Формирование факультатива «Как пишутся стихи».



Термин «Стихосложение» (и его синоним - «версификация») чаще всего незнаком учащимся старших классов. Учителя часто игнорируют тот факт, что при анализе стихотворного текста необходимо анализировать не только его содержание (что зачастую с успехом реализуется на уроках и в домашних заданиях), но и его форму[53, с. 24].

Именно в единстве формы и содержания и заключается целостность поэтического текста. Между тем формальная сторона, т.е. то, что касается непосредственно построения стихотворения, его метрики, ритмики, особенности рифмы и системы рифмовки и т.п. не изучается на уроках литературы, в основном анализ формальной стороны сводится к перечислению тропов и попыткам объяснить, как они связаны с замыслом стихотворения и его образной системой. Без изучения основ стихосложения в старших профильных классах невозможно говорить о целостном анализе поэтического текста.

Элективный курс «История русского стихосложения» и призван познакомить школьников с основами версификации, разобраться в тонкостях построения текста. Курс ни в коей мере не призван научить школьников «писать стихи», а скорее разобраться, как «пишутся стихи», хотя, несомненно, некоторая доля самостоятельного творчества в разработке курса всё же присутствует.

Определяющими в поэзии являются ритмичность, звучность и образность текста. Рифма как таковая свойственна отнюдь не всем мировым традициям и ее можно рассматривать частным случаем звукописи, характерным скорее для русской поэзии. А вот неповторимая красота образа, символа, обрисованного словами – являются неотъемлемой частью любого стихотворения. Однако именно эта сторона поэзии оказывается самой сложной для освоения учащимися. Поскольку объем курса довольно невелик, то содержание его ограничивается более «легким» «техническим» материалом: рифма, стихотворный метр, поэтические формы (жанры).

Ритмический рисунок стихотворения, по нашему мнению, - самый важный инструмент в руках поэта. Неоправданное нарушение ритмического рисунка – самая распространённая ошибка пытающихся писать стихи школьников. А разобраться с этой проблемой – элементарно. Работа с рифмой - самая простая, для нее достаточно хорошей памяти и обширного словарного запаса.

Самое сложное и самое спорное, ибо в отличие от рифмы, ритма и звукописи не считается и не меняется формальными признаками – образный ряд и поэтический язык автора. Здесь, в основном, и рождается собственно творчество.

Одно из основных направлений - организация работы с учащимися по овладению прочными и осознанными знаниями.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе поэтических текстов, чему в значительной мере способствует разработанное нами методическое пособие «Сборник практических заданий по спецкурсу «История русского стихосложения».

Важнейшим направлением является формирование навыков грамотного анализа стихотворения, составление схемы, определение стихотворного размера, вида строфы, типа рифмы, клаузулы, способа рифмовки.

Кроме того, необходимо проанализировать грамматику и синтаксис стихотворения, «отклонения от норм» грамматики и т.п. Следует добиваться, чтобы учащиеся овладевали способами применения полученных знаний на практике, ориентировались в справочной и учебной литературе, рекомендованной в методическом пособии, работали со словарями (имеются в виду разнообразные словари рифм, «Словарь языка поэзии», «Школьный поэтический словарь» под ред. А.П. Квятковского, лингвистические словари, словари языка поэтов (А.С. Пушкина, Лермонтовская энциклопедия), другие источники.

 

Цели курса.

 

Целью курса определяется создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе создания поэтического текста. Кроме того, предполагается, что школьники разовьют предметные (литературоведческие) умения: определение стихотворного метра (размера), типа рифмы, некоторых жанров лирики (частушка, стихотворение, эпиграмма, сонет, хокку).

В связи с этим курс предлагается учащимся разного возраста – с 5 по 8 класс, различного уровня подготовленности. Дифференциация содержания возможна в уровне углубления материала (количество жанров, типологии рифм и пр.) и степени самостоятельности школьников.

Продолжительность курса – 8 часов при условии выполнения дополнительной самостоятельной работы – домашних заданий. В качестве заданий для учащихся предлагаются: составление схем, запись конспектов, выполнение практических работ, поэтические игры (например, «Буриме»), задания ТРИЗа.

 

Задачи курса.

Дать учащимся наиболее полное представление о сущности понятия «стихосложение», раскрыть основные аспекты данной науки, познакомить их с правилами всестороннего анализа поэтического текста, помочь им овладеть соответствующими умениями и навыками, а также с историей русского стихосложения и поэзии.

