Сонатно–симфонический цикл. Сонатная форма. Экспозиция.



ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА: Тембром обладает и музыкальный инструмент, который есть у каждого из нас – это голос человека. Голоса певцов принято подразделять на четыре основные группы (снизу – вверх): бас, тенор, альт, сопрано. Существуют и некоторые разновидности, так, мужской голос выше баса, но ниже тенора называют баритоном, невысокий женский голос – меццо-сопрано, а самый низкий женский голос – контральто.

Сопрано

1. Высокий женский голос; объём: до первой — до третьей октавы, у колоратурного сопрано — выше. Ноты пишутся в скрипичном ключе. В зависимости от оттенков тембра сопрано подразделяются на колоратурное, лирическое, драматическое, а также смешанные категории — лирико-колоратурное и лирико-драматическое.

Колоратурное сопрано — разновидность женского голоса, отличающаяся наиболее высоким регистром — вплоть до звуков фа, фа-диез третьей октавы — и особенной подвижностью, отчего колоратурное сопрано часто приобретает инструментальный оттенок, приближаясь по характеру к флейте.

Меццо-сопрано — женский голос, средний по регистру между сопрано и контральто; употребительный диапазон — от ля малой октавы до ля второй октавы и шире; ноты пишутся в скрипичном ключе. В хоре называется альт.

Контральто — самый низкий женский голос, иначе — альт; употребительный диапазон — от соль малой октавы до соль второй октавы; реже — ниже. В хоре называется альт.

Альт

1. Низкий женский голос; то же, что контральто.

2. В хоре — то же, что контральто или меццо-сопрано.

3. Низкий детский голос; объём от ля малой октавы до ми второй октавы.

Дискант — высокий детский голос; объём: до первой октавы — соль второй октавы.

Тенор

1. Высокий мужской голос, получивший своё название от того, что в период господства церковной вокальной музыки (до 17 в.) и несколько позже исполнял в хоре главную мелодию (кантус фирмус), служившую основой для других голосов. Объём тенора — от до малой октавы до до второй октавы, изредка выше. Ноты пишутся в скрипичном ключе на октаву выше действительного звучания или (в партитуре) в теноровом ключе соответственно действительному звучанию.

Баритон

1. Мужской голос среднего между басом и тенором регистра; употребительный объём — от ля или си-бемоля большой октавы до соль или ля-бемоля первой октавы; ноты пишутся в басовом ключе.

Бас

1. Низкий мужской голос; объём — от фа большой октавы до фа первой октавы, с преобладанием и расширением у отдельных певцов нижней или верхней части этого объёма; ноты пишутся в басовом ключе.

2. Самый низкий голос в музыке многоголосного склада.

 

Музыка(от греч. «муза»)– искусство, которое отражает действительность и воздействует на человека при помощи организованных звуков (по высоте, длительности, громкости и тембру).

Составные компоненты музыки, благодаря которым она выражает определённый строй эмоций, сюжетов, идей, называют элементами музыкальной речи (ЭМР).

К ЭМР относятся:

  1. Мелодия(от греч. «песня, напев») – музыкальная мысль, выраженная, в основном, одноголосно.1Мелодия играет самую важную роль в музыкальном искусстве. Мелодия бывает вокальная и инструментальная. Различают два типа мелодии: кантилена(от итал. «пение») – напевная, плавная и речитатив(от лат. «декламировать») – стремление приблизиться к естественной речи. Различают также мелодии широкого диапазонаи узкого диапазона(звуковой объем голоса или инструмента – интервал между самым низким и самым высоким звуком).

Большое значение для выразительности мелодии имеет её направление. Восходящее движение мелодии обычно связано с усилением напряжения, а нисходящее– с расслаблением (влияние закономерностей дыхания и особенностей работы голосовых связок). Но иногда, добиваясь особенного эффекта, композиторы используют, например, нисходящее движение для усиления тревоги, напряжения и наоборот. Чаще мелодия движется волнообразно: широкие ходы вверх заполняет плавное поступенное движение вниз и т.п.

Типы развития мелодии:

  1. Секвенция – это перемещение какого-либо мелодического оборота в восходящем или нисходящем направлении.
  2. Вариантность – прием развития темы, при котором происходит видоизменение мелодии или ее сопровождения.
  3. Повторность.

