ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 9 страница



ВООБРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕН­НОЕ — способность сознания синтези­ровать и творчески преобразовывать восприятия и представления, создавать образы и модели бытия в соответст­вии с принципами худож., духовно-практического освоения мира. Специ­фика В. х. обусловлена характером творческой деятельности в иск-ве, цель к-рой создание новой, худож. реаль­ности, представляющей единство ху­дож. правды и условности. По своей природе В. х.— конструктивно-созида­тельно, отличается способностью соеди­нять многообразное, удерживать в пред­ставлении целое. Действие механизма В. х. проявляется в обобщении, проду-цировании и выражении худож. идей, образотворчестве. В отличие от непро­извольной переработки жизненных впе­чатлений (преобразовании опыта в фан­тазии) В. х. характеризуется органи­зованной направленностью, включен­ностью в реальный процесс целесооб­разной духовно-практической деятель­ности, продуктом к-рой является произв. иск-ва (Произведение художественное). Включаясь в процесс худож. созида­ния, продуктивная сила В. х. позволяет по-новому скомбинировать элементы жизненного опыта, представить наблю- даемое в новых, неожиданных связях и сочетаниях, создать картины несу­ществующего в действительности, но возможного, говоря словами Аристо­теля, по вероятности или необходи­мости. В. в иск-ве — своеобразный «магический кристалл», сквозь призму к-рого корректируется разработка ху­дож. темы, распознаются скрытые свой­ства явлений, их социально-эстетиче­ский смысл. От него во мн. зависит претворение содержательных и фор­мальных худож. находок в органиче­ское худож. целое. В. в своей свобод­ной деятельности, считал Кант, соотно­сит эмпирическую чувственность с ка­тегориями рассудка, приводит в движе­ние интеллектуальные творческие силы. Как акт познающего сознания, В. х. выполняет поисковую, эвристическую функцию. Богатство и гибкость, живот­ворная энергия В. расширяет прог­ностические горизонты иск-ва: активи­зирует опережающее отражение, пред­восхищение будущего (Предвосхище­ние в искусстве). С помощью В. х. уда­ется представить в иск-ве невероятное (таковы, напр., произведения писате­лей-фантастов Ж. Верна, Г. Уэллса, К. Чапека, И. Ефремова и др.), претво­рить возможное и желаемое в осущест­вленное, включить в культурный кон­текст и тот возможный опыт, к-рый человечеству еще предстоит приобрести. Существенное свойство В. х.— нацелен­ность на конструктивно-творческую ра­боту в материале искусства, сопряжен­ность с чувством красоты. Реализация В. х. осуществляется в различных фор­мах: агглютинации (способствующей созданию сфинксов, кентавров, демо­нов), гиперболизации, заострения, ти­пизации. Мир, созданный В. х., оцени­вается с учетом критериев художест­венности, эстетической мотивировки, со­циальной действенности. В. х. необходи­мо также для репродуктивной худож. деятельности, эстетического восприятия (Восприятие эстетическое), полноцен­ного общения с иск-вом. Неразвитость, бедность В. х. как духовно-практиче­ской способности человека препятствует освоению богатств худож. культуры, ограничивает диапазон эстетического развития личности, служит одной из причин плохого, примитивного вкуса. Пробуждение и развитие творческого В., позволяющего видеть мир с высоты определенного уровня человеческой культуры,— важная задача эстетиче­ского и собственно худож. воспитания. ВОРДСВОРТ (Wordsworth) Уильям (1770—1850)—англ. поэт, представи­тель т. наз. «озерной школы», куда кроме него входили С. Т. Колридж и Р. Саути. Идейно-эстетически этих раз­ных поэтов объединял романтический протест против буржуазной действи­тельности. Выход «Лирических баллад» (1798) В. и Колриджа знаменовал на­чало англ. романтизма. Эстетические и литературно-критические работы В. (в частности, предисловие к «Лирическим балладам», 1800) показывают связь В. с англ. философской традицией XVIII в. (сенсуализм, эмпиризм). Гл. в его твор­честве — верность природе, к-рая наде­лена у В. чертами особой духовности. Поэзия — отражение человека и при­роды, осн. в ней — эмоциональный ас­пект. Будучи более тонкой натурой. способной вдохновляться отсутствую­щим, поэт управляет