Виды ревербератора и его устройство

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГБПОУ "Березниковское музыкальное училище" (колледж)

 

РЕФЕРАТ

на тему:

 

Особенности устройства ревербератора

 

Работу выполнил

студент 2 курса

очного отделения МЗМ

Карпов А.С.

 

 

Научный руководитель

____________________

Ильин С. Р.

 

 

                                                  

 

 

Березники, 2018

Оглавление:

· Цель и задачи работы...................................................................................................2

· Введение........................................................................................................................3

· Сущность. Процесс реверберации………………………….......................................5

· Виды ревербератора и его устройство………………………………………………8

· Вывод………………………………………………………………………………….

· Список литературы

 

Цель и задачи работы

Найти подходящую литературу и изучить. Понять суть процесса реверберации, описать её свойства, описать функции органов управления ревербераторов и их принцип работы.

Введение

Во времена, когда не было звукозаписывающей и звукоусилительной техники, эффектность музыкального образа достигалось путём содержательности произведения, художественных образов, правильного рассаживания музыкантов, а так же акустики помещения. С появлением систем звукоусиления и электромузыкальных инструментов, так же появились иные способы обработки звука. Начали изобретаться разные эффекты. Самым важным во все времена спецэффектом была реверберация, Она прошла длинный эволюционный путь. Первые звукозаписывающие студии получали эффект реверберации естественным путём, для этого нужно было строить гранитную комнату (эхо-камера), довольно громоздкое сооружение, для всего лишь одного эффекта. Потом стали изобретаться более компактные инструменты – пластинчатый ревербератор, затем пружинный ревербератор, затем изобрели магнитофонный ревербератор (на основе замкнутого кольца запись/воспроизведения на плёнке). И наконец, с изобретением цифрового звука любые спецэффекты удалось уместить в одно устройство – процессор эффектов. Реверберация придаёт чувство глубины пространства, делает звук приятным и насыщенным.

Эффект Реверберации используется на концертах или при сведении музыкальных композиций. Применяется этот эффект чаще всего для вокала или для гитары, редко используется для басов и бочки, так как это может привести к созданию низкочастотной смеси звуков, ещё реже реверберацией обрабатывается синтезаторный подклад, так как он и так отлично звучит в миксах.

 

 

Сущность. Процесс реверберации

 

Реверберация это процесс постепенного затухания звука после выключения источника этого звука с постепенным уменьшением интенсивности. Эффект создаётся, когда какой либо звук звучит в замкнутом пространстве, в результате чего многократные отражения от поверхностей стен вызывают большое количество эхо, затем звук медленно затухает по причине поглощения звуковых волн стенами и воздухом.

Чтобы подробно описать весь путь, начнём с физико-акустических основ. Сущность реверберации заключается в том, что исходный звуковой сигнал смешивается со своими копиями, задержанными относительно него на различные интервалы времени.

Рис1 Примерная схема расположения источника сигнала и слушателя.

 

При подаче короткого звукового импульса в точке прослушивания будет наблюдаться картина, изображенная на рис2

 

Рис2 Эхограмма приёмника, отображающая прямой звук, ранние отражения и реверберация.

Прямой звук – несёт информацию только о расположении источника слева или справа от слушателя.

Первичные (ранние) отражения – Эти сигналы претерпевают только одно отражение по пути к приёмнику, несут информацию о размерах помещения и месте расположения в нём исполнителя. Первичные отражения от задней стены не желательны и являются дефектом концертного зала. К ранним отражениям относят сигналы для которых интервал между временем прихода к приёмнику и прямым звуком не превышает 60 миллисекунд.

Вторичные (поздние отражения) – это переотраженые звуки, по мере возрастания номера отражения звуки рассеиваются сливаясь в один сплошной, плавно затухающий звук «хвост» - собственно реверберацию.

Спектральная плотность – ещё одна важная характеристика реверберации. Этот параметр имеет размерность 1/Гц, и определяет, сколько пиков и провалов в амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) реверберации приходится на частотную полосу в 1Гц. Чем больше этот параметр - тем плотнее, насыщеннее реверберационный отзвук помещения, и тем менее он “окрашен”. Например звуки в ванной комнате сильно окрашен, ведь если сложить два сигнала с небольшим сдвигом во времени, то получится эффект “Flanger”. Его АЧХ имеет вид “гребенки”, с чередующимися пиками и провалами, это хорошо как эффект но не для реверберации. Для реверберации идеально будет если множество сигналов будут складываться с разными задержками и случайным образом, при этом гребёнка становится менее заметной и звук становится более плотным и менее окрашенным. Для этого нужно чтобы в здании было как можно больше отражений, поэитому в хороших залах, для улучшения дифузности, стены делают не изломанными и не ровными.

 

Виды ревербератора и его устройство

Исторически первыми (в 1930-х годах) «искусственными ревербераторами» были эхо-камеры («Echo chamber»), в роли которых обычно выступали коридоры в подвалах, например, как изображение рис3

 

Эхо камера - это комната с отражающими звук стенами, в ней устанавливается источник звука (громкоговоритель) и приёмник (микрофон), а также звукоотражающие листы. Таким образом меняя расположение приёмника и источника, а так же меняя положение листов, можно получить небольшие вариации в записанном звуке. Таким образом, в микрофон приходит сложная суперпозиция отраженных и неотраженных волн, что является следствием эффекта реверберации. Достоинства: затухание звука в них происходит естественным путём. Недостатки: Такие комнаты – удел крупных студий, они дороги и занимают много места, очень узкий предел изменения параметров звука, искажения спектра сигнала в области средних частот из-за собственных резонансов.