 

  1. Фактура (от лат.- «делание, обработка») – система организации мелодии и аккомпанемента (технический склад, строение музыкальной ткани). Различают 3 типа фактуры:1.Гомофонно-гармоническая (наиболее популярная, это мелодия и аккомпанемент; известна с 18 века); 2.Полифоническая (подразумевает несколько ведущих мелодических линий, нет разделения на мелодию и аккомпанемент; известна примерно с 15 века); 3. Смешанная(сочетание обоих типов фактуры); аккордовая (музыкальная ткань, состоящая из аккордов, где в роли мелодического выступает верхний голос аккорда).
  2. Аккомпанемент (от франц.) – сопровождение мелодии. Разделение музыкальной ткани на мелодию и аккомпанемент свойственно гомофонно-гармоническойфактуре, в отличие от одноголосной, аккордовой или полифонической. Аккомпанемент служит гармонической опорой мелодии( гармонияот греч. «стройность, соразмерность» – согласованная последовательность функции различных тональностей ). Различают два типа изложения аккомпанемента: 1.аккордовыйи 2.фигурированный. Фигурации,в свою очередь, бывают 3-х видов:
  • Гармонические (преобладание опоры на функции тональности — TSD);
  • Мелодические (мелодизированное или свободное изложение функций);
  • Смешанные (сочетание обоих типов фигураций);
  1. Лад(от греч. «согласие, стройность, порядок») – согласованность музыкальных звуков по высоте. В классической музыке чаще используются два основных лада – мажори минор.
  2. Тембр(от франц. «окраска») – окраска звука. Голоса инструментов, благодаря особому их устройству обладают неповторимым звучанием. По тембру различаются и голоса в хоре(снизу — вверх):бас — тенор — альт — сопрано.
  1. Регистр (от лат. «список, перечень»)– участки диапазона различных музыкальных инструментов. Различают: низкий, среднийи высокийрегистры. Стоит отметить, что для каждого инструмента эти категории (высокий – средний – низкий) различны.Например, для флейты низким регистром считаются «ля» — «си» малой октавы, а для фагота это уже почти высокий регистр (предел звучания фагота – ми второй октавы).
  2. Динамика (от греч. «сила») – громкость звучания. Для обозначения динамики используются итальянские термины.
  3. Темп(от лат. «время») — скорость звучания музыкального произведения. Различают темпы быстрые, умеренныеи медленные. Для обозначения темпа используются итальянские термины.
  4. Штрих(от нем. «черта, линия») – выразительный элемент, способ исполнения. Так же обозначается итальянскими терминами.2
  5. Метр(от греч. «мера») – равномерное чередование сильных и слабых долей. Метр и ритм указывают на очень давнюю связь музыки со стихом и телодвижением (что можно проследить на примере множества стихов, имеющих определённые стихотворные метры – ямб, дактиль, анапест и т.п.).Главные характеристики метра: чётный (2-х, 4-х, 6-и дольный) и нечётный (3-х, 5-и, 7-ми дольный), Метр определяется при помощи тактирования (услышать доли, выделить среди них главную и посчитать сильную и все слабые доли).
  6. Ритм (от греч. «теку») – чередование долгих и коротких звуков. Сочетание разных по длительности музыкальных звуков образует ритмический рисунок.Ритмический рисунок, который используется на протяжении всего произведения или его части, называют ритмоформулой.По ритмоформуле можно узнать некоторые танцы (мазурку, вальс и др.), марш и т.д.Главные характеристики ритма:ровный, неровный (синкопы, триоли, паузы, пунктирный ритм).

Каждый отдельно взятый ЭМР влияет на характер создаваемого образа. Поэтому композиторы всегда вдумчиво относятся к выбору составляющих компонентов для выражения определённых мыслей и чувств.

 

Музыкальная форма – это особенности построения музыкального произведения. (определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении.)

Самое маленькое построение в музыкальной речи – мотив.

Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется – фразой.

Фразы объединяются в предложения. Стандартный размер предложения – 4 такта. Предложения завершаются кадансами(от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение. Существует множество разновидностей кадансов, различающихся по функциональному наполнению(Т, S, D, VI).

