Инновационные типы уроков литературы



 

Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков литературы. В основу их классификации кладется содержание литературного образования, методик проведения и этапы изучения произведений и тем. Взгляд на урок с современных позиций требует пересмотра традиционных типов форм организации занятий и их структуры. Все чаще предлагалось заменить традиционные уроки формами обучения, у которых нет строгой структуры, но они открывают простор для творческой фантазии учителя. Однако на практике это не привело к конкретным позитивным сдвигам в методике школьного обучения, поскольку на таких уроках нередко проявлялись хаотичность, бессистемность, несоответствие цели. При этом допускалось ошибочное понимание современной интерпретации урока. Хоть проблема заключается не в структуре, а в том, что между сущностью учебного познания и методическим инструментарием урока должна быть точность, соотнесенная с целью обучения. С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям; ситуация не улучшилась и сегодня. Отлучение учеников от познавательной работы педагоги пробовали остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками, главной целью которых является пробуждение интереса школьников к учебной работе. Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру. Взгляды педагогов на нетрадиционные уроки различаются: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают эти шаги опасным нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов под натиском учеников, которые не хотят и не умеют серьезно работать.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков:

Урок-"погружение"

Урок-деловая игра

Урок-пресс-конференция

Урок-соревнование

Театрализованный урок

Урок с групповыми формами работы

Урок-взаимообучение учеников

Компьютерные игры

Урок-творчество

Урок-консультация

Урок-аукцион

Урок, который ведут школьники

Урок-зачет

Урок-сомнения

Урок-творческий отчет

Урок-формула

Урок-конкурс

Бинарный урок

Урок-обобщения

Урок-фантазия

Урок-игра

Урок-"суд"

Урок поиска правды

Урок-лекция "Парадоксы"

Урок-концерт

Урок-диалог

Урок - "следствие ведут знатоки"

Урок-ролевая игра

Урок-конференция

Урок-семинар

Интегральный урок

Урок - "круговая тренировка"

Межпредметные уроки

Урок-экскурсия

Урок-игра "Поле чудес", "Что? Где? Когда?"

Легко заметить, что в число нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в более ранних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности выдерживают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работы. Можно увидеть это по следующей схеме:

 

Таблица 1 - Формы обучения

Цель как основа типологии форм обучения Традиционные формы обучения Нетрадиционные формы обучения
Изучение обзорных и монографических тем. Изучение литературно-критических статей. Начало изучения биографии и творчества писателя Вступительные занятия. Уроки изучения нового. Урок-лекция. Урок-исследование. Урок-устный журнал. Урок-прессконференция
Анализ литературного произведения. Теория литературы. Общедидактические типы уроков с разными путями анализа. Урок-деловая игра. Урок-путешествие. Урок с групповыми формами работы. Урок-конкурс. Урок-суд.
Развитие языка учеников. Контроль за знаниями, умениями и навыками. Уроки развития языка. Урок контроля и оценки знаний. Урок-зачет. Урок-семинар. Урок-творческий отчет.

 

Нетрадиционные формы обучения, в первую очередь, требуют поисков учителя с целью разнообразить формы урока. Любые поиски нужно приветствовать, только нужно не забывать, что поиски без издержек бывают редко. Но в подготовке разных видов и типов уроков по изучению поэзии есть сложности. Особенного внимания, на наш взгляд, требует философская лирика, потому что правильно построенное обсуждение не только заставит учеников задуматься над проблемой, но и поможет становлению гуманистической, гражданской, жизненной позиции школьника. Под правильным управлением учителя на таком уроке вырабатываются моральные принципы подростка.

"Педагогическая деятельность - творческая деятельность: учитель при подготовке нетрадиционного урока волен в выборе методов, приемов и форм обучения, которые, по его разумению, обеспечивают эффективность дидактического процесса. Однако это не означает, что педагогическая деятельность не регламентирована определенными требованиями, правилами, нормами" [Гуляков, 2006: 89].

У каждого вида профессиональной деятельности есть своя технология. У педагогической работы тоже есть своя технология - правила организации нетрадиционного урока. Чтобы урок литературы был эффективным, нужно:

1. Точно обозначить тему, дидактическую, развивающую и воспитательную цели, тип и структуру урока.

2. Обозначить значение урока в системе других, связать его с предыдущим и следующим.

3. Отобрать содержание учебного материала (определить его объем, установить связь с выученным ранее, подобрать дополнительный материал и т.д.).

4. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнородные виды деятельности.

5. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

6. Обеспечить оптимальный темп урока и единую логику развертывания деятельности учителей и учеников.

7. На практике реализовать требования, которые следуют из общедидактических и методологических принципов.

8. Установить демократический стиль управления учебой детей, создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности учителя и ученика.

Пришло время, чтобы учитель включился в процесс создания индивидуальных программ, чтобы именно педагоги поднимали актуальные проблемы преподавания литературы в школе.

Считаем наиболее эффективным следующий тип урока литературы: урок-деловая игра. Педагогическое осмысление приводит к выводам о том, что подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В проект такого урока входят: цели обучения, развитие и воспитание учеников, формулировка изучаемой проблемы, план деловой игры, содержание деятельности членов игры, правила игры. Деловая игра включает следующие этапы:

актуализация базовых знаний, мотивация деятельности учеников, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

формирование творческих групп по 3-5 человек, презентация команд (обсуждение названия, девиза, эмблемы каждой команды). В каждой игровой группе выбираются ведущие (или ответственные);

создание проблемной ситуации, формулировка проблемы;

работа в творческих группах.

