Работа с нотным текстом. Средства выразительности»



Музыкальная литература 4 год обучения. Требования к экзамену

Экзамен по музыкальной литературе проводится в один этап в течение урока (60 минут). Вам будут выданы бланки для выполнения заданий и оценочные карты, которые заполнит педагог.

Задания делятся на 4 блока:

- «Аудиовикторина по пройденным музыкальным произведениям». 5 заданий с подсказками и без, при выполнении задания можно использовать список произведений, переписанный от руки на отдельном листочке;

- «Стили, композиторы и жанры». 5 тестовых заданий открытого и закрытого типа, при выполнении заданий допустимо использование справочных материалов, выданных учителем (учебники, индивидуальный конспект, словари);

- «Работа с нотным текстом. Средства выразительности». 5 тестовых заданий открытого и закрытого типа, задание предполагает знание основных терминов и использование справочного материала, выданного педагогом;

- «Эссе по пройденному произведению». При выполнении задания можно воспользоваться представленным ниже планом, допускается обращение к заранее подготовленном краткому плану ответа.

Каждое задание 1-3 блоков даёт 1 балл, максимальный балл за эссе – 7 (два балла – дополнительные).

Перевод баллов в оценку:

балл оценка
17-22 5
13-16 4
9-12 3
Меньше 8 2

 

Ниже представлен основной материал по каждому блоку.

Настоящий материал и требования предоставляются обучающемуся для ознакомления и самостоятельной подготовки не позднее, чем за 2 месяца до экзамена.

Желаем успехов!

1. «Аудиовикторина по пройденным музыкальным произведениям» (16 произведений из курса русской музыкальной литературы и 16 – из курса зарубежной)

1. Китайский народный инструмент

2. Григорианский хорал

3. Орландо ди Лассо, мадригал «Эхо»

4. Бах, токката и фуга ре минор

5. Бах, «Шутка»

6. Вивальди «Времена года», «Весна», 1 часть

7. Гендель, пассакалия соль минор

8. Гайдн, симфония №103, 2 часть

9. Моцарт, опера «Женитьба Фигаро», ария Фигаро

10. Моцарт, симфония №40, 1 часть

11. Бетховен, «К Элизе»

12. Бетховен, симфония №5, 1 часть

13. Шопен, ноктюрн ми минор

14. Шопен, соната си бемоль минор, 2 часть

15. Шуберт, «Аве Мария»

16. Григ, «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»

17. РНП «Как за речкою да за Дарьею»

18. Варламов «Белеет парус одинокий»

19. Глинка, фантазия «Камаринская»

20. Даргомыжский «Титулярный советник»

21. Чайковский, «Евгений Онегин», сцена письма Татьяны

22. Бородин, симфония №2, 1 часть

23. Мусоргский, «Картинки с выставки», «Балет невылупившихся птенцов»

24. Римский-Корсаков, «Шехеразада» (тема Шехеразады)

25. Рахманинов, концерт №2, 1 часть

26. Стравинский, фрагменты из балета «Петрушка»

27. Прокофьев, «Маски» из балета «Ромео и Джульетта»

28. Шостакович, симфония №7, 1 часть (ТГп, ТПп, эпизод нашествия)

29. Свиридов, музыка к драме Пушкина «Метель», вальс

30. Цфасман, «Джазовая сюита», «Снежинки»

31. Шнитке, кончерто гроссо №1, рондо

32. Гаврилин, «Перезвоны», «Вечерняя музыка»

В списке 32 произведения. Все они разные! Вокальные номера обведите красным цветом, фортепианные – синим, оркестровые – зеленым. Возле вокальных подпишите, на каком языке исполняется произведение. Обратите внимание на лад, темп, характер. Возле каждого произведения напишите что-то, что поможет вам узнать его.  

Стили, композиторы и жанры»

Стиль/эпоха

Ведущие жанры Композиторы
40-6 тыс. лет до нашей эры Доисторические времена Синкретичность: невозможность разделить пластический, музыкальный и культовый компоненты Неизвестно
5-1 тыс. лет до н.э. Древнейшие цивилизации

Инструментальные и вокальные без чёткой дифференциации. Существовало деление музыкальных инструментов и стилей исполнения на «низшие» (народные) и «благородные» (придворные)

Неизвестно (однако известны имена знаменитых музыкантов – героев легенд и исторических реалий)

5 тыс. лет до н.э. – середина XIX века Восточные государства с феодальными и кастовыми чертами
3 тыс. лет до н.э. – 395 г. Античность Песня, ода, хоры – музыкальные жанры теснейшим образом связаны с дионисиями и греческим театром Неизвестно
395 г.-XIV век Средневековье Хорал (в т.ч. григорианский) Анонимность
XIII-XVI Возрождение Мадригал, шансон Орландо ди Лассо
XVII-нач. XVIII Барокко Месса, страсти, струнный концерт, жанры органной музыки (прелюдии, хоралы и др.) Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель
XVII Классицизм Опера, соната, симфония, квартет, концерт Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен

XIX век

Романтизм  

Опера, симфония, одночастные симфонические произведения, вокальная и инструментальная миниатюра, вокальный и инструментальный цикл

Фредерик Шопен, Франц Шуберт, Эдвард Григ
Реализм Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин
Импрессионизм Инструментальный цикл, одночастные симфонические произведения Клод Дебюсси

XX-нач. XXI века

Экспрессионизм   Наполнение жанров классицизма и романтизма новым содержанием Арнольд Шёнберг
Романтизм См. выше Сергей Васильевич Рахманинов
Реализм См. выше Дмитрий Шостакович
Эстрада   Вокальная миниатюра Элвис Пресли
Джаз   Инструментальная и вокальная миниатюра, концертный цикл Александр Цфасман
Неоклассицизм   См. классицизм Сергей Сергеевич Прокофьев
Полистилистика

Поиск новых форм, переосмысление старых, стремление к синтезу различных художественных (и не только художественных) технологий

Альфред Шнитке
Неофольклоризм Валерий Гаврилин
Стилистический эксперимент (минимализм, сонористика и др.) Арво Пярт

Все музыкальные жанры условно можно разделить на культовые, светские и народные. Для XX века характерно деление на профессиональную и массовую музыку. В курсе музыкальной литературы, говоря о стилях, мы имеем в виду, в основном, профессиональную светскую музыку. В свою очередь народную музыку следует рассматривать в связке с географическим и этно-культурологическим аспектами, а культовую – в контексте конкретной религии и (или) её ветви.

 


Работа с нотным текстом. Средства выразительности»

· Вариации – АА1А2А3

· Вокальная миниатюра – небольшое произведение для голоса с аккомпанементом (песня, романс и др.).

· Григорианский хорал – мужское одноголосное пение духовных текстов (у католиков).

· Заклички – народные песни, исполняемые для призыва Весны.

· Камерная музыка – произведения для небольшого состава исполнителей (романсы, квартеты и др.).

· Колядки – народные песни, исполняемые на Рождество. Колядующих одаривали пирогами и сладостями хозяева дома.

· Концерт – произведение для солиста-виртуоза и оркестра.

· Мадригал – произведение эпохи Возрождение для вокального ансамбля.

· Месса – вокально-инструментальный духовный католический музыкальный жанр.

· Опера – музыкальный жанр, сочетающий сценическое движение, инструментальную музыку, декорации и пение.

· Рондо – АВАСА, «круг», А (повторяющийся раздел) – рефрен.

· Симфония – оркестровое произведение, состоящее из четырех частей, с чередованием медленных и быстрых, связанных тонально и интонационно (по смыслу).

· Соната – произведение для сольного инструмента, состоящее из трех частей, с чередованием медленных и быстрых, связанных тонально и интонационно (по смыслу).

· Сонатная форма – музыкальная форма, состоящая из трех разделов, основанная на борьбе главной и побочной партий.

· Старинные танцы - менуэт, аллеманда, полонез, сарабанда, павана и др.

· Страсти - вокально-инструментальный духовный протестантский музыкальный жанр.

· Сюита – ряд пьес, объединенных в цикл.

· Трехчастная репризная форма – АВА1.

· Увертюра – оркестровое вступление к опере/балету.

· Фортепианная миниатюра - небольшое произведение для фортепиано соло (вальс, полька, музыкальный момент…).

· Частушки – шуточные, злободневные народные песни.

· Эстрада – сценическое популярно-развлекательное искусство.

· Этюд – пьеса, направленная на развитие высокой техники исполнения либо характерная зарисовка.

· Таблица «Средства музыкальной выразительности»:

Средство Виды
Мелодия Вокальная / инструментальная. Кантиленная, скачкообразная, монотонная, попевочная
Ритм Особенности: пунктир, обилие пауз, триоли… Равномерный, неравномерный
Регистр Высокий, средний, низкий
Лад Мажор, минор, диатоника, атональность и др.
Гармония Консонирующая, диссонирующая
Фактура Гомофонно-гармоническая: мелодия с аккомпанементом (гитарным, вальсовым), хоральная. Полифоническая (канон, контрапункт).
Темп Медленный (largo, lento, grave), умеренный (andante, moderato), быстрый (allegro, presto, vivo)
Тембр Вокальный (жен/муж/детск/хор), инструментальный (по группам инструментов)
Штрихи Стаккато, легато, нон легато, акцент, тенуто и др.
Динамика pp-ff + sf, cresc, dim
Мелизмы Группетто, форшлаги, трель и др.

 


4.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!