Из предложений составляется период. Период– это наименьшая, законченная, самостоятельная музыкальная форма. Период, как правило, состоит, из 2-х предложений с различными каденциями. Различают период повторного и не повторного строения, квадратный (8 тактов) и неквадратный (от 5 тактов), малый (8 т.) и большой (16 т.). Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, такой раздел, в зависимости от местонахождения каданса, может называться дополнением или расширением.

Простая форма – состоит из нескольких частей, где первая часть написана в форме – периода, а остальные не сложнее его.

Простая двухчастная форма (AB)– простая музыкальная форма, состоящая из двух частей (периодов).

Простая трехчастная форма (АВА) - простая музыкальная форма, состоящая из трех периодов.

Сложная форма – состоит из нескольких частей, где первая часть написана в простой форме, а остальные не сложнее его.

форме рондо (в переводе с французского означает «круг, хоровод, круговая хороводная песня»).В музыке хороводов чередовались постоянный, неизменный припев с изменяющимся запевом. Из этого чередования и возникла форма рондо. Но есть еще один не менее важный принцип – контраст. Форма рондо , на равных основаниях строится на принципах контраста и повторности (репризности).

Подобно припеву народной песни, в рондо есть тема, которая повторяется – это рефрен. Рефрен (по-французски – «припев») должен прозвучать не менее 3-х рази может иметь любую простую форму: период, двухчастную или трехчастную.

Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами. Таким образом, рондо – это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами.

А В А С А

рефрен эпизод рефрен эпизод рефрен

Форма рондо широко применяется в инструментальной и вокальной музыке: инструментальные пьесы(Моцарт,Турецкий марш из Сонаты для фортепиано ля-мажор, №11, Ария Фигаро «Мальчик резвый» из оперы «Свадьба Фигаро»; Бетховен, «К Элизе»).

Вариации (от латинского «изменение, разнообразие») – музыкальная форма, которая состоит из темы и ее измененных повторений.

А А 1 А 2 А 3 А 4 …

Вариации

Тема может быть сочинена самим композитором, заимствована из народной музыки или из произведения другого композитора.1Она пишется в любой простой форме: в форме периода, двухчастной, трехчастной. Тема повторяется с различными изменениями в ладе, тональности, ритме, тембре и т. п. В каждой вариации может меняться от одного до нескольких элементов музыкальной речи (в зависимости от эпохи и стиля композитора).

Сонатно–симфонический цикл. Сонатная форма. Экспозиция.

Сонатно-симфонический цикл («соната» — «звучать», «симфония» – «созвучие») – это очень сложная многочастная музыкальная форма. В этой форме композиторы пишут симфонии, сонаты, концерты и инструментальные ансамбли(трио, квартеты, квинтеты и другие). Классический сонатно-симфонический цикл сложился в творчестве композиторов венской школы: Й.Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

За каждой частью сонатно-симфонического цикла закрепляется определенный характер, темп и тональность. Все части имеют своё место в цикле и исполняют в нём определённую роль. Согласно классификации музыковеда Арановского, 1 часть – это «Человек действующий», 2 часть – «Человек размышляющий», 3 часть – «Человек играющий»,4 часть – «Человек в обществе».

Обычно хотя бы одна частьсонатно-симфонического цикла (чаще всего первая) пишется в сонатной форме. Эта форма занимает особое место среди музыкальных форм, её называют высшей музыкальной формой.Только сонатная форма даёт композитору возможность отразить сложные жизненные явления. Сонатную формучасто сравнивают с драмой– литературным произведением, которое предназначено для постановки в театре. Действие в драме развертывается так:

завязка – знакомство с главными героями;

развитие сюжета– определенные события, которые заставляют героев действовать, совершать поступки и, таким образом, раскрывать свою сущность;

развязка – итог, результата, к которому приходит действие.

Сонатная форма, в свою очередь, состоит из трёх крупных разделов: экспозиции (от латинского — «изложение») – показ основных тем;разработки(изменение, развитие тем экспозиции);репризы(возвращение основных тем экспозиции, но с обязательными изменениями).

 

Сферы применения сонатной формы:

  • первые части (или финалы) симфоний, сонат, концертов, квартетов;
  • увертюры и отдельные симфонические пьесы.
  • вокальные произведения (обычно хоры) – довольно редкий случай.

