В ПОМОЩЬ КУЛЬТБРИГАДАМ (БЕСЕДА С БРИГАДАМИ, ПОСЛАННЫМИ НАРКОМПРОСОМ РСФСР НА ПОСЕВНУЮ КАМПАНИЮ)



 

Мне захотелось поговорить с вами, когда рассказали мне, что молодежь едет на посевную кампанию. В прошлом году очень много отправлялось бригад на места. Цекпрос потом устраивал собеседования с этими бригадами, и мне пришлось присутствовать на одном таком собеседовании. Я-то ждала, что все сделают очень яркие отчеты о своей поездке, но публика выступала сдержанно. Я никак не могла определить, чем это объясняется, но потом выяснилось, что все наметили себе очень большие маршруты – объехать столько-то городов, сел и т. д., но вышло то, что они очень мало видели и мало сделали в смысле результатов. Поэтому у многих и было чувство неудовлетворения. Мне потом пришлось расспрашивать колхозников о бригадах, и те говорили: бригад столько приезжает, что просто страх. Но когда ценят бригаду? Когда она что-нибудь сделает. Нужно, чтобы бригада объехала хотя бы немного, но так, чтобы видна была польза от ее работы, чтобы не было так, что бригада приехала для собеседования, пришла, посмотрела – ее кругозор расширился и только. Это, конечно, интересно. Но ведь вы едете для того, чтобы оказать на местах существенную помощь. Надо, чтобы каждый из вас наметил себе не очень большой пространственный маршрут. Лучше меньше объехать, но сделать больше.

Вам придется работать по культурной работе – ведь вы студенты Московского пединститута. Я думаю, что вам важно будет не только делать доклады, в которых говорить то-то и то-то, а конкретно показать, как делать.

По части библиотеки. Здесь важно посмотреть, как работают библиотеки, обросли ли они достаточно кружками, есть ли там книжки, касающиеся естествознания, посевной кампании, всего того, что нужно знать. Надо проверить работу библиотек, посмотреть, есть ли у них выставка книг по посевной кампании или этой выставки нет, а если нет, может быть, помочь им сделать ее из того, что там есть. Правда, у них беден материал, но к таким вещам, как посевная кампания, легче подобрать материал, потому что редкая библиотека не имеет агрономического материала. Выставку надо организовать, и надо научить библиотекаря, как это делать.

Если есть изба-читальня, то с избачом надо подработать вопрос, причем надо указать избачу, чтобы он ни на одну минуту не уезжал так, чтобы изба-читальня была закрыта на замок. Постоянно получаешь письма, что изба-читальня закрыта на замок. Вопрос в том, чтобы был актив около избача, и надо проверить, умеет ли избач это делать.

Если он соберет около себя актив, то он может договориться о том, кто будет заменять его во время его отъезда. Надо, чтобы ни на одну минуту изба-читальня не была закрыта, надо, чтобы она могла развернуть большую работу по читке газеты, которая имеет исключительное значение в тех местах, где много неграмотных. Надо организовать подомовую читку. Когда-то т. Ленин особое внимание обращал на организацию читки газет. Вопрос о читке газет имеет большое значение, потому что если даже и получают газеты, то это не значит, что читают их. Надо около библиотеки, около избы-читальни сорганизовать такую работу, выделить ряд чтецов, чтобы они ходили в те места, где больше всего собираются, в избы, где больше всего бывает народа, и там бы организовывали читки.

Когда-то Владимир Ильич – это было приблизительно в 1919 г. – предлагал такую вещь: составить из газетных вырезок сборничек, который в обязательном порядке читался бы на местах. Этот сборничек должен быть составлен из беллетристических рассказов, цифровых материалов, из фактов и т. д. Владимир Ильич так был заинтересован этим делом, что на квартире устроил собрание писателей – Карпинского и др. – и говорил, как эти статьи нужно писать, как нужно составить такой сборник, который необходимо читать, забираясь в самые глухие места. Он говорил, что если народ не будет идти в избу-читальню, то нужно самому идти к нему, добираться до самых низов.

На эту работу вам нужно обратить внимание. Конечно, не всякий сумеет сам толком рассказать, но прочитать сумеет всякий. А сейчас наши газеты так заполнены всякими материалами, относящимися к посевной кампании, что организовать эту читку, несомненно, возможно. И эти читки уже проводятся, ребята из ШКМ являются чтецами. На конференции ШКМ ученики рассказывали о том, как они речь Сталина по поводу колхозного движения читали, ходя по избам. Это имело громадное значение.

Мне кажется, на эту сторону дела вам также нужно обратить внимание. Конечно, нужно обращать внимание и на то, как ШКМ во всем этом принимает участие.

Но особенно вплотную вам нужно поговорить с сельсоветом, потому что в каждом сельсовете есть культурно-бытовая секция. И часто эти культурно-бытовые секции Советов не знают, что они, собственно говоря, должны делать. Одни думают, что им нужно заниматься только дошкольным делом, другие думают, что их дело только избы-читальни, а третьи – только школа. А что они в целом должны помогать всей культурной работе, они этого часто не знают. Кроме того, они иногда неясно представляют себе практические задачи, а органы народного образования не всегда приходят в сельсовет и не всегда сельсоветам объясняют, что нужно говорить и что нужно делать. А самое главное – нужно разворошить массы, в чем должна принимать участие и школа.

