Социальная форма движения материи и ее специфика.



Определение. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Опираясь на достижения естественных наук и на философское понимание движения как способа существования материи, диалектический материализм классифицирует виды движения материи, выделяя из их неисчислимого многообразия ряд основных форм. Первая научная классификация форм движения материи принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил такие формы: механическую, химическую, биологическую, социальную. Эта классификация сохраняет свое значение и поныне, хотя, разумеется, в связи с достижениями современной науки она существенно обогатилось. Одной из важнейших сторон учения о формах движения материи является трактовка общественных процессов как социальной формы движения материи. Выделяя в общественной жизни материальные и духовные процессы, диалектический материализм подчеркивает первичность материальных процессов, но не отрывает их от духовной жизни общества. Лишь в абстракции можно отделить друг от друга эти стороны общественной жизни. В реальной же действительности они взаимодействуют, благодаря чему только и существует общество как особый уровень организации материи. Общество - не просто материал, а одухотворенная материя. Носителем социальной формы движения является человек как субъект истории. Поскольку он есть разумное общественное существо, которому присуща внутренняя духовная жизнь, и поскольку его действия носят целенаправленный характер, поскольку социальная форма движения в субъектно-объектных отношениях, то есть в отношениях к окружающему миру, объективной реальности. В этом и заключается специфика социальной формы движения материи, ее коренное отличие от всех иных форм движения. Человеческое сознание, обеспечивая отражение человеческого бытия и проектирования его возможных будущих состояний, активно влияет на процессы материальной жизни людей. Идеи, овладевая массами людей, направляют их деятельность, а в процессе этой деятельности перестраивается само общество. Не случайно Маркс подчеркивал, что идеи, овладевая массами, становятся материальной силой. Следовательно, когда речь идет о социальном движении материи, имеется в виду не просто взаимодействие материальных элементов, а такое взаимодействие, которое предполагает существование и развитие идеальной реальности человеческого сознания и в котором сознание принимает активное участие. Сознание, как идеальная реальность, не существует вне и независимо от ткани общественной жизни. Оно как бы встроено, вплавлено в эту жизнь, выступает в качестве ее аспекта обеспечивая функционирование и развитие общества как целого. Учитывая эту особенность социального движения, Ф. Энгельс иногда определял человеческое мышление как специфическую форму движения материи. Тем самым он как бы подчеркивал, что социальное движение не может осуществляться без развития индивидуального и общественного сознания. Сейчас более принято выделять три формы 1 Физическую ( механическая + химическая т.е. форма движения неживой материи) 2 Биологическая ( растения + животные ) 3 Социальная (человек )

Диалектико-материалистическая философия Маркса, Энгельса.

Теоретическими источниками диалектико-материалистической философии Маркса- Энгельса является немецкая классическая философия, английская классическая политическая экономия и французский утопический социализм. Непосредственными предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на их философские взгляды, были Гегель и Фейербах. Диалектические идеи Гегеля в переработанном виде послужили философским источникам формирования материалистической диалектики. В своей критике идеалистических воззрений Гегеля основоположники марксизма опирались на всю материалистическую традицию, и прежде всего на материализм Фейербаха. Диалектический материализм и есть результат коренной творческой переработки того и другого на основе нового осмысления социальной и природной реальности. Диалектический материализм - философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно- практической и духовно-теоретической деятельности. Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются: 1) принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) и до субъективной действительности (мышление); 2) принцип материальности мира, утверждающий что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание ; 3) принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий мир познаваем и мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно- производственная практика; 4) принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, то все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально других новых качественных явлений и принципов; 5) принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развитие общества состоит в достижении свобод, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества; 6) принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человечества с одной стороны и социальной структурой общества - с другой стороны. Итак Маркс и Энгельс на основе обобщения опыта революционной борьбы пролетариата данных наук вскрыли диалектико-материалистический характер развития не только природы, но и человеческого общества. Они достроили материализм <доверху>, применили его к объяснению истории общества и тем самым создали и исторический материализм. Это имело огромное революционное значение как для науки об обществе так и для всей общественной практики. Было создано целостное учение о законах развития природы, общества и мышления - философия диалектического и исторического материализма. Идеи Маркса в рассмотрении Фрома ( оппонент Маркса ) 1. Ничто человеческое мне не чуждо 2. Подвергай все сомнению 3. Истина приводит к освобождению Новое в философии от Маркса ( по Егорову ) 1. Изменение понимания предмета философии ( Ф. это наука со своим предметом и методом ) 2. Изменение социальной функции Ф. ( Ф. должна быть достоянием всех людей. Она должна играть активную роль не только в духовной но и в материальной жизни общества ) 3. Изменение содержание самой Ф. а. Введение практики в теорию познания б. Объединение материализма и идеализма ( установление для материализма диалектического метода для идеализма метафизического ) в. Материалистическое понимание истории 4. Открытие методологической роли Ф. ( Ф. должна изменить мир )


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 524; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!