Экспозицияпредставляет два основных, обычно контрастных, образа: Главную партию(ГП) и побочную партию(ПП). Дополняют их две вспомогательных партии: связующая(св.п) и заключительная(зп). Полностью строение экспозиции выглядит так:

Г П св.п П П зп.

 

Главная партия— это основной образ сонатной формы(мужественный или театральный ) и пишется, как правило, в основной тональности.

Связующая партия— это переход из тональности главной партии в тональность побочной.

Побочная партия(женственный, грациозный образ) – противопоставлена главной и пишется обычно в тональности доминанты (Vступень лада), если основная тональность сонатной формы мажорная или в параллельной тональности (IIIступень лада), если основная тональность минорная.1

Заключительная партия(моторный характер темы) завершает экспозицию и утверждает тональность побочной партии (тоже бывает не всегда, особенно в сонатно-симфонических циклах 2-й половины XIX века).

Связующая и заключительная партии, как правило, несамостоятельны и построены на материале Главной или Побочной партий и редко принимают участие в дальнейшем развитии. Однако, это классическая схема довольно часто нарушается самими композиторами ради того содержания, которое они вкладывают в данную сонатную форму. Для композитора она не просто набор тональных и тактовых закономерностей, а живой организм, действующий по своим законам. У Моцарта,к примеру, довольно часто связующие и заключительные партии имеют свою музыкальную индивидуальность и участвуют в дальнейшем развитии (разработке), а вместо одной главной и побочной, пишет несколько различных по мелодии и фактуре тем. Происходило это благодаря щедрому музыкальному таланту Моцарта и тому, что все темы рассматривались композитором как участники спектакля или драматическогодействия (см.: Сонату №11, си-бемоль мажор и Сонату №14, до-минор).

Разработкапредполагает любой вариант развития событий.Стандартная схема, по которой в развитии должны принимать участие только ГП и ПП действуют далеко не всегда, так как художественные задачи часто превышают нормативные требования. В зависимости от концепции сонаты и данной частивозможны следующие варианты разработки:

  • изменения ГП и ПП;
  • развитие СВ и ЗП;
  • появление новой темы;
  • полифоническое соединение тем;
  • общие формы движения.

Изменения в теме могут быть следующими: 1. Изменение регистра темы; 2. Меняются местами мелодия и сопровождение; 3. Тональные изменения темы; 4. Фактурные изменения темы (изменение сопровождения); 5. Вариационные, секвентные и мотивные принципы развития.

Наиболее простые варианты разработок встречаются в сонатах Гайдна(например, в Сонате №37, «Детская», 1 часть или произведениях более поздних, имитирующих классический стиль – Прокофьев,Симфония №1, «Классическая»). У Моцарта и Бетховена,как правило, более сложные варианты развития, что связано с драматическим или театральным наполнением содержания сонатной формы (см.: Моцарт,Сонаты №14, 18; Бетховен, Сонаты №№1, 2, 21). Развитие у этих композиторовчасто начинается с экспозиции и в разработке может быть задействовано меньше усилий по развитию материала. Бывает и так, что большую роль в развитии сонатной формы играет вступление, которое как режиссёр, управляет развитием в форме (см.Гайдн,Симфония №103, «С тремоло литавр»; Бетховен, Симфония №5, до-минор, Соната №8, «Патетическая»; Шуберт, Симфония №8, си-минор, 1 часть). Насыщенную форму развития тем в разработке можно встретить также в сонатах ХХ века (см. Прокофьева, Сонату №2, крайние части; Мясковского, Сонату №2, си-минор; Метнера, Сонату-фантазию).

Репризадолжна вернуть прежний порядок тем с той разницей, что ПП должна быть в основной тональности, а не в доминантовой, как в экспозиции. Однако, отклонений от этого норматива так же достаточно много: нередко в репризе продолжается развитие или она появляется «на гребне кульминации» разработки (см.: Чайковский, Симфония №4, 1 часть).Некоторые сонаты не заканчивают своё развитие на репризе, а имеют дополнительный, итоговый раздел – коду.