На VI Всесоюзном съезде Советов, в конце его, было устроено совещание женщин-делегаток. Это было чрезвычайно интересное собрание, и я, грешным делом, сидела с карандашом в руке и записывала образные выражения с точки зрения языка. Крестьянки не говорят шаблонно. Мы говорим: буржуазия засыпает песком глаза рабочим, а крестьянка не скажет «песком», она скажет «дресвой».

Это хорошее было собрание. Женщины говорили, что колхозницы теперь становятся в первые ряды. Я думаю, что в разных районах дело обстоит по-разному. Кажется, некоторые из вас поедут на Северный Кавказ. Я не знаю, на Северном Кавказе все ли до конца повернулись лицом к колхозу. Вы проверьте и потом расскажите, так ли это. Женщина говорила: «Лицом-то повернулись, а только так: мы идем передом, но нас не видно и о нас не слышно». -Это очень хорошо, что они идут передом, но все же они не научились показывать свою работу. Женщина очень скромна – делать делает, а о себе не говорит. Вам надо подучить ее немножко, сделать так, чтобы была видна ее работа, слышно было бы о ней.

Другое. Выступала крестьянка с Северного Кавказа. Она говорила о важности яслей. Но вот что она рассказала: «Муж был против того, чтобы я принимала участие в общественной работе. Говорит: «Будешь принимать – разведусь». Я говорю, – рассказывала делегатка, – разводись. Женщина теперь должна ставить себя гордо». Это показывает шаг вперед крестьянки-колхозницы, это шаг вперед, когда она говорит, что женщина должна ставить себя гордо, и расшифровывает это в том смысле, что она должна отстаивать то, в чем убеждена. Была одна делегатка из Сибири. Она говорила относительно того, как надо распределять: «Нельзя так, что у одного пиджак лежит, а у другого душа дрожит». Говорила она чрезвычайно горячо и образно.

Теперь даже и единоличники понимают выгоды колхоза, но их смущает то, что в' колхозе должна быть новая организация труда, должен быть интенсивный труд, чего не было в домашнем хозяйстве, где можно было работать вразвалочку. В прошлом году ребята так писали: «Мужики спят, а мальчишки сеют». Следовательно, подростки скорее к этому приспособляются, а мужики первое время были растерянные.

Но очевидно, что у делегатки, которая выступала по этому вопросу, мысль шла по другой линии. Она на эту сторону меньше обратила внимания, а главным образом говорила о том, что в колхозе нужно избежать нужды. А какими путями это сделать, она до конца не додумала.

Затем было интересное выступление одной крестьянки из Северного района, которая рассказывала: «Мы устроили колхоз. Над нами смеялись и говорили: «Ну и Аграфены!» А когда мы провернули все это дело, то заговорили по-другому».

И вот моя просьба к вам такая: присмотритесь к этим Аграфенам, как они работают, повернулись ли они лицом к колхозу, потолкуйте с этими Аграфенами, и если вы сумеете терпеливо подойти к ним и задать некоторые «провокационные вопросы», то разговор с ними у вас наладится.

Я говорю «провокационные вопросы», потому что когда просто спрашиваешь, например, по антирелигиозным вопросам, то получается так, как это было во время моего разговора с экскурсантами из Хакассии. Я спрашиваю: как обстоит дело с религией? Мне отвечают: «Хорошо – шаманов обложили налогом, шаманы сдают свои бубны, и на 80% шаманство ликвидировано». Тогда я говорю: «Но иногда бывает так, что шаманы сдают бубны, все обстоит как будто бы хорошо, а старых пережитков еще много». Один из членов этой экскурсии говорит тогда: «Да, бывает. Вот, например, если у нас лошадь помоют молоком, то она считается священной, и если она идет по селу, то все ей в пояс кланяются».

Это я говорю для того, чтобы показать, что нужно как-нибудь примером вызвать людей на высказывания.

Хотела бы я вам посоветовать еще одно дело, да боюсь, что у вас времени не будет на это: очень хорошо вести дневники, запись того, что вы слышали за день. Я вела такой дневник в 1919 г., когда ездила на пароходе «Красная звезда». Это давало очень много, но я боюсь, что этого вам сделать не удастся, потому что вы, приехав на место, попадете в такую работу, что у вас не останется на писание дневника ни одной секундочки. Если у вас будут секундочки, это хорошо, а если их у вас не выберется, то ничего не поделаешь.

Мне говорят, что среди вас есть художественные бригады. По этому поводу я с удовольствием скажу несколько слов. Если едут художественные бригады, то им надо как-то помочь колхозникам научиться петь. Музыка организует. Нужно научить массовому «действу», как говорят. Я не знаю, как художественная бригада планирует свою работу, но я ее работу представляю себе не только в форме постановки агитационной пьесы. Это хорошо (если пьеса хорошая и если ее хорошо сумеют сыграть теперешними приемами – выходя в толпу, разговаривая с толпой и т. д. ). Когда я была в «Гиганте», на Северном Кавказе, и в «Хуторке», то мне крестьяне рассказывали о том, как к ним приезжали из Дома Поленова художники и на открытом воздухе ставили инсценировки. Это так заинтересовало крестьян, что приезжали смотреть из соседних деревень.

