Современная русская философия



Сравнительно недавно в российской философии произошли значительные перемены. Самое большое изменение состояло в том, что философия стала плюралистичной: у нас появились свои религиозные философы, свои кантианцы, свои феноменологи, свои постмодернисты, свои буддисты, при том, что сохранились приверженцы диалектического материализма.

Большинство заметных течений и фигур современной философии имеет своих сторонников в России. Современная российская философия активно осваивает достижения мировой философии. В стране появилось множество центров изучения методов феноменологии, герменевтики, антропологии, синергетики, психоанализа, аналитической философии и других направлений.

Одна из особенностей философско-идейной жизни России последнего 20-летия состоит в том, что отказ от монополии марксизма у нас не перерос в антимарксизм, в запрет на профессию, как то случилось в ряде других посткоммунистических стран. В результате этого была обеспечена преемственность в развитии философской мысли, новый ее этап опирался на достижения отечественной философии второй половины ХХ века. Даже широкое освоение религиозно-философских учений начала ХХ века прошло без каких- либо резких разрывов и размежеваний.

Говоря о качественных изменениях философского ландшафта постсоветской России, необходимо выделить именно ее пестроту, разнообразие, то, что именуется плюрализмом. Плюрализм является результатом и одновременно несомненным свидетельством того, что философия в нашей стране стала тем, чем она и должна быть, – делом свободного индивидуального творчества. Мы, разумеется, должны дорожить и самим плюрализмом философских позиций, и в особенности той атмосферой, в которой он возможен.

Вместе с тем существует опасность фрагментации философской жизни, потери единого пространства интеллектуальных поисков и дискуссий. Одним из противоядий против этого является более активное вовлечение профессиональной философии в публичное пространство. Важно не дать замкнуться философскому сообществу на решении узкопрофессиональных вопросов и создать стимулы для того, чтобы оно могло сосредоточиться на исследовании актуальных проблем современности. Нельзя делать вид, будто существует некий общепризнанный и несомненный образец философского образования и культуры. Не надо предаваться иллюзии – таким знанием никто не обладает. Надо устранять недостатки, которые есть, улучшать, совершенствовать, продвигать дальше и философское образование, и философскую культуру, дополняя собственно академическую, исследовательскую работу активным участием в экспертной, просветительской и публицистической деятельности.

Размышляя о том, какая философия нужна современному обществу, можно выдвинуть следующие соображения:

1. Каждое общество и каждый человек нуждается для своего самосохранения не только в жилище, пище и лекарствах, но и в символической иммунной системе, обеспечивающей идентичность, позволяющей сохранять себя в соревновании с другими. Способом формирования и осмысления человеком своего места в мире издавна была философия. Поскольку она не может исчезнуть, меняются лишь ответы на вызовы времени, постольку необходима поддержка профессиональной философии как научной и учебной дисциплины.

2. Сегодня меняются понятия рационального, социального, политического, морального и т. п. Апатия масс, индивидуализм, интерес к оккультному, имморализм, отсутствие чувства долга, голоса совести – всё это внушает глубокие опасения. Как философия может способствовать возрождению социальной ткани и сохранению духовности? Разумеется, одних слов и призывов к реанимации традиций и патриотизма недостаточно. Философия – это исследование, диагностика и терапия социальных болезней. Люди, утратившие веру в защищенность со стороны государства, берут реванш в форме протеста. Условием жизнеспособности общества является способность к самоутверждению. Вера в себя избавляет от страха чужого и позволяет мирно с ним соревноваться.

3. В современной российской философии происходят глубокие изменения. Появляются проекты переоценки ценностей, существенным образом разводящие философские и политические практики, модифицирующие соотношение философии и разнообразных феноменов культуры, религии, повседневной жизни. Изменяется сама форма философского размышления, особенно под воздействием современных информационно-коммуникационных технологий. Разнообразится арсенал методологических средств и приемов философского исследования, в котором задействованы методы современной философской и культурной антропологии, феноменологии, герменевтики, философской компаративистики, семиологии и дискурсивной психологии.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!