Кодадополнительный раздел, звучащий после репризы, относящийся к дополнению или расширению структуры сонатной формы. В ней могут звучать общие формы движения или та тема, которая вышла на первое место по драматургической важности (см.: Бетховен, Соната №8, 1 часть, в коде утверждается ГП; Брамс, Рапсодия си-минор, в коде звучит изменённая ПП, которая проходит в басу; Моцарт,Соната №14, 1 часть, в коде доминирует ГП).

 

Сонатно-симфонический цикл.

Нам уже известно, что сонатно-симфонический цикл сложился к концу XVIIIвека. Особенно ярко он представлен в творчестве венских классиков – Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

Классический сонатно-симфонический цикл– это многочастная музыкальная форма, в которой хотя бы одна часть (обычно первая) написана в сонатной форме.

Произведения, которые пишутся в этой самой сложной музыкальной форме, отличаются различным составов исполнителей и количеством частей:

Симфония пишется для симфонического оркестра (4 части);

Соната – для одного или двух инструментов (3 части);

Камерный ансамбль– для трех или более инструментов

(названия этих произведений заимствуют обозначения самого

ансамбля: например, Трио – это и ансамбль из трех исполнителей,

и произведение для него; так же Квартет и т. д.) (4 части);

Концерт– для солирующего инструмента с оркестром (3 части).

Более сложными формами организации музыки являются циклические формы. Цикл (в переводе с греческого – «круг») имеет место и в повседневной жизни: это смена дня и ночи, времён года, повторяющихся ситуаций и много другого.

Музыкальный цикл – это большое многочастное произведение, в котором части располагаются в определённом порядке. Циклы бывают двух видов: сюитный и сонатно-симфонический.

 Музыкальная мысль, выраженная одноголосно — МЕЛОДИЯ

 Соотношение и чередование длительностей — РИТМ

 Скорость исполнения музыкального произведения — ТЕМП

Окраска звука, присущая каждому голосу или музыкальному инструменту —ТЕМБР

Сила звука, громкость исполнения, оттенки —ДИНАМИКА

 Способы извлечения звука —ШТРИХИ

Согласованность звуков по высоте —ЛАД

Часть звукоряда, имеющая определённую окраску —РЕГИСТР

Последовательность аккордов, их сочетание между собой и с мелодией —ГАРМОНИЯ

Звуковой объём какого-либо голоса или музыкального инструмента —ДИАПАЗОН

М. И. Глинка ГОВОРИЛ про мелодию :«Мелодия – это душа музыки».

 

СОЛЬФЕДЖИО

Таблица длительностей звуков

 

 

Ритм – это чередование различных длительностей.

В музыке размер – это чередование сильной и слабой доли.

В нотной записи размер обозначается двумя цифрами и пишется на нотном стане после скрипичного ключа. Верхняя цифра – это количество долей в такте, то есть до скольки считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.). Нижняя цифра обозначает длительность одной доли, то есть какими нотами нам надо считать (четвертными, восьмыми и т.д.).

Размер бывает двухдольный, трехдольный и четырехдольный.

Размер 2/4 – это такой размер, в котором две доли: одна сильная и одна слабая и каждая равняется одной четвертной ноте. Счет ведется – раз – и, два – и.

Размер ¾ - в нем три доли: одна сильная и две слабые и каждая доля равна одной четвертной ноте. Счет ведется – раз – и, два –и, три – и.

Размер 4/4 – в немчетыре доли и длительность каждой доли равна одной четвертной доле. Этот размер сложился из суммы двух простых размеров 2/4, а значит в нем два акцента – на первой и на третьей доле. Первая доля называется сильной, а третья – относительно сильной (чуть слабее сильной). И две слабые доли – вторая и четвертая. Счет ведется – раз – и, два – и, три – и, четыре – и.

Чтобы размер, проставленный на нотоносце, был понятен, музыка делится на такты, которые отделяются друг от друга тактовой чертой.

Такт – отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до следующей сильной доли. Или расстояние от одной тактовой черты до другой.

Метр – это равномерное чередование долей: сильной(раз) и слабой (два, три…). Или метр – это ровные шаги музыки.

В музыке размер – это чередование сильной и слабой доли.

В нотной записи размер обозначается двумя цифрами и пишется на нотном стане после скрипичного ключа. Верхняя цифра – это количество долей в такте, то есть до скольки считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.). Нижняя цифра обозначает длительность одной доли, то есть какими нотами нам надо считать (четвертными, восьмыми и т.д.).