Программа рассчитана на 68 учебных часов и строится в соответствии с разделами, представленными в рекомендованном учебном пособии. Программа реализуется на следующих этапах:

 

А) чтение и работа с текстом,

 

Б) работа с языковыми и художественными средствами,

 

В) анализ формальной стороны стихотворения,

 

Г) работа с дополнительной учебной и справочной литературой,

 

Д) поисковая самостоятельная работа, связанная с текстами одного автора,

 

Е) литературное творчество учащихся.

 

Программа курса содержит контрольные работы по конкретным темам (представлены в пособии), итоговый тест и материалы для итогового зачётного урока (с привлечением обязательной работы с текстами).

 

 

План-конспект занятия № 1.

 

«Стих и проза. Пограничные жанры между стихом и прозой»

 

Цель занятия:

 

Сформулировать у учащихся начальные сведения о речи прозаической и поэтической; привить навыки, заключающиеся в умении отличать стихотворную речь от прозаической; дать представление о пограничных жанрах между стихом и прозой; познакомить с авторами и произведениями, незнакомыми по школьной программе (Ш. Бодлер, Андрей Белый, Саша Чёрный, «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева, Мария Шкапская).

 

Литература:

 

Бармин А.В. Сборник практических занятий по спецкурсу «История русского стихосложения». - Саратов: Изд.: Научная книга, 2003. (далее - «Пособие»)

 

Ход занятия.

Вступительное слово учителя.

 

Поэзия - особая, насыщенная смыслом и специфически организованная речь, реализующая поэтическую функцию языка. Исторически поэзия сложилась следующим образом. Существует два типа сообщений: те, что обслуживают потребности сиюминутной информации и те, которые сохраняются как память культуры. Последние вырезаются на камне, записываются на пергаменте, печатаются в книгах. В дописьменный период таким общественным хранилищем была коллективная память, поэтому наиболее важным текстам придавалась форма, способствовавшая запоминанию. Так возникли стихи как особый вид речи.

Из всех текстов лишь стихи пелись, исполнялись речитативом под музыку, сопровождались ритмическими телодвижениями или танцами.

Однако главным образом стихи выделялись дополнительной речевой организацией: упорядоченностью, правильными повторами, необязательными с точки зрения языка (ритм). Чаще всего в стихах присутствуют многие системы упорядоченностей, и некоторые из них начинают играть доминирующую роль, становясь отличительным признаком стиха.

Структура стихов может не только хранить определённую информацию, но и вырабатывать новую. Поэтому, реализуя поэтическую функцию языка, стих не отмер после появления письменности, а сделался важным элементом словесного искусства.

Термин «проза» употребляется в двух значениях: во-первых, как обыденная речь, противостоящая всем видам художественного слова; во-вторых, как прозаическая художественная речь, противостоящая поэтической.

В первом случае проза означает речь, упорядоченную лишь по нормам языка. Во втором - подразумевается речь художественно организованная, но по иным законам, чем стихи. В этом случае поэзия и проза выступают как две соотносительные сферы речи, организующие друг друга.

В периоды сближения этих двух областей художественной речи художественная проза может воспринимать черты поэзии: звуковую организацию, повышенную ритмичность, интонационную упорядоченность и т.д. (повести Н.М. Карамзина, А. Белого, проза М. Кузмина).

Под знаком такого сближения может выступать конверсия (превращение) жанров: «Евгений Онегин» Пушкина – роман в стихах, «Медный всадник» - «Петербургская повесть», «Мёртвые души» Гоголя – поэма, стихотворения в прозе И.С. Тургенева и т.п. Одновременно возможна «прозаизация стиха» (Некрасов, Маяковский), введение в стихи элементов, воспринимаемых читателем как свойственные именно прозе. Соотношение поэзии и прозы отражает значительное разнообразие концепций отношения искусства к жизни.

Некоторые полагают, что содержание стихов то же, что и прозы, что поэзия отличается от неё лишь «красивой формой». Это глубокое заблуждение. Проделаем простой опыт - попробуем выразить прозой, изменив лишь порядок слов, содержание одного знаменитого стихотворения А.С. Пушкина (эксперимент В. Холшевникова):

Я любил вас, может быть, в моей душе любовь не совсем угасла, но пусть она больше вас не тревожит, я не хочу ничем вас печалить.