Следовательно, тут все в выборе пьесы, потому что надо выбрать такую пьесу, чтобы в ней не было никаких особых утрировок, ибо люди, непривычные к театральным зрелищам, ко всякой утрировке относятся настороженно, видя в этом фальшь. Возможно, что постановки нужно менять в зависимости от района и выбирать пьесу, ориентируясь на ту массу, перед которой придется играть. Конечно, Западная область совершенно другая, чем Северный Кавказ. Я с одним товарищем говорила о Северном Кавказе, и он заявил, что так как он хорошо знает колхозы Северного Кавказа, то, следовательно, он хорошо знает и все колхозы. Я ему сказала, что это совсем не так, потому что история края, повседневная жизнь крестьян и т. д. в каждом крае слажена по-разному. И, может быть, та пьеса, которая ценна, например, в Западном крае, неизвестно как пройдет на Северном Кавказе, и наоборот.

Как вы думаете, удастся ли вам втянуть массы в музыкальную работу, – это имеет огромнейшее значение с точки зрения организации активности масс, когда масса не только смотрит и слушает, но и сама принимает участие в какой-нибудь работе, например в музыкальной.

Я говорила о дневнике. Очень интересно иметь отчет за каждый день, запись, сделанную под первым впечатлением того, что ты увидишь и услышишь. На это я хотела обратить ваше внимание, а не с точки зрения дисциплины – ведь едут не малые дети. Вам нужно захватить в вагон книжки об Урале. Бригада едет вся в определенное место.

Очень хорошо собраться на часок после первого дня работы и обменяться мнениями. Это вам будет помогать в вашей работе. Я всегда вспоминаю о таких собраниях на «Красной звезде». Это было уже давно. Мы шли по следам белых, и каждый работал по своей области. Я работала по линии просвещения, был товарищ по Наркомздраву и по разным другим областям работы. И каждый в области своей работы проводил то или другое мероприятие, мы вечером собирались и обсуждали то, что каждый из нас делал, обменивались опытом, а потом планировали дальнейшую работу.

Как вы поедете – бригадами или в одиночку? Вероятно, у вас в бригаде будет разделение труда: одни будут глядеть дошколят, другие – избы-читальни и т. д. И, конечно, очень важно, чтобы не вышло просто перебалтывания, а чтобы каждый из вас выработал план работы и поэтому плану обменивались бы впечатлениями, задавали бы вопросы о том, что особенно интересует, и т. д. Тогда вы к концу пребывания в месте командировки будете работать лучше, чем вначале. Коллективный обмен мнениями в горячке работы будет иметь большое значение.

Теперь, товарищи, вам ясно, о чем я хотела говорить с вами, и вы можете дать какую хотите «шапку» моему выступлению.

Мне напоминают, что я хотела затронуть вопрос, который не имеет прямого отношения к посевной кампании, но который надо с ней связать: это как связать с посевной кампанией празднование 1 Мая? Можно это празднование связать, рассказав о теперешнем положении, почему нужно особенно напряженно работать, как всякая наша промашка в окружении капиталистических государств идет на радость буржуазии, как всякое наше достижение идет на радость рабочему классу и т. д. Это все можно связать с посевной кампанией. Но мне хотелось бы поподробнее отметить такой вопрос: как обычно празднуют в школах 1 Мая? В прошлом году мне пришлось просматривать учебники для школ I ступени. И мне бросилось в глаза, что в целом ряде учебников 1 Мая трактуется только как весенний праздник. Много-много, если прибавят «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», скажут о братстве народов. Очень часто ухитряются ни словечка не сказать о борьбе рабочих. А часто говорят только о том, что была демонстрация, кто был вожатый, по каким улицам ходили и т. д. Получается так, как в старину говорили: «Жомини да Жомини, а о водке ни полслова»[54]. Так и тут – в такой день, когда рабочие не просто объединяются, а объединяются для борьбы, этот вопрос совершенно сглажен. Мне кажется, вам надо посмотреть, как собираются проводить в школе 1 Мая. Во всех странах идет напряженная классовая борьба, празднование 1 Мая будет связано с целым рядом стычек, та атмосфера, которая существует сейчас в капиталистических странах, приведет к тому, что 1 Мая будет боевым Первомаем, и поэтому надо, чтобы школьники в день 1 Мая получили представление о том, что делается в капиталистических странах.

А если художественная бригада подучит ребят петь песни о 1 Мая, то это будет вода на ту же самую мельницу. Нужно разучить к 1 Мая специальные боевые песни. Старые первомайские песни сейчас должны быть порядком изменены, приноровлены к моменту. Изучение этих боевых песен должно входить в проект. Этот проект нужно продумать так, чтобы он получился «поаппетитней». Я слышала, что массовый сектор собирается издать письмо по этому поводу и будет статья в «ЗКП». Так что вам подкрепа будет. Связать это нужно будет с севом, показав всю нашу обстановку, в которой мы работаем, показав то, что мы стоим как бы под стеклом, что каждый наш успех есть помощь пролетариату других стран и каждая наша промашка – помощь буржуазии.

А теперь, товарищи, разрешите пожелать вам всякого успеха в вашей работе. Желаю, чтобы результаты поездки были как можно лучше.

1931 г.

 

СМОТР БИБЛИОТЕК

 

Смотр библиотек – дело очень важное. Без книги, без библиотеки, т. е. общественного пользования книгой, культуры страны не подымешь на ту ступень, которую требует современная техника, социалистический уклад. Массам нужны знания, умение учиться, как птице нужны крылья для полета, а между тем постановка у нас библиотечного дела стоит из рук вон плохо, нужного внимания на это дело не обращается.