Размер бывает двухдольный, трехдольный и четырехдольный.

Размер 2/4 – это такой размер, в котором две доли: одна сильная и одна слабая и каждая равняется одной четвертной ноте. Счет ведется – раз – и, два – и.

Размер ¾ - в нем три доли: одна сильная и две слабые и каждая доля равна одной четвертной ноте. Счет ведется – раз – и, два –и, три – и.

Размер 4/4 – в немчетыре доли и длительность каждой доли равна одной четвертной доле. Этот размер сложился из суммы двух простых размеров 2/4, а значит в нем два акцента – на первой и на третьей доле. Первая доля называется сильной, а третья – относительно сильной (чуть слабее сильной). И две слабые доли – вторая и четвертая. Счет ведется – раз – и, два – и, три – и, четыре – и.

Чтобы размер, проставленный на нотоносце, был понятен, музыка делится на такты, которые отделяются друг от друга тактовой чертой.

Такт – отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до следующей сильной доли. Или расстояние от одной тактовой черты до другой.

Метр – это равномерное чередование долей: сильной(раз) и слабой (два, три…). Или метр – это ровные шаги музыки.

Правописание нотных штилей

Нота – это знак, которым обозначаются звуки. Нота состоит из кружочка и палочки – штиля. Штиль может писаться – вверх, с правой стороны от ноты и вниз, с левой стороны от ноты.

От средней линейки штили пишутся вверх и вниз. Вверх – если нота лежит ниже средней линейки. Вниз – если выше средней линейки. На средней линейке ноты можно писать штилями вверх и вниз.

В нотах, соединенных ребром, направление штилей определяется тем, каких нот больше: требующих штилей вверх или требующих штилей вниз. При равном их количестве – направлением штиля первой ноты.

 

Правописание нотных штилей

Нота – это знак, которым обозначаются звуки. Нота состоит из кружочка и палочки – штиля. Штиль может писаться – вверх, с правой стороны от ноты и вниз, с левой стороны от ноты.

От средней линейки штили пишутся вверх и вниз. Вверх – если нота лежит ниже средней линейки. Вниз – если выше средней линейки. На средней линейке ноты можно писать штилями вверх и вниз.

В нотах, соединенных ребром, направление штилей определяется тем, каких нот больше: требующих штилей вверх или требующих штилей вниз. При равном их количестве – направлением штиля первой ноты.

 

Гамма – это ряд звуков по порядку от тоники до тоники.

Каждый звук гаммы – называется ступенью. В гамме семь ступеней, а восьмая повторяет первую. Ступени обозначаются римскими цифрами.

Тоника – это первая ступень гаммы.

В гамме есть устойчивые и неустойчивые ступени.

 

Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные. На них можно остановиться или закончить мелодию.

Неустойчивые ступени – это те, на которых нельзя остановиться.

 Они стремятся перейти в устойчивые.

 

Все неустойчивые ступени тяготеют в устойчивые:

II в I,    IV в III , VI в   V, VII в I.

 

Переход неустойчивой ступени в устойчивую называется разрешением:

Вводные звуки – это звуки, которые окружают тонику, её соседи сверху и снизу – II и VII ступени. VII ступень – восходящий вводный звук, II ступень – нисходящий вводный звук.

Опевание - это окружение устойчивой ступени соседними неустойчивыми.

 I ступень окружают – VII и II;

 III ступень окружают – II и IV;

V ступень окружают – IV и VI

 

Тетрахорд - четыре звука по порядку. Гамма делится на два тетрахорда: нижний

и верхний.

Например, в гамме до мажор – звуки ДО, РЕ, МИ, ФА – это нижний тетрахорд,

А звуки – СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО – это верхний тетрахорд.

Лад – это мир, порядок, согласие, дружба. А в музыке это слово означает слаженность музыкальных звуков. Звуки в музыкальных произведениях находятся в согласии, они «ладят» друг с другом.

Любое музыкальное произведение имеет свой определенный лад. Лад бывает: МАЖОРНЫМ и МИНОРНЫМ.

Характер мажорного лада – бодрый, жизнерадостный, светлый.

Характер минорного лада – печальный, грустный, мрачный.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!