Слова те же, что и у Пушкина, но содержание их очень обеднено. Исчезли деление на стихотворные строчки, ритмическое движение фразы, рифма - и потускнели нежность, любовь, доброта, деликатность, уважение, возвышенное благородство чувств; вместо выражения переживаний остался сухой их перечень.

Чем же отличается стихотворная речь от прозы? Очень удачно это определил Б.В. Томашевский (под запись):

Стихотворная речь дробится на сопоставимые между собой единицы (стихи), а проза есть сплошная речь.

Стих обладает внутренней мерой (метром), а проза ею не обладает… Для современного восприятия первый пункт значительнее второго.

 

Попробуем разобраться в этом постулате.

 

Выполнение практических заданий.

Выполним устно задание № 1 в «Пособии» (стр. 3).

 

Задание 1. Как вы понимаете высказывание Ю.И. Левина?

 

«…поэзия вообще, и лирическая в особенности, представляет собой… «странную» речь - необычную и отличающуюся от всех других речевых жанров…»

Прав ли был М.Е. Салтыков-Щедрин, так отозвавшись о поэзии и о стихотворстве? Выполняем устно задание № 2 там же.

 

Задание 2. Выразите своё отношение к словам М.Е. Салтыкова-Щедрина:

 

«Помилуйте, разве это не сумасшествие - по целым дням ломать голову, чтобы живую, естественную человеческую речь втискивать во что бы то ни стало в размеренные, рифмованные строчки. Это всё равно что кто-нибудь вздумал бы вдруг ходить не иначе как по разостланной верёвочке, да непременно ещё на каждом шагу приседая».

Но как же нам определить, что перед нами - стих или проза? Вы скажете - по тому, есть ли в тексте рифма, ритм… Но рифмы может и не быть, например, в верлибре (белом стихе), ритм может быть нечётким…

Другой вариант - как текст записан: как стихи (т.е. «столбиком»), или как проза, сплошным текстом. Действительно, если это не учитывать, можно попасть впросак. Но ведь мы записали, что стих обладает внутренней мерой, а проза ей не обладает. Посмотрим, поможет ли это нам безошибочно определить, что перед нами - стих или проза?

 

Выполним задание № 6 в «Пособии» (стр. 3-4).

 

Задание 6. Перед вами текст Саши Чёрного, русского поэта начала ХХ века, записанный двумя способами - как стихи и как проза. Как вы думаете, как был записан текст у автора? Что перед нами - стихи или проза? Какое слово во втором тексте в угоду стихотворному ритму поменяло своё привычное ударение?

Учащиеся должны прийти к выводу, что именно текст № 2 является примером правильного написания, т.е. перед нами стихи, а не проза. Что помогло сделать такой вывод? Конечно же, чёткий ритм, т.е. внутренняя мера стиха.

Оказывается, перед нами пятистопный хорей. Но это обнаруживается только при стихотворной записи этого текста:

 

Лаборант Петровский, до обеда

Вышедший из университета,

Встретил свою дочку на пороге

В магазин аптекарских товаров.

День был неприветливый. Навстречу

Било мокрым снегом. Лаборанту

Явно нездоровилось. К тому же

Он с утра, как назло, не поладил

С ректором и был обеспокоен.

Девочка была не в духе: руку

Ей оттягивал тяжёлый ранец

С дневником, в котором, как пиявка,

Нежилась изогнутая двойка.

 

Дополнительный вопрос: какое слово при стихотворной записи меняет своё ударение? (Назло - назло)

А теперь перейдём к разговору о пограничных жанрах между стихом и прозой. Как вы убедились, иногда нелегко бывает определить, что перед нами - стихи или проза. Русские поэты и прозаики часто чувствовали эту тонкую грань и создавали тексты необычные, не похожие на привычную нам позу или поэзию.

Итак, первая форма или разновидность, самая частотная - белый стих (верлибр). Эта форма не требует рифмы, в ней нет метра и чёткого ритма, но есть заданное расположением строк деление на сопоставимые и соизмеримые отрезки. Читаем отрывок из стихотворения А. Блока в «Пособии» («Она пришла с мороза…», стр. 4)

Потренируемся. Попытаемся восстановить изначальную запись стихотворения-верлибра, а точнее, отрывка из драмы А. Блока «Роза и крест» (работаем на оценку по вариантам, «Пособие», стр. 4-5).

Вы спросите: а если в подобном отрывке, который можно записать и как стихи, и как прозу, появляется рифма - перед нами уже точно стихи? Посмотрим. (Анализируем текст А. Белого, «Душа мира» - «Пособие», стр. 5).