Каждая команда получает творческое задание и материалы, необходимые для его выполнения, и вырабатывает свою концепцию решения проблемы:

общее обсуждение проблемы: на данном этапе совершается коллективная выработка решения проблемы.

анализ деятельности каждой команды, выведение суммарных поощрений и штрафных баллов, оценка деятельности всех участников группы.

домашнее задание.

Методическое осмысление и рекомендации.

Урок в форме деловой игры в 7 классе по теме: "Сквозь столетия в будущее" (Сонеты Уильяма Шекспира, сонеты Александра Пушкина).

Цели:

познакомить учеников с такой классической формой литературы, как сонет, его разработками, структурой, формой на примере шекспировских и пушкинских сонетов;

развить навыки художественного чтения стихотворений, пересказа, усовершенствовать умение анализировать материал и делать самостоятельные заключения и выводы;

воспитывать гордость и уважение по отношению к русской литературе.

Подготовка: ученики делятся на три группы:

1) ученик-Шекспир, ученик-историк, ученик-литературовед, ученик-художник, два чтеца стихотворений.

2) ученик-Пушкин, ученик-историк, ученик-литературовед, ученик-художник, два чтеца стихотворений.

3) ученики-аналитики.

Группа аналитиков по ходу выступлений задает вопросы группам, готовится проанализировать материал и сделать выводы.

Возле двух "крыльев" доски стоят столы двух групп, остальные сидят напротив. План исследования определяется отдельно:

Представление эпохи (рисунок-эмблема группы и комментарий историка).

Рассказ о представителе группы.

Чтение произведений.

Выступление литературоведа.

Ход урока

Организационный момент.

Подготовка к восприятию

Про зрелость и развитость любой поэзии свидетельствует наличие в этой поэзии разнообразных жанров и видов стихотворений, которые вырабатывает национальное и мировое стихотворчество. Один с самых совершенных видов стихотворения, который выработала мировая поэзия, - сонет.

Возник он в Италии в 13 столетии, откуда и пошли во все языки и литературы мира форма и само название стихотворения (sonetto от sonare - звучать, звенеть).

Сонет состоит обычно из 14 строк, объединенных в два четырехстрочия и два трехстрочия. Построение сонета тесно связано с раскрытием в нем поэтического содержания. В четырехстрочии идет развитие темы, в трехстрочии - кульминация и развязка.

В кладовую всемирного сонетария наиболее значительный вклад внесли:

Данте Алигьери

Франческо Петрарка

Уильям Шекспир

Иоганн Вольфганг Гете

Александр Пушкин

Михаил Лермонтов

К тому времени, пока сонет пришел в русскую поэзию, всемирный сонетарий стал очень богатым. Сначала сонет был принадлежностью исключительно интимной лирики. Постепенно тематика и жанровые рамки его расширились. У Шекспира сонет наполнился философским содержанием.

Выступление первой группы.

Ученик-историк объясняет эмблему группы, отображение на ней характерных черт эпохи Возрождения.

Ученик-Шекспир (примерный рассказ): "Родился я в Англии, в семье богатого ремесленника. Учился в начальной школе родного города. Но отец мой стал банкротом и сладкая жизнь закончилась. Подался в Лондон, чтобы заработать денег на жизнь. Попал в труппу Бербеджа. А это было не абы что. Бербедж основал в Лондоне первый театр "Глобус". Тут нашел я занятия по душе, тут я нашел себя. Было в жизни всякое. В 1612 году я подался домой".

Ученик-литературовед: "Вокруг биографии великого драматурга и поэта в 18 столетии возникло много легенд. Утверждали даже, что произведения писал совсем другой человек, образованный и известный в мире, и в целях конспирации подписывался фамилией Шекспир. Вызвано это было тем, что после смерти Шекспира почти не осталось никаких сведений про его жизнь, только произведения". Уильям Шекспир в некоторой степени отступил от классической формы сонета. В первую очередь тем, что писал стихи философского содержания, нарушил трехвековую традицию европейской лирики, показав красоту не через штампованный, статичный образ, а показал красоту реальной женщины. Шекспир посвящал сонет одной теме. В первом четырехстрочии называл ее, в другом развивал, а в двустрочии подводил вывод.

Чтение сонетов

На стыке 16 и 17 столетий эпоха Возрождения подарила человечеству великого художника слова, который выдал целую книгу сонетов, работал над развитием и совершенствованием этой классической формы. Перенесемся в 19 и 20 столетия. Появились ли еще мастера сонета? Не состарился ли сонет?

Выступление второй группы

Защита эмблемы, рассказ ученика-Пушкина, чтение сонетов, рассказ ученика-литературоведа. Защита эмблемы, рассказ ученика-Пушкина, чтение сонетов, рассказ ученика-литературоведа.

Вопросы к аналитикам.

Чем близки стихотворения поэтов?

К какому виду лирики они принадлежат?

Сравните количество строк в сонетах и их разделение на смысловые части. В чем авторы отступили от классической формы? Сонет существует с 13 века. Почему поэты и сейчас используют его?

Посмотрите на тему урока, вспомните все, о чем говорилось, и сделайте общий вывод.

Подведение итогов.

Как мы видим, сонет шел к нам с 13 века. Конечно, как не остается неизменным время, так и сонет не мог остаться в начальном варианте. Но, как видите, сонет не только еще не состарился с 13 века, а наоборот вступает в 21 век все еще молодым, потому что его используют поэты, совершенствуют и развивают дальше, изобретают новые виды и формы.

Выставление оценок.

Домашнее задание.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!