Пружинный ревербератор – Это попытка создания первой электронно-механической системы реверберации (“Spring reverb”). Его устройство сходно с эхо-камерой (на одном конце электромеханический преобразователь, на другом конце - пьезоэлектрический), только средой распостранения волн вместо воздуха служит пружина, звук распостроняется – только по длине. Достоинства: компактность и простота. Недостатки: пружина воспринимает любые колебания воздуха и пола, между акустической системой и пружиной сушествует практически неустранимая обратная связь, звук имеет ярко выраженную «металлическую» окраску.

Листовой ревербератор (пластинчатый) – Появился сразу после изобретения пружинного (“Plate reverb”). Пружина была заменена большой пластиной из листового метала. Колебания в листе распространялись уже по двум осям - длине и ширине. Достоинства: более правдоподобный звук, чем у пружинного ревербератора. Недостатки: при подаче сложного и высокоуравневого сигнала дают заметные искажения, чувствительность к акустическим системам, громоздкость системы (типичный размер применяемого в них стального листа составляет 1х2м!).

Ленточный (магнитофонный) ревербератор – в 70х – 80х годах стал первым «чисто электронным» ревербератором(«Tape reverb»).

 

Сигнал со входа подается на головку записи 1 , записывается на пленку, и затем воспроизводится с нее головками 2 и 3. Сигналы с головок 2 смешиваются в нужной пропорции в микшере, и через регулятор тембра в цепи обратной связи (позволяющий изменять частотную характеристику получаемой реверберации) подаются снова на запись. Этим создается основной реверберационный “хвост”. Сигналы с головок 3 также смешиваются в своем микшере, и подаются на выход всего устройства через регулятор баланса, позволяющий регулировать соотношение прямого (“Dry”) и реверберирующего (“Wet”) сигналов для установления требуемого уровня реверберации.

Цифровой ревербератор - стал следующим поколением ревербераторов, в них так же есть все элементы ленточного, только некоторые из них имеют другие названия. Число основных алгоритмов реверберации в каждом процессоре относительно невелико, не превышает трех – пяти. Число же созданных на их основе пресетов может быть огромным и отличаются все они только вариациями параметров исходных алгоритмов. Основные алгоритмы: 2 -3 видов реверберации помещений (Holl, Reverb, Room), имитация пружинного и листового (Spring, Plate), имитация ленточного ревербератора Delay (задержка), а иногда и просто эхо.

Импульсный (конволюционный, свёрточный) ревербератор – Импульсный ревербератор смешивает в себе входящий сигнал с другим типом звукового сигнала, называемого импульсной характеристикой. Основная цель – моделирование реального помещения, а именно точное повторение реверберации определённой комнаты или устройства. Приемущества: импульсы часто снимаются с дорогих аналоговых ревербераторов. Такой импульс способен очень точно моделировать этот ревербератор без необходимости его покупки.

В соответствии с реверберацией реальных помещений все доступные для изменения пользователем параметры можно разделить на две основные группы – управление ранними отражениями («Early reflections») и собственно реверберационным «хвостом» («Reverb»). 

Pre-dalay – задержка между прямым звуком и приходом первых, ранних отражений. Этот параметр частично влияет на определение размеров помещения, а если быть точным, то расстояния до ближайшего препятствия, встречаются так же названия «IniDelay».

 « Liveness » - это огибающая, характер затухания сигналов ранних отражений, иногда этим термином обозначается лишь регулировка тембра звука ранних отражений по ВЧ.

« Diffusion » - это плотность структуры ранних отражений, их диффузность, большая дифузность должна создаваться путём увеличения количества самих отражений. Каждый одиночный импульс при увеличении этого параметра распадается на пачку («cluster») из нескольких близко расположенных. Иногда этот параметр называется «Density»

« ER Level », или « InitLevel » - параметр громкости ранних отражений.

« Shape » или « ER Type » - выбор вида ранних отражений. Это часто используется для создания специальных «нелинейных» эффектов – типа «Gate Reverb». Для каждого единичного отражения можно установить его время задержки относительно прямого сигнала – Delay, уровень – Level, и положение в стереопанораме – Pan.

« REV Delay », - опция регулировки времени задержки реверберационной части.

TimeReverb - Длительность реверберации (время затухания звука на 60 дБ), тот самый «реверберационный хвост»

“Gate Reverb” - это обычные ранние отражения, только не сопровождающиеся последующим реверберационным “хвостом”. При этом уровень этих сигналов, как и положено реверберации, с течением времени уменьшается. Если же их уровень постепенно увеличивается - то это “Revers Gate”, или “Invers Gate”.

 

 

                                    

 

 

Вывод

В ходе написания данной работы, я выяснил много познавательной информации: суть физического процесса реверберации. Мне это показалось очень увлекательным, то как удивительно устроена природа, как мы слышим, как воспринимаем. Если бы мы не слышали реверберацию то мы бы не ощущали размеры пространства, звук был бы безжизненным и глухим. Узнал на сколько разные помещения с разными размерами и разными строительными материалами влияют на частотную характеристику звука. Потом я узнал о историческом развитии ревербераторов, как они эволюционировали, какова их функция, назначение, физические параметры, органы управления.

Список литературы:

http://www.musicalwave.ru/blog/zvukozapis/reverberacziya-i-tonkosti-ee-ispolzovaniya.html

https://pop-music.ru/articles/malenkiy-tsifrovoy-reverberator-s-regulyatorom-urovnya-volume/

https://saturdayjam.ru/equipment/reverb-effect

https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/29435/Osobennosti_ustrojstva_reverberatorov.pdf?sequence=1&isAllowed=y

https://e-music.fdstar.ru/2918-o_reverberacii_reverberatorah.html

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 636; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!