Что же перед нами? Это не стихи, потому что сам автор - Андрей Белый - написал это произведение как обычный прозаический текст, не деля его на строчки паузами. Значит, перед нами - рифмованная проза. Выходит, при определении, что это - проза или стихи - необходимо учитывать и волю автора. Зачастую авторы чувствуют, что их произведение можно записать и как прозу, и как стих, например, малоизвестная поэтесса начала ХХ века Мария Шкапская (работа с двумя текстами в «Пособии» - стр. 5-6). Дополнительные вопросы: что изменила поэтесса при стихотворной записи текста, который изначально возник как прозаический? Почему, на ваш взгляд, она это сделала? Почему изменила название?

Поэтесса М. Шкапская в парижской Школе восточных языков услышала от товарища-студента старинные китайские стихи и пересказ их по-французски. Пересказ этот она записала русским верлибром. Через несколько лет, решив напечатать его (вместе с другими), она предпочла сделать это сплошными строчками - прозой. Проза эта синтаксически ритмизованна - легко распадается на словосочетания в два слова. Один чтец выделит эти двусловия поштучно, другой попарно:

 

Подними голову – погляди на небо:

Одна за другою несутся тучи.

 

У первого текст звучит более отрывисто, у второго - более плавно. У кого правильнее? Сказать нельзя: прозаический текст даёт одинаковое право чтецу делить его и так и этак. Если же текст записать верлибром, как и было у поэтессы в рабочем блокноте, то ответить можно: поштучное деление, отрывистое звучание - правильно, а попарное, плавное - нет. Почему? Потому что именно поштучно, по выражению М.Л. Гаспарова, делит текст на двусловия сама поэтесса, задавая это членение нам, читателям, разбивкой текста на короткие строчки. Вот это и значит «обязательное для всех членение текста на заданные отрезки».

Обратите внимание, что при подготовке текста к печати - сплошными строками - Шкапская вносила в него и небольшие словесные изменения. Чему, по-вашему, они служили: чтобы текст звучал менее ритмично (как бы усиливая «прозаичность» написания) или более ритмично (как бы компенсируя «прозаичность» написания)?

Неужели нет особой разницы в том, что перед нами - проза или поэзия? И если прозаический отрывок попытаться разбить на стиховые отрезки и записать как стих - ничего не изменится в содержании? Так ли это? Давайте задумаемся над двумя высказываниями известных поэтов - Пушкина: «Проза требует мыслей и мыслей, а поэзия (прости господи) должна быть глуповата» - и В. Брюсова: «Стихи пишутся затем, чтобы сказать больше, чем можно в прозе».

Что значит пушкинское «поэзия должна быть глуповата»? Мы уже говорили, что поэзия - это «странная» речь, которая произносится с особой интонацией. Но, вероятно, Пушкин имел в виду и то, что большие, серьёзные философские проблемы, которые можно ставить и решать в прозе, невозможны в поэзии? Высказывание Брюсова, мы видим, совершенно противоположное. Брюсову действительно удалось сказать в своих стихах о многом, и сделать это убедительно, весомо и красиво.

Другой пример пограничного жанра - ритмическая (или метрическая) проза. Познакомимся с отрывком из произведения Андрея Белого «Москва под ударом» («Пособие», стр. 6). В этом тексте есть ритм, и очень чёткий, но нет членения на стихи (и нет рифмы), и текст воспринимается как проза - «метрическая» (или «ритмическая»), но всё-таки проза.

Ритм здесь трёхсложный: обязательные ударения падают на каждый третий слог (как в дактиле, анапесте или амфибрахии), пропускаются они редко. Текст похож на одну бесконечно длинную амфибрахическую (или анапестическую) строку (или три строки). У Лермонтова такой метрической прозой написан отрывок «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», Андрей Белый написал так большую трилогию «Московский чудак», «Москва под ударом», «Маски» и ряд других произведений.

В мировой литературе существует известный жанр стихотворений в прозе. Термин этот введён французским поэтом ХIХ века Шарлем Бодлером и, лишь, затем заимствован у него И.С. Тургеневым. «От стиха» здесь все признаки лирического жанра (который, как известно, гораздо чаще разрабатывается в стихах, чем в прозе). Запишем их.

 

1. Общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания.

 

2. Круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени.

 

3. Обычно бессюжетная композиция.