чувствами чело­века, укрепляет и очищает их. Простоту языка В. рассматривал как способ преодолеть традиционный риторический язык поэзии, приблизить его к разго­ворной речи. С этой установкой согла­суется и крестьянская тема поэзии В., и его вражда совр. городской цивили­зации. Отсюда же характерный для мн. романтиков культ детства, его безыс­кусной мудрости. Б ОРОВСКИЙ Вацлав Вацлавович (1871—1923)—советский дипломат, публицист, литературный критик. В. последовательно отстаивал материа­листический подход к иск-ву как об­щественному явлению и важному фак­тору познания и преобразования мира и человека. Определяя специфику иск-ва как формы эстетического созна­ния. В. подчеркивал, что художник имеет дело с действительностью, «не за­висящей от его воли», а худож. правда есть не что иное, как «эстетически пре­творенная жизненная правда». Решаю­щую роль в худож. творчестве В. прида- Воронении Восприятие эстетическое вал мировоззрению, причем взгляды, понятия, предрассудки, оценки худож­ника он рассматривал как «непосред­ственный плод той среды, из которой он вышел и с которой он живет одной духовной жизнью». В годы реакции, когда буржуазно-либеральные предста­вители рус. интеллигенции предприняли попытку в своем сборнике «Вехи» (1909), к-рый Ленин оценил как «энцик­лопедию либерального ренегатства», опорочить Белинского. Добролюбова, Чернышевского, В. последовательно отстаивал непреходящее значение эс­тетического наследия рус. революцион­ных демократов (Революционно-демок­ратическая эстетика), показывал связь их творчества с освободительным дви­жением в России. Большое место в рабо­тах В. занимает критический анализ теории и практики декадентства. В од­ной из лучших в марксистской эстетике работ—«В ночь после битвы» (1911) В. раскрыл источники и причины появ­ления в определенные исторические пе­риоды «литературной реакции» как от­ражения реакции общественной. В. про­тивопоставил пессимистическим моти­вам буржуазного декадентского иск-ва реалистические традиции Пушкина, Толстого, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, др. рус. писателей — представителей критического реализма. В. одним из пер­вых в марксистской худож. критике обнаружил рождение качественно но­вого направления — пролетарского иск-ва, тесно связанного с рабочим движе­нием и идеологией марксизма-лениниз­ма, формирование лит-ры нового типа, во главе к-рой стоял Горький. Отличи­тельная особенность работ В.— тес­ная связь эстетической литературной проблематики с общественной жизнью, идеологической борьбой. Осн. работы, в к-рых выражены эстетические взгляды В.: «Легенда старого замка» (1907), «О буржуазности модернистов» (1908), «Базаров-и Санин» (1909), «Леонид Андреев» (1910), «В ночь после битвы». ВОРОНСКИЙ Александр Константи­нович (1884—1943)—советский лите­ратурный критик, публицист, писатель. Выступал по проблемам эстетики, ме­тодологии худож. критики, теории иск- ва. По инициативе В., к-рую поддер­жали Н. К. Крупская и Ленин, в 1921 г. был создан первый советский литера-турно-худож. и научно-публицистиче­ский журнал «Красная новь», помещав­ший статьи и по проблемам эстетики. Луначарский называл В. одним из «об­разованнейших и наиболее глубоких представителей нашего художественно­го и научно-художественного комму­нистического мира». Основополагаю­щим в эстетических воззрениях В. было понимание иск-ва как познания жизни. Опираясь на идеи Белинского, В. писал: «Искусство, как и наука, познает жизнь. У искусства, как и у науки, один и тот же предмет: жизнь, действительность». Считая, что наше иск-во должно обра­титься к «серьезному художественному познанию действительности», В. подчер­кивал значимость в этом процессе эмо­ции, позволяющей художнику «слиться» с предметом отражения и полнее выя­вить свою индивидуальность. Но при рассмотрении проблем худож. познания В. некритически использовал понятие интуиции, идеалистически истолкован­ное Бергсоном, хотя сама интуити-вистская философия была чужда ему как стороннику марксистской теории от­ражения, реализма. В. выступал против распространенных в 20-е гг. идей о сведении иск-ва лишь к иллюстрации «лозунга момента» или замены его «строительством жизни», в спорах о но­вой культуре отстаивал бережное от­ношение к худож. наследию. Активно участвуя в строительстве советской культуры, В., однако, иногда допускал в своих публикациях неточные форму­лировки, дававшие повод рапповской критике для обвинений в том, что он якобы отрицает пролетарскую культуру. Объективную оценку эстетические взгляды В. получили в совр. исследо-.