Вопросы, предложенные к обсуждению



Российская Академия Наук

Институт Африки

 

ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ

БУДУЩЕГО

 

Современные технологические тенденции

и изменение природы человека?

 

 

Материалы обсуждения, состоявшкгося 7 декабря 2007 г.

В Институте Африки РАН.

 

 

Совместный проект

Центра Цивилизационных и Региональных Исследований

Институтf Африки РАН

и

Российского Трансгуманистического Движения.

2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Вступление

 

Часть I

Доклады

1. Влияние интеллекта на эволюцию человека: дихотомия трансгуманизм – биоконсерватизм. Удалова (Прайд) В.В.

2. Новые технологические детерминанты развития общества: конвергенция технологий как фактор эволюции. Медведев Д.А.

3. Увеличение продолжительности жизни: социальные изменения, прогнозы. Удалова (Прайд) В.В.

4. Неотехнологические субкультуры в современном мире. Сычёв М. Б.

5. Влияние высоких технологий на ход глобализации: надежды и опасения. Косарев В.В.,Удалова (Прайд) В.В.

6. История трансгуманизма в России. Артюхов И.В.

 

Часть II

Обсуждение

 

Приложение

1. Систематические ошибки в рассуждениях, потенциально влияющие на оценку глобальных рисков.  Юдковски Е.

2. Анализ сценариев человеческого вымирания и связанных опасностей. Бостром Н.

3. Три начала проективной метафизики свободы. Шишкин И.М.

 


Вступление

 

Развитие науки и технологий в последнее время приняло особенно бурный характер. Развиваются области, влияющие не только на внешнюю среду, но и на самого человека: генетика, клеточная терапия, методики усиления интеллекта и др..Информационно-коммуникационные технологии меняют сложившиеся социальные и межличностные связи. Бум нанотехнологий грозит серьёзным изменением экономических основ цивилизации. Растущее воздействие технологий требует осмысления многих процессов и переосмысления, казалось бы, понятных явлений.

В течение 2006-го года Российским Трансгуманистическим Движением совместно Центром цивилизационных и региональных исследований пр Институте Африки Российской академии наук был организован ряд научных мероприятий (круглые столы, семинары), имевшие целью изучить с различных сторон новое мировоззрение, которое становится всё более популярныим не только в развитых странах, но и в России – трансгуманизм[1]. Для незнакомых с этим термином приведём определение, взятое с сайта Российского Трансгуманистического Движения.

Трансгуманизм – это рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, мировоззрение, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека[2].

В сферу интересов трансгуманистов попадают вопросы модификации человека, а также увеличения продолжительности жизни, в том числе – радикального. Этот аспект называет иммортализмом (от латинского immortalis – бессмертие). В данной связи рассматриваются и осмысляются самые различные направления научных исследований: от уже довольно развитой трансплантологии до протезирования мозга, к которому наука только ещё робко подступает, от киборгизации (использования искусственных органов) до развития медицинских нанороботов. Также в трансгуманистической традиции рассматриваются вопросы возможного расширения человеческих способностей и возможностей, радикального улучшения его жизни и как необходимый базис – изучаются практически все аспекты функционирования социума как необходимой среды осуществления жизнедеятельности отдельного индивидуума.

Свои прогнозы, с рядом которых мы познакомимся в данном исследовании, трангуманистические мыслители основывают на научных данных и прогнозах. В частности, представляет большой интерес так называемый эффект NBIC-конвергенции – взаимоусиления нанотехнологий (N), биотехнологий (B), информационных технологий (I), и когнитивной науки (C). Этому явлению посвящена обстоятельная статья члена Координационного Совета Российского Трансгуманистического Движения к.э.н. Данилы Андреевича Медведева «Новые технологические детерминанты развития общества: конвергенция технологий как фактор эволюции».

Несмотря на то, что трансгуманизм в современном его состоянии насчитывает уже более сорока лет, относительно широкое распространение он получил только в последнее десятилетие, когда взрыв в вышеперечесленных областях научного знания начал приносить свои плоды, и стало ясно, что возлагаемые трансгуманистами надежды на технологический прогресс, действительно, имеют под собой основания.

Появившись, трансгуманизм расколол общество на два лагеря. Первый (пока ещё малочисленный в России) - это люди, с радостью и надеждой изучающие предложенные научно-техническим прогрессом перспективы. Это трансгуманисты, имморталисты, люди близкого мировоззрения (например, последователи российского религиозного философа Н.Н. Федорова и современные биокосмисты). Второй отряд – это так называемые биоконсерваторы, сознательно или бессознательно стремящиеся не замечать надвигающиеся изменения. Истокам этого нового социокультурного разрыва посвящена статья Валерии Викторовны Удаловой (Прайд) «Влияние интеллекта на эволюцию человека: дихотомия трансгуманизм-– биоконсерватизм».

Также в этом сборнике, носящем поистине междисциплинарный характер, подняты вопросы влияния высоких технологий на ход глобализации, рассмотрены некоторые аспекты неотехнологических культур, освещена история трансгуманизма.

Во второй части – впервые публикуемые на русском языке статьи ведущих трансгуманистов мира Элиезера Юдковски и Ника Бострома, посвященные глобальным рискам. Они выходят в 2007 году в Оксфорде. Завершает сборник статья российского философа Шишкина И.М. «Три начала проективной метафизики свободы» – значимый труд по фундаментальной философии, напрямую связанный изменениями духовной жизни в эпоху трансгуманистических преобразований.

Мы считаем, что данный уникальный сборник может положить начало широкой дискуссии в научной и общественной среде, которая поможет сблизить такие пока еще далекие области познания, как точные науки, технологическое прогнозирование (technology foresight), социальные науки и культурологическую традицию.

 


Список участников обсуждения

Следзевский Игорь Владимирович, д.ф.н., директор Центра Цивилизационных и Региогальных Исследований (ЦЦРИ) Института Африки РАН

Коротаев Андрей Витальевич, д.и.н., ведущий научный сотрудник ЦЦРИ Института Африки РАН

Назаретян Акоп Погосович, д.и.н., к.п.н.

Мосейко Аида Николаевна

Бодякин Владимир Ильич, к.ф.-м.н., Институт Проблем Управления

Косарев Владимир, к.ф.-т.н., Физико-Ткхнический Институт им. Йоффе, Санкт-Петербург

Медведев Данила Андреевич, к.э.н., эксперт Российского Фонда Развития Высоких Технологий

Халтурина Дарья Андреевна, к.и.н., с.н.c.ЦЦРИ Института Африки РАН

Артюхов Иговь Валентинович, директор АНО «Институт биомедицинсикх технологий»

Удалова (Прайд) Валерия Викторовна

Сычев Михаил Борисович,

 

 

Вопросы, предложенные к обсуждению

1. Перспективы эволюционного развития человека и мировой цивилизации в свете новейших технологических тенденций. Неустойчивость современного состояния цивилизации.

2. Роль интеллекта в социальной эволюции. Взаимоотношение человека и искусственного интеллекта.

3. Факторы и последствия продления жизни человека. Перспектива появления "безвозрастного общества".

4. Взаимодействие культуры и современных информационных технологий ("неотехнологические культуры").

5. Влияние современных технологических тенденций на мировую демографическую и экологическую ситуфцию ... ход и результаты глобализации

6. Мировозрение русского космизма и идеи современного трансгуманизма. Культурная преемственность?

7. Трансгуманизм как сценарий возможного будущего: место в мировой и отечественной футурологии.

 

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!