Чего нам не хватает? Прежде всего понимания важности этого дела. И вот первое, на что надо обратить внимание при смотре, – это на проверку того, как парторганизация, комсомол, Совет, профсоюзы, школы, хозяйственные организации относятся к библиотечному делу. Это самое важное. Будет понимание важности этого дела – будет мощная библиотечная сеть. Нужна агитация за библиотечное дело. И потому каждая библиотека, как бы мала она ни была, должна уметь рекламировать себя. Она должна быть открыта в часы, удобные для читателей; она должна делать так, чтобы библиотечная книжка буквально лезла каждому гражданину, каждой гражданке, каждому ребенку и подростку в руки. В красных уголках колхоза, совхоза, завода, в школе всегда должны быть опорные пункты библиотек. Пионеры, школьники должны превратиться в книгонош, надо, чтобы ни одна квартира не оставалась не обслуженной библиотекой. Густой сетью книгонош должна покрыться вся страна. Надо, чтобы в нашей Советской стране, стране, ликвидирующей неграмотность, к концу пятилетки не оставалось бы ни одного человека, не обслуженного библиотечной книжкой. Нужно организовывать постоянные читки лучших книг, чтобы школа приналегла на эту сторону дела. Читки, важность которых так подчеркивал всегда Ленин, необходимо организовывать всюду и везде.

И вот второе, на что должен быть направлен смотр, – это на проверку того, как велика работа библиотеки по обслуживанию массы жителей библиотечной книгой, доставкой ее на дом, организацией читок. Это связано с проверкой того, как велик актив, сплотившийся около библиотеки и помогающий ее работе. И в первую очередь надо выявить, насколько обслужены дети, подростки, рабочие и работницы, бедняцкие и середняцкие слои деревни. Книга нужна поголовно всем, но в первую очередь должны быть обслужены книгой те, кому она всего нужнее. Как широко обслуживает библиотека население, выявить это – вторая задача библиотечного смотра.

Третье, что надо проследить, – это достаточное ли количество библиотечных пунктов и там ли они устроены, где надо. Чтобы ходить за книгой за пять километров, для этого нужна колоссальная энергия. От отделов народного образования, от культпунктов, от горсоветов надо требовать, чтобы библиотечные сети были как можно более разветвлены, чтобы они были как можно удобнее для населения организованы.

Четвертое. Надо выяснить, как идет снабжение библиотек. Достаточно ли оно комплектование, хорошо ли оно качественно, своевременно ли оно. От чего это зависит? От количества затрачиваемых средств, от правильности и налаженности снабжения, от правильности обмена между библиотеками. Все эти стороны надо выявить. Центральный вопрос – это налаженность снабжения. Необходимо, чтобы Огиз издавал в достаточном количестве необходимую литературу, а не всякое барахло, чтобы наиболее нужной литературой механически, быстро снабжались все библиотеки, без всякой затяжки. В этом гвоздь вопроса. Большую роль играет обмен книгами между библиотеками, осуществить который намечает единая библиотечная сеть. На эти вопросы должно быть обращено внимание при смотре.

Пятое. Важен в библиотеке подбор книг, потому что если библиотека может принести огромную пользу, то она может принести и большой вред. Важна общая физиономия библиотеки, а не то, попадется ли по недосмотру на тысячу книг пяток негодных. Было немало чисток библиотек. Религиозные, черносотенные, порнографические книги давно изъяты. Но важно, чтобы в библиотеке были нужные рабочим и работницам, колхозникам, бедноте, молодежи, комсомолу книги. Нужно, чтобы книги были хорошие, интересные, учитывали потребности данного района и текущего момента, чтобы нужные книги приходили вовремя. Американский библиотечный лозунг: «Надо давать ту книгу, которую надо, тогда, когда надо, тому, кому надо».

Сейчас особое значение имеет снабжение библиотек всякого рода учебниками. Это одна из важнейших задач. Очень многое сейчас массы впитывают, что называется, из воздуха, слушают радио, доклады на собраниях и пр., но не хватает систематизации приобретенных знаний. Эту систематизацию дают учебники.

Важен чрезвычайно отдел техники. Когда вся страна сейчас борется за овладение техникой, библиотека не может оставаться в стороне от этого движения. Она должна ближе быть связана с заводом, колхозом, совхозом. Не только территориально быть связана с ними, а ближе примкнуть ко всей жизни их, к их работе. Тогда библиотека, красные уголки, передвижки станут ближе к массе и научатся давать рабочим и колхозникам то, что им нужно.

Под этим углом зрения надо проверить качественный состав библиотек. В подборе книг нельзя винить только библиотекаря, тут виновато часто то книжное наследство, которое он получил, неналаженность снабжения, отсутствие консультации библиотекарей.

Шестое. Надо проверить, насколько та или иная библиотека умеет обслужить читателя соответствующих слоев: открыть доступ к полкам, составить соответствующие рекомендательные каталоги, списки, рецензии, инструктировать читателя, ничего ему не навязывая, но помогая ему. Важно знать, проводятся ли литературные вечера, создаются ли при библиотеках различные читательские кружки, какая помощь им оказывается.

Проводимый под таким углом смотр даст картину того, в чем главные больные места нашего библиотечного дела, на что надо особенно налечь, чтобы поднять все дело на надлежащую высоту.

Проведенный так смотр поможет библиотекарям понять лучше стоящие перед современной библиотекой задачи, поможет лучше наладить свою работу, почувствовать большую ответственность за проводимую работу, разбудит стремление поднять свою квалификацию.

1931 г.