ваниях, справедливо признающих зна­чение его теоретико-публицистической деятельности в становлении советской эстетики (разработка проблем функций иск-ва, реализма) и худож. критики. Осн. работы В. по проблемам эстетики: «Искусство как познание жизни и сов­ременность» (1923), «Искусство видеть мир (о новом реализме)» (1928). ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ (художественное) — вид эстетической деятельности, выражающийся в целе­направленном и целостном В. произв. иск-ва как эстетической ценности, к-рое сопровождается эстетическим пережи­ванием. Нек-рые исследователи обозна­чают этот процесс как «худож. В.». Однако тогда исчезает, остается в тени разница между профессиональным ху­дож. прочтением произв. иск-ва и прин­ципиально непрофессиональным его В., к-рое имеет открытый характер, вклю­чающий жизненный опыт субъекта, его эстетический вкус и ценностные ориен­тации. Поэтому употребление в дан­ном случае понятия В. э. представляет­ся более предпочтительным. Специфику же В. явлений действительности, эстети­ческую ценность к-рых субъекту пред­стоит открывать самому, более точно передает понятие «эстетическое созер­цание». В. э. не есть простое воспроиз­ведение худож. произв. в сознании. Это сложный процесс со-участия и со-твор-чества воспринимающего субъекта. От эстетической деятельности художни­ка — творца произв. иск-ва В. э. отли­чает то, что оно не технологично и дви­жется в обратном направлении: от В. результата (произв. в целом) к зало­женной в нем идее. Худож. произв. не дано субъекту В. непосредственно. Между произв. и воспринимающим субъектом всегда существует эстетиче­ская дистанция — сознание того, что перед ним лишь изображение действи­тельности, а не сама действительность. Эту мысль Л. Фейербаха выделил Ле­нин. Для преодоления дистанции необ­ходима определенная настроенность субъекта (Установка эстетическая) на В. худож. произв. как если бы оно было действительностью, не забывая в то же время о его условности (эту особен­ность В. э. раскрывает и использует, напр., прием рассказчика-очевидца в литературном повествовании). В. э., т. обр., амбивалентно (Амбивалентность): его субъект одновременно верит и не верит в реальность изображаемого. В. э. во мн. определяется худож. про­изв., к-рое не только является осн. ис­точником худож. информации, но и за- дает сам способ ее «прочтения», «пере­вода» в эмоционально-образный план субъекта. Сложность В. э. обусловлена тем, что идея произв. непереводима в вербальный, словесно-понятийный план (по образному определению Э. Хемин-гуэя, она подобна '/8 айсберга, скры­тым под водой). На этом строит свою концепцию символизм, утверждающий, что эстетическая идея остается навсегда скрытой от обыденного сознания. Одна­ко в худож. тексте (Текст художествен­ный), в системе выразительных средств всегда заложен код, позволяющий рас­шифровать его сокровенный смысл. Проникновение в смысл худож. произв. зависит также от эстетических способ­ностей (Способность эстетическая) субъекта, от степени развитости его эс­тетического чувства. Избирательность и глубина В. э. обусловлены состоянием культуры об-ва и общекультурным по­тенциалом самой личности, системой ее ценностных ориентаций. Продуктом В. э. становится «вторичный» образ и смысл, к-рый совпадает и не совпадает с образом и идеей, задуманными авто­ром. По словам поэта: «Книга должна быть исполнена читателем, как сона­та...». В процессе В. э. можно выделить несколько узловых моментов: установ­ка на В. худож. произв., предваритель­ная эмоция от встречи с ним; радость узнавания в нем ожидаемого образа, его развитие на основе ассоциаций (Ассоциация в искусстве) с представ­лениями, соответствующими собствен­ному жизненному и культурному опыту субъекта. Поскольку худож. образ ни­когда полностью не совпадает с ожида­ниями субъекта, постольку узнавание всегда принимает форму своеобразной игры: присвоения «чужого» худож. об­раза и эмпатии, «вчувствования» в него своих переживаний. В случае, когда худож. информация (Информация ху­дожественная) существенно превышает ожидания субъекта, В. э. либо разру­шается (субъект оценивает худож. про­изв. как странное, экстравагантное, аб­сурдное, безобразное), либо на основе интенсивной работы воображения у него формируется новый ояраз-переживание, в к-ром идея, заложенная в произв. Время художественное Вымысел художественный художником, как бы заново рождается, открывается. Этот высший момент В. э. сопровождается глубоким эстетическим переживанием, к-рое вслед за Аристо­телем можно охарактеризовать как ка­тарсис. Завершает процесс В. э. эсте­тическое суждение, имеющее уже реф­лективный характер (Суждение эстети­ческое). В. э. не всегда выступает в развернутом виде. Оно может остано­виться на предварительной эмоции или на уровне узнавания привычных об­разов, но может и подняться до высо­кого напряжения (потрясения), когда субъект переживает радость не только от открывшегося ему смысла, но и от самого акта открытия. ВРЕМЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — см. Пространство и время в искусстве. ВЧУВСТВОВАНИЯ ТЕОРИИ эс тетико-психологические концепции, в к-рых как основа эстетического пережи­вания и постижения мира полагается принцип «вчувствования». В. т. разви­вались во второй половине XIX— нач. XX в. в рамках субъективно-идеалисти­ческой философии. В работах осново­положников этого подхода Р. Фишера и Ф. Т. Фишера содержание данного принципа раскрывалось как особая связь внутреннего переживания с созер­цанием внешней формы, проекция чувств на воспринимаемые субъектом образы. Считалось, что свойства пред­мета восприятия есть. результат пере­несения на них чувств субъекта (от­сюда возникают, напр., картины «груст­ного» или «веселого» пейзажа). В пси­хологических теориях Р. Г. Лотце и Липпса устанавливалась связь эстети­ческого чувства с органическими пере­живаниями человека и утверждалось, что ощущение эстетической ценности возникает лишь в тех чувственных об­разах, где человек находит отражение себя самого, причем отражение непо­средственное, положительное и возвы­шающее субъекта. Согласно Липпсу, В. есть «объективированное самочувст­вие». К. Грос отмечал активную роль воображения и фантазии в формиро­вании чувственно данных представле­ний путем внутреннего подражания им. В эстетических концепциях В. Воррин- гера и Ли Вернон В. т. значительно модифицируются в плане сближения их с формалистическими исканиями аб­стракционизма и экспрессионизма. Так, В. Воррингер считал, что потребность человека к одухотворению дополняется противоположным стремлением к аб­стракции, исходящим из чувства страха и беспокойства как источника твор­чества. В дальнейшем идеи В. т. исполь­зовались преимущественно в рамках представлений об эмпатии. Нек-рые из этих идей получили развитие в эстетиче­ской концепции Выготского, к-рый под­черкивал творческую возможность В. и фантазии в акте худож. творчества. ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896—1934) —советский психолог, идеи к-рого оказали большое влияние па эстетику, литературоведение, искус­ствознание. В предреволюционный пе­риод написал ряд работ по литератур­ной критике и эстетике, в к-рых чувст­вовалось влияние импрессионистского направления, выступившего в противо­вес традиционной «академической» кри­тике под именем «читательской крити­ки». Задача последней усматривалась в том, чтобы уловить эстетическое пере­живание (Чувство эстетическое), выз­ванное произв. иск-ва, в его непосред­ственной данности субъекту, отрешив­шись от всего «внешнего». Верная мысль о том, что произв. иск-ва можно понять не иначе как пережив его собственной душой, оборачивалась при таком под­ходе субъективистской трактовкой. В послереволюционные годы В. становит­ся последовательным приверженцем марксизма в эстетике и психологии. Под влиянием Плеханова он усваивает по­ложение, согласно к-рому иск-во обус­ловлено психикой общественного чело­века. Исследования В. в области психо­логии искусства получили известность ,не только в психологических кругах, но и в среде худож. интеллигенции. Его идеи нашли отклик у Эйзенштейна, ши­роко