 

4. Повышенная эмоциональность стиля.

 

5. Небольшой объём.

 

6. Деление на малые абзацы, подобные строфам.

 

Все эти признаки лиризма традиционны в поэзии, но не традиционны в прозе и поэтому в ней особенно ощутимы и действенны. Нет здесь лишь тех признаков стиха, которые собственно и делают стих стихом: деления на соизмеримые отрезки, подчёркивающих это деление рифм, облегчающих это соизмерение метра и ритма.

Именно поэтому форма таких произведений остаётся прозаической: «от стиха» в них смысловое содержание и словесный стиль, «от прозы» - звуковая форма. Иногда кажется, что в ней больше ритмичности или благозвучия, чем в обычной прозе, но обычно это - иллюзия.

С точки зрения стиховедческой, «стихотворения в прозе» - это проза, и только проза.

В качестве образцов читаются стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Житейское правило» и «Мы ещё повоюем!» (стр. 7 в «Пособии») и стихотворение Ш. Бодлера «Чужестранец» (стр. 6-7 там же).

Заключительный этап занятия.

Подведение итогов. Объявление оценок. Комментирование домашнего задания (№№ 4, 5, стр. 3).

 

 

Заключение

 

В процессе составления факультативного курса нами была предпринята попытка охватить все вопросы, все особенности взятой нами темы, чтобы представить ее в наибольшей полноте. Конечно, пришлось учитывать особенности восприятия, мышления школьников. Они еще склонны воспринимать больше конкретную, чем абстрактную, информацию. Поэтому рекомендуется больше и подробнее рассматривать формальные признаки постмодернизма, однако не забывать и о философской, мировоззренческой базе постмодернистской эстетики. Формальные особенности более понятны, интересны для учащихся, но философские основы их обосновывают, обобщают.

Трудность при проведении факультатива может заключаться также и в недостаточном количестве текстов, в отсутствии критической литературы. В таких случаях рекомендуется рассматривать небольшие тексты, например, стихотворения Пушкина или Лермонтова, которые могут быть размножены на ксероксе. В таких произведениях зачастую можно найти почти все то, что нужно, чтобы понять весь механизм написания стихотворений, в маленьких текстах это лучше сконцентрировано, лучше видно, учащиеся это различают быстрее.

Но самым важным фактором успешного проведения факультатива является теоретическая и практическая подготовленность учителя, его способность ориентироваться в материале. Для этого необходимо заранее самостоятельно проработать все темы курса.

Для того, чтобы факультатив «Как пишутся стихи» был наиболее успешен перед преподавателем стоит задача заинтересовать учащихся стихами изучаемых авторов, которые бы привлекли детей своей формой, чтобы тут же, на занятии, ребята попробовали бы сами сочинять подобные творения.

Основная трудность заключается в том, чтобы заинтересовать аудиторию подобным материалом, но как нам кажется – эта возможность вполне реальна. Однако тут стоит отметить, что у обычных классов средних школ недостаточно эрудиции в литературном материале, а это необходимое условие для успешной работы над стихотворным произведением. Именно поэтому нами было предположено, что факультативный курс «Как пишутся стихи» будет более успешным в специализированном гуманитарном учебном заведении.

 

 

Список литературы

 

1. Авдевнина О.Ю., Дмитриева О.И., Орлова Н.М. Уроки речевого мастерства: Уч.- мет. Пособие для учащихся старших классов. – Саратов: Флибуста, 2008. – 392 с.

2. Афанасьева Т.П., Немова Н.В Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1, 2. – М.: Просвещение, 2004. – 277 с.

3. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. – М.: Педагогика, 2010. – 273 с.

4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014. – 343 с.

5. Воронкевич А.С. Как писать вступительное сочинение: Из опыта экзаменов в МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Наука, 2013. – 254 с.

6. Глазычев В. The Icon Critical Dictionary OF POSTMODERN THOUGHT http://www.russ.ru/journal/kniga/98-05-21/glaz.htm

7. Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11классах общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение. 2006. – 427 с.

8. Грекова Е. Алгоритм сочинения. – М.: ЭРА, 2005. – 188 с.

9. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах (IV-VIII классы). – М.: Высшая школа, 2007. – 295 с.

10. Гусакова Н.Л. Учимся писать сочинения: Методическое пособие. – Саратов. 2002. – 264 с.

11. Давыдов В.В. Российская Педагогическая Энциклопедия. – М.: Научное издательство, 2004. – 429 с.

12. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль речи. Оформление научной работы. – М.: СОЮЗ, 2011. – 346 с.

13. Дмитриева О.И., Орлова Н.М. Секреты хорошего сочинения: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – Саратов: Феникс, 2007. – 382 с.

14. Дмитрий Затонский. Постмодернизм: Гипотезы возникновения http://www1.infoart.ru/magazine/inostran/n2/zatonsc.htm

15. Дмитрий Затонский. Постмодернизм в историческом интерьере http://www1.infoart.ru/magazine/voplit/n3/zatonsky.htm

16. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Высшая Школа, 2008. – 280 с.

17. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Научная лаборатория, 2008. – 331 с.

18. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Педагогика, 2007. – 274 с.

19. Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе (Темы и жанры сочинений последних лет). – М.: Уроки русского языка, 2004. – 334 с.

20. Капинос В.И. Сергеева Н.Н., Соловейчик М.Н. Развитие речи: теория и практика обучения. – М.: Флибуста, 2014. – 345 с.

21. Кожевников А.Ю. А вы готовы к экзамену по литературе? – СПб.: СОЮЗ, 2008. – 285 с.

22. Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. – М.: Русский язык, 2014. – 399 с.

23. Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. – М.: Наука, 2007. – 275 с.

24. Ладыженская Т.А. Живое слово. – М.: Просвещение, 2006. – 325 с.

25. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Особенности языка ученических изложений. – М.: Русский язык, 2005. – 278 с.

26. Ладыженская Т.А. и др. Теория и практика сочинений разных жанров. – М.: Русский язык, 2010. – 338 с.

27. Лазаренко Г.П. Школьное сочинение как литературный жанр. – М.: Феникс, 2010. – 288 с.

28. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Энциклопедия, 2007. – 284 с.

29. Львов М.Р. Речь учащихся средней школы // Русский язык в школе. – 2002. – № 1. № 6. – С. 22-28.

30. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя: Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Наука, 2001. – 276 с.

31. Михайлова О.А., Голомидова М.В. Шаги к искусной речи. – Пермь: Флибуста, 2005. – 286 с.

32. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение: Книга для учащихся 10 кл. средней школы. – М.: Книга, 2007. – 233 с.

33. Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие для развития связной речи для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е издание, исправленное. – М.: Просвещение, 2003. – 269 с.

34. Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие для развития связной речи для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 275 с.

35. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: Пособие для учителя. – М.: Наука, 2008. – 331 с.

36. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением: Практические советы поступающим в вузы. – М.: Книга, 2010. – 294 с.

37. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 2005. – 285 с.

38. Орлов Б.А. Как писать сочинение по литературе. – М.: Научная лаборатория, 2007. – 197 с.

39. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Феникс, 2009. – 295 с.

40. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2003. – 345 с.

41. Пичугов Ю.С. Обучение сочинениям на свободную тему в 7-8 классах. – М.: Просвещение, 2006. – 336 с.

42. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2014. - 592 с.

43. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинения разных жанров (VII-VIII классы): Сост. Ладыженская Т.А., Запалова Т.С. – М.: Русский язык, 2006. – 279 с.

44. Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Нижний Новгород: Флибуста, 2004. – 196 с.

45. Русская литература XIX века в зеркале критики: Хрестоматия литературно-критических материалов. – М.: Наука, 2012. – 280 с.

46. Самоукина, Н.В. Практический психолог в школе. - М.: ИНТРО, 2014. - 318 с.

47. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: ЭРА, 2014. – 127 с.

48. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2015. – 459 с.

49. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 224 с.

50. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2015. - 520 с.

51. Хлебунова С.Ф., Н.Д. Тараненко. Управление современной школой. - М.: Издательство "Учитель", 2014. - 431 с.

52. Цветкова М.Е. Особенности факультативных занятий для старшеклассников. - М.: "Академия", 2003. – 312 с.

53. Чечель И.Д. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. - М.: Педагогика, 2004. – 344 с.

54. Чистякова С.Н., Лернер П.С. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. - М.: Научная лаборатория, 2004. – 289 с.

55. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 2007. – 395 с.

56. Эпштейн Д.А., Хацинская Ю.Д., Каверина А.А. Изучение факультативного курса. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2006. – 327 с.

57. Юдин В.А. Большая Советская Энциклопедия. – М.: Научное издательство, 2009. – 354 с.

58. https://culture.wikireading.ru/48828


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 440; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!