 

«ПРЕВРАТИТЬ ЗНАНИЯ, НАУКУ В СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ БЫТА» – ТАКОВ ЗАВЕТ ЛЕНИНА

 

Всякий знает, что говорил Ленин о ликвидации неграмотности, всякий знает его слова, что «в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя»[55]. Он говорил, что дело сдвинется с мертвой точки только тогда, когда массы сами возьмутся за это дело. И мы видели, как прав был Владимир Ильич. Культпоход, в основе которого лежит именно втягивание самих масс в дело ликбеза, придал делу небывалый размах. Когда раньше в год обучалось приблизительно около 1 миллиона неграмотных, в 1929 г. уже обучалось 5 миллионов, в 1930 г. – также 5 миллионов, а в 1931 г. должно было быть обучено 17 миллионов. К пятнадцатой годовщине Октября РСФСР должна стать грамотной. Оставшиеся месяцы должны быть месяцами напряженной работы. Выметать неграмотность приходится уже из самых глухих щелей, это наиболее трудная задача, но выполнение ее – дело чести.

Но другое дело: мало одной грамотности, грамотность лишь путь к знанию, к овладению наукой, а надо, «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом»[56].

Превратить знание в составной элемент быта возможно только при условии, когда массы будут поголовно пользоваться книжкой, когда книга будет им доступна, когда чтение станет элементом быта вполне и настоящим образом. А если так, то совершенно исключительное значение приобретает библиотечное дело. О роли библиотечного дела Ленин писал еще в 1913 г. в статье «Что можно сделать для народного образования», посланной в «Рабочую правду». В этой статье он приковывал внимание рабочих-читателей «Правды» к постановке библиотечного дела, указывал на необходимость использовать американский опыт. Книгу – массам, библиотека – путь к осуществлению этого лозунга.

В октябре 1917 г. власть перешла в руки Советов.

Председатель Совета Народных Комиссаров – Ленин – неустанно стал работать над тем, чтобы наладить как можно скорее и лучше продвижение книг в массу, в первую голову через посредство правильной организации библиотечного дела.

17 июля 1918 г. за подписью Ленина издается декрет Совета Народных Комиссаров «Об охране библиотек и книгохранилищ», где на библиотечный отдел Наркомпроса возлагается «дальнейшее назначение этих библиотек, распределение их, предоставление их в пользование населения, пополнение их, равно как и создание новых библиотек...

Все учреждения и организации, за которыми числятся или в распоряжении коих имеются какого бы то ни было рода библиотеки, обязаны не позже 15 августа сего года довести о сем до сведения Отдела библиотек Народного Комиссариата просвещения; неисполнение сего правила рассматривается как нарушение революционного правопорядка и влечет за собой судебную ответственность»[57].

28 ноября 1918 г. Совнарком издает декрет «О порядке реквизиции библиотек, книжных складов и книг вообще».

14 января 1919 г. Совет Народных Комиссаров ставит на вид Наркомпросу недостаточность его забот о правильной постановке библиотечного дела, поручает Наркомпросу принять самые энергичные меры для централизации библиотечного дела России и для введения швейцарско-американской системы.

30 января 1919 г. Совет Народных Комиссаров напоминает Наркомпросу декреты от 17 июля 1918 г. и 14 января 1919 г. и требует ежемесячных отчетов о действительном расширении числа библиотек и читален и о росте распространения книг среди населения.

В феврале 1919 г. Ленин дает указания библиотечному отделу, как проводить соцсоревнование в отношении библиотечного дела[58].

В мае 1919 г., выступая на I Всероссийском съезде по внешкольному образованию, Ленин говорит о значении библиотечного дела для поднятия культурного уровня масс, подчеркивает политическую сторону этого дела, говорит о необходимости плановости в этом деле, о необходимости рационализации его.

В 1920 г. он дает указания, как составить декрет о централизации библиотечного дела, исправляет проект декрета, составленный Крупской.

В феврале 1921 г. проводит сам большую работу по выяснению состояния библиотечного дела, многократно беседует с работниками Наркомпроса, с т. Аванесовым из РКИ, вызывает т. Малкина из Центропечати, Модестова из библиотечной секции Моно, читает статьи по библиотечному делу, в результате половина статьи «О работе Наркомпроса» посвящена библиотечному делу. В этой статье Ильич пишет, что, если создать сеть библиотек, правильно обслуживающих всю страну, «тогда народ во сто раз сильнее, быстрее, успешнее потянется к грамоте, к свету, к знанию. Тогда дело просвещения двинется вперед семимильными шагами»[59].

В этой статье Владимир Ильич требует, чтобы в течение одного года «дать народу, по 2 экземпляра на каждую из 50 000 библиотек и читален, все необходимые учебники и всех необходимых классиков всемирной литературы, современной науки, современной техники»[60].

В письме к Литкенсу от 17 мая 1921 г. Ильич пишет: «... надо, чтобы Вы (и мы) с абсолютной точностью знали, кого посадить (и из Центропечати, и из библиотечной сети; обязательно из обоих учреждений), если через 1 месяц (2 недели? 6 недель?) после выхода каждой советской книги ее нет в каждой библиотеке»[61].

16 ноября 1921 г. в циркуляре ЦК РКП(б)[62] говорится о недопустимости для Коммунистической партии введения платности за пользование библиотеками.

Десять лет прошло с тех пор, как Ильич не в состоянии стал больше заботиться о библиотечном деле.

