Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам.
Роль игры в развитии музыкально – художественной деятельности при освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя внёс этот документ? Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом. Основное содержание образовательной области "Музыка", к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования теперь представлено в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя. Итак, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает: 1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы , то есть, становление эстетического отношения к окружающему миру; 2. формирование элементарных представлений о видах искусства; 3. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; 4. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; 5. реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
|
|
|
|
Задачи музыкального воспитания
В различных образовательных областях .
В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребёнка. Так, например, касательно образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Образовательная область "Познавательное развитие"предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. В образовательной области "Речевое развитие"речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи. Образовательная область "Физическое развитие" подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
|
|
Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с
1. вхождением ребёнка в мир музыки, задачами развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников;
2. формированием ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам;
3. развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам;
4. формированием звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников.
|
|
Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребёнка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.
Кроме этого, в стандарте достаточно бережно и внимательно учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья.
Социально- реабилитационная деятельность — сравнительно новая, развивающаяся и перспективная область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная ее задача — обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация. В разных странах мира в настоящее время все более активно применяется психотерапия искусством, которая, согласно международной классификации, представлена четырьмя направлениями: арт - терапией (психотерапия посредством изобразительного творчества), танцевально- двигательной терапией (психотерапия посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапия посредством звуков и музыки), драматерапией (психотерапия посредством сценической игры).
Сейчас мы более подробно остановимся на такой важной теме, как «Роль игры в развитии музыкально – художественной деятельности при освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», которая занимает одно из важнейших мест в образовательном процессе в дошкольном учреждении, как для здоровых детей, так и для детей с особенностями развития.
Виды и формы музыкально – художественной деятельности ребенка в детском саду достаточно разнообразны. Особое место среди них занимают музыкальные игры. При освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», а также в свободное время дети устраивают игры с пением, слушают музыку, музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Поэтому, одним из важнейших средств развития музыкально – художественной деятельности детей являются музыкальные игры. Они объединяют все виды музыкально – художественной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Цель этих игр – в доступной, очень привлекательной игровой форме развивать у детей музыкальные способности, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных при освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Как любая другая игра, музыкальная игра включает в себя развитие игровых действий, которые должны помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними. Подобные игры способствуют активному вовлечению детей в самостоятельный поиск, будят детскую фантазию, стимулируют способность импровизировать «на ходу».
Задачи:
· развивать способность эмоционально сопереживать в процессе восприятия музыки;
· развивать интерес к музыкально - художественной деятельности;
· комплексно развивать музыкальность ребенка, его основных музыкальных способностей;
· развивать творческие способности.
Методика овладения детьми играми представляет собой непрерывный и последовательный цикл, включающий несколько этапов:
1/ первоначальная ориентировка детей в способах самостоятельных действий в условиях знакомства с музыкальной игрой во время музыкально – художественной деятельности (подготовительные игры, например, «Знакомство»);
2/ овладение детьми способами самостоятельных действий под непосредственным наблюдением педагога при знакомстве с музыкально игрой;
3/ использование детьми музыкальных игр по их инициативе и без помощи педагога в самостоятельной игровой деятельности.
В силу своей доступности, способности интегрироваться в разные образовательные области («Фотограф», «Путешествуем на паровозе» и так далее), данные игры представляют огромный интерес не только для педагогов – музыкантов, но и для педагогов – воспитателей, детских психологов и логопедов. Главное – они способны побудить и взрослого, и ребенка развивать собственные музыкальные идеи и придумывать новые игры.
Кроме этого, рассмотрим другие виды музыкальных действий, которые используются в работе с детьми, имеющих особенности развития.
Свободное движение».
Включает пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные виды шагов. Формирует легкость вступления в контакт; развивает двигательную координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве, не сталкиваясь с другими участниками; «будит тело».
Движения с музыкальным сопровождением (русские народные мелодии, классика в современной обработке) положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку. Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально- положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.
Танцы - игры вырабатывают навыки взаимодействия с партнерами, ритмичного и координированного движения, умения двигаться по кругу вместе и по одному, начинать и заканчивать движение со звучанием музыки, двигаться в соответствии с музыкальным темпом, выполнять несложные движения рук и ног, приседания, подскоки, шаги, пластически имитировать различные образы; умение переходить от состояния возбуждения к расслаблению (и обратно) При этом решаются многие проблемы — двигательные, эмоциональные, познавательные и социальные.
Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам.
Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам включаются в структуру занятия вариативно, по мере необходимости регуляции у детей процессов возбуждения и торможения, для создания дополнительной мотивации, состояния эмоционального
подъема, а также используется как естественное продолжение одного из этапов занятия, либо для перехода от одного этапа к другому (например, в конце ритмической разминки хороши ритмические игры и игры по правилам, после пальчиковых игр органично вводятся коммуникативные игры и т. п.). То есть момент введения и целесообразность включения игры в занятие определяет сам ведущий, учитывая текущее состояние детей.
Коммуникативные игры выполняют задачу развития у детей дошкольного возраста преимущественно невербальных средств общения и связаны, прежде всего, с выработкой позитивного, доброжелательного отношения к окружающим, с желанием и стремлением
общаться.
Ритмические игры выполняют как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия. Задача введения ритмических игр — эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями.
Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры.
В музыкально- коррекционное занятие можно также включать другие игры, которые помогут в решении тех или иных задач для конкретной группы детей. В игре ребенок с нарушениями развития может найти понимание и поддержку, что позволит ему самому сделать шаг навстречу другим людям.
Вывод, ближе знакомясь с этой темой, понимаешь, насколько важно нам, как педагогам, музыкальным руководителям быть грамотными и, главное, очень творческими людьми. Игра в любом своем проявлении способна стать уникальным средством положительного воздействия на наших воспитанников (здоровых физически и тем более на детей с особенностями развития). Поэтому, изучение и погружение в эту тему должно стать приоритетным направлением в работе каждого музыкального руководителя.
Желаю творческих успехов!
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!