пропагандировались пианисткой М. В. Юдиной и др. В. определял иск-во как «социальную технику чувств», по­нимая само чувство как целостную эс­тетическую реакцию, вызываемую осо­бой организацией (структурой) худож. произв., присущей ему «психологией формы». В психической организации субъекта, воспринимающего произв. иск-ва, «противочувствие» возникает как эффект столкновения двух противо­положно направленных элементов структуры этого произв. В басне, эпосе, драме всегда имеется «два тока», даю­щих «короткое замыкание». Опираясь на эстетику Шиллера, В. выдвинул по­ложение о «преодолении материала ху­дож. формой». В его основе лежала установка на то, чтобы раскрыть прису­щую иск-ву диалектику формы и содер­жания, благодаря к-рой последнее воз­действует на воспринимающего произв. иск-ва иначе, чем само по себе, в отрыве от формы. Психологическое объяснение эстетической реакции, согласно В., не­пременно должно быть психофизиоло­гическим, т. е. охватывающим процессы не только в сознании и подсознании, но в организме как целостной системе, реа­лизующей свою активность посредством нейромеханизмов, работа к-рых, в свою очередь, подчинена социокультурным факторам. Чувства противоположного свойства вызывают катарсис, в трактов­ке к-рого В. придерживался идеи о том, что иск-во — «организация нашего по­ведения на будущее», мобилизация ду­шевных сил человека во имя высших социальных целей. Отстаивая марксист­ское понимание сущности иск-ва, В. по­казал необходимость дополнить социо­логический анализ эстетическим, а в последнем опираться на социально-пси­хологические (обращенные к личности и ее переживаниям) основания. Идеи В. стали основополагающими для раз­работки психологии иск-ва. Осн. труды по проблемам эстетики: «Трагедия о Гамлете, принце датском, У. Шекспира» (1916), «Психология искусства» (1925). ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕН­НЫЙ—специфический акт художест­венного творчества, способствующий конструированию мыслимых и возмож­ных вариантов бытия, представлению того, что может и должно быть. Продук­тивные свойства В. основаны на работе воображения (Воображение художест­венное), обеспечивающего разведку но­вого, творческое комбинирование, обоб- щение и синтезирование в процессе ху­дож. деятельности. Посредством В. со­вершается в иск-ве освоение мира в его смысловой перспективе, пересоздание реальных форм, эстетическая организа­ция материала. Как атрибут худож. мышления (Мышление художествен­ное), В. х. способствует созреванию за­мысла, развитию и выражению отправ­ных идей. Его конструктивно-созида­тельная природа проявляется и на по­следующих стадиях творческого про­цесса. Он является необходимой пред­посылкой худож. обобщения, особенно таких его форм, как идеализация, сим­волизация, решающую роль играет в создании прообразов предстоящего, по­тенциального бытия, в. представлении фантастических, невероятных ситуаций. Опираясь на свободную игру фантазии, художник может творчески эксперимен­тировать, прибегать к созданию собст­венных версий и воображаемых фик­ций. Действенность В. х. определяется не внешней правдоподобностью, а логи­кой его худож. развертывания, эстети­ческой мотивировкой, глубиной проник­новения в смысл явлений. Бессмыслен­ное с т. зр. обычных познавательных критериев оказывается в иск-ве не праздной, нелепой выдумкой, а формой условного полагания (Условность), со­действующего осмыслению различных сторон действительности. В реалистиче­ском иск-ве В. х. отличается эстетиче­ской содержательностью, чувством ме­ры, что обеспечивает необходимый ба­ланс совпадения и несовпадения вы­мышленного худож. мира и мира дейст­вительного, отображаемого в произв. Нарушение этого баланса в иск-ве ведет либо к натуралистическому копирова­нию действительности, либо к форма­листическому фантазированию без опо­ры на объективно-действительное и опыт публики, к к-рой всегда обращено худож. произв. и без к-рой невозможно его бытие. Идеальная заданность ху­дож. произв. обязательно предполагает эстетическое доверие и соучастие пуб­лики, ее прочувствованный отклик. Именно такой смысл заключен в афо­ристических пушкинских строках: «Над вымыслом слезами обольюсь».

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!