.

Философский включает рассмотрение развития всех сфер общества науки, культуры, искусства, промышленности, производственных и других отношений, отношений человека с природой и т.д.

Общесоциологический рассматривает более прикладные задачи, как правило исключая процессы природы непосредственно общества не касающиеся. ( наука, как я думаю будет рассматриваться здесь не с позиций познания человеком мира ( Ф. подход ) а с позиций влияния конкретных результатов деятельности науки на стабильность или нестабильность жизни общества на то как результаты науки могут изменить мировоззрение людей и таким образом изменить само общество. А.А. )

3 основных подхода к объяснению закономерностей объединяющих людей в общественный организм

1 - Натуралистический. Влияние солнечной активности, географии, расовых и половых признаков.

2 - Идеалистический. Связующая роль идей, верований, мифов.

3 - Философский анализ межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях при наличии определенных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер.

- Атомистический подход - общество - сумма индивидов, связанных общественным договором.

Суть общественного договора в том, что человек ограничивает свою свободу поведения живя в обществе и выполняя его законы и взамен получает определенную степень социальной защиты: пенсию, квалифицированное медицинское обслуживание, полицию и армию для защиты жизни и имущества.

- Органистическая модель - общество - сумма частей, но к ним не сводится поскольку нужно учитывать еще и связи между этими частями. Человек реализует себя в зависимости от места в обществе. ( В зависимости от своего желания А.А. ) Части общества разнообразны это может быть человек или группа людей объединенных по какому либо признаку, например национальному или социальному. ( Социальный - рабочий, железнодорожник, учитель и т.д. )

Основные черты и проблемы русской философии 19 - начала 20 в.

- Начало: Достоевский, Толстой, Соловьев.

Эти писатели выдвинули и сформулировали идею о связи прогресса с христианской нравственностью. Только то может быть принято обществом что прошло чистилище нравственности.

- Предельный гуманизм.

Знаменитое непротивление злу насилием. / Толстой /

Все достижения прогресса за слезу ребенка. / Достоевский/

- Вето на любой прогресс, если он связан с насилием над человеком.

Насилие понимается как превращение человека в производственную машину за счет удушения уникальной, божественной души.

- Литература: жанр антиутопии.

Будущее основано на любви и искусстве и потому прекрасно. Пример: сны Веры Павловны. Чернышевский "Что делать"

- Сверхнационалистический характер философствования.

Включение всего человечества в ожидаемый прогресс прекрасного будущего.

- Постижение сущего дается лишь цельной жизнью духа, лишь в полноте жизни.

Полностью православно-христианский подход к человеку и его месту в природе. Есть Бог, есть человек и божественное предназначение последнего. Выполнить это предназначение его задача. Задача решается обращением к Богу, вере, христианской нравственности.

- Антипод русской философии - европейский рационализм - Гегель.

- Русский иррационализм (вера, православие) VS западный (воля) -> деление на славянофилов и западников.

- Славянофилы (Киреевский, Хомяков) - самобытный путь развития России. Земельная община и артель. Западные приобретения - скорее вред, так как оплачены потерей целостности человеческой личности.

- Западники (Герцен, Грановский, Боткин) - Россия с петровских времен привязана к западу. Прогресс не может обойти Россию, прогресс поможет нам выбраться из отсталости.

- Примат христианского откровения, веры над рациональным знанием.

- Философия всеединства (Соловьев). Теория цельного знания. Сверхрационализм. Цельность - характеристика и свойство человеческой души, отличающая человека от животных. Это состояние души, придающее ей цельность, - сердце, любовь..

Спасение в человеке человеческого через жертву эгоизма. = жертва основного принципа западного прогресса.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!