Сейчас благосостояние страны, ее хозяйственная мощь, культурность населения возросли во много раз. Число читателей растет, издаваемые книги моментально расхватываются. Изменился характер спроса на книгу: чрезвычайно повысился спрос на политическую книгу, на техническую и учебную. Были попытки создать единую библиотечную сеть в районах, но опыт показал, что такую сеть можно создать лишь на базе широко развернутого библиотечного похода. Работа предстоит еще большая.

Заветы Ленина в области библиотечного дела надо в жизнь провести с той же настойчивостью, с какой проводим дело ликбеза.

1932 г.

 

РАБОТА ЛЕНИНА В БИБЛИОТЕКАХ

 

Ленин проводил очень много времени в библиотеках. Когда он жил в Самаре, он брал очень много книг из библиотеки. Когда приехал в Питер, целыми днями просиживал в Публичной библиотеке, он брал книжки и из библиотеки Вольного экономического общества и из ряда других. Даже когда он сидел в тюрьме, сестра носила ему книги из библиотеки. Он делал выписки из этих книг. В III томе нового (третьего. – Ред. ) издания Сочинений Ленина установлено, что для того, чтобы написать свою книжку «Развитие капитализма в России», ему пришлось пользоваться 583 книгами. В «Развитии капитализма в России» есть ссылки на эти книги. Мог ли Ленин купить себе все эти книги? Многие из них не поступали даже в продажу, например особенно ценные для Ленина земские статистические сборники. Но, кроме того, Ленин жил тогда как студент, в небольшой комнатушке, тратил на себя гроши. Не было у него возможности истратить столько денег – не меньше тысячи – на покупку этих книг, не было времени бегать по книжным лавкам разыскивать эти книги, не осталось бы времени на чтение, без книжных библиотечных каталогов он даже не знал бы о существовании многих из этих книг. И, наконец, негде ему было держать эти книги. Прочтя эти книги, он не только смог написать такую большую и важную книгу, как «Развитие капитализма в России», но в то же время прекрасно изучил тогдашнюю жизнь рабочих и крестьян. А без этого не мог бы из него выйти тот Ленин, которого мы все знаем. Книжка «Развитие капитализма в России» была издана в 1899 г.

Попав за границу, Владимир Ильич еще усерднее стал пользоваться библиотеками. Он знал иностранные языки и прочел на них массу книг. Он никогда не мог бы купить их, потому что в эмиграции приходилось рассчитывать каждую копейку, экономить деньги на трамвай, на еду и пр. А не читая книг, не читая иностранных газет и журналов, Ильич не мог бы вести той работы, которую он вел, не было бы у него тех знаний, которыми он был так прекрасно вооружен.

Если посмотреть его «Письма к родным», видно, какое значение придавал он библиотекам.

В 1895 г. едет он в первый раз за границу; масса новых впечатлений, живет пару- недель в Берлине, наблюдает рабочую жизнь и в то же время занимается в берлинской «Императорской библиотеке». Попал в 1896 г. в тюрьму и через три недели уже организует пользование библиотечными книгами. Он пользуется не только книгами тюремной библиотеки, он заботится о том, чтобы, сидючи в тюрьме, пользоваться библиотеками с воли. Через три недели после ареста Владимир Ильич писал на волю:

«Литературные занятия заключенным разрешаются: я нарочно справился об этом у прокурора, хотя знал и раньше (они разрешаются даже для заключенных в тюрьме). Он же подтвердил мне, что ограничений в числе пропускаемых книг нет. Далее, книги разрешается возвращать обратно, – следовательно, можно пользоваться библиотеками. С этой стороны, значит, дела обстоят хорошо.

Гораздо серьезнее другие препятствия – по добыче книг. Книг нужно много, – я ниже прилагаю список тех, которые намечаются у меня уже сейчас, – так что доставанье их потребует порядочных хлопот. Не знаю даже, удастся ли достать все. Можно наверное рассчитывать на библиотеку Вольно-экономического общества (у меня уже оттуда взяты книги и оставлено 16 руб. залога), выдающую книги под залог на дом на срок 2 месяца, но она очень неполна. Вот если бы воспользоваться (через какого-нибудь писателя или профессора) библиотекой университетской и ученого комитета Министерства финансов, – тогда бы вопрос о добыче книг можно считать разрешенным...

Последнее, и самое трудное – доставка книг. Это уж не то, что принести пару-другую книжек: необходимо периодически, в течение продолжительного времени, собирать их из библиотек, приносить (я думаю, что вполне бы достаточно было одного раза в 2 недели, а, может быть, даже в месяц, – если бы доставать побольше книг сразу) и относить. Это уж я даже не знаю, как бы можно устроить. Разве вот как: подыскать какого-нибудь швейцара, или дворника, или посыльного, или мальчика, которому я мог бы платить, и он ходил бы за книгами. Обмен книг – и по условиям работы, и по условиям выдачи из библиотек – потребует, конечно, правильности и аккуратности, так что все Это необходимо наладить.

«Скоро сказка сказывается... » Я очень чувствую, что затея эта не так-то легко осуществима и что «план» мой может оказаться химерой»[63].

Получение книг из библиотек и доставку их в тюрьму Владимиру Ильичу взяла на себя Анна Ильинична.

По дороге к месту ссылки Ленин прожил с 4 марта по 30 апреля 1897 г. в Красноярске. В это время он ходил в библиотеку некоего Юдина. Вот что пишет Ленин 10 марта из Красноярска:

«Вчера попал-таки в здешнюю знаменитую библиотеку Юдина, который радушно меня встретил и показывал свои книгохранилища. Он разрешил мне и заниматься в ней, и я думаю, что это мне удастся. (Препятствия тут два: во-1-х, его библиотека за городом, но расстояние небольшое, всего версты две, так что это приятная прогулка. Во-2-х, библиотека не закончена устройством, так что я могу чрезмерно обременить хозяина частым спрашиванием книг. ) Посмотрим, как это выйдет на деле. Думаю, что и второе препятствие устранится. Ознакомился я с его библиотекой далеко не вполне, но это во всяком случае замечательное собрание книг. Имеются, напр., полные подборы журналов (главнейших) с конца 18 века до настоящего времени. Надеюсь, что удастся воспользоваться ими для справок, которые так нужны для моей работы»[64].

О той же библиотеке пишет он и в письме от 15 марта:

«В библиотеку хожу ежедневно, и так как она находится в 2-х верстах от окраины города, то мне приходится проходить верст 5 – около часа пути. Прогулкой такой я очень доволен и гуляю с наслаждением, хотя частенько прогулка меня совсем усыпляет. В библиотеке оказалось гораздо меньше книг по моему предмету, чем можно было думать, судя по общей ее величине, но все-таки есть кое-что для меня полезное, и я очень рад, что могу провести здесь время не совсем зря. Посещаю и городскую библиотеку: в ней можно просматривать журналы и газеты; приходят они сюда на 11-й день, и я все еще не могу свыкнуться с такими поздними «новостями»[65].

Попав в ссылку, в с. Шушенское, куда письма и газеты приходят только на тринадцатый день, Ленин и в этом далеком углу Сибири стремится наладить пользование московскими библиотеками.

25 мая 1897 г. он пишет из Шушенского в Москву сестре Анне Ильиничне Елизаровой:

«Я все раздумываю насчет пользования московской библиотекой: устроилось ли что-нибудь у вас на этот счет, т. е. нашли ли доступ в какую-нибудь общественную библиотеку? Дело в том, что если бы можно было брать на срок в2месяца (как в СПБ., в библиотеке Вольного экономического общества), то пересылка бандеролью стоила бы не так дорого (16 коп. за фунт (можно посылать 4 фунта=64 коп. ); 7 коп. за заказ) и, вероятно, было бы больше расчета для меня расходовать деньги на пересылку и иметь много книг, чем расходовать значительно больше денег на покупку немногих книг. Мне представляется, что это бы гораздо удобнее для меня; вопрос только в том, можно ли получать книги на такой срок (под залог, конечно) из какой-либо хорошей библиотеки: университетской (я думаю, Мите легко бы устроить это либо через какого-либо студента-юриста, либо прямо пойти к профессору политической экономии и сказать, что он желает работать по этой специальности и брать книги из фундаментальной библиотеки. Только теперь придется уж отложить до осени) или библиотеки Московского юридического общества (надо навести там справки, взять каталог библиотеки, узнать условия приема новых членов и т. д. ) или еще какой-нибудь. Вероятно, в Москве есть же несколько хороших библиотек. Можно даже справиться и насчет частных. Если кто-либо из вас остался еще в Москве, то, пожалуйста, разузнайте все это.

Если поедешь за границу, то сообщи, и я тебе подробно напишу насчет книг оттуда. Посылай мне побольше всяких каталогов от букинистов и т. п. (библиотек, книжных магазинов). Твой В. У. »[66]

В письме от 19 июля 1897 г. к матери и Марье Ильиничне Владимир Ильич, отвечая на предложение Марии Ильиничны делать для него выписки, пишет: «Выписки, не знаю уж, понадобятся ли. Я надеюсь устроиться к осени с какой-нибудь московской или с. -петербургской библиотекой»[67].

Зимой 1897 г. Ильич, пишет письмо родным, из которого видно, что кое-что удалось сделать, но Ильич ищет дальнейших возможностей:

«Маняше

Получил твою открытку от 2. XII и 2 книги Семенова. Merci за них. Их отошлю вскоре, не позже как через неделю, обратно (в среду, 24-го, я боюсь, что почтарь не поедет у нас вовсе).

Оказалось, что именно в первых-то двух томах ничего интересного. Разумеется, такие истории неизбежны при выписке книг незнакомых, – и я заранее был готов к этому.

Надеюсь, что штрафа-то хоть не заплатим: перепишут на месяц еще.

Не понял твоей фразы: «Чтобы проникнуть в юридическую библиотеку, – я спрашивала у Каблукова, – надо быть юристом и представить рекомендацию 2-х членов юридического общества»? Только? А членом общества самому быть не надо? Я постараюсь через Питер достать себе рекомендацию.

Что в члены общества может войти и не-юрист, это несомненно. Жму руку. В. У. »[68]

Сколько-нибудь широкого пользования библиотеками, однако, в Шушенском наладить не удалось и из-за трудностей почтового характера.

В сентябре 1898 г. Владимир Ильич получил разрешение поехать в Красноярск лечить зубы. Он чрезвычайно рад был поездке, но и во время этой поездки собирался делать выписки в Красноярской библиотеке.

Вернувшись из ссылки, Ленин поселился в Пскове. В письме от 15 марта 1900 г. он пишет матери: «... часто посещаю библиотеку и гуляю»[69].

В эмиграции Ленин работал очень много в библиотеках, но это довольно слабо отразилось в письмах к родным.

Когда мы жили в Лондоне в 1902 – 1903 гг., Владимир Ильич половину времени проводил в Британском музее, где имеется богатейшая в мире библиотека с прекрасно налаженной техникой обслуживания. Пользовался Ильич также очень широко лондонскими читалками, как это видно из его письма к матери от 9 ноября 1902 г.[70]

В Лондоне много читалок – одна комната, куда входят прямо с улицы, в них нет даже никакого сиденья, а лишь стойки для чтения и прикрепленные к палкам газеты; входящий берет газету, прикрепленную к палке, и по прочтении вешает ее на место. Такие читалки очень удобны и очень посещаемы в течение целого дня.

Во время второй эмиграции, когда разгорелись споры по философским вопросам и Владимир Ильич засел за писание книжки «Материализм и эмпириокритицизм», в мае 1908 г. он поехал из Женевы в Лондон, где пробыл больше месяца специально для работы в Британском музее.

В Женеве, куда мы приехали в 1903 г., Ильич целые дни проводил в библиотеке «Общество чтения» (Societe de Lecture), где была громадная библиотека и прекрасные условия для работы, получалась масса газет и журналов на французском, немецком и английском языках. В этой библиотеке было очень удобно заниматься. Члены общества -^ по большей части старики-профессора – редко посещали эту библиотеку; в распоряжении Ильича был целый кабинет, где он мог писать, ходить из угла в угол, обдумывать статьи, брать с полок любую книгу.

Усердно пользовался Ильич в Женеве и богатой русской библиотекой имени Куклина, которой заведовал т. Карпинский. Живучи в других городах, он потом выписывал из этой библиотеки книги.

В Париже Ильич пользовался главным образом Национальной библиотекой (Bibliotheque rationale).

В декабре 1909 г. я писала матери Ильича про его работу в библиотеке: «Вот уж вторую неделю встает в 8 ч. утра и ездит в библиотеку, откуда приезжает в 2 часа. Первые дни трудно было так рано вставать, зато теперь он очень доволен и спать ложиться стал рано»[71].

Кроме Национальной библиотеки, Ильич обошел и ряд других библиотек в Париже, но они мало удовлетворили его. В Национальной библиотеке отсутствовали каталоги за более поздние годы, кроме того, была большая бюрократическая канитель с выдачей книг. Вообще во Франции библиотечное дело было архибюрократично поставлено. Городские районные библиотеки состояли почти из одной беллетристики, но и то, чтобы получить право пользования ими, надо было принести удостоверение от домохозяина, который должен был брать на себя ответственность за аккуратное возвращение книг жильцом. Нам домохозяин долго не выдавал такого удостоверения по случаю бедности нашей обстановки. По тому, насколько налажено библиотечное дело, судил Ильич об уровне культуры; состояние библиотечного дела было для него показателем общей культурности.

Вот что писал он 22 апреля 1914 г. из Кракова: «... работать в Париже неудобно, Bibliotheque nationale налажена плохо, – не раз мы вспоминали Женеву, где работалось лучше, удобная библиотека, менее нервна и бестолкова жизнь. Из всех мест моего скитания я бы выбрал Лондон или Женеву, если бы оба не были так далеко. Женева особенно хороша общей культурностью и чрезвычайными удобствами жизни. А здесь, конечно, о культуре уже говорить не приходится – почти как Россия, – библиотека плоха и архинеудобна, но мне почти и не доводится в ней бывать... »[72]

Когда мы приехали из Кракова в Берн, Ильич писал Марии Ильиничне от 22декабря 1914 г.: «Хороши здесь библиотеки, и я устроился недурно в смысле пользования книгами. Приятно даже почитать – после периода ежедневной газетной работы. Надя имеет здесь еще педагогическую библиотеку и пишет педагогическую работу»[73].

20 февраля 1916 г. Владимир Ильич пишет Марии Ильиничне: «Мы с Надей очень довольны Цюрихом; здесь хороши библиотеки... »[74], а 12 марта 1916 г. пишет матери: «Мы живем теперь в Цюрихе. Приехали позаниматься в здешних библиотеках. Озеро здесь очень нам нравится, а библиотеки много лучше бернских, так что пробудем еще, пожалуй, дольше, чем хотели»[75].

И потом опять 22 октября в письме к Марии Ильиничне повторяет: «... в Цюрихе библиотеки лучше и работать удобнее»[76].

В Швейцарии библиотечное дело великолепно поставлено. Особенно хорошо налажен обмен книг между библиотеками. Научные библиотеки немецкой Швейцарии связаны с библиотеками Германии, и даже во время войны Владимиру Ильичу удавалось получать через библиотеку нужные ему книги из Германии.

Другое – это прекрасное обслуживание читателей, отсутствие всякого бюрократизма, прекрасно составленные каталоги, открытые полки, исключительно внимательное отношение к читателю.

Летом 1915 г. мы жили в горах, у подножья Ротхорна, в очень глухой деревушке, и получали там из библиотек книги, пересылаемые бесплатно по почте. Книги присылались в складной папке, к которой прикреплялся билет с надписью: на одной стороне был написан адрес того, кому направляется книга, на другой – адрес библиотеки. Возвращая книгу, надо было лишь перевернуть билет с надписью и отнести на почту.

Владимир Ильич всячески выхваливал швейцарскую культуру и мечтал о том, как налажено будет после революции библиотечное